Понятие маркетинга в сфере культурно оздоровительных услуг и его составные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:02, реферат

Описание

С каждым годом физическая активность и спорт все в большей степени проникают в повседневную жизнь людей повсеместно возрастает количество спортивных клубов и организаций, увеличивается число людей, приобщающихся к спорту, растет количество и качество спортивных средств массовой информации. В условиях глобализации экономических отношений, свободы передвижения людей и обмена информацией, постоянно увеличивается число спортивных болельщиков, присутствующих на соревнованиях лично, наблюдающих за ними по телевидению, слушающих радиотрансляции или обращающихся к компьютерным сетям. Ныне во многих странах сформировался спортивный стиль в одежде и образе жизни, стало модным иметь стройную фигуру или рельефные мускулы. На потребности людей соответствующим образом реагирует рынок: фирмы производители спортивных товаров и услуг расширяют ассортимент предлагаемой ими продукции, улучшают ее качество, а также формируют новый спрос.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Социальная сущность и определение маркетинга………………………………5
Глава 2…………………………………………………………………………………………………………………9
2.1 Особенности маркетинга физкультурно-оздоровительных услуг………………9
2.2 Социально-культурные услуги, как основной продукт отрасли “Физическая культура и спорт”………………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Понятие маркетинга.docx

— 35.72 Кб (Скачать документ)

     Никогда не следует забывать, что имидж  клуба - это прежде всего доходы!

     После того, как определен вид предлагаемых услуг, определяются пути и средства проникновения на рынок. Разрабатывается план по маркетингу. Следует до этого чётко представлять себе общую маркетинговую концепцию и стратегии в данном бизнесе.

     На  первом этапе, спортивный менеджер должен чётко и ясно знать:

-чем будет заниматься его клуб;

-перечень услуг, которые будут предоставлены в его клубе;

-наличие конкурентов, оценку их слабых и сильных сторон;

-подробную характеристику клиентов, на удовлетворение потребностей которых будут ориентированы предоставляемые программы;

-источники финансирования деятельности; цели и задачи клуба;

-критерии и сроки их выполнения.

     Постановка  задачи поможет спортивному менеджеру  подготовить услуги, политику цен  и рекламно-коммерческую программу, полностью соответствующую конкретному рынку услуг. А при постановке целей спортивные менеджеры нередко упускают из вида такой критерий, как их достижимость. Но цели и задачи так и останутся на белом листе, если не будут разработаны критерии и сроки их достижения. Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными. Важно, чтобы достижение краткосрочной цели явилось бы этапом в достижении долгосрочной цели. Прежде всего о финансовых критериях, к которым относятся прибыльность клуба в целом или отдельных на правлений в его деятельности, конкретных физкультурно-оздоровительных программ.

     Изучение  потенциальных потребителей предлагаемых услуг - один из основных разделов плана  маркетинга. В практике работы наших  спортивных сооружений, клубов и оздоровительных  центров этому не уделялось должного внимания. Для Российской Федерации, в которой ощущается явный  дефицит физкультурно-оздоровительных услуг, связанный с нехваткой спортивных сооружений, инвентаря, оборудования, специальных тренажёров, квалифицированных кадров, эффективных программ, этот раздел маркетинга на сегодня не представляет к сожалению интереса. Наличие конкурентов оказывает серьёзное, а порой и решающее влияние на качество предлагаемых услуг. Менеджерам клуба необходимо анализировать деятельность своего клуба и вскрывать недостатки.

     Основная  цель маркетинга - удовлетворить клиента, основная цель сбыта - удовлетворить продавца. Все виды услуг, какими бы модными и популярными они в свое время не были, рано или поздно теряют своих клиентов.

     В сфере физкультурно-оздоровительных услуг человеческий фактор имеет особо важное значение (внешний вид инструктора тренера, его физическое состояние). Специалисты утверждают, что важным элементом менеджмента в бизнесе услуг является мотивация работников. Поддержание высокого уровня мотивации и морального духа является для руководства важным процессом.

     Одним из основополагающих принципов высококачественного  обслуживания клиентов является умение слушать, понимать и реагировать  на нужды и просьбы клиентов. Система  обслуживания и правила клуба  не менее важны, чем внешний вид  сооружения и его оснащённость.

     Определяющим  в маркетинге физкультурно-оздоровительных услуг являются люди - потребители этих услуг. Знание и понимание этих людей - главный ключ к успеху любого физкультурно-оздоровительного или спортивного клуба.

     Ни  один план по маркетингу нельзя считать  завершённым, если нет экономического обоснования предлагаемых услуг, программ, финансового расчёта деятельности клуба, центра - их бюджета доходов  и расходов.

     Следует иметь в виду, что все спортивно-оздоровительные клубы или оздоровительные центры в новых условиях хозяйствования должны приносить прибыль.

     Общая физическая подготовка входит сегодня  в новую фазу развития, так как  растёт конкуренция, меняются экономические  условия, посетители становятся более  критичными.

     По  мнению специалистов, в индустрии  спортивно-оздоровительных клубов происходят следующие изменения, которые  могут серьёзно повлиять на тенденции  развития в будущем: здоровый образ  жизни; индустрия активно го отдыха; качество спортсооружений; век научно-технической  информации.

     Намечается  тенденция к тому, что только те, кто ищет общения или же лает заниматься под руководством профессионала, будут  пользоваться общественными и частными спортивно-оздоровительными клубами, реабилитационными центрами.

     Будущее спортивных физкультурно-оздоровительных услуг, спортивно го маркетинга тесно связано с теми изменениями, прежде всего демографическими и социальными, которые произойдут в обществе в XXI веке.

     Мы  ещё только начали вживаться в  нашу своеобразную рыночную экономику. Насколько сложно это сделать людям со старым мышлением, стары ми методами работы, старым подходом к делу (В.В. Балахничев). Для этого необходимы высококвалифицированные профессионалы, способные работать в новых условиях хозяйствования. Только при этих условиях маркетинг в спорте обретёт основу и будет развиваться. Но многое зависит и от общей экономической ситуации в России. Монополизация предприятий, налоговая политика и ряд иных причин не позволяют сегодня серьёзно относиться к спонсорству, меценатству и маркетингу. И всё же, будущее маркетинга России будут определять, прежде всего, специалисты, работающие в спортивной и физкультурно-оздоровительной сферах. Принимая это во внимание - мы можем сделать вывод о том, что единственным путём для совершенствования российской системы спортивного бизнеса является немедленная образовательная подготовка и переподготовка специалистов в области спортивного менеджмента и маркетинга.

     Целиком экстраполировать зарубежный опыт спортивно-оздоровительной  работы просто невозможно и нецелесообразно. Следует остановиться на характере маркетинга, его особенностях в сфере спортивно-оздоровительных услуг, на разработке маркетинговой стратегии, а затем на тех положениях, которые сегодня могут быть полезны в новых условиях хозяйствования.

2.2 Социальнокультурные  услуги, как основной  продукт отрасли  "физическая культура  и спорт"

 

     Продукт это итог человеческого труда, хозяйственной деятельности, воплощенный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг.

     Производство  материального продукта характерно для отраслей производственной сферы, интеллектуального продукта, а также  работ и услуг для отраслей непроизводственной сферы.

     Необходимо  иметь в виду, что в отрасли "ФКиС" существуют предприятия  по производству спортивных товаров. Однако физическая культура и спорт, как  было показано выше, является одной  из отраслей непроизводственной сферы, результатом труда в которой  выступают физкультурно-оздоровительные услуги.

     Услуга  представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы и потребительная стоимость которого, в отличие от овеществленного продукта (товара), заключается в полезном эффекте живого труда, который может быть объектом купли-продажи, предметом потребления.

     В отличие от товара, производство и  потребление услуг происходит одновременно, поэтому они, как правило, не могут  быть накоплены. Вместе с тем последствия  потребления услуг отрасли "физическая культура и спорт" могут иметь  материальный и долговременный характер (в виде повышения уровня здоровья, физической подготовленности и т.п.). Эффект от потребления услуг зависит не только от условий их производства, но и от условий потребления. Так, например, уровень физической подготовленности учащегося определяется не только квалификацией педагога по физической культуре и длительностью занятий физическими упражнениями и видами спорта, но и способностями самого занимающегося. Поэтому полезный эффект услуги является результатом совместных усилий ее производителя и потреби теля.

     Развитие  процессов индивидуализации массовой продукции сферы материального  производства в условиях рыночных отношений  приводит к взаимопроникновению  сфер материального и нематериального  производства. Следствием этого является разграничение услуг на два больших  класса.

     Введенный впервые в действие в 1994 г. Государственный  стандарт Российской Федерации "Услуги населению" подразделяет услуги, оказываемые  населению, по их функциональному назначению на материальные и социально-культурные (нематериальные).

     Материальная  услуга это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг.

     Материальная  услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств  изделий либо изготовление новых  изделий по заказам, а также перемещение  грузов и людей, создание условий  для потребления. В отрасли "физическая культура и спорт" к материальным услугам могут быть отнесены, например, ремонт спортивных товаров, индивидуальное производство спортивного инвентаря  для спортсменов высокого класса, прокат спортивного оборудования и  т.п. В данном случае результатом  производства и объектом потребления  является материальная вещь крайне индивидуализированный товар спортивного назначения. В связи с этим материальная услуга фактически находится на стыке сферы нематериального и материального производства.

     Социально-культурная услуга это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя.

     Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и  восстановление здоровья, духовное и  физическое развитие личности, повышение  профессионального мастерства и  др. Подавляющее большинство услуг, производимых и потребляемых в отрасли "физическая культура и спорт", относятся именно к социально-культурным услугам.

     Социально-культурным услугам, в отличие от материальных услуг и тем более товаров, присущ ряд специфических характеристик.

     Во-первых, неосязаемость. Покупатель социально-культурной Услуги вынужден верить продавцу на слово в том, что получит Желаемый эффект в результате ее потребления (например, улучшит состояние здоровья в результате занятий в физкультурно-оздоровительном клубе).

     Во-вторых, неотделимость социально-культурной услуги от её источника. Болельщики идут, например, на матч с участием "своей" команды. В случае замены команд услуга будет иметь другой характер.

     В-третьих, непостоянство качества. Качество социально-культурных услуг колеблется в широких пределах в зависимости от места, времени и других факторов, связанных с их предоставлением. Результаты выступления спортсменов, например, зачастую зависят от состояния их самочувствия, климатических условий, остроты спортивной борьбы и т.д. В свою очередь, демонстрируемые спортивные достижения сказываются на качестве зрелищной услуги.

     В-четвертых, не сохраняемость. Социально-культурную услугу невозможно сохранить во времени. Болельщику, приобретшему билет на спортивное соревнование и не использовавшего его по каким-либо причинам, повторная услуга не предоставляется.

     Перечисленные особенности социально-культурных услуг как основного вида продукта отрасли "физическая культура и спорт" требуют от их производителей и продавцов использования специальных подходов, позволяющих эффективно организовать производство и сбыт этого своеобразного продукта.

     Говоря  об особенностях производства и потребления  социально-культурных услуг в отрасли "физическая культура и спорт", необходимо иметь в виду, что эти процессы тесно связаны с потреблением материальных услуг (прокат, ремонт спортивного инвентаря, оборудования и т.п.) и товаров (спортивная одежда и обувь, спортивный инвентарь, оборудование и т.д.). Названные материальные услуги и товары сами по себе, как правило, не являются непосредственным продуктом физической культуры и спорта как отрасли, однако трудно себе представить потребление отраслевых социально-культурных услуг в отрыве от них. Другими словами, социально-культурные услуги, материальные услуги и товары потребляются в едином комплексе, в связи с чем рост спроса на нематериальные услуги неизбежно влечет за собой соответствующий рост спроса на материальные услуги и товары.

     Для создания более полного представления  о продукте отрасли "физическая культура и спорт" приведем мнения ведущих  зарубежных специалистов в области  экономики спорта по этому поводу.

     Специалисты из Великобритании характеризуют продукт, производимый в сфере спорта, как  соревнование, зрелищное развлечение. Иными словами, продукт отрасли  ограничивается зрелищной услугой.

     Специалисты из Франции подходят к определению продукта отрасли более комплексно, выделяя в его рамках товары спортивного назначения, зрелищные услуги, информационные услуги и специалистов (профессиональные спортсмены, тренеры и т.п.).

     Специалист  из Германии придерживается фактически прямо противоположной точки  зрения. Физкультурно-спортивную организацию он рассматривает как специфическое промышленное предприятие, производящее товар. Таким образом, продукт отрасли ассоциируется с товаром, содержание которого рассматривается весьма расширительно, включая такие его разновидности, как "спортивное соревнование" и др.

Информация о работе Понятие маркетинга в сфере культурно оздоровительных услуг и его составные элементы