Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 10:26, контрольная работа
Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социально-биологические основы физической культуры — это принципы взаимодействия социальных и
биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры. Естественно - научные основы физической культуры - комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.).
Введение 3
1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая
система 4
2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность
человека 5
3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и
физической работоспособности 5
4. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных
систем организма под воздействием направленной физической
тренировки 8
5. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости
организма человека к различным условиям внешней 23
Заключение 24
Список литературы 25
К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих
высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу,
быстроту и выносливость,
которые проявляются в
зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности,
ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К
названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость,
которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов
физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений
на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической
классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных
физиологов). В основу ее положены определенные физиологические
классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной
деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру мышечных
сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер.
Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его
звеньев характеризуется как статическая работа (статическое усилие).
Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а
усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его
звеньев в пространстве.
Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных
(стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях;
двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности.
В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения
совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы,
быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении.
Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения в меняющейся ситуации,
требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры).
Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или
нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения)
циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на
коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера
(упражнения без обязательной
слитной повторяемости
имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания,
гимнастические и
движений циклического характера состоит в том, что все они представляют
работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью.
Многообразный характер движений не всегда позволяет точно определить
мощность выполненной работы (т.е. количество работы в единиц времени,
связанное с силой мышечных сокращений, их частотой и амплитудой), в таких
случаях используется термин «интенсивность». Предельная продолжительность
работы зависит от ее мощности, интенсивности и объема, а характер
выполнения работы связан с процессом утомления в организме. Если мощность
работы велика, то длительность ее мала вследствие быстро наступающего
утомления, и наоборот. При работе циклического характера спортивные
физиологи различают зону максимальной мощности ,субмаксимальной и умеренной.
Особенности функциональных сдвигов организма при выполнении различных
видов циклической работы в различных зонах мощности определяет спортивный
результат.
Снижение мощности и увеличение продолжительности работы связано с тем,
что помимо анаэробных реакций энергообеспечения мышечной деятельности
разворачиваются также и процессы аэробного энергообразования. Это
увеличивает (вплоть до полного удовлетворения потребности) поступление
кислорода к работающим мышцам. При длительной (иногда многочасовой) работе
умеренной мощности углеводные запасы организма (гликоген) значительно
уменьшаются, что приводит к снижению содержания глюкозы в крови,
отрицательно сказываясь на деятельности нервных центров, мышц и других
работающих органов. Чтобы восполнить израсходованные углеводные запасы
организма в процессе длительных забегов и проплывов, предусматривается
специальное питание растворами сахара, глюкозы, соками.
К средствам физической культуры относятся не только физические
упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода),
гигиенические факторы (режим труда, сна. питания, санитар но гигиенические
условия). Использование оздоровительных сил природы способствует
укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ
и деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить
уровень физической н умственной работоспособности, необходимо бывать на
свежем воздухе, отказаться от вредных привычек, проявлять двигательную
активность, заниматься закаливанием. Систематические занятия физическими
упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно-
психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает
психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при
напряженной учебной работе.
4. Физиологические механизмы и закономерности
совершенствования отдельных систем организма под воздействием
направленной физической тренировки
Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы
Формирование и
организма в целом зависят от их способности к дальнейшему развитию, что
имеет во многом генетическую (врожденную) основу и особенно важно для
достижения как оптимальных, так и максимальных показателей физической и
умственной работоспособности. При этом следует знать, что способность к
выполнению физической работы может возрастать многократно, но до
определенных пределов, тогда как умственная деятельность фактически не
имеет ограничений в своем развитии. Каждый организм обладает определенными
резервными возможностями. Систематическая мышечная деятельность позволяет
путем совершенствования
физиологических функций
существовании которых можно даже не догадываются. Причем адаптированный к
нагрузкам организм обладает гораздо большими резервами, более экономно и
полно может их использовать. Организм с более высокими морфофункциональными
показателями физиологических систем и генов обладает повышенной
способностью выполнять более значительные по мощности, объему,
интенсивности и продолжительности физические нагрузки. Особенности
морфофункционального
результате двигательной деятельности, называют физиологическими
показателями тренированности.
Основное средство физической культуры в процессе двигательной тренировки это физические упражнения. Важная задача упражнения — сохранить здоровье и работоспособность на оптимальном уровне за счет активизации восстановительных процессов. В ходе упражнения совершенствуются высшая нервная деятельность, функции центральной нервной, нервно-мышечной, сердечно - сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем, обмен веществ и энергии, а также системы нейрогуморального регулирования.
Так, к числу показателей тренированности в покое можно отнести:
1) изменения в состоянии центральной нервной системы,
2) изменения опорно-
3) изменения функции
органов дыхания ,состава
Тренированный организм расходует, находясь в покое, меньше энергии, чем
нетренированный.
Тренировка накладывает глубокий отпечаток на организм, вызывая в нем как
морфологические, так физиологические и биохимические перестройки. Все они
направлены на обеспечение высокой активности организма при выполнении
работы.
Реакции на стандартные (тестирующие) нагрузки у тренированных лиц
характеризуются следующими особенностями: 1) все показатели деятельности
функциональных систем в начале работы (в период обрабатывания) оказываются
выше, чем у нетренированных; 2) в процессе работы уровень физиологических
сдвигов менее высок; 3) период восстановления существенно короче.
При одной и той же работе тренированные спортсмены расходуют меньше
энергии, чем нетренированные. У первых меньше величина кислородного
запроса, меньше размер кислородной задолженности, но относительно большая
доля кислорода потребляется во время работы. Следовательно, одна и та же
работа происходит у тренированных с юношей долей участия аэробных
процессов, а у нетренированных — аэробных. Вместе с тем во время одинаковой
работы у тренированных ниже, чем у нетренированных, показатели потребления
кислорода, вентиляции легких, частоты дыхания.
Тренированный организм выполняет стандартную работу более экономно, чем
нетренированный. Тренировка
обусловливает такие
в организме, которые вызывают экономизацию всех физиологических функций.
Одна и та же работа по мере развития тренированности становится менее
утомительной. Для нетренированного стандартная работа может оказаться
относительно трудной, выполняется им с напряжением, характерным для тяжелой
работы, и вызывает утомление, тогда как для тренированного та же нагрузка
будет относительно легкой, потребует меньшего напряжения и не вызовет
большого утомления.
Эти два взаимосвязанных результата тренировки — возрастающая
экономичность и уменьшающаяся утомительность работы — отражают ее
физиологическое значение для организма. Явление экономизации обнаружилось,
как было показано выше, уже при исследовании организма в состоянии покоя.
Тренированный расходует при предельной работе больше энергии, чем
нетренированный, а объясняется тем, что сама работа, произведенная
тренированным, превышает величину работы, которую может выполнить
нетренированный. Экономизация проявляется в несколько меньшем расходе
энергии на единицу работы, однако весь объем работы у тренированного при
предельной работе настолько велик, что общая величина затраченной энергии
оказывается очень большой.
Тесная связь наблюдается между максимальным потреблением кислорода и
тренированностью. Максимальное потребление кислорода сопровождается
максимальной интенсивностью легочного дыхания, которое у