Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:00, реферат
Развитие и функционирование образования как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими) его существования в целом. Образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. В то же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам - общению с другими людьми.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 5
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 6
1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 9
1.4. Особенности развития воли студентов стр. 13
ВЫВОДЫ стр. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 19
Власть человека над самим собой не следует понимать как только силовое самопринуждение. Функции воли не ограничиваются тем, что какие-то движения и процессы надо только ускорять и усиливать. Сознательное замедление и ослабление там, где это нужно, — это тоже проявление волевой саморегуляции. Для успешного выполнения деятельности человеку важно научиться управлять как напряжением, так и релаксацией (расслаблением) [9, с. 288].
Развитию всесторонней волевой саморегуляции в огромной степени помогает переключение с умственной работы на физическую.
Перед административными и общественными организациями вузов стоит сложная задача усовершенствования всей системы учебно-воспитательной работы с тем, чтобы каждый студент за годы учения мог получить всестороннюю нравственно-волевую закалку.
В основу этой работы по усовершенствованию вузовской подготовки должен быть положен принцип всестороннего умственного и физического развития личности, постепенная ликвидация академической односторонности в деятельности студентов.
Большие задачи воспитания личности, в частности, волевой ее подготовки, решить невозможно без активности студенческих организаций. Нужна просветительная работа и организация самовоспитания, практическая помощь студенту в том, чтобы он был более собранным, самостоятельным, учился работать, правильно распределял свое время и силы [3].
Пройдя школу нравственного самовоспитания воли и характера в процессе разнообразной деятельности, в том числе будничной, неинтересной, личность становится способной к активному сопротивлению чуждым влияниям и собственной неорганизованности, тем самым, обретая предпосылки для проявления социальной активности в любом деле на общую пользу.
Выводы:
На основе изложенного материала можно сделать следующие выводы.
Возрастные психические особенности — важная часть большой проблемы психического развития. Но это лишь характеристика достигнутой ступени развития, а не раскрытие самого процесса движения личности от одной ступени к другой, что является содержанием проблемы психического развития.
Социальная активность – это личностное образование, характеризующееся системностью, совокупностью представляемых обществом потенциальных возможностей для достойной жизнедеятельности и участия человека в развитии общества, личностно-опосредованное системой мотивов, побуждений и условий. Социальная активность проявляется в инициативе, направленной на реализацию социальных ценностей, на включение личности в достижение социально-значимых целей, поле которых выходит за пределы ценностей межличностного общения
Формирование воли неразрывно связано со всем развитием личности и наиболее тесно с мотивами поведения. Для студентов характерно интенсивное развитие волевых свойств и относительная завершенность их формирования. Волевые свойства становятся компонентами и чертами характера личности. Но какие волевые свойства и на какой стадии завершенности включаются в структуру характера личности, зависит от многих обстоятельств, в том числе от исхода предыдущего самоопределения, условий развития и воспитания, самовоспитания, типологических особенностей. Во всяком случае, в поведении студентов проявляется уже стойкая стереотипность в распределении волевых усилий в соответствии с идеалами, доминирующими интересами и вкусами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические трудности высшей школы. - Л., 1974. - Выпуск 2. - С. 46-52.
2. Бартоломей А., Немировский М., Новикова А. Внеучебное время - воспитанию студентов // Высшее образование в России. - 1995. - № 1. - С. 7-16.
3. Вопросы психологии личности. /Под ред. Селиванова В.И. – Рязань, 1973. /88 3; В 74/.
4. Воробьев Ю.Л., Королев Б.Н. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности. М.: Изд-во МГСУ «Союз» Т. 1, 2003. – 500с.
5. Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Вып. 3 - Саратов. - 1997.
6. Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Основы педагогики высшей школы. Вып. 1. - Саратов. - 1997.
7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Мн., 1981.
8. Емельянова Т. Г. Социальная активность в профессиональном самоопределении студентов.- Ижевск,2006.-С. 153-156
9. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 288с. – (Серия «Мастера психологии).
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений – М: Академия, 2000. – С. 176.
11. Кухтевич Т. Н. Ценностные установки студенческой молодёжи: социологический аспект // Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. - М. - 1992.- С. 5-18.
12. Лаптенок С.Д., Якавчук В.М. Студенчество как социальный слой общества // Образование и воспитание. — 1996. — № 10. — С. 72 — 76.
13. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М.: Педагогика, 1988. – С. 144.
14. Методика. Исследование волевого самоконтроля. Барсукова Ж. А., Кушнер И. Т./Методические рекомендации к практическим, лабораторным занятиям, самостоятельной работе по курсу общей, возрастной и педагогической психологии /: Учебно-методическое пособие.-Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова,2000.- С. 46-50
15. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2003г.
16. Нестерова Н. Б. «Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности».- М., 1984, С. 74-86
17. Психология воспитания в вузе.//Сб. Психология. Вып.5. - Мн.: Народная асвета, 1985.
18. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 608.
Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов