Формы связи детского сада с семьей по физическому воспитанию детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 01:08, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретическое и эмпирическое изучение, описание форм взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм.
Для решения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решены следующие задачи:
1. выявили место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста;

2. изучили формы взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Формы взаимодействия ДОУ и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм……………………….6
1.1 Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.2 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях: цели, задачи, средства…………………………………………………………………...9
1.3 Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания детей дошкольного возраста………………........................................................12
1.4 Описание форм взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях..20
1.5 Формы взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по
обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм……….26
Глава 2 Эмпирическая часть исследования………………………………..30 2.1Организация экспериментальной работы………………………….……….30
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….................................................42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...45

Работа состоит из  1 файл

физическое воспитание.docx

— 143.22 Кб (Скачать документ)

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. Организованные физкультурные занятия (как в детских садах, так и семье), свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ; повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические  процессы, воля, самостоятельность. Чем  большим количеством разнообразных  движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических  процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно. В процессе физического воспитания осуществляются следующие задачи: оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Эти задачи, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, и поэтому, решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.

Первые  семь лет жизни ребенка характеризуются  интенсивным развитием всех органов  и систем. Ребенок рождается с  определенными унаследованными  биологическими свойствами, в том  числе и типологическими особенностями  основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.

Физическое  воспитание благоприятствует и осуществлению  эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует  развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать  красоту, изящество, выразительность  движений. Дети также овладевают трудовыми  навыками, связанными с оборудованием  помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка  катка и т.д.).

Для решения  задач физического воспитания детей  дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и  другие методы. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном  применении всех средств, так как  каждое из них по-разному влияет на организм человека.

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач  физического воспитания. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной  и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют  и самостоятельное значение: они  способствуют нормальной работе всех органов и систем. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д.

Естественные  силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает  положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает  положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов  и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ  и т.д.). Кроме того, естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия на тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно  влияет на организм человека. Солнечные  лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания рахитом. Для разностороннего влияния на организм следует принимать, целесообразно сочетая, все естественные силы природы [25; c.68].

Таким образом, хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Физкультурно-оздоровительная  работа в дошкольном учреждении должна быть нацелена на поиск резервов полноценного физического развития детей и  формирование основ здорового образа жизни.

 

1.3 Характеристика подвижной игры  как средства физического воспитания  детей дошкольного возраста

 

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством  комплексного совершенствования двигательных качеств. Они в наибольшей степени  позволяют совершенствовать такие  качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным  методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения [7; 20;26; 27].

По определению  П.Ф.Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни». По мнению М.Н.Жукова, «подвижная игра –  относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность  в отдыхе, развлечении, познании, в  развитии духовных и физических сил» [7; c.60]. А В.Л. Страковская считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств» [27].

Таким образом, «подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».

Подвижным играм отводится важнейшее место  в формировании разносторонне развитой личности ребенка. Они рассматриваются  как основное средство и метод  физического воспитания. Увлекательное  содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает к определенным умственным и физическим усилиям. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Велика  роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать  в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и  для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как  закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется  честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

В подвижных  играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту  движений, их образность, у них развивается  чувство ритма. Они овладевают поэтической  образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в  определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые  для будущей трудовой деятельности. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических  процессов, новых качеств личности ребенка.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое  средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых  и физических качеств.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам [26; c.25]: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.). Выделяется еще один вид игр – игры - забавы, в которых происходит выполнение знакомых движений в необычных условиях (бег в больших валенках, прыжки со связанными ногами, бег в мешках и т.д.). Они требуют проявления ловкости и доставляют много веселья и радости.

В теории и методике физического воспитания принята классификация игр по содержанию: подвижные игры с правилами  и спортивные игры.

К спортивным играм относиться: баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Спортивные игры, по данным М.П. Голощекиной, Э.И.Адашкявичене и др., целесообразно использовать в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного учреждения.

К подвижным  играм с правилами относятся  сюжетные и несюжетные игры.

Несюжетные  подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти  игры делятся на игры типа:

  • перебежек, ловишек;
  • игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.);
  • игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»);
  • игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.).

Сюжетные  подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный  эпизод. Ребенка увлекают игровые  образы. Они творчески воплощаются в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.

Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные  действия в подвижных играх очень  разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых  различных комбинациях и сочетаниях [7; c.55-75].

Методика  проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство  ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Образовательные  и воспитательные функции подвижной  игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравственным поведением детей.

Методика  проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение  ролей, руководство ходом игры, подведение итога.

Подбор  игр. Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенствованию движений следует подбирать игры, основанные на выполнении уже усвоенных детьми движений, доведенных до двигательного навыка. В старшем дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошкольников соответствуют бессюжетные игры, но по-прежнему доставляют большое удовольствие сюжетные подвижные игры. Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими. Становятся доступными игры с элементами спортивных игр: городки, баскетбол, футбол и т.д. В старших группах к составлению вариантов игр можно привлекать самих детей.

Информация о работе Формы связи детского сада с семьей по физическому воспитанию детей