Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 01:08, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое изучение, описание форм взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм.
Для решения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решены следующие задачи:
1. выявили место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста;
2. изучили формы взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Формы взаимодействия ДОУ и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм……………………….6
1.1 Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.2 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях: цели, задачи, средства…………………………………………………………………...9
1.3 Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания детей дошкольного возраста………………........................................................12
1.4 Описание форм взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях..20
1.5 Формы взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по
обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм……….26
Глава 2 Эмпирическая часть исследования………………………………..30 2.1Организация экспериментальной работы………………………….……….30
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….................................................42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...45
В настоящее
время, в связи с перестройкой
системы дошкольного
Можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными, например, в папке на тему «Игра детей как средство воспитания»:
1) высказывания
классиков педагогики о
2) какие
игрушки необходимы ребенку
3) как организовать игровой уголок дома;
4) краткая
характеристика видов игровой
деятельности в разном
5) рекомендации по руководству детской игрой в семье;
6) список рекомендуемой литературы.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.
1.5 Формы взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм
Даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Следовательно, данную проблему дошкольника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьёй. Воспитание и физическое развитие детей в детском саду тесно связаны с целями и устремлениями родителей и зависят от них. А так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье, развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи, и родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни.
Специалисты детского сада должны дать необходимые педагогические и практические знания - упражнения и подвижные игры, способствующие развитию у ребёнка двигательных навыков, а так же освоить методы обучения этим упражнениям, чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретённые навыки.
Один из путей решения этих задач – совместная деятельность детей и взрослых, как в массовом детском учреждении, так и в семье (рис.1).
Рисунок 1 - Совместная спортивная деятельность детей и взрослых
Организуя сотрудничество с семьей, инструктор по физической культуре ДОУ, понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы детского сада, особое внимание должен уделять поиску новых подходов к физическому развитию детей, в том числе организации обучения родителей детей подвижным играм с целью использования их в условиях семьи.
Совместная работа руководителя физического воспитания ДОУ с семьей должна строиться на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
1. Единство,
которое достигается в том
случае, если цели и задачи
воспитания здорового ребенка
хорошо понятны не только
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3. Индивидуальный
подход к каждому ребенку и
к каждой семье на основе
учета их интересов и
4. Взаимное
доверие и взаимопонимание
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:
- ознакомление
родителей с результатами
- ознакомление
родителей с подвижными играми,
в этих целях используются
информация в родительских
- помощь в составлении индивидуальных занятий с подвижными играми в условиях семьи, с учетом физического развития детей;
- обучение
конкретным подвижным играм,
- различные
консультации, устные журналы и
дискуссии с участием
- семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с просмотром видео-уроков;
- «открытые дни» родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе и т.д.;
- совместные физкультурные досуги, праздники;
- анкетирование родителей по данному вопросу.
Эффективной формой работы с семьей являются занятия в семейных клубах.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Чтобы ребенок рос здоровым и физически разносторонне развитым, сознательное отношение к физической культуре следует формировать, прежде всего, у родителей. Лучшим способом организовать взаимодействие ДОУ с родителями является создание эффективной системы сотрудничества.
В данной главе мы выявили формы взаимодействия ДОУ и семьи. Для этого мы охарактеризовали новую философию взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях; описали формы взаимодействия инструктора физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм.
Наблюдения показывают, что использование различных форм работы с родителями эффективны, в результате чего:
Следующая глава раскрывает практическое исследование эффективности данной проблемы.
2. Эмпирическая часть исследования
2.1 Организация экспериментальной работы
В настоящее время дети часто испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, в результате задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. И одной из основных причин таких результатов является неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей.
Родители зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди»), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Такая родительская любовь рискует превратиться в свою противоположность и принести только один вред. Ведь доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе - то и закаливают организм. Своевременное развитие основных двигательных навыков, так же важны, как и своевременное интеллектуальное развитие ребёнка - например, развитие речи.
Для того,чтобы выявить наиболее эффективные формы взаимодействия семьи и инструктора по физическому воспитанию ДОУ по обучению детей дошкольного возраста подвижным играм, было организовано и проведено исследование на базе МБДОУ д/с №54 «Белоснежка».
Исследование
проводилось совместно с
В нем приняли участие 14 детей старшего дошкольного возраста, из которых были сформированы две группы детей: одна группа – (7 детей) была экспериментальной, а вторая – контрольная (7 детей).
Обследование проводилось в 3 этапа:
Исследование проводилось средствами анкетирования, наблюдения и эксперимента. Организация эксперимента проходила по следующей схеме: предварительное тестирование - проведение экспериментальных занятий в семье - контрольное тестирование.
Первый этап взаимодействия взрослых обеспечивает базовые условия для его успешности.
Цель - выявить возможности
Уровень профессионального мастерства педагога определяется отношением семьи к детскому саду и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.
Задача педагога – найти подход к членам семьи ребенка, создать общую атмосферу доверия, выявить общий микроклимат в семье, традиции проведения и организации досуга ребенка и пр.
На данном этапе были проведены индивидуальные беседы и анкетирование родителей (Приложение 1).
Анкетирование показало, что папы и мамы мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений и подвижных игр. Родители испытывают трудности из-за недостатка опыта, недооценки важности данного вида деятельности, незнания способов организации, приемов руководства, возрастных особенностей детей, игнорирования желаний и интересов своего ребенка.
Анкетирование также показало, что родители нуждаются в знаниях по обучению детей подвижным играм в условиях семьи. Это и определило направление поиска оптимальной модели взаимодействия семьи и инструктора по физическому воспитанию. А для того, чтобы увидеть эффективность данного взаимодействия в развитии ребенка, мы провели тестирование уровня физической подготовленности по контрольным испытаниям, предусмотренным программой физического воспитания для старших дошкольников.
Обследование развития основных движений у детей дошкольного возраста проводилось по следующим видам движений: ходьба, бег, прыжки и метание. Для оценки результатов тестирования применяется оценочная шкала физической подготовки (Приложение 2).
При оценке развития основных движений отмечаются как качественные, так и количественные показатели.
Качественные показатели.
Ходьба. Корпус и голову держит прямо, но не напряженно, плечи слегка отведены назад, движения рук и ног согласованны; идет равномерно, свободным шагом. Ноги поднимает не высоко, но не шаркает ими по полу.
Информация о работе Формы связи детского сада с семьей по физическому воспитанию детей