Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:00, реферат
Развитие и функционирование образования как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими) его существования в целом. Образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. В то же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам - общению с другими людьми.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 5
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 6
1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 9
1.4. Особенности развития воли студентов стр. 13
ВЫВОДЫ стр. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 19
Как актуальная потребность социальная активность реализуется в определенной системе целевых установок, мотивов, определяющих интересы личности, ее включение в деятельность по удовлетворению возникшей потребности; как преобразующая способность социальная активность реализуется в соответствующих социальных знаниях и навыках [13, с.10].
Социальная активность является общим свойством личности и по-разному проявляется в различных видах деятельности индивида: познавательной, общественной, трудовой и т.д. Проявление ее зависит в основном от двух причин: объективных (уровень и характер развития данного вида деятельности, потребность общества в этом виде деятельности и др.) и субъективных (предшествующий опыт человека, общие и специальные способности, потребности личности, степень осознанности ею личной и общественной необходимости данного вида деятельности и др.).
Социальная активность является важным качеством социального индивида и формируется в процессе его социализации, через освоение социальных ролей. Под социализацией, в целом, можно понимать процесс усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Здесь следует отметить исследования А.В. Мудрика, рассматривающего социализацию как развитие и саморазвитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, во взаимодействии со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [15,с.9]. Процесс социализации протекает во взаимодействии с разнообразными факторами, оказывающими влияние на развитие личности в целом и социальной активности в частности.
Кроме того, важную роль в становлении социальной активности личности играют агенты социализации: «люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь».
В процессе социализации следует выделить две основные фазы - адаптацию и интериоризацию. Оба процесса можно проследить и при формировании социальной активности личности: в процессе познания социальной действительности (фаза адаптации) и в процессе «сущностного, глубинного включения индивида» в социальную жизнедеятельность (фаза интериоризации), причем успешность протекания процесса адаптации зависит как от субъективных качеств и свойств личности, так и от «активности среды».
Содержательной основой проявления социальной активности личности является социальная роль, которая выступает в виде определенной общественно одобряемой функции, соответствующей принятым нормам и способам поведения человека в зависимости от его статуса или позиции в обществе, места в системе межличностных отношений. Социальные роли, основное содержание которых составляет усвоение социальных норм, определяют желаемую форму поведения и отношений, которые в свою очередь провоцируют соответствующие виды общественно принимаемой активности.
Таким образом, социальная активность как качество личности формируется в процессе социализации и выступает одним из важных ее показателей. При ее изучении необходимо опираться на те черты личности, которые находят свое проявление во вне – в действиях и поступках, имеющих социальное значение, так как социальная активность – это не всякая деятельность личности, а только та, которая имеет общественное значение и реализуется в социальных фактах.
1.4. Особенности развития воли студентов.
Изучению волевого развития студентов в отечественной психологии уделяется недостаточно внимания. Исследователей интересуют разные вопросы: психология усвоения знаний, психологические основы воспитания, быт, отдых студентов и т. д., но названные вопросы не всегда анализируются в контексте психологии воли.
Требования нашего общества к активности личности и коллектива выражены, прежде всего, нормами морали. Эти нормы определяют направление, в котором должна развиваться социальная активность личности. Из них главным является добросовестное отношение к труду и мера трудового вклада каждого в общественное производство, культуру, в работу общественных организаций, в развитие своей личности. Несмотря на то, что своеобразие вузовских условий стимулирует, главным образом, приобретение знаний о преобразовании мира, общество требует от студента и активного участия в самом процессе преобразования этого мира, ибо без этого личность не может стать всесторонне развитым специалистом и общественным деятелем. Поэтому государство вменяет студенту в обязанность заниматься не только учебной деятельностью, но и общественно полезной работой.
Таким образом, студент поставлен в условия, когда его социальная активность должна проявляться не только в учебной и научной деятельности, но также в производственной, общественной и культурной. Вместе с этим студент должен, как и всякий человек, постоянно заниматься бытовой деятельностью, чтобы удовлетворить свои естественные потребности [9, с. 113-145].
Уже одно включение в эту сложную структуру деятельности составляет для студента серьезное «испытание воли». Преодолевают быстрее трудности те, которые обладают не только высоким сознанием общественного долга, но социальным опытом, организованностью, деловитостью, упорством. В тяжелом положении оказываются слабовольные, не приспособленные к жизни юноши и девушки.
Все возрастающие требования к академической подготовке будущих специалистов постоянно побуждают студентов к сосредоточению своей активности только на учебной деятельности. Это стремление подкрепляет и предыдущий опыт, поскольку и в общеобразовательной школе на трудовое воспитание обращается недостаточно внимания [11, с. 612-669].
Односторонняя умственная нагрузка, связанная в основном, с сидячим образом жизни, — вот что характеризует быт современного студента. Это ярко демонстрируется структурой режима дня студента. Исследования, проведенные в разных вузах, выявляют одну и ту же картину с распределением суточного времени. Расхождения в данных самые незначительные. Учебное время студента в среднем составляет 42% суточного времени (по данным социологов Ростовского университета 9 ч. 50 м, т. е. 40,9% суточного времени), а на сидячий образ жизни, связанный с умственным напряжением, студент в общей сложности затрачивает свыше 12 часов в сутки [7].
Рационализация учебного процесса, использование активных методов работы, безусловно, благоприятно сказываются не только на успеваемости, но на всем психическом настрое студента, поскольку этим вносится в умственную деятельность разнообразие, стимулируется познавательный интерес. Но и при этих условиях студент остается большую часть времени прикованным к книге и к определенному рабочему месту. В результате, у него наблюдается постоянное несоответствие между функционированием сенсорных и моторных систем. Энергичная, реактивная по своим возрастным особенностям молодежь вынуждена все время тормозить выход моторной энергии, одновременно перенапрягая мыслительную деятельность.
Противоречие между всё возрастающими требованиями в умственной подготовке и столь же категорическими требованиями общества во всестороннем развитии личности составляет труднейшую проблему всего вузовского обучения и воспитания, радикальное решение которой остается еще делом будущего.
Забота о быте студента — одна из важных задач администрации и общественных организаций вузов. Но, очевидно, заботу о быте студента также следует рассматривать в аспекте воспитания у будущего специалиста самостоятельности и активности. После окончания учебного заведения человек, оказавшись, как правило, в более трудных условиях, должен проявлять самостоятельность во всем, в том числе и, вероятно в первую очередь, в самообслуживании. Установка на волевую подготовку студента должна, очевидно, быть реализована и в таких бытовых «мелочах», как организация питания [3].
Жизненные планы и устремления абсолютного большинства студентов патриотичны, бескорыстны и благородны. Студенты хорошо сознают, что не все в этих планах может быть реализовано, многое — но независящим от них причинам. Что касается оценки собственных возможностей, то, они больше всего неудовлетворенны своей волевой подготовкой.
Активность, как общий запас душевных сил и возможностей личности, имеет свои пределы. Личность расходует эту активность избирательно («Не на все хватит времени и энергии»). По тому, какую деятельность избирает личность для приложения своей активности, мы судим о ее направленности, мотивах, интересах.
Каждый студент хорошо знает, какие требования предъявляет ему общество, высоко оценивает объективное значение каждого вида деятельности в подготовке специалиста. Но субъективный смысл, который он вкладывает в ту или иную работу, часто не согласуется с объективным значением. Слабо успевающий студент расточительно расходует время и энергию на занятия в спортивной секции, но совершенно равнодушен к активизации учебной работы, и чем он объективно больше всего нуждается. Отличник, увлеченный научной работой, не находит времени для выполнения несложного общественного поручения, хотя без колебания тратит десятки часов для подыскания каких-либо деталей для спроектированного им прибора.
Такие примеры — обычное явление в вузовской жизни. Сам студент в таком распределении времени и энергии не видит ничего предосудительного, тем более, если первый мечтает быть прославленным спортсменом, а второй – ученым. Но внести коррективы и их поведение необходимо. Как это делается? Путем предостережений и рекомендаций преподавателей, коллектива, администрации. Если эти воздействия убедительны и тактичны, то они, как правило, бывают эффективны и не убивают доминирующего интереса, способствуют формированию и развитию сопутствующих интересов, связанных с другими видами деятельности.
Значение доминирующих интересов исключительно важно для формирования личности будущего специалиста. В любом деле, в состоянии увлеченности человек добивается наибольшего успеха, проявляет творчество и одновременно закаляет свою волю, упорство в достижении цели. Студент, у которого еще не сформировалось ведущего интереса, представляет собою довольно аморфную личность. Как правило, это малоактивный студент, выполняющий без огонька и вполне посредственно «все, что положено».
Однако ориентация на развитие активности только через интерес в психологическом и социальном отношении является неправильной. Основным подкреплением при всяком интересе, как известно, являются положительные эмоции. Они нередко порабощают личность. В состоянии страстной увлеченности человек трудно переключается на другую деятельность, часто не желает ею заниматься, поскольку он не ждет от нее такого психологически богатого подкрепления, как в деятельности по доминирующему интересу. Не случайно некоторые студенты с развитыми интересами в какой-то одной деятельности постепенно превращаются в ограниченных людей, не интересующихся ничем, кроме своего «хобби».
Следовательно, чрезмерное увлечение одной деятельностью в ущерб другим, узкая специализация интереса вступает в противоречие с задачей формирования всесторонне развитой личности.
У каждого студента существует подразделение учебных дисциплин на интересные и неинтересные. Однако «неинтересные» дисциплины так же необходимы для его подготовки, как и интересные, и от него требуют в одинаковой степени усвоения как тех, так и других. Следовательно, основным регулятором его учебной активности выступают не его субъективные интересы, а государственный учебный план [13] .
Точно так же требованиями общества, а не эмоциональной привлекательностью для личности определена необходимость участия студента в разных видах вне учебной деятельности, хотя здесь и больше свободы выбора работы по интересу.
Психологически студент, как и всякая личность, руководствуется в своей деятельности мотивами долженствования (обязанности) и желания (интереса). Для передового человека выполнение неинтересной для него лично, но нужной для общества деятельности составляет приятный долг, приносит моральное удовлетворение. Но чтобы это стало психологической реальностью, необходима высокая степень воспитанности личности, ее общественного сознания.
Для формирования социальной активности студента нужно многое, в том числе внимательный учет физических возможностей, умственных способностей, индивидуальных интересов. Но, прежде всего, необходимо неукоснительное и одинаковое для всех предъявление государственных требований, регламентирующих виды деятельности, их сменяемость, затраты труда. Всякая деятельность, обязательная или добровольная, личностью мотивируется по-разному. Исходным мотивом выполнения общественной работы у студента может быть долг, обязанность. У него еще нет положительного эмоционального интереса, отношения ни к процессу деятельности, ни к ее результатам. Но сам процесс работы, первые успехи, одобрение коллектива, вызывают моральное удовлетворение, которое постепенно, при поддержке коллектива, преподавателей может перейти в устойчивый интерес к общественной работе.
Интересная работа, как бы много она ни требовала затрат энергии, психологически для субъекта кажется сравнительно легкой. При увлечении человек не замечает, сколько, он тратит усилий на свой труд. Интерес поддерживает состояние активности как бы помимо сознания человека. Совершенно другая психологическая ситуации наблюдается при выполнении пока еще неинтересной, но нужной деятельности. Здесь нет сколько-нибудь существенной эмоциональной стимуляции. Побуждение к активности идет прямым путем от разума (идея общественной значимости дела) и от воли (сознательная мобилизация психофизических усилий для преодоления, прежде всего внутренних трудностей — отрицательных эмоций, вялости или, напротив, чрезмерной напряженности и др.). Здесь необходимо волевое самопринуждение, а иногда и самоприказ.
Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов