Физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:36, реферат

Описание

Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с
существом не только биологическим, но и социальным. Социальность –
специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической
субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для
формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю,
изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и

Содержание

Введение................................стр

Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая
система................................стр
Внешняя среда и ее воздействие на организм человека..........стр
Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и
физической работоспособности.................... стр
Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма
человека к различным условиям внешней среды............. стр
Литература ............................... стр

Работа состоит из  1 файл

Физическая культура.docx

— 121.44 Кб (Скачать документ)

нетренированные люди не в состоянии  выполнять работу при подъеме  их температуры

до 37 – 380С, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже

тогда, когда температура их тела достигает 390С и более.

У людей, которые систематически и  активно занимаются физическими

упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость

при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.

К числу основных физических или  двигательных) качеств, обеспечивающих высокий

уровень физической работоспособности  человека, относят силу, быстроту и

выносливость, которые проявляются  в определенных соотношениях в зависимости

от условий выполнения той или  иной двигательной деятельности, ее характера,

специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным

физическим качествам следует  добавить гибкость и ловкость, которые  во многом

определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений.

Многообразие и специфичность  воздействия упражнений на организм человека

можно понять, ознакомившись с физиологической  классификацией физических

упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены

определенные физиологические  классификационные признаки, которые  присущи всем

видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру

мышечных сокращений работа мышц может  носить статический или динамический

характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения  тела

или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза  без

его перемещения характеризуется  как статическая работа (статическое  усилие).

Статическими усилиями характеризуется  поддержание разнообразных поз  тела, а

усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его

звеньев в пространстве.

Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных

(стандартных) условиях как на  тренировках, так и на соревнованиях;

двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В

рамках определенной стандартности  движений и условий их выполнения

совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты,

выносливости, высокой координации  при их выполнении.

Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых  в

нестандартности, непостоянстве условий  их выполнения, в меняющейся ситуации,

требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры).

Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или

нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения)

циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на

коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и  упражнения ациклического характера

(упражнения без обязательной  слитной повторяемости определенных  циклов,

имеющих четко выраженные начало и  завершение движения: прыжки, метания,

гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей). Общее  для

движений циклического характера  состоит в том, что все они  представляют

работу постоянной и: переменной мощности с различной продолжительностью.

Многообразный характер движений не всегда позволяет точно определить мощность

выполненной работы (т.е. количество работы в единицу времени, связанное  с

силой мышечных сокращений, их частотой и амплитудой), в таких случаях

используется термин «интенсивность». Предельная продолжительность работы

зависит от ее мощности, интенсивности  и объема, а характер выполнения работы

связан с процессом утомления  в организме. Если мощность работы велика, то

длительность ее мала вследствие быстро наступающего утомления, и наоборот.

При работе циклического характера  спортивные физиологи различают  зону

максимальной мощности (продолжительность  работы не превышает 20 – 30 с,

причем утомление и снижение работоспособности большей частью наступает уже

через 10 – 15 с); субмаксимальной (от 20 – 30 до : 3 – 5 с); большой (от 3 –

5 до 30 – 50 мин) и умеренной  (продолжительность 50 мин и более).

Особенности функциональных сдвигов  организма при выполнении различных  видов

циклической работы в различных  зонах мощности: определяет спортивный

результат. Так, например, основной характерной  чертой работы в зоне

максимальной мощности является то, что деятельность мышц протекает  в

бескислородных (анаэробных) условиях. Мощность работы настолько велика, что

организм не в состоянии обеспечить ее совершение за счет кислородных

(аэробных) процессов. : Если бы такая  мощность достигалась за счет

кислородных реакций, то органы кровообращения и дыхания должны были

обеспечить доставку к мышцам свыше 40 л кислорода в 1 мин. Но даже у

высококвалифицированного спортсмена при полном усилении функции дыхания  и

кровообращения потребление кислорода  может только приближаться : к указанной

цифре. В течение же первых 10 – 20 с работы потребление кислорода  в пересчете

на 1 мин достигает лишь 1 – 2 л. Поэтому  работа максимальной мощности

выполняется «в долг», который ликвидируется  после окончания мышечной

деятельности. Процессы дыхания и  кровообращения во время работы максимальной

мощности не успевают усилиться  до уровня, обеспечивающего нужное количество

кислорода, чтобы дать энергию работающим мышцам. Во время спринтерского бега

делается лишь несколько поверхностных  дыханий, а иногда такой бег совершается

при полной задержке дыхания. При этом афферентные и эфферентные отделы

нервной системы функционируют  с максимальным напряжением, вызывая  достаточно

быстрое утомление клеток центральной  нервной системы. Причина утомления  самих

мышц связана со значительным накоплением  продуктов анаэробного обмена и

истощением энергетических веществ  в них. Главная масса энергии,

освобождающаяся при работе максимальной мощности, образуется за счет энергии

распада АТФ и КФ. Кислородный  долг, ликвидируемый в период восстановления

после выполненной работы, используется на окислительный ресинтез

(восстановление) этих веществ.

Снижение мощности и увеличение продолжительности работы связано  с тем, что

помимо анаэробных реакций энергообеспечения  мышечной деятельности

разворачиваются также и процессы аэробного энергообразования. Это  увеличивает

(вплоть до полного удовлетворения  потребности) поступление кислорода  к

работающим мышцам. Так, при выполнении работы в зоне относительно умеренной

мощности (бег на длинные и сверхдлинные дистанции) уровень потребления

кислорода может достигать примерно 85% максимально возможного. При этом часть

потребляемого кислорода используется на окислительный ресинтез АТФ, КФ и

углеводов. При длительной (иногда многочасовой) работе умеренной мощности

углеводные запасы организма (гликоген) значительно уменьшаются, что приводит

к снижению содержания глюкозы в  крови, отрицательно сказываясь на

деятельности нервных центров, мышц и других работающих органов. Чтобы

восполнить израсходованные углеводные запасы организма в процессе длительных

забегов и проплывов, предусматривается  специальное питание растворами сахара,

глюкозы, соками. Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью

циклов и представляют собою  стереотипно следующие фазы движений с четким

завершением. Чтобы выполнить их, необходимо проявить силу, быстроту, высокую

координацию движений (движения силового и скоростно-силового характера).

Успешность выполнения этих упражнений связана с проявлением либо максимальной

силы, либо скорости, либо сочетания  того и другого и зависит от необходимого

уровня функциональной готовности систем организма в целом.

К средствам физической культуры относятся  не только физические упражнения, но

и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы

(режим труда, сна, питания,  санитарно-гигиенические условия). Использование

оздоровительных сил ,природы способствует укреплению и активизации защитных

сил организма, стимулирует обмен  веществ и деятельность физиологических

систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и, лиственной

работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных

привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием.

Систематические занятия физическими  упражнениями в условиях напряженной

учебной деятельности снимают нервно-психические  напряжения, а систематическая

мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную

устойчивость организма при  напряженной учебной работе.

     Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в

покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной  работы

Формирование и совершенствование  различных морфофизиологических функций  и

организма в целом зависят от их способности к дальнейшему  развитию, что имеет

во многом генетическую (врожденную) основу и особенно важно для достижения

как оптимальных, так и максимальных показателей физической и умственной

работоспособности. При этом следует  знать, что способность к выполнению

физической работы может возрастать многократно, но до определенных пределов,

тогда как умственная деятельность фактически не имеет ограничений  в своем

развитии. Каждый организм обладает определенными  резервными возможностями.

Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования

физиологических функций мобилизовать те резервы, о существовании которых

многие даже не догадываются. Причем адаптированный к нагрузкам организм

обладает гораздо большими резервами, более экономно и полно может  их

использовать. Так, в результате целенаправленных систематических занятий

физическими упражнениями объем сердца может увеличиваться в 2 – 3 раза,

легочная вентиляция – в 20 – 30 раз, максимальное потребление кислорода

возрастает на порядок, устойчивость к гипоксии значительно повышается.

Организм с более высокими морфофункциональными показателями физиологических

систем и органов обладает повышенной способностью выполнять более

значительные по мощности, объему, интенсивности и продолжительности

физические нагрузки. Особенности  морфофункционального состояния разных систем

организма, формирующиеся в результате двигательной деятельности, называют

физиологическими показателями тренированности. Они изучаются у человека в

состоянии относительного покоя, при  выполнении стандартных нагрузок и

нагрузок различной мощности, в  том числе и предельных. Одни физиологические

показатели менее изменчивы, другие более и зависят от двигательной

специализации и индивидуальных особенностей каждого занимающегося.

Основное средство физической культуры в процессе двигательной тренировки это

физические упражнения. Во многих учебниках физиологии приводятся данные о

том, что процесс упражнения стал предметом научного исследования под  влиянием

эволюционного учения Ж. Ламарка и  Ч. Дарвина только в "1" в. В 1809 г. Ламарк

опубликовал материал, где отметил, что у животных, обладающих нервной

системой, развиваются органы, которые  упражняются, а органы, которые не

упражняются – слабеют и уменьшаются. Заслугой П.Ф. Лесгафта, известного

анатома и отечественного общественного  деятеля 19 – начала 20 в., было то,

что он показал конкретную морфологическую  перестройку организма и отдельных

органов человека в процессе упражнений и тренировки.

Известные российские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов показали роль

центральной нервной системы в  развитии тренированности на всех стадиях

упражнения при формировании приспособительных  процессов организма. В

дальнейшем многие исследователи  доказали, что упражнение вызывает глубокую

перестройку во всех органах, и системах организма человека. Сущность

упражнения (а следовательно, и  тренировки) составляют физиологические,

биохимические, морфологические изменения, возникающие под воздействием

многократно повторяющейся работы или других видов активности и  при

изменяющейся нагрузке и отражающие единство расхода и восстановления

функциональных и структурных  ресурсов в организме.

В ходе тренировки развитие работоспособности  организма имеет разную динамику,

но оно характеризует изменения, происходящие в организме в процессе

упражнения, и отражает как наследственные качества организма, так и. методы

их развития и совершенствования, Таким образом, эффективность упражнения,

находящая выражение в виде результата (достижение здоровья, успех в

умственной, спортивной и другой деятельности), может иметь разные пути и

динамику на всем пути процесса тренировки. Важная задача упражнения –

сохранить здоровье и работоспособность  на оптимальном уровне за счет

активизации восстановительных процессов.

В ходе упражнения совершенствуются высшая нервная деятельность, функции

центральной нервной, нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной,

Информация о работе Физическая культура