Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:36, реферат
Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с
существом не только биологическим, но и социальным. Социальность –
специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической
субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для
формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю,
изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и
Введение................................стр
Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая
система................................стр
Внешняя среда и ее воздействие на организм человека..........стр
Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и
физической работоспособности.................... стр
Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма
человека к различным условиям внешней среды............. стр
Литература ............................... стр
Дыхательная система может управляться человеком произвольно. Необходимо иметь
в виду некоторые приемы управления.
Специалисты рекомендуют в
относительного покоя дышать через нос и только при интенсивной физической
работе дышать одновременно и через рот; во всех случаях выпрямления тела
делать вдох, при сгибании – выдох; в процессе выполнения циклических движений
ритм дыхания приспосабливать к ритму движения, акцентируя внимание на выдохе;
избегать необоснованных задержек дыхания и натуживания.
Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма
человека к различным условиям внешней среды
Развитие двигательных и вегетативных функций организма у детей и
совершенствование их у взрослых и
пожилых людей связано с
активностью. Оздоровительное значение физической культуры общеизвестно.
Имеется огромное количество исследований, показывающих положительное влияние
физических упражнений на опорно-двигательный аппарат, центральную нервную
систему, кровообращение, дыхание, выделение, обмен веществ, теплорегуляцию,
органы внутренней секреции. Велико значение физических упражнений и как
средства лечения.
В жизни постоянно возникают ситуации, когда человек, будучи подготовлен к
существованию в одних условиях, должен готовить себя (адаптироваться) к
деятельности в других. При этом проблема адаптации связана с тем, что
физиологические и биологические вопросы сопоставляются с социальными
проблемами развития человека и общества. Механизмы адаптации впервые описал
канадский ученый Ганс Селье. В его
представлении адаптация
действием гуморальных механизмов.
Концепция адаптации Селье
пересматривалась с более
данных, в том числе о роли в процессе адаптации нервной системы. Действие
факторов, вызывающих развитие адаптационных механизмов организма, всегда было
комплексным. Так, все живые организмы в ходе эволюции приспосабливались к
земным условиям существования: барометрическому давлению и гравитации, уровню
космических и тепловых излучений, газовому составу воздуха, окружающей
атмосфере. Животный мир адаптировался и к смене сезонов – времен года,
которые включают изменения освещенности, температуры, влажности, радиации и
т.д. Смена дня и ночи определенным образом связана с перестройкой организма и
изменениями биологических ритмов деятельности его функциональных систем.
Человек может мигрировать, оказываться в равнинных или горных условиях, в
условиях жары или холода, при этом он оказывается связан с особенностями
питания, обеспечения водой, различными
условиями индивидуального
цивилизации. Все это связано с развитием дополнительных механизмов адаптации,
которые достаточно специфичны. В зависимости от силы воздействия
раздражителей окружающей среды, условий и функционального состояния организма
адаптивные факторы могут
реакции организма.
Систематическая тренировка формирует физиологические механизмы, расширяющие
возможности организма, его готовность к адаптации, что обеспечивает в
различные периоды (фазы) развертывания
приспособительных
процессов. Известный спортивный физиолог, специалист по адаптации А.В.
Коробков выделял несколько таких фаз: начальная, переходная, устойчивая,
дезаптация и повторная
такое морфофункциональное состояние организма, которое обеспечивает ему
успешное приспособление к новым условиям существования. Для готовности
организма к адаптации и эффективности в ее осуществлении значительную роль
играют факторы, укрепляющие общее состояние организма, стимулирующие его
неспецифическую резистентность (устойчивость): 1) рациональное питание;2)
обоснованный режим; 3) адаптирующие медикаментозные средства; 4) физическая
тренировка; 5) закаливание. Из многообразия факторов развития адаптации
особое место отводится
русский физиолог, в развитие учения об упражняемости Ж. Ламарка, Ч. Дарвина и
других исследователей 19-го в., отмечал, что физическая тренированность,
развивая механизм координации в нервной системе, обусловливает повышение
обучаемости, тренируемости нервной системы и организма в целом.
Литература:
«Физическая культура студента» В.И.Ильинича