Основы развития физических качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:10, реферат

Описание

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТИК.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

       По  форме проявления различают:

       активную  гибкость – где движение с большей  амплитудой выполняют за счет собственной  активности соответствующих мышц.

       пассивную гибкость – где способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил (усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и.т.п.)

       По  способу проявления гибкость подразделяют на:

       динамическую  – проявляется в движениях.

       статическую – проявляется в позах.

       Проявление  гибкости зависит от ряда факторов: анатомический, время суток, температура  воздуха, проведение разминки, разогрев тела, общее функциональное состояние  организма в данный момент. Главный  фактор, обуславливающий подвижность  суставов - анатомический. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение)

       Наиболее  интенсивно гибкость развивается до 15–17 лет. Наиболее благоприятный период для пассивной гибкости 9–12 лет, для активной 10–14 лет. Целенаправленно развитие  гибкости  должно начинаться с 6–7 лет. 

       Средства  и методы воспитания гибкости

       В качестве средств развития гибкости используют упражнения на растягивание. Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные, статические.

       Активные  движения с полной амплитудой (махи, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без  предметов и с предметами.

       Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; с помощью отягощения; с помощью резинового жгута или эспандера; движения выполняемые на снарядах; с помощью собственной силы.

       Статические упражнения выполняемее с помощью  партнера, собственного веса или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течении определенного времени(6–9сек). После следует расслабление, а затем повторные упражнения.

       Основные  правила применения упражнений в  растягивании:

       не  допускаются болевые ощущения, движения выполняются в медленном темпе, постепенно увеличиваются их амплитуда и степень применения силы помощника.

       Основным  методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В качестве развития и совершенствования  гибкости используются также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.) 

       5. Двигательно-координационные  способности и  основы их воспитания

       Ловкость – способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Основу ловкости составляют координационные способности.

       Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

       Координационные способности, которые характеризуются  точностью управления силовыми, пространственными  и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных  и периферических звеньев моторики на основе обратимой афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

       Так, дети 4–6 лет обладают низким уровнем  развития координации, нестабильной координацией симметричных движений,питательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий – низкая.

       В возрасте 7–8 лет двигательные координации  характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

       В период от 11 до 13–14лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13–14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координации.

       В возрасте 14–15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16–17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

       В онтогенетическом развитии двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11–12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.

       Задачи  развития координационных способностей.

       При воспитании координационных способностей решают две группы задач:

       1) разностороннему;

       2) специально направленному их развитию.

       Первая  группа указанных задач преимущественно  решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся.

       В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений, первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела; мышечные напряжения различными группами мышц.

       Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие. 

       5.1. Средства воспитания  координационных  способностей

       Основным  средством воспитания координационных  способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.

       Большое влияние на развитие координационных  способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков в длину, высоту и глубину, опорных прыжков, метаний, лазанья.

       Для воспитания способности быстро и  целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.

       Упражнения, направленные на развитие координационных  способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей.

       Выполнение  координационных упражнений следует  планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению. Развитие координационных способностей требует строго соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений.   

       5.2. Методические подходы  и методы воспитания  координационных способностей

       При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы:

       1. Обучение новым разнообразным  движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений.

       Прекращение обучения новым разнообразным движениям  неизбежно снизит способность к  их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

       2. Воспитание способности перестраивать  двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.

       3. Повышение пространственной, временной  и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.

       4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

       Мышечная  напряженность проявляется в  двух формах (тонической и координационной):

       1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.

       2. Координационная напряженность  (неполное расслабление мышц в  процессе работы или их замедленный  переход в фазу расслабления) 

       5.3. Методика совершенствования  пространственной, временной  и силовой точности  движений

       В каждом виде физических упражнений и виде спорта мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. В процессе тренировки вырабатываются специализированные восприятия, получившие наименования: «чувство дистанции» - у фехтовальщиков и боксеров; «чувство времени» - у бегунов, пловцов, конькобежцев; «чувство мяча»  у волейболистов, баскетболистов и др. Из этого следует, что пространственная, временная и силовая точность движений связана с тонкостью специализированных восприятий и их совершенствованием

       Способность к точному выполнению движений развивают, прежде всего посредством применения общеподготовительных упражнений при систематическом повышении их координационной сложности.

       Используемая  литература

       1. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика. учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И.С. Барчуков. -  2- е изд., стер. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - 528с.

       2. Здоровье и физическая культура  студента: учебное пособие / Бароненко В.А., Л.А.Рапопорт. М.: Альфа-М, 2003. - 352с.

       3. Матвеев Л.П. Теория и методика  физической культуры. - М.: ФиС, 2001;

       4. Теория и методика физического  воспитания. Учебник для институтов физ. культуры. Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: Физкультура и спорт, 2002.

       5. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория  и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учеб. заведений / Ж.К. Холодов - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 480 с.

       6. Верхошанский, Ю.В.Основы специальной  физической подготовки спортсменов  / Ю.В. Верхошанский. - М.: Ф и С, 1988. - 332с.

Информация о работе Основы развития физических качеств