Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:37, реферат
Занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия под наблюдением врача, с соблюдением принципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма, способствуют росту спортивного мастерства. Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими указаниями, выполнение объема и интенсивности физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярного медицинского контроля могут нанести вред здоровью.
1.Введение
2.Самоконтроль
3. Объективные показатели
4.Субъективные показатели
5. Врачебный контроль
6. Педагогический контроль
7.Заключение
8. Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет технологии, транспорта и связи
Кафедра физики и техники связи
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Физическая культура
Тема: Контроль и самоконтроль в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом
Выполнила:
Студентка 1 курса
дневного отделения
Научный руководитель:
Заведующий кафедры
физического воспитания
2012
Содержание
1.Введение
2.Самоконтроль
3. Объективные показатели
4.Субъективные показатели
5. Врачебный контроль
6. Педагогический контроль
7.Заключение
8. Литература
1.Введение
Занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия под наблюдением врача, с соблюдением принципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма, способствуют росту спортивного мастерства. Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими указаниями, выполнение объема и интенсивности физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярного медицинского контроля могут нанести вред здоровью. Исследования показывают, что занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.
2. Самоконтроль
Самоконтроль - существенное дополнение врачебного
контроля. Он проводится самими занимающимися.
Для этого каждый из них обязан вести дневник
самоконтроля.
Самоконтроль позволяет своевременно
установить наличие тех или иных отклонений
в состоянии здоровья занимающихся, принять
необходимые меры по их устранению. В то
же время самоконтроль позволяет врачу
вести регулярный текущий контроль, а
тренеру вносить те или иные изменения
в тренировочные планы.
Главное же его преимущество состоит в
том, что занимающиеся, осуществляя повседневные
самонаблюдения, могут наглядно ощутить
благотворное действие занятий физическими
упражнениями на состояние своего здоровья.
К ведению дневника самоконтроля занимающихся
необходимо приучить с самого начала занятий
в группе. При этом подробно освещаются
цели и задачи самоконтроля, раскрывается
значение отдельных показателей объективных
и субъективных данных.
Дневник самоконтроля
Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.
Дневник самоконтроля помогает
занимающимся лучше познать самого
себя, приучает их следить за собственным
здоровьем, позволяет своевременно
заметить степень усталости от умственной
работы или физической тренировки,
состояние переутомления и
3. Объективные
показатели
Рост. Важный
показатель физического развития. Но он
должен рассматриваться в сочетании с
массой тела, окружностью грудной клетки,
ЖЕЛ (спирометрия). Измерение роста имеет
большое значение для вычисле-ния показателей,
характеризующих правильность, пропорциональность
телосложения и состояние физического
развития.
Масса тела. Служит одной из основных характеристик физического состояния человека и является показателем развития его организма. Масса тела человека в норме определяется путем вычитания из показателей роста (в см) условных величин.
Окружность грудной клетки. Хорошо развитая грудная клетка -- показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе), при вдохе и выдохе.
Разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.
Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружности грудной клетки и других показателей. В среднем относительная сила мышц рук для мужчин -- 60--70% веса, для женщин -- 45--50% веса. Становая мышечная сила - это сила мышц-разгибателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся. У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинает падать.
Спирометрия. ЖЕЛ -- это объем воздуха, который можно выдохнуть из легких, характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани.
Величина ЖЕЛ у разных людей колеблется в довольно широких пределах в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и других показателей. Занятия физической культурой и спортом, особенно греблей, плаванием, бегом, спортивными играми, способствуют увеличению ЖЕЛ.
Пульс. Уровень тренированности человека и его работоспособность во многом зависят от функциональной способности сердечно-сосудистой системы.
Каждому человеку присуща
своя частота пульса. В состоянии
покоя у здорового
Частота пульса зависит от возраста, положения тела, уровня физических нагрузок и др. Во время занятий физическими упражнениями пульс всегда повышается.
Потоотделение. При большой мышечной работе потоотделение способствует установлению кислотно-щелочного равновесия, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального водно-солевого обмена.
В покое за 1 ч с поверхности кожи человека выделяется 36--60 г воды, а за сутки -- 900 г. Умеренная нагрузка вызывает потерю воды в сутки до 2 л, а при напряженной нагрузке в жару -- до 8 л. Потоотделение зависит не только от нагрузки и температуры воздуха, но и от состояния нервной системы. При правильной методике и режиме тренировки потоотделение уменьшается, а масса тела почтя не изменяется.
4. Субъективные показатели
Настроение. Очень существенный показатель,
отражающий психическое
состояние занимающихся физическими упражнениями.
Занятия всегда должны доставлять удовольствие.
Настроение можно считать хорошим, когда
человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен;
удовлетворительным – при неустойчивом
эмоциональном состоянии и неудовлетворительным,
когда человек расстроен, растерян, подавлен.
Самочувствие.
Является одним из важных показателей
оценки физического
состояния, влияния физических упражнений
на организм. У занимающихся плохое самочувствие,
как правило, бывает при заболеваниях
или при несоответствии с функциональных
возможностей организма уровню выполняемой
физической нагрузки. Самочувствие может
быть хорошее (ощущение силы и бодрости,
желание заниматься), удовлетворительным
(вялость, упадок сил), неудовлетворительное
(заметная слабость, утомление, головные
боли, повышение ЧСС и артериального давления
в покое и др.).
Утомление. Утомление
- это физиологическое состояние организма,
проявляющееся в снижении работоспособности
в результате проведенной работы. Оно
является средством тренировки и повышения
работоспособности. В норме утомление
должно проходить через 2-3 часа после занятий.
Если оно держится утомлением следует
бороться тогда, когда оно начинает переходить
в переутомление, т.е. когда утомление
не исчезает на следующее утро после тренировки.
Сон. Наиболее
эффективным средством восстановления
работоспособности
организма после занятий физическими
упражнениями является сон. Сон имеет
решающее значение для восстановления
нервной системы. Сон глубокий, крепкий,
наступающий сразу - вызывает чувство
бодрости, прилив сил. При характеристике
сна отмечается продолжительность и глубина
сна, его нарушения (трудное засыпание,
беспокойный сон, бессонница, недосыпание
и т.д.).
Аппетит. Чем
больше человек двигается, занимается
физическими
упражнениями, тем лучше он должен питаться,
так как потребность организма в энергетических
веществах увеличивается. Аппетит, как
известно, неустойчив, он легко нарушается
при недомоганиях и болезнях, при переутомлении.
При большой интенсивной нагрузке аппетит
может резко снизиться.
Работоспособность.
Оценивается как повышенная, нормальная
и
пониженная. При правильной организации
учебно-тренировочного процесса в динамике
работоспособность должна увеличиваться.
Переносимость нагрузок.
Является важным показателем, оценивающим
адекватность физических нагрузок функциональным
возможностям занимающегося.
5.Врачебный контроль
Врачебный контроль- это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.
Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля- врачебное обследование.
Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а так же от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены- 2 раза в год.
Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:
1.Регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;
2.Врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;
3.Санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;
4.Санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
5.Профилактика спортивного травматизма и заболеваний;
6.Проведение комплексных и восстановительных мероприятий.
Виды врачебного контроля
Первичное - проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.
Повторное - проводится, чтобы убедиться, на сколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а так же для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.
Дополнительное- позволяют исключить участие в спортивных соревнованиях студентов, соревновательная нагрузка для которых могла бы оказать отрицательное воздействие на их здоровье; установить наиболее эффективный режим нагрузок и отдыха; определить состояние здоровья и функциональной подготовленности на данный момент.
6.Педагогический контроль
Педагогический контроль - это планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом.
Этапы педагогического контроля
1. Поэтапный – оценивается состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся н конкретном этапе.
2. Текущий – определяет повседневные изменения в подготовке занимающихся.
3. Оперативный – экспресс-оценка того состояния ,в котором находится занимающийся в данный момент.
В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение.
1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.
2.Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.
3.Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.
4.Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.
5.Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов и т.п.) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.
Методы контроля.
В практике физического воспитания применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ - жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.
Сравнение результатов в
предварительном, текущем и итоговом
контроле, а также сопоставление
их с требованиями программы физического
воспитания позволяют судить о степени
решения соответствующих
Осуществляя физическое воспитание,
необходимо систематически проверять,
оценивать и учитывать