Социальная активность и волевое развитие студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:00, реферат

Описание

Развитие и функционирование образования как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими) его существования в целом. Образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. В то же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам - общению с другими людьми.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 5
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 6
1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 9
1.4. Особенности развития воли студентов стр. 13
ВЫВОДЫ стр. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 19

Работа состоит из  1 файл

Соц.активность.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Как актуальная потребность социальная активность реализуется в определенной системе целевых установок, мотивов, определяющих интересы личности, ее включение в деятельность по удовлетворению возникшей потребности; как преобразующая способность социальная активность реализуется в соответствующих социальных знаниях и навыках [13, с.10].

Социальная активность является общим свойством личности и по-разному проявляется в различных видах деятельности индивида: познавательной, общественной, трудовой и т.д. Проявление ее зависит в основном от двух причин: объективных (уровень и характер развития данного вида деятельности, потребность общества в этом виде деятельности и др.) и субъективных (предшествующий опыт человека, общие и специальные способности, потребности личности, степень осознанности ею личной и общественной необходимости данного вида деятельности и др.).

Социальная активность является важным качеством социального индивида и формируется в процессе его социализации, через освоение социальных ролей. Под социализацией, в целом, можно понимать процесс  усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Здесь следует отметить исследования А.В. Мудрика, рассматривающего социализацию как развитие и саморазвитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, во взаимодействии со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [15,с.9]. Процесс социализации протекает во взаимодействии с разнообразными факторами, оказывающими влияние на развитие личности в целом и социальной активности в частности.

Кроме того, важную роль в становлении социальной активности личности играют агенты социализации: «люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь».

В процессе социализации следует выделить две основные фазы - адаптацию и интериоризацию. Оба процесса можно проследить и при формировании социальной активности личности: в процессе познания социальной действительности (фаза адаптации) и в процессе «сущностного, глубинного включения индивида» в социальную жизнедеятельность (фаза интериоризации), причем  успешность протекания процесса адаптации зависит как от субъективных качеств и свойств личности, так и от «активности среды».

Содержательной основой проявления социальной активности личности является социальная роль, которая выступает в виде определенной общественно одобряемой функции, соответствующей принятым нормам и способам поведения человека в зависимости от его статуса или позиции в обществе, места в системе межличностных отношений. Социальные роли, основное содержание которых составляет усвоение социальных норм, определяют желаемую форму поведения и отношений, которые в свою очередь провоцируют соответствующие виды общественно принимаемой активности.

Таким образом, социальная активность как качество личности формируется в процессе социализации и выступает одним из важных ее показателей. При ее изучении необходимо опираться на те черты личности, которые находят свое проявление во вне – в действиях и поступках, имеющих социальное значение, так как социальная активность – это не всякая деятельность личности, а только та, которая имеет общественное значение и реализуется в социальных фактах.

 

 

1.4. Особенности развития воли студентов.

Изучению волевого развития студентов в отечественной психологии уделяется недостаточно внимания. Исследо­вателей интересуют разные вопросы: психология усвоения знаний, психологические основы воспитания, быт, отдых студентов и т. д., но названные вопросы не всегда анализируются в контексте психологии воли.

Требования нашего общества к активности личности и коллек­тива выражены, прежде всего, нормами морали. Эти нормы определяют направление, в котором должна разви­ваться социальная активность личности. Из них главным является добросовестное отношение к труду и мера трудового вклада каждого в общественное производство, культуру, в работу обще­ственных организаций, в развитие своей личности. Несмотря на то, что своеобразие вузовских условий стимулирует, главным образом, приобретение знаний о преобразовании мира, общество требует от студента и активного участия в самом процессе преобразования этого мира, ибо без этого личность не может стать всесторонне развитым специалистом и общественным деятелем. Поэтому госу­дарство вменяет студенту в обязанность заниматься не только учебной деятельностью, но и общественно полезной работой.

Таким образом, студент поставлен в условия, когда его социальная активность должна проявляться не только в учебной и научной деятельности, но также в производственной, общественной и культурной. Вмес­те с этим студент должен, как и всякий человек, постоянно зани­маться бытовой деятельностью, чтобы удовлетворить свои естест­венные потребности [9, с. 113-145].

Уже одно включение в эту сложную структуру деятельности составляет для студента серьезное «испытание воли». Преодоле­вают быстрее трудности те, которые обладают не только высоким сознанием общественного долга, но социальным опытом, органи­зованностью, деловитостью, упорством. В тяжелом положении оказываются слабовольные, не приспособленные к жизни юноши и девушки.

Все возрастающие требования к академической подготовке бу­дущих специалистов постоянно побуждают студентов к сосредо­точению своей активности только на учебной деятельности. Это стремление подкрепляет и предыдущий опыт, поскольку и в обще­образовательной школе на трудовое воспитание обращается не­достаточно внимания [11, с. 612-669].

Односторонняя умственная нагрузка, связанная в основном, с сидячим образом жизни, — вот что характеризует быт современ­ного студента. Это ярко демонстрируется структурой режима дня студента. Исследования, проведенные в разных вузах, выявляют одну и ту же картину с распределением суточного времени. Рас­хождения в данных самые незначительные. Учебное время студента в среднем составляет 42% суточного времени (по данным социологов Ростовского университета 9 ч. 50 м, т. е. 40,9% суточного времени), а на сидячий образ жизни, связанный с умственным напряжением, студент в общей сложности затрачивает свыше 12 часов в сутки [7].

Рационализация учебного процесса, использование активных методов работы, безусловно, благоприятно сказываются не только на успеваемости, но на всем психическом настрое студента, по­скольку этим вносится в умственную деятельность разнообразие, стимулируется познавательный интерес. Но и при этих условиях студент остается большую часть времени прикованным к книге и к определенному рабочему месту. В результате, у него наблюдает­ся постоянное несоответствие между функционированием сенсорных и моторных систем. Энергичная, реактивная по своим возрастным особенностям молодежь вынуждена все время тормозить выход моторной энергии, одновременно перенапрягая мыслительную деятельность.

Противоречие между всё возрастающими требованиями в ум­ственной подготовке и столь же категорическими требованиями общества во всестороннем развитии личности составляет трудней­шую проблему всего вузовского обучения и воспитания, радикаль­ное решение которой остается еще делом будущего.

Забота о быте студента — одна из важных задач администрации и общественных организаций вузов. Но, очевидно, заботу о быте студента также следует рассматривать в аспекте воспитания у будущего специалиста самостоятельности и активности. После окончания учебного заве­дения человек, оказавшись, как правило, в более трудных усло­виях, должен проявлять самостоятельность во всем, в том числе и, вероятно в первую очередь, в самообслуживании. Установка на волевую подготовку студента должна, очевидно, быть реализова­на и в таких бытовых «мелочах», как организация питания [3].

Жизненные планы и устремления абсолютного большинства студентов патриотичны, бескорыстны и благородны. Студенты хорошо сознают, что не все в этих планах может быть реализовано, многое — но независящим от них причинам. Что касается оценки собственных возможностей, то, они больше всего неудовлетворенны своей волевой подго­товкой.

Активность, как общий запас душевных сил и возможностей личности, имеет свои пределы. Личность расходует эту активность избирательно («Не на все хватит времени и энергии»). По тому, ка­кую деятельность избирает личность для приложения своей ак­тивности, мы судим о ее направленности, мотивах, интересах.

Каждый студент хорошо знает, какие требования предъявляет ему общество, высоко оценивает объективное значение каждого вида деятельности в подготовке специалиста. Но субъективный смысл, который он вкладывает в ту или иную работу, часто не согласуется с объективным значением. Слабо успевающий студент расточительно расходует время и энергию на занятия в спортивной секции, но совершенно равнодушен к активизации учебной рабо­ты, и чем он объективно больше всего нуждается. Отличник, увле­ченный научной работой, не находит времени для выполнения не­сложного общественного поручения, хотя без колебания тратит десятки часов для подыскания каких-либо деталей для спроекти­рованного им прибора.

Такие примеры — обычное явление в вузовской жизни. Сам студент в таком распределении времени и энергии не видит ниче­го предосудительного, тем более, если первый мечтает быть про­славленным спортсменом, а второй – ученым. Но внести коррек­тивы и их поведение необходимо. Как это делается? Путем пред­остережений и рекомендаций преподавателей, коллектива, адми­нистрации. Если эти воздействия убедительны и тактичны, то они, как правило, бывают эффективны и не убивают доминирующего интереса, способствуют формированию и развитию сопутствующих интересов, связанных с другими видами деятельности.

Значение доминирующих интересов исключительно важно для формирования личности будущего специалиста. В любом деле, в состоянии увлеченности человек добивается наибольшего успеха, проявляет творчество и одновременно закаляет свою волю, упор­ство в достижении цели. Студент, у которого еще не сформирова­лось ведущего интереса, представляет собою довольно аморфную личность. Как правило, это малоактивный студент, выполняющий без огонька и вполне посредственно «все, что положено».

Однако ориентация на развитие активности только через инте­рес в психологическом и социальном отношении является неправильной. Основным подкреплением при всяком интересе, как из­вестно, являются положительные эмоции. Они нередко порабощают личность. В состоянии страстной увлеченности человек трудно пе­реключается на другую деятельность, часто не желает ею зани­маться, поскольку он не ждет от нее такого психологически бога­того подкрепления, как в деятельности по доминирующему инте­ресу. Не случайно некоторые студенты с развитыми интересами в какой-то одной деятельности постепенно превращаются в ограни­ченных людей, не интересующихся ничем, кроме своего «хобби».

Следовательно, чрезмерное увлечение одной деятельностью в ущерб другим, узкая специализация интереса вступает в противо­речие с задачей формирования всесторонне развитой личности.

У каждого студента существует подразделение учебных дис­циплин на интересные и неинтересные. Однако «неинтересные» дис­циплины так же необходимы для его подготовки, как и интересные, и от него требуют в одинаковой степени усвоения как тех, так и других. Следовательно, основным регулятором его учебной актив­ности выступают не его субъективные интересы, а государственный учебный план [13] .

Точно так же требованиями общества, а не эмоциональной при­влекательностью для личности определена необходимость участия студента в разных видах вне учебной деятельности, хотя здесь и больше свободы выбора работы по интересу.

Психологически студент, как и всякая личность, руководст­вуется в своей деятельности мотивами долженствования (обязан­ности) и желания (интереса). Для передового человека выполне­ние неинтересной для него лично, но нужной для общества дея­тельности составляет приятный долг, приносит моральное удовлет­ворение. Но чтобы это стало психологической реальностью, необходима высокая степень воспитанности личности, ее общественного сознания.

Для формирования социальной активности студента нужно многое, в том числе внимательный учет физических возможностей, умственных способностей, индивидуальных интересов. Но, прежде всего, необходимо неукоснительное и одинаковое для всех предъ­явление государственных требований, регламентирующих виды деятельности, их сменяемость, затраты труда. Всякая деятельность, обязательная или добровольная, личностью мотивируется по-раз­ному. Исходным мотивом выполнения общественной работы у сту­дента может быть долг, обязанность. У него еще нет положитель­ного эмоционального интереса, отношения ни к процессу деятель­ности, ни к ее результатам. Но сам процесс работы, первые успехи, одобрение коллектива, вызывают моральное удовлетворение, которое постепенно, при поддержке коллектива, преподавателей мо­жет перейти в устойчивый интерес к общественной работе.

Интересная работа, как бы много она ни требовала затрат энергии, психологически для субъекта кажется сравнительно лег­кой. При увлечении человек не замечает, сколько, он тратит уси­лий на свой труд. Интерес поддерживает состояние активности как бы помимо сознания человека. Совершенно другая психоло­гическая ситуации наблюдается при выполнении пока еще неин­тересной, но нужной деятельности. Здесь нет сколько-нибудь су­щественной эмоциональной стимуляции. Побуждение к активности идет прямым путем от разума (идея общественной значи­мости дела) и от воли (сознательная мобилизация психофизических усилий для преодоления, прежде всего внутренних трудно­стей — отрицательных эмоций, вялости или, напротив, чрезмерной напряженности и др.). Здесь необходимо волевое самопринужде­ние, а иногда и самоприказ.

Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов