Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:00, реферат
Развитие и функционирование образования как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими) его существования в целом. Образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. В то же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам - общению с другими людьми.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 5
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 6
1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 9
1.4. Особенности развития воли студентов стр. 13
ВЫВОДЫ стр. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 19
4
Социальная активность и волевое развитие студентов
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 5
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 6
1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности
1.4. Особенности развития воли студентов
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 19
ВВЕДЕНИЕ
Развитие и функционирование образования как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими) его существования в целом. Образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. В то же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам - общению с другими людьми.
Первостепенная задача высшей школы - помочь овладеть студентам средствами мышления и деятельности. Вузовское образование является, как известно, завершающим этапом процесса общеобразовательной подготовки и основной стадией специализации, профессиональной подготовки. Содержание образования как важнейшего фактора экономического и социального прогресса должно быть направлено на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Оно должно обеспечивать «формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира». В связи с этим, единая цель образовательной системы на всех ее уровнях и этапах - создание условий для всестороннего развития личности - приобретает особое звучание на данной образовательной ступени.
Изучение закономерностей развития человека в студенческом возрасте как периоде интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения в новую, «взрослую» жизнь позволяет говорить о психических особенностях студенческого возраста.
Многие ученые обращали внимание на социальную природу человека и на то, что социальные мотивы являются одной из движущих сил развития. Социальные ценности и стремление к их реализации - одно из самых важных направлений проявления человеческой активности.
На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает учащийся. В этих условиях социальная активность становится важнейшей предпосылкой в развитии общественных функций личности, ее успешной адаптации к общественной жизни с учетом тенденций прогресса общества. Таким образом, социальная активность выступает как побудитель к деятельности (актуальная потребность), как свойство личности на определенном этапе ее развития, как результат социально ценной деятельности [14, с. 144].
Воля — сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно. Способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря ней человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой.
Более того, он может соответственно организовать свою деятельность психическую и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположные. Итак, воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует деятельность психическую, исходя из наличных задач и требований. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений к действиям, выполняемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория.
Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Л.А. Барановой, М.Д. Дворяшиной, 1976; Е.И. Степановой, 1975; Л.Н. Фоменко, 1974; а также в работах Ю.Н. Кулюткина, 1985, В.А. Якунина, 1994 накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме [14,с. 187] .
Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека [1, с. 51]. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.
При массовом переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть интересы студентов в самоопределении и самореализации [16, с. 74-86] .
Организация и совершенствование системы непрерывного образования учащейся молодежи невозможно без целостного понимания психической и познавательной деятельности учащегося и глубокого изучения психофизиологических детерминант развития психики на всех ступенях обучения [1, с. 46-52]. Важнейшим принципом при этом является принцип комплексного подхода к изучению способностей студентов. При организации и совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться не только на знания закономерностей психического развития, но и на знание индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлять процесс интеллектуального развития.
Если изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период более активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что в особенности принципиально, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, мастерски-трудовых и других. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы соображают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание своей семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование особых способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
1. 2. Психологическая характеристика студенческого возраста.
Для научного понимания студенчества необходим комплексный анализ психофизиологических и социальных особенностей данной возрастной группы в соответствии с тенденциями изменений, происходящих в обществе. Это позволит дать характеристику студенчеству как относительно целостной и самостоятельной структурной прослойке общества, а также увидеть его связь и зависимость от многообразных элементов общественного бытия. Такой методологический подход характерен для наиболее известных исследователей студенческой молодежи (Б.Г.Ананьев, А.Г.Здравомыслов, С.Н.Иконникова, Я.Л.Коломинский, Б.Д.Парыгин, Н.Н.Обозов, В.Т.Лисовский, Г.В.Старовойтова, В.А.Ядов). Он позволяет рассматривать проблемы студентов не только в теоретическом ракурсе, но и с прикладных позиций, обосновывая оптимальные пути и средства их социализации в нынешних весьма противоречивых и непростых условиях.
Студенческая молодежь — социально-демографическая группа общества, которая готовится к высококвалифицированной профессиональной деятельности посредством получения высшего образования. Олицетворяя собой интеллектуальный потенциал молодого поколения общества, студенчество имеет ряд определенных признаков. Как возрастная категория студенты относятся ко второму периоду юности (17-18 — 22-23 года). Юношеский возраст — период целостного становления личности, время наступления социальной зрелости, формирования "Я-концепции", активного вхождения личности во все сферы общественного бытия [13, с. 3-12].
В физиологическом плане юношеский возраст характеризуется завершением полового развития и созревания. Формируется облик взрослого человека. В этот период наблюдается повышенный интерес как со стороны юношей, так и со стороны девушек к своему внешнему виду, стремление соответствовать эталону, принятому в их среде. Внешние данные выступают для молодых людей атрибутом регуляции их поведения.
Физическое развитие юношей и девушек далеко не всегда адекватно их социальной зрелости. Ряд исследований студенческой молодежи, проведенных в последнее время (В.Т.Лисовский, Д.Т.Райман, С.Д.Лаптенок, В.Г.Харчева, В.В.Сериков, Ф.Э.Шереги), свидетельствуют о радикальных изменениях в сексуальном взаимодействии студентов, переориентации их на добрачные сексуальные связи, принятии и одобрении большинством таких связей. Кризисные явления в экономической и социально-политической сферах жизни общества повлекли за собой распространение девиаций в студенческой среде и новые, ранее не свойственные студентам формы их проявления (фарцовка, вымогательство, торговля наркотиками, суицид). Соответственно, серьезно обострилась проблема здоровья студентов. По данным С.Д.Лаптенка и В.М.Яковчука, заметно увеличился удельный вес многих заболеваний в студенческой среде. Налицо диспропорция физического развития между студентами и представителями других социальных слоев общества [12, с. 72].
В юношеском возрасте завершается формирование организма в целом, но он ещё не окреп. Молодой человек ещё недостаточно вынослив, довольно быстро утомляется. В то же время восстановление физических сил у него происходит быстро.
В психологическом облике человека обнаруживаются неповторимые черты, сформировавшиеся в процессе индивидуального развития. Поэтому во вне учебной работе со студентами важно учитывать их темперамент и уравновешенность нервной системы [2, с. 7-16].
Юноша и девушка становятся уже полноправными членами семей - вносят свою лепту в её бюджет, опекают младших братьев, сестёр. В тех случаях, где не учитывают качественных изменений в семейном положении, где к ним продолжают, относится как к подросткам, нередко возникают конфликты.
Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов