Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 08:46, дипломная работа
Цель исследования – развитие силовой подготовленности у акробатов школьников-гимнастов без снарядов с использованием средств атлетической гимнастики.
Гипотеза исследования – предполагалось, что уровень развития силовой подготовленности будет повышаться более эффективно, если в процесс силовой подготовки применить систему занятий с увеличениями количества подходов.
Новизна и практическая значимость заключается в целенаправленном, систематическом использовании средств атлетической гимнастики без снарядов для разностороннего влияния на организм занимающихся и целенаправленного развития их силовой подготовленности.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Исследование состояния вопроса …….…………………….. …..6
Атлетическая гимнастика………………………………….……………...6
Научно-теоретические предпосылки развития силы
История развития атлетической гимнастики…………………………... .6
Возрастные периоды для развития силы школьников-гимнастов……………………………………………………………………….
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования….………….……10
2.1. Задачи исследования ……………………………………………………… 10
2.2. Методы исследования. …………………………………………………….10
2.3. Организация исследования. ………………………………………………..11
Глава 3. Особенности развития силы без снарядов у школьников-гимнастов……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….12
3.1. Направленность атлетической гимнастики и её влияние на развитие силы без снарядов у школьников-гимнастов…………………………………..…………....…..………………….12
3.2. Экспериментальное обоснование использования средств атлетической гимнастики развития силовой подготовленности без снарядов у школьников-гимнастов …………………………………………………..……..13
Выводы …...…..…………………………………………………………………14
Практическая рекомендация…...………………………………………...…17 Список использованной литературы…
7. В положении лежа
на спине произвольно
8. То же, что и в
упражнении 7, но произвольно сокращая
мышцы основания брюшного
9. Согните ноги в
коленях, напрягите мышцы
10. Сидя на опоре,
расслабьте руки и ноги, затем
прогнитесь в поясничном
11. В положении стоя
отставьте левую ногу немного
назад, руки поднимите до
12. Руки соедините за спиной, затем поднимите как можно выше, преодолевая сопротивление, создаваемое суставами (рис. 9, 12).
13. Отклоните голову как можно больше назад, кисти положите на лоб, затем голову медленно наклоняйте вперед, преодолевая сопротивление рук (рис. 9, 13).
14. То же, что и в упражнении 13, но руки положите на затылок, а в исходном положении голову наклоните вперед (рис. 9, 14).
15. То же, что и в упражнении 14, но выполните головой вращательные движения (рис. 9, /5). В упражнениях 13, 14 и 15 амплитуда движений головы должна быть максимальной, насколько позволяет естественная подвижность
шейного отдела позвоночника. Сочетание большой амплитуды движений с сильным мышечным напряжением требует соблюдения осторожности в начальный период занятий.
Упражнения для мышц ног
Важную роль в движении ног выполняют мышцы стопы и голени, при ходьбе и беге они несут основную нагрузку. Предлагаемые упражнения для развития и укрепления мышц ног, отличающиеся от общеизвестных традиционных, позволят получить дополнительный тренировочный эффект.
Комплекс упражнений
1. В положении стоя на носках (можно придерживаться руками за какую-нибудь опору) максимально напрягите икроножные мышцы, а также мышцы внешнего свода стопы. Потянитесь вверх и, не уменьшая напряжения мышц, разводите и сводите пятки в умеренном темпе. Направление движений показано стрелками (рис. 10,/). О достаточном напряжении мышц будет «сигнализировать» боль в ахилловом сухожилии.
2. Немного выставив вперед ногу, поставьте ее на пятку, выпрямив в коленном суставе. Затем, максимально напрягая мышцы наружного свода стопы и болыпеберцовой мышцы, расположенной у передней поверхности голени, поднимите стопу вверх. После фиксации положения (рис. 10, 2) выполняйте медленные повороты носком стопы налево-направо, не отрывая пятку от опоры. Направление силовых акцентов показано стрелками F. Работа мышц стопы и голени в этом упражнении аналогична работе мышц-сгибателей руки.
3. Поставьте ногу на
носок и максимально напрягите
икроножную мышцу и мышцы
4. Стопу с предельно оттянутым носком поставьте на внешнюю боковую поверхность, насколько позволяет подвижность в голеностопном суставе, и перекатывайте ее с пятки на носок, предельно напрягая мышцы стопы и икроножную мышцу, при этом напрягаются и другие мышцы голени и стопы (рис. 10, 4).
5. То же, что и в упражнении 3, но пятку отводить вправо, как можно сильнее напрягая мышцы стопы и голени. Амплитуда движения предельно возможная.
6. Правую ногу отведите
в сторону-вверх, руки
7. То же, что и в упражнении 6, но правую ногу (рис. 10, 6) поставьте сзади на возвышение: стул, табурет, скамейку и т. п. Темп выполнения упражнения варьируйте.
8. Сидя на опоре, захватите руками согнутую в колене левую ногу за лодыжку и, создавая руками сопротивление, поднимите голень вверх, стремясь полностью выпрямить ногу (рис. 10, 7).
9. Отставьте левую ногу в сторону на носок. Предельно напрягая мышцы стопы и голени, отводите пятку вправо-влево (рис. 10, 8).
10. Отставьте левую
ногу назад на носок и,
11. Ходьба в положении полуприсев (рис. 10, 10). Это упражнение, являющееся хорошим средством для профилактики нарушений в суставах ног, можно ежедневно включать в комплекс утренней гимнастики.
12. Ходьба, сильно напрягая мышцы бедра, — весьма эффективный и энергоемкий вид оздоровительной ходьбы (рис. 10, 11). Касаясь вопроса о пользе ежедневных обязательных десяти тысяч шагов (а почему именно десять тысяч?), отметим, что дело не в количестве шагов, а в их «качестве», то есть мощности выполняемой работы, которой характеризуется не только степень интенсивности энергообмена, но и эффективность проработки внутренних структур мышечных тканей. Предлагаем дополнительный комплекс упражнений для развития мышц ног путем сложного биомеханического нагружения мышц, прямо или косвенно участвующих в работе по преодолению силы трения между подошвами и опорной поверхностью. Основное преимущество этих упражнений в том, что они дают высокий тренировочный эффект, укрепляют связки и суставы, развивают мышцы ног, не подвергая позвоночник сдавливающим нагрузкам, имеющим место в занятиях с отягощениями. В отличие от традиционных упражнений рефлекторно-активного характера, этот метод носит активно-принудительный характер, то есть достигается высокий уровень координации мышечной деятельности, и в первую очередь деятельности центральной нервной систе-
мы. Эффект предлагаемых упражнений тем выше, чем достигается больший коэффициент трения между подошвами и поверхностью пола. Поэтому занятия желательно проводить на резиновом коврике с рифленой поверхностью.
Дополнительный комплекс упражнений
1. Присядьте, напрягите
мышцы ног, затем сделайте
2. То же, что и в упражнении 1, но в исходном положении левую ногу поставьте несколько впереди правой (рис. 11, 2). В этом случае можно менять силовые акценты на правую или левую ногу, чтобы проработать определенные группы мышц.
3. Поставьте ноги на ширину ступни. В этом положении имитируйте ходьбу на месте, но основное усилие направляйте на стопы ног, как бы пытаясь сдвинуть одну из них вперед, а другую назад. При этом левую ногу слегка согните в колене (рис. 11, 3). Непрерывно чередуйте напряжение мышц то одной, то другой ноги. Положение рук произвольное. Это упражнение положительно воздействует на мышцы, связки, сухожилия и суставы ног (голеностопный, коленный, тазобедренный). Выполнять его можно в начале занятий как разминочное и как самостоятельное в любое удобное время.
4. Вес тела перенесите на левую ногу, правую поставьте в сторону на носок. Быстро присядьте на левой ноге с резкой остановкой (рис. 11, 4). Этот прием позволит повысить нагрузку на участвующие в работе мышцы ног за счет сил инерции, величина которых зависит от скорости выполнения упражнения в фазе резкого приседания и резкого «торможения». Это упражнение, направленное на развитие мышц бедра, оказывает тренировочный эффект на коленный сустав, подверженный частым травмам в беговых видах спорта, а также футболе, хоккее, баскетболе, теннисе и т. д. Выполнять этот небольшой комплекс упражнений можно в обычной рабочей одежде, которая не стесняет движений, во время перерывов для отдыха.
Комбинированные упражнения
После практического освоения большей части описанных упражнений можно перейти к более сложным, исключающим в некоторых движениях фазу «холостого хода». Это позволит по меньшей мере вдвое сократить время и соответственно вдвое повысить интенсивность энергозатрат, в итоге увеличится эффективность упражнений. Комбинированный способ выполнения упражнений на самосопротивление прежде всего направлен на развитие силовой выносливости, а также на вырабатывание скоростно-силовых качеств. К комбинированным упражнениям можно приступить, имея некоторый опыт в занятиях физической культурой. С точки зрения физиологии мышечной деятельности комбинированные упражнения с ритмичным чередованием напряжения мышц являются наиболее эффективной формой тренинга. В условиях повышенной работоспособности они усиливают энергообеспечение мышечной системы. Комбинированные упражнения можно легко освоить на примере наиболее простых движений. Число повторов в комбинированных упражнениях — 6—12. Степень мышечного напряжения, темп и продолжительность выполнения зависят от поставленных задач.
Комплекс упражнений
1. Выполните движение
сжатой в кулак кистью по
направлению к себе, преодолевая
сопротивление левой руки (рис. 12,
У). Перед тем как кисть правой
руки вернуть в исходное
2. Объедините упражнения
для мышц-сгибателей и
3. Прямые руки соедините
в «замок», поднимите вперед-
4. Движения локтя согнутой
правой руки поочередно вниз-
5. Поочередно поднимайте и опускайте правую руку, преодолевая сопротивление, создаваемое левой рукой (рис. 12, 5а). В конечных фазах движения (рис. 12, 56) опорную руку быстро перенести в нужное положение. Упражнение развивает дельтовидные и другие мышцы плечевого пояса.
6. Сидя возле стола,
правой рукой, согнутой в
Общие и частные задачи
Мы уже говорили о
том, что атлетическая гимнастика без
снарядов совершенно не зависит от
внешних факторов. Упражнения можно
48 выполнять в различных положени