Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по курсу "Физическая культура".
развития выносливости можно использовать прыжки со скакалкой, обычные и спортивные
танцы.
2. Правила этического поведения во время спортивных соревнований и игр
Спортивная этика включает такие понятия, как патриотизм, долг и ответственность, дружба и
коллективизм, честь и достоинство, справедливость и культура поведения.
Спорт по своей сути глубоко гуманен. Он помогает человеку познать свои силы, воспитать в
себе упорство, мужество. Спортивная этика включает и умение вести себя - признак
внутренней организованности, дисциплинированности. Спортсмен никогда, даже если ему
кажется, что судья не прав, не должен вступать с ним в спор при оценке ситуации, помня, что
лишь капитан имеет право обращаться к судье.
Нравственно воспитанный человек не позволит себе отказаться от выступления, тянуть
время, сойти с дистанции, даже если спортсмен знает, что всё равно проиграл. После
проигрыша важно уметь владеть собой. С достоинством отдавая должное мастерству
соперника, поздравить с победой. Вообще отношение к сопернику - показатель подлинной
воспитанности спортсмена. Нужно обладать выдержкой, чтобы не выразить досады от
неудовлетворённости партнёром, соперником.
Спортсмены должны соблюдать правила спортивной этики во время уроков физической
культуры, спортивных тренировок. По Просьбе или требованию догнавшего соперника
немедленно уступить лыжню, а обогнав идущего впереди, не замедлять ход, меша; ему идти
и т. д.
Юный спортсмен много и
свой кругозор, приобретая спортивные: Умения и навыки, улучшая свои результаты.
3. Раскройте основные приёмы самомассажа и объясните, с какой целью они используются
в процессе самостоятельных занятий физической культурой
Самомассаж доступен всем. Его можно проводить на уроке физической культуры и дома в
свободное время. Самомассаж - полезное и эффективное средство снижения утомления,
повышения работоспособности. Он усиливает отток венозной крови и лимфы, помогает
восстанавливать все силы организма после интенсивных физических нагрузок. Можно
массировать только здоровую, чистую кожу чисты Ми и сухими руками. Самомассаж
выполняется с максимальным расслаблением мышц.
Основные приёмы самомассажа применяются в порядке:
- поглаживание (выполняется одной или двумя руками, им начинается и заканчивается
массаж);
- выжимание (выполняется по тем же направлениям, что и поглаживание);
-растирание (производится по всем направлениям, особенно широко в области сустава);
- ударные приёмы: поколачивание (лёгкие удары пальцами, слегка °Катами в кулак),
похлопывание (лёгкие удары прямыми, расслабленными пальцами со стороны мизинца),
рубление (выполняется ребром кисти с широко разведёнными и расслабленными пальцами;;
-потряхивание (выполняется большим пальцем и мизинцем, Действует успокаивающе).
Каждый приём массажа
мин. Сначала массаж делают легко, мягко, затем постепенно увеличивают силу воздействия.
Самомассаж левой, а затем правой руки выполняют, сидя на стула у стола. Левую руку
положите на стол. Обхватив её кистью правой руки, поглаживайте, легко скользя от
пальцев к плечевому суставу. Выполните 5-7 поглаживаний по наружной стороне руки,
затем по внутренней. Самомассаж плеча. 1. Ладонью правой (левой) руки, надавливая на
бицепс (двуглавую мышцу) левой (правой), выполняйте скользящие движения от локтя к
плечу. 2. Захватив, между большим и четырьмя остальными пальцами правой (левой)
руки, мышцу плеча на девой (правой) руке, делайте разминание (мышцу при этом
смещайте в сторону). Движения производите от локтя к плечу. Не забывайте после
каждого приёма производить поглаживание.
Самомассаж предплечья. 1. Кистью правой (левой) руки поглаживайте скользящими
движениями предплечье левой (правой) от кисти до локтевого сустава. 2. Четырьмя пальцами
правой (левой) руки производите щипцеобразное разминание наружной стороны предплечья.
По аналогичной схеме делается самомассаж пальцев, голени, бедра, груди, шеи, спины и
поясницы. Следует помнить, что подмышечную область, локтевой сгиб, пах и подколенную
ямку, где расположены лимфатические узлы, массировать нельзя.
Ноги надо массировать от пальцев к коленям, а затем к паху; руки - от пальцев к плечам;
грудь - от грудины вдоль рёбер к подмышкам; спину - от больших ягодичных мышц к плечам,
а также от позвоночного столба к бокам; живот - круговыми движениями по часовой стрелке;
шею - от волосяного покрова головы к лопаткам.
Самомассаж не показан в следующих случаях: при острых воспалительных процессах,
лихорадочном состоянии, кровотечениях, при кожных и инфекционных заболеваниях с
высокой температурой, при заболеваниях сердца, почек, лёгких. Нецелесообразно выполнять
массаж натощак. В зависимости от цели применения различают два вида самомассажа:
предварительный и восстановительный.
При занятиях бегом трусцой предварительный самомассаж включает приёмы для мышц
бедра и голени (3-4 поглаживания, 3-5 выжимания, 3-6 разнообразных разминаний).
Заканчивается самомассаж потряхиванием и поглаживанием.
При появлении боли в мышцах и связках после бега встряхните Мышцы ног. Для этого
встаньте на одну ногу и потрясите другой и наоборот. То же проделайте, лёжа на спине. Это
улучшает кровообращение в утомлённых мышцах и снимает напряжение в них. Полезно во
время встряхивания поглаживать ногу от стопы к паху.
Восстановительный самомассаж применяется для восстановления
работоспособности утомленных мышц, быстрого снятия усталости (достаточно 4-6 минут
массажа, чтобы вновь обрести форму).
БИЛЕТ №21
1. Почему занятия физической культурой оказывают положительное влияние на формирование качеств личности (смелости, воли, инициативности и терпимости)?
Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой, поскольку
присущие физически культурной личности свойства формируются и развиваются на основе
тех же психофизических (природных) задатков и психофизических процессов, что и
нравственная, эстетическая и другие виды культур человека. Поэтому, занимаясь
физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические
возможности, но и формирует другие качества личности - нравственные, эстетические, а
также смелость, волю, инициативность и терпимость и т. п.
Под физической культурой личности понимается совокупность свойств человека, которые
приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями и выражаются в активном
стремлении человека всесторонне и гармонично совершенствовать свою физическую
природу (телесность), вести здоровый образ жизни. Занимаясь физической культурой,
человек познаёт себя, других людей и окружающий мир. У него активно развиваются
инициатива, самостоятельность и творчество, формируются собственное мировоззрение и
способы мышления, индивидуальные черты характера, критическое отношение к действиям
других людей и собственным поступкам. Все эти положительные свойства, приобретаемые в
результате физкультурной
культурную личность, но и как целостную личность, всесторонне и гармонично развитую,
отражающую высокий уровень общей куль туры человека. Физическая культура помогает
противостоять таким вредным привычкам, как курение, употребление алкоголя и др.
Рассмотрим подробнее о
формирование такого качества, как сила воли. Воспитание силы воли человека возможно
при самых разных видах физических упражнений. Остановимся на комплексе утренней
гимнастики. Его выполнение требует от человека известной дисциплин и (подъём в
определённое время и т. п.). С другой стороны, повторении утренней зарядки каждый день в
одни и те же часы вырабатывает стабильность в поведении и поступках. Таким образом,
воспитывается
не только сила воли, но и привычка к ежедневному обязательному труду (в данном случае
физическому). Психологи спорта определили волевые качества, которые необходимы
спортсменам для преодоления возникающих в процессе их деятельности препятствий. Это
- целеустремлённость, настойчивость и упорство, решительность и смелость,
инициативность и
2. С какой целью проводится самонаблюдение, и что оно в себя включает?
Самонаблюдение проводится с тем, чтобы знать, какое воздействие оказывают физические
нагрузки на организм. Самочувствие и работоспособность, точно зеркало, отражают общее
состояние здоровья организма человека. Если после тренировочных занятий самочувствие,
настроение, аппетит и сон хорошие и есть желание заниматься дальше, то это
положительные признаки. Они показывают, что ваш организм справляется с нагрузками и
можно постепенно их увеличивать. При чрезмерной нагрузке, утомлении может появиться
раздражительность, вялость, одышка, головокружение, боли в сердце, нарушается сон.
Самонаблюдение за состоянием своего здоровья можно осуществлять по субъективным и
объективным показателям.
К субъективным показателям относятся: самочувствие, настроение, аппетит, сон, желание
заниматься, работоспособность, болевые ощущения, внешние признаки утомления
(окраска кожи, лица и туловища, потливость и т. д.).
Объективными показателями являются: ЧСС (частота сердечных сокращений), ЖЁЛ
(жизненная ёмкость лёгких), масса тела, тест на приседание, проба с задержкой дыхания и т.
д.
Более подробно рассмотрим один из примеров. Пульс можно измерить несколькими
способами: тремя пальцами на запястье, большим и указательным пальцами на шее,
кончиками пальцев на виске, ладонью на груди. Пульс обычно подсчитывают с помощью
секундомера или секундной стрелки часов за 10 с. и полученную величину умножают на 6
(получается количество ударов за 1 мин). Физические упражнения повышают пульс. Чем
больше нагрузка, тем он чаще. В
спокойном состоянии пульс
При выполнении лёгкой физической нагрузки пульс достигает 100-120 уд./мин, при
средней - 130-150, при большой повышается до 180 и при очень большой до
200 уд./мин. Затем пульс
правило, пульс больше на несколько ударов, чем у мальчиков.
3. Составьте правила соревнований с использованием одного из видов упражнений школьной программы. Раскройте особенности организации и проведения этого соревнования
Правила соревнований - это официальный документ, в котором должны быть изложены
условия и порядок проведения соревнований,
права и обязанности
организаторов и судей.
Правила соревнований разрабатывают коллегии судей федераций по видам спорта.
Правила определяют характер и условия проведения соревнований (соревнования могут быть
личными, командными, лично-командными); возраст участников, их права и обязанности,
допуск к соревнованиям, костюм участников, состав судейской коллегии, ее права и
обязанности; виды упражнений, дистанции, оборудование, инвентарь, требования к месту
соревнования и многое другое, что способствует хорошей организации определённого вида
соревнований.
Правила соревнований с использованием одного из видов упражнений школьной программы
(прыжки со скакалкой)
ЧАСТЬ I
МЕСТО, ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ
1. Площадка и её разметка
1. Площадка. Используется игровая площадка (баскетбольная, волейбольная, для ручного
мяча, футбольная и др.) или часть её вне обходимых размерах, но не менее прямоугольника
длиной 3м и
шириной 2м для одного участника. Она должна быть ровной и горизонтальной.
Покрытие площадки может быть деревянным, пластиковым или из специальной смеси
(асфальтовой, гаревой,
не менее 4 м.
Вопрос о пригодности площадки решает главный судья соревнований.
2. Ограничительные линии.
Короткие линии называются лицевыми, длинные - боковыми. Там, где имеется
возможность, разметку можно сделать мелом, ширина всех линий разметки площадки не
менее 5 мм; если разметка выполняется краской при помощи кисти - не менее 30 мм
(аналогично, если насыпная разметка). Цвет линий должен отличаться от цвета площадки.
Все препятствия должны быть удалены от границ площадки (занимаемой участником) не
менее чем на 3 м на открытых площадках и на 2 м в закрытых помещениях.
3. Температура. Температура возду
+ 10°С.
2. Скакалка
1.Размер скакалки. Длина скакалки должна быть не менее, чем до уровня пояса плюс
длина ручек, когда участник станет ногами на неё в положении ноги вместе. Толщина
шнура скакалки должна быть в пределах от 3 мм до 10 мм.
2. Использовать можно скакалки самодельные). Цвет скакалок
определяют сами участники.
ЧАСТЬ Н УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ
3. Участники соревнований
а) младшая (мальчики и девочки) - 11-12 лет;