Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:36, реферат
Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с
существом не только биологическим, но и социальным. Социальность –
специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической
субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для
формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю,
изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и
Введение................................стр
Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая
система................................стр
Внешняя среда и ее воздействие на организм человека..........стр
Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и
физической работоспособности.................... стр
Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма
человека к различным условиям внешней среды............. стр
Литература ............................... стр
того чтобы транспортировать от легких в мышцы 5 – 6 л кислорода в 1 мин,
сердце должно перекачивать в каждую минуту около 35 л крови. Частота
сердечных сокращений при этом составляет 180 – 190 в 1 мин, а систолический
объем крови может превышать 170 мл. Естественно, что столь резко возрастающая
скорость кровотока
достигающим 200 – 250 мм рт. ст.
Если выполняемая предельная работа
характеризуется высокой
анаэробных реакций, то она сопровождается
накоплением продуктов
распада. Оно больше у тренированных спортсменов, чем у нетренированных.
Например, концентрация молочной кислоты в крови при предельной работе может
доходить у тренированных
сущие биохимические сдвиги в крови и моче у тренированных спортсменов при
предельной работе значительно большие, чем у нетренированных.
Понижение уровня сахара в крови, являющееся одним из основных признаков
утомления, наиболее выражено при очень длительной работе у хорошо
тренированных спортсменов. Даже при величине содержания сахара в крови ниже
50 мг% тренированной марафонец еще
долго способен сохранять
бега, в то время как нетренированный при таком низком содержании сахара в
крови вынужден сойти с дистанции.
Значительные изменения в
центральная нервная система тренированного организма обладает устойчивостью к
действию резко измененного состава внутренней среды. Организм
высокотренированного
действию факторов утомления, иначе говоря, большой выносливостью. Он
сохраняет работоспособность при таких условиях, при которых нетренированный
организм вынужден прекратить работу.
Таким образом, функциональные показатели тренированности при полнении
предельно напряженной работы в циклических видах двигательной деятельности
обусловливаются мощностью работы. Так, из приведенных данных видно, что при
работе субмаксимальной и
анаэробные процессы энергообеспечения,
т.е. способность адаптации
работе при существенно
При работе большой и умеренной мощности главным фактором результативности
является своевременная и
тканям. Аэробные возможности организма при этом должны быть очень высоки.
При предельно напряженной мышечной деятельности происходят значительные
изменения практически во всех системах организма, и это говорит о том, что
выполнение этой напряженной работы связано с вовлечением в ее реализацию
больших резервных мощностей организма, с усилением обмена веществ и энергии.
Таким образом, организм человека, систематически занимающегося активной
двигательной деятельностью, в
состоянии совершить более
объему и интенсивности работу, чем организм человека, не занимающегося ею.
Это обусловлено систематической активизацией физиологических и функциональных
систем организма, вовлечением и, повышением их резервных возможностей, своего
рода тренированностью процессов их использования и пополнения. Каждая клетка,
их совокупность, орган, система органов, любая функциональная система в,
результате целенаправленной систематической упражняемости повышают показатели
своих функциональных возможностей и резервных мощностей, обеспечивая в итоге
более высокую работоспособность организма за счет того же эффекта
упражняемости тренированности мобилизации обменных процессов.
Обмен веществ и энергии
Основной признак живого организма – обмен веществ и энергии. В организме
непрерывно идут пластические процессы, процессы роста, образования сложных
веществ, из которых состоят клетки и ткани. Параллельно происходит обратный
процесс разрушения; Всякая деятельность человека связана с расходованием
энергии. Даже во время сна многие органы (сердце, легкие, дыхательные мышцы):
расходуют значительное количество энергии. Нормальное протекание этих
процессов требует расщепления сложных органических веществ так как они
являются единственными
веществами являются белки, жиры и углеводы. Большое значение для нормального
обмена веществ имею~ также вода, витамины и минеральные соли. Процессы
образования в клетках организма необходимых ему веществ, извлечение и
накопление энергии (ассимиляция) и процессы окисления и распада органических
соединений, превращение энергии и ее расход (диссимиляция) на нужды
жизнедеятельности организма между собой тесно переплетены, обеспечивают
необходимую интенсивность обменных процессов в целом и баланс поступления и
расхода веществ и энергии.
Обменные процессы протекают очень интенсивно. Почти половина тканей тела
обновляется или заменяется полностью в течение трех месяцев. За 5 лет учебы
роговица глаза у студента сменяется 350 раз, ткани желудка обновляются 500
раз, эритроцитов вырабатывается до 300 млрд ежедневно, в течение 5 – 7 дней
половина всего белкового
Обмен белков Белки – необходимый строительный материал протоплазмы
клеток. Они выполняют в организме специальные функции. Все ферменты, многие
гормоны, зрительный пурпур сетчатки, переносчики кислорода, защитные вещества
крови являются белковыми телами. Белки сложны по своему строению и весьма
специфичны. Белки, содержащиеся в пище, и белки в составе нашего тела
значительно отличатся по своим качествам. Если белок извлечь из пищи и ввести
непосредственно в кровь, то человек может погибнуть. Белки состоят из белковых
элементов – аминокислот, которые образуются при переваривании животного и
растительного , 5елка и поступают в кровь из тонкого кишечника. В состав клеток
живого организма входит более 20 типов аминокислот. В клетках непрерывно
протекают процессы синтеза огромных белковых молекул, состоящих из цепочек
аминокислот. Сочетание этих аминокислот (всех или части из них), соединенных в
цепочки в разной последовательности, и обусловливает бесчисленное количество
разнообразных белков.
Аминокислоты делятся на незаменимые и заменимые. Незаменимыми называются те,
которые организм получает только с пищей. Заменимые могут быть синтезированы
в организме из других аминокислот. По содержанию аминокислот определяется
ценность белков пищи. Вот почему белки, поступающие с пищей, делятся на две
группы: полноценные, содержащие все незаменимые аминокислоты, и
неполноценные, в составе которых
отсутствуют некоторые
аминокислоты. Основным источником полноценных белков служат животные белки.
Растительные белки (за редким исключением) неполноценные. В тканях и клетках
непрерывно идет разрушение и синтез белковых структур. В условно здоровом
организме взрослого человека количество распавшегося белка равно количеству
синтезированного. Так как баланс
белка в организме имеет
значение, разработано много методов его изучения.
Баланс белка определяется разностью между количеством белка, поступившего с
пищей, и количеством белка, подвергшегося за это время разрушению. Количество
поступившего белка определить не трудно: для этого надо определить количество
азота в пище. В состав белков непременно входит азот, которого нет в
углеводах и жирах, Следовательно, зная количество азота, введенного в
организм с пищей, и количество выделенного организмом азота, можно определить
количество утилизированного организмом белка. О количестве белка,
подвергшегося в организме разрушению, судят по количеству азота, выделенного
организмом с экскрементами.
В относительно здоровом организме человека среднего возраста количество
введенного азота равно
азотистым равновесием. В организме белок не откладывается про запас, не
депонируется. Поэтому при тяжелых физических нагрузках, болезнях или
голодании в организме может идти процесс распада собственных белков.
Количество выведенного азота при этом больше, чем количество поступившего.
Это состояние называется отрицательным азотистым балансом.
В некоторых случаях в организме синтез белка превышает его распад. Количество
выведенного азота при этом меньше количества поступающего. Такое состояние
называется положительным
наблюдается у детей, беременных женщин, выздоравливающих больных.
Функции белка не ограничиваются пластическим значением для организма.
Растворенные в плазме белки образуют коллоидный раствор крови, который
взаимодействует с основным веществом соединительной ткани через тканевую
жидкость. Движение веществ сквозь стенки капилляров – сложное сочетание
процессов диффузии, фильтрации и осмоса. Поскольку концентрация белков в
крови выше, чем в тканевой жидкости, осмотическое давление в крови также
выше. Осмотическое давление белков и других коллоидов; называемое
онкотическим, удерживает воду в крови. Если онкотическое давление крови очень
низкое (например; при длительном белковом голодании), обратное проникновение
тканевой жидкости в капилляры уменьшается и в. тканях могут возникнуть отеки.
Белки плазмы крови выполняют роль, буферных систем, поддерживающих рН крови,
а в виде гемоглобина, участвуют в транспорте газов. Кроме того, велика и
регуляторная роль белков в обмене углеводов и жиров. Входя в состав ферментов
и гормонов, белки определяют ход химических превращений в организме и
интенсивность обмена веществ. Существенна роль белка в функции мышц. Белок
также является энергетическим веществом (при окислении в организме может
образовываться 4,1 ккал, а в лабораторных условиях еще дополнительно 1,3
ккал).
Регуляция белкового равновесия осуществляется гуморальным и , нервным путями
(через гормоны коры
Содержание белка в пищевых продуктах различно. К примеру, в свежем мясе и
рыбе 18 г на 100 г продукта, в бобовых – 18, хлебе – 7, сыре, твороге – 20.
Считается, что норма потребления белка в день для взрослого человека
составляет 80 – 100 г. Если его поступает больше, то лишний белок идет на
покрытие энергетических затрат организма. При этом он может
трансформироваться в углеводы и другие соединения. При больших физических
нагрузках потребность организма в белке может доходить до 150 г/сут.
Азот – один из конечных продуктов окисления белка. Однако азот выделяется не в
свободном состоянии, а в виде соединений с водородом – NH3. Это
соединение (аммиак) вредно для организма. Аммиак обезвреживается в печени,
превращаясь в мочевину, которая выводится с мочой.
Обмен углеводов Углеводы делятся на простые и сложные. Простые
углеводы называются моносахаридами. Большинство из них, например глюкоза, имеет
формулу С6H12O6. Моносахариды хорошо
растворяются в воде и поэтому быстро всасываются из кишечника в кровь. Сложные
углеводы построены из двух или многих молекул моносахаридов. Соответственно они
называютея дисахаридами и полисахаридами.
К дисахаридам относятся
сахар, молочный, солодовый и некоторые другие. Они хорошо растворяются в воде,
но из-за большой величины молекул почти не всасываются в кишечнике. К
полисахаридам относятся гликоген, крахмал, клетчатка. Они не растворимы в воде
и могут высасываться в кровь лишь после расщепления до моносахаридов.
Углеводы поступают в организм с растительной и частично с животной пищей. Они
также синтезируются в организме из продуктов расщепления, аминокислот и
жиров. При избыточном поступлении превращаются в жиры и в таком виде
откладываются в организме.
Значение углеводов. Углеводы – важная составная часть живого
организма. Однако их в организме меньше, чем белков и жиров, они составляют
всего лишь около 2% сухого вещества тела.
Углеводы в организме главный источник энергии. Они всасываются в кровь в
основном в виде глюкозы. Это вещество разносится по тканям и клеткам организма.
В клетках глюкоза при участии ряда ферментов окисляется до Н2О и СО
2 Одновременно освобождается энергия (4,1 ккал), которая используется
организмом при реакциях синтеза или при мышечной работе.
Клетки головного мозга в отличие от других клеток организма не могут
депонировать глюкозу. Кроме того, если уровень глюкозы в крови падает ниже 60
– 70 мг% (т.е. 60 – 70 мг на 100 мл крови), то почти прекращается переход
глюкозы из крови в нервные клетки. При таком низком содержании сахара в крови
(гипогликемия) появляются судороги, потеря сознания (гипогликемический шок) и
наступает угроза жизни. У практически здорового человека автоматически