Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:06, курс лекций
Очень важно правильно овладеть основными элементами техники еще на первом этапе обучения. Если же в это время основное внимание было направлено на форсированную подготовку, неизбежно возникнут стойкие, трудно поддающиеся исправлению ошибки.
Первой предпосылкой к овладению совершенной техникой является курс последовательного методического обучения, на базе которого лыжник успешнее будет осваивать детали техники, а в случае появления ошибок легче и быстрее их исправлять.
Методика совершенствования техники.
Очень важно
правильно овладеть основными элементами
техники еще на первом этапе обучения.
Если же в это время основное внимание
было направлено на форсированную подготовку,
неизбежно возникнут стойкие, трудно
поддающиеся исправлению
Первой предпосылкой
к овладению совершенной
Вторая, не менее важная, предпосылка – постоянный рост тренированности спортсмена и равномерное развитие наиболее важных специальных физических качеств, необходимых гонщику. Если лыжнику недостает, например, силовой выносливости, то развивать нужно не только максимальную динамометрию (), но и умение продолжительно сохранять эти показатели при выполнении того или иного упражнения.
Третья предпосылка
совершенствования техники
Любое специальное упражнение дает эффект лишь в том случае, если оно во время тренировки выполняется многократно. При выборе средств общей физической подготовки нужно осуществлять такой же специализированный подход. Однобокое использование одного вида из всего многообразия средств также может вызвать нежелательные последствия.
При определении
дозировки специальных средств
очень важно знать особенности
техники каждого лыжника. Если одним
в подготовительный сезон нужно
больше применять лыжероллеры, то другим
– имитации в подъем и роликовые
коньки. В связи с этим надо уметь
оценивать технику
Недостатки и ошибки в технике можно подразделить по степени нарушения основных элементов на грубые, значительные и мелкие. Конечно, провести строгую границу между грубыми и значительными иногда трудно, но каждый спортсмен в состоянии выделить значительную ошибку, чтобы в первую очередь исправлять ее, не отвлекаясь на мелкие погрешности техники.
По распространенности ошибки могут быть общие, характерные для всей группы занимающихся, и частные, присущие отдельным лыжникам. Общие ошибки возникают чаще всего из-за неправильной организации занятий, плохого инвентаря, плохой трассы, чрезмерного увлечения каким-либо одним средством тренировки или в результате неудачного копирования сильного лыжника.
В этом случае
следует пересмотреть весь процесс
занятий, разнообразить средства подготовки,
тщательно объяснить
Частные ошибки,
чаще всего мелкие, имеющие место
у более квалифицированных
По степени устойчивости ошибки делятся на случайные, временные и привычные. Со случайными ошибками легче бороться, чем с привычными: достаточно прямого указания или выполнения нескольких упражнений, как ошибки постепенно исчезнут. С привычными ошибками дело обстоит труднее – требуется целая система подводящих и специальных упражнений, используемых длительное время как средство тренировки, чтобы устранить их.
Ошибки общие, грубые и случайные чаще всего возникают при занятиях с лыжниками III разряда, частные значительные и временные – у лыжников II разряда. Индивидуальные недостатки, мелкие и привычные, - у лыжников I разряда и даже у мастеров спорта.
Главное в устранении ошибок – уметь вовремя обнаружить их, правильно оценить и вскрыть причину их появления, а затем на этой основе умело выбрать средства совершенствования техники и тренировки лыжников с учетом их физических и конституционных данных.
Чтобы облегчить эту работу, здесь дается перечень основных грубых ошибок, которые могут возникнуть при овладении элементами техники ходов, подъемов и спусков.
Характерные ошибки в технике ходов.
При овладении попеременными ходами:
При овладении одновременными ходами.
Здесь возможно появление ошибок, аналогичных приведенных выше (незавершенные толчки, плохое расслабление и т.п.). Кроме того, могут возникнуть грубые ошибки, присущие одновременным ходам.
При овладении переходами с одного хода на другой.
Встречаются
ошибки, связанные с плохим владением
попеременными и одновременными
ходами или их элементами, или только
с неумением правильно
Переходу от одновременного к попеременному ходу свойственны следующие ошибки;
Переход от попеременного к одновременному ходу обычно сопровождается такими ошибками:
При овладении техникой преодоления подъемов.
Кроме ошибок, связанных с неправильным выполнением некоторых элементов техники попеременных ходов, могут возникнуть следующие грубые ошибки:
При прохождении спусков.
При прохождении спусков могут возникнуть следующие грубые ошибки:
Перечисленные ошибки могут встречаться во взаимосвязи друг с другом и породить другие, не менее грубые ошибки (вторичные).
Так как при неправильном выполнении того или иного элемента степень нарушения техники может быть различной, число мелких ошибок и индивидуальных отклонений станет гораздо больше. Поэтому представленный перечень, без сомнения, не полон. Однако при выявлении и оценке ошибок следует пользоваться данными принципами их деления.
Зная причину появления ошибки, легче найти и средства для ее исправления. Неплохо было бы, если бы каждый лыжник регистрировал в дневнике самоконтроля свои ошибки и давал общую оценку своей технике.
Более наглядную и верную оценку позволяет сделать анализ видеозаписей. Сегодня большой популярностью в постановке техники пользуется программа видео анализа Dartfish.
К основным причинам
появления недостатков в технике следует
отнести: 1) недостаточную физическую подготовку
лыжников, из-за чего возникает группа
ошибок, связанных с отталкиваниями, необходимостью
сохранения оптимальной посадки и т.д.;
2) низкую культуру движений, затрудняющую
освоению способов переходов, преодоление
неровностей и поворотов на равнине и
спусках; 3) недостаточное воспитание волевых
качеств спортсмена, с чем непосредственно
связаны боязнь крутых спусков, плохая
устойчивость и пассивное преодоление
подъемов; 4) односторонний выбор средств
специальной подготовки, ведущий к возникновению
грубых индивидуальных ошибок; 5) непонимание
отдельных элементов техники и неумение
правильно их воспроизвести.
Источник:
неизвестный
ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД (МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ)
Попеременный двухшажный ход является основным способом передвижения, изучению которого в школе уделяется основное внимание. Он очень часто применяется при передвижении на лыжах в разнообразных условиях скольжения и рельефа местности и имеет большое прикладное значение. Наиболее эффективен этот ход на равнине при плохих и средних условиях скольжения, на пологих подъемах (до 2°) при любом скольжении, а также на подъемах большой крутизны (до 5°) при хороших и отличных условиях скольжения и сцепления лыж со снегом.
В цикл движений попеременного двухшажного хода входят два скользящих шага и сопровождающие их толчки разноименными палками. Ход выполняется следующим образом (рис. 1):
1. Начало первой
фазы свободного скольжения. Закончен
толчок правой ногой, лыжа
2-3. Скольжение
на левой лыже, правая нога
расслаблена и движется назад-
Рис.1. Попеременный двухшажный шаг
4-6. Продолжается
одноопорное скольжение на
7. Свободное скольжение
закончено, начало махового
8. Начало толчка
почти выпрямленной правой