Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:06, курс лекций
Очень важно правильно овладеть основными элементами техники еще на первом этапе обучения. Если же в это время основное внимание было направлено на форсированную подготовку, неизбежно возникнут стойкие, трудно поддающиеся исправлению ошибки.
Первой предпосылкой к овладению совершенной техникой является курс последовательного методического обучения, на базе которого лыжник успешнее будет осваивать детали техники, а в случае появления ошибок легче и быстрее их исправлять.
9-13. Скольжение
с опорой на палку. В первой
фазе отталкивания правая рука,
сгибаясь в локтевом суставе,
усиливает толчок, левая энергично
выносится вперед. Несмотря на
выпрямление опорной ноги, вследствие
сильного нажима правой рукой
на палку давление на опорную
лыжу не увеличивается, а
14. Момент окончания
скольжения с выпрямлением
15-16. Правая нога поравнялась с левой, началось отталкивание с разгибанием в тазобедренном суставе. Уменьшается угол сгибания ноги в колене - момент подседания. Правая рука продолжает отталкивание (в это время усилие на палку максимальное), левая энергичным движением выносится вперед. Так выводится вперед и одновременно начинается постепенная загрузка маховой ноги.
17-18. Продолжается
отталкивание левой ногой с
выпрямлением в коленном
19. Продолжается
толчок левой ногой. Правая
рука после окончания толчка,
расслабленная по инерции,
20. Закончен толчок
ногой, его направление по
Попеременный двухшажный ход, несмотря на привычную (как при ходьбе без лыж) перекрестную координацию, довольно сложен и требует значительного количества времени на его освоение. Наличие фазы скольжения, необходимость координировать по времени работу рук и ног, изменение ритма движения при преодолении подъемов создают определенные трудности в овладении этим ходом. Поэтому изучение попеременного двухшажного хода начинается в начальной школе после повторения и восстановления навыков в передвижении скользящим шагом.
Скользящий шаг повторяется во всех его вариантах (без палок, с палками, держа их за середину, заложив руки за спину) на равнине и под уклон. Важно обратить внимание на восстановление и дальнейшее развитие равновесия.
Учитель 2-3 раза показывает
ход на разных скоростях, обращая
внимание на согласованность движений.
Затем, кратко объяснив школьникам его
технику, предлагает принять несколько
раз положение посадки на месте
и начать движение попеременным двухшажным
ходом. После прохождения учениками 2-3
кругов этим ходом по первому представлению
следует приступить к изучению его техники,
в первую очередь работы рук, так как школьники
скользящим шагом уже овладели. Учитель
вновь, стоя на месте, объясняет и показывает
вынос и постановку палки, а также движение
отталкивания. Затем ученики имитируют
работу рук на месте без палок и с палками,
держа их за середину.
Изучив работу рук на месте, следует перейти к упражнениям на лыжне. Все упражнения выполняются на хорошо накатанной лыжне, под уклон, с твердой опорой для палок.
Упражнения
обязательно выполняются при
хорошем скольжении, чтобы при
отталкивании ученикам не
При совершенствовании отталкивания лыжами помимо упражнений, перечисленных при освоении скользящего шага, применяются упражнения для освоения махового выноса ноги с лыжей, подседания на толчковой ноге и отталкивания ею.
Оба упражнения
выполняются несколько раз с
одной ноги, затем с другой. В
дальнейшем обращают внимание
на согласование быстрого
При совершенствовании скользящего шага у учащихся могут появляться следующие ошибки: медленное подседание; отклонение бедра назад; слабый мах ногой; медленный выпад; давление на лыжу направлено не вниз, а назад; ранний отрыв каблука ботинка от лыжи; незаконченный толчок стопой и др.
В дальнейшем при изучении попеременного двухшажного хода основное внимание обращается на освоение общей схемы движений, на согласованность в работе рук и ног. Для этого помимо упражнений, применяемых для изучения скользящего шага и вышеперечисленных подводящих упражнений, используется целостный метод обучения с исправлением ошибок в цикле хода.
Обучение попеременному двухшажному ходу проходит на учебных кругах и лыжнях как на равнине, так и с включением пологих подъемов (до 3-4°). При передвижении в такие подъемы школьники добиваются лучшей согласованности в работе рук и ног. Для лучшего контроля за техникой целесообразно распределить учеников по группам в зависимости от степени владения передвижением на лыжах. Более слабая группа располагается на внутреннем кругу учебной площадки, более подготовленные передвигаются по наружной лыжне. На учебном кругу учитель, как правило, не останавливает весь класс, если не видит грубых ошибок у большинства учеников, а ограничивается замечаниями в адрес отдельных занимающихся. Можно остановить школьника, объяснить ему причину ошибки, при необходимости следует вновь показать движение. Весь класс останавливается только при неверном выполнении движений целым рядом учеников или при показе и объяснении нового упражнения или движения. При изучении техники необходимо последовательно акцентировать внимание учащихся на важнейших элементах хода. Не следует сразу указывать на ряд мелких ошибок, что затрудняет их исправление, так как внимание учеников в этом случае будет рассеиваться.
При изучении этого хода у школьников наиболее часто встречаются следующие ошибки:
При обучении
школьников часто могут
В дальнейшем при
совершенствовании
Указанные
требования объясняются
Успешное овладение техникой попеременного двухшажного хода облегчит изучение учащимися и других способов передвижения на лыжах, так как скользящий шаг является основным элементом и других ходов (кроме бесшажного).
Большая часть
детей приходит в школу, не умея передвигаться
на лыжах. В этом случае методика обучения
скользящему шагу и попеременному
двухшажному ходу будет отличаться от
вышеизложенной. Методика обучения передвижению
на лыжах таких детей приведена в разделе
"Начальное обучение передвижению на
лыжах".
ОДНОВРЕМЕННЫЙ БЕСШАЖНЫЙ ХОД (МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ)
Одновременный бесшажный ход применяется при отличном скольжении и с твердой опорой для палок на равнине, при хорошем скольжении - на пологих спусках, при плохом - на спусках средней крутизны. Кроме этого, его целесообразно применять на раскатанных и леденистых участках лыжни, когда попытка сделать шаг может привести к потере равновесия, а передвижение в таких условиях скольжения возможно только за счет одновременного отталкивания палками.
Очень важно во время лыжных гонок своевременно перейти на этот ход (если есть соответствующие условия), так как по сравнению с другими ходами скорость передвижения выше, а также в связи с достаточной экономичностью хода. Скорость передвижения при данном способе поддерживается только за счет одновременных толчков палками, скольжение происходит все время на двух лыжах, поэтому основная нагрузка падает на мышцы рук и туловища (мышцам нижних конечностей предоставляется относительный отдых).
Рис.2. Одновременный бесшажный ход
Одновременный бесшажный ход выполняется следующим образом (рис. 2):
1. После окончания
толчка руками лыжник скользит,
согнувшись на двух лыжах,
2-3. Продолжается скольжение, лыжник медленно выпрямляется и легким маятникообразным движением выносит палки вперед.
4. Лыжник почти
полностью выпрямляется, начинается
подготовка к отталкиванию - масса
тела перемещается на носки,
ноги слегка сгибаются, палки
выведены вперед перед
5. Палки ставятся
на снег чуть впереди
6. Основное усилие
на палки развивается за счет
сгибания туловища. Угол сгибания
рук в локтевых суставах
7-8. Толчок заканчивается
полным разгибанием рук. Кисти
рук находятся на уровне не
выше колен, угол наклона
9. После окончания
толчка лыжник по инерции
Цикл движений повторяется.
Техника одновременного бесшажного хода довольно проста, и обучение проводится целостным методом. Однако перед началом передвижения по лыжне целесообразно проимитировать движение (наклон туловища, отталкивание руками и медленное выпрямление) без палок, стоя на месте. При объяснении следует обратить особое внимание учеников на медленное выпрямление туловища при прокате, расслабленный, маятникообразный вынос рук вперед и постановку палок на снег под углом около креплений. Это позволяет сразу начать эффективное отталкивание. Палки ставятся на снег активным движением, почти "ударом". Очень важно сразу создать жесткую систему передачи усилия отталкивания на скользящие лыжи (руки - туловище - ноги - лыжи).