Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:36, реферат
Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с
существом не только биологическим, но и социальным. Социальность –
специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической
субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для
формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю,
изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и
Введение................................стр
Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая
система................................стр
Внешняя среда и ее воздействие на организм человека..........стр
Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и
физической работоспособности.................... стр
Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма
человека к различным условиям внешней среды............. стр
Литература ............................... стр
нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры
до 37 – 380С, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже
тогда, когда температура их тела достигает 390С и более.
У людей, которые систематически и активно занимаются физическими
упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость
при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.
К числу основных физических или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий
уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и
выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости
от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера,
специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным
физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом
определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений.
Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека
можно понять, ознакомившись с
упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены
определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем
видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру
мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический
характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела
или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без
его перемещения характеризуется как статическая работа (статическое усилие).
Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а
усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его
звеньев в пространстве.
Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных
(стандартных) условиях как на
тренировках, так и на
двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В
рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения
совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты,
выносливости, высокой координации при их выполнении.
Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых в
нестандартности, непостоянстве условий их выполнения, в меняющейся ситуации,
требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры).
Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или
нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения)
циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на
коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера
(упражнения без обязательной
слитной повторяемости
имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания,
гимнастические и
движений циклического характера состоит в том, что все они представляют
работу постоянной и: переменной мощности
с различной
Многообразный характер движений не всегда позволяет точно определить мощность
выполненной работы (т.е. количество работы в единицу времени, связанное с
силой мышечных сокращений, их частотой и амплитудой), в таких случаях
используется термин «интенсивность». Предельная продолжительность работы
зависит от ее мощности, интенсивности и объема, а характер выполнения работы
связан с процессом утомления в организме. Если мощность работы велика, то
длительность ее мала вследствие быстро наступающего утомления, и наоборот.
При работе циклического характера спортивные физиологи различают зону
максимальной мощности (продолжительность работы не превышает 20 – 30 с,
причем утомление и снижение
работоспособности большей
через 10 – 15 с); субмаксимальной (от 20 – 30 до : 3 – 5 с); большой (от 3 –
5 до 30 – 50 мин) и умеренной (продолжительность 50 мин и более).
Особенности функциональных сдвигов организма при выполнении различных видов
циклической работы в различных зонах мощности: определяет спортивный
результат. Так, например, основной характерной чертой работы в зоне
максимальной мощности является то, что деятельность мышц протекает в
бескислородных (анаэробных) условиях. Мощность работы настолько велика, что
организм не в состоянии обеспечить ее совершение за счет кислородных
(аэробных) процессов. : Если бы такая мощность достигалась за счет
кислородных реакций, то органы кровообращения и дыхания должны были
обеспечить доставку к мышцам свыше 40 л кислорода в 1 мин. Но даже у
высококвалифицированного
кровообращения потребление
цифре. В течение же первых 10 – 20 с работы потребление кислорода в пересчете
на 1 мин достигает лишь 1 – 2 л. Поэтому работа максимальной мощности
выполняется «в долг», который ликвидируется после окончания мышечной
деятельности. Процессы дыхания и кровообращения во время работы максимальной
мощности не успевают усилиться до уровня, обеспечивающего нужное количество
кислорода, чтобы дать энергию работающим мышцам. Во время спринтерского бега
делается лишь несколько поверхностных дыханий, а иногда такой бег совершается
при полной задержке дыхания. При этом
афферентные и эфферентные
нервной системы функционируют с максимальным напряжением, вызывая достаточно
быстрое утомление клеток центральной нервной системы. Причина утомления самих
мышц связана со значительным накоплением продуктов анаэробного обмена и
истощением энергетических веществ в них. Главная масса энергии,
освобождающаяся при работе максимальной мощности, образуется за счет энергии
распада АТФ и КФ. Кислородный долг, ликвидируемый в период восстановления
после выполненной работы, используется на окислительный ресинтез
(восстановление) этих веществ.
Снижение мощности и увеличение продолжительности работы связано с тем, что
помимо анаэробных реакций энергообеспечения мышечной деятельности
разворачиваются также и процессы аэробного энергообразования. Это увеличивает
(вплоть до полного
работающим мышцам. Так, при выполнении работы в зоне относительно умеренной
мощности (бег на длинные и сверхдлинные дистанции) уровень потребления
кислорода может достигать примерно 85% максимально возможного. При этом часть
потребляемого кислорода используется на окислительный ресинтез АТФ, КФ и
углеводов. При длительной (иногда многочасовой) работе умеренной мощности
углеводные запасы организма (гликоген) значительно уменьшаются, что приводит
к снижению содержания глюкозы в крови, отрицательно сказываясь на
деятельности нервных центров, мышц и других работающих органов. Чтобы
восполнить израсходованные
забегов и проплывов, предусматривается специальное питание растворами сахара,
глюкозы, соками. Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью
циклов и представляют собою стереотипно следующие фазы движений с четким
завершением. Чтобы выполнить их, необходимо проявить силу, быстроту, высокую
координацию движений (движения силового и скоростно-силового характера).
Успешность выполнения этих упражнений связана с проявлением либо максимальной
силы, либо скорости, либо сочетания того и другого и зависит от необходимого
уровня функциональной готовности систем организма в целом.
К средствам физической культуры относятся не только физические упражнения, но
и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы
(режим труда, сна, питания,
санитарно-гигиенические
оздоровительных сил ,природы способствует укреплению и активизации защитных
сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических
систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и, лиственной
работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных
привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием.
Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной
учебной деятельности снимают нервно-психические напряжения, а систематическая
мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную
устойчивость организма при напряженной учебной работе.
Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в
покое, при выполнении
стандартной и предельно
Формирование и
организма в целом зависят от их способности к дальнейшему развитию, что имеет
во многом генетическую (врожденную) основу и особенно важно для достижения
как оптимальных, так и максимальных показателей физической и умственной
работоспособности. При этом следует знать, что способность к выполнению
физической работы может возрастать многократно, но до определенных пределов,
тогда как умственная деятельность фактически не имеет ограничений в своем
развитии. Каждый организм обладает определенными резервными возможностями.
Систематическая мышечная деятельность
позволяет путем
физиологических функций мобилизовать те резервы, о существовании которых
многие даже не догадываются. Причем адаптированный к нагрузкам организм
обладает гораздо большими резервами, более экономно и полно может их
использовать. Так, в результате целенаправленных систематических занятий
физическими упражнениями объем сердца может увеличиваться в 2 – 3 раза,
легочная вентиляция – в 20 – 30 раз, максимальное потребление кислорода
возрастает на порядок, устойчивость к гипоксии значительно повышается.
Организм с более высокими морфофункциональными показателями физиологических
систем и органов обладает повышенной способностью выполнять более
значительные по мощности, объему,
интенсивности и
физические нагрузки. Особенности морфофункционального состояния разных систем
организма, формирующиеся в результате двигательной деятельности, называют
физиологическими показателями тренированности. Они изучаются у человека в
состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных нагрузок и
нагрузок различной мощности, в том числе и предельных. Одни физиологические
показатели менее изменчивы, другие более и зависят от двигательной
специализации и индивидуальных особенностей каждого занимающегося.
Основное средство физической культуры в процессе двигательной тренировки это
физические упражнения. Во многих учебниках физиологии приводятся данные о
том, что процесс упражнения стал предметом научного исследования под влиянием
эволюционного учения Ж. Ламарка и Ч. Дарвина только в "1" в. В 1809 г. Ламарк
опубликовал материал, где отметил, что у животных, обладающих нервной
системой, развиваются органы, которые упражняются, а органы, которые не
упражняются – слабеют и уменьшаются. Заслугой П.Ф. Лесгафта, известного
анатома и отечественного общественного деятеля 19 – начала 20 в., было то,
что он показал конкретную морфологическую
перестройку организма и
органов человека в процессе упражнений и тренировки.
Известные российские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов показали роль
центральной нервной системы в развитии тренированности на всех стадиях
упражнения при формировании приспособительных процессов организма. В
дальнейшем многие исследователи доказали, что упражнение вызывает глубокую
перестройку во всех органах, и системах организма человека. Сущность
упражнения (а следовательно, и тренировки) составляют физиологические,
биохимические, морфологические изменения, возникающие под воздействием
многократно повторяющейся работы или других видов активности и при
изменяющейся нагрузке и отражающие единство расхода и восстановления
функциональных и структурных ресурсов в организме.
В ходе тренировки развитие работоспособности организма имеет разную динамику,
но оно характеризует
упражнения, и отражает как наследственные качества организма, так и. методы
их развития и совершенствования, Таким образом, эффективность упражнения,
находящая выражение в виде результата (достижение здоровья, успех в
умственной, спортивной и другой деятельности), может иметь разные пути и
динамику на всем пути процесса тренировки. Важная задача упражнения –
сохранить здоровье и работоспособность на оптимальном уровне за счет
активизации восстановительных процессов.
В ходе упражнения совершенствуются высшая нервная деятельность, функции
центральной нервной, нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной,