Социальная активность и волевое развитие студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:00, реферат

Описание

Развитие и функционирование образования как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими) его существования в целом. Образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. В то же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам - общению с другими людьми.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 5
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 6
1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 9
1.4. Особенности развития воли студентов стр. 13
ВЫВОДЫ стр. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 19

Работа состоит из  1 файл

Соц.активность.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Власть человека над самим собой не следует понимать как только силовое самопринуждение. Функции воли не ограничива­ются тем, что какие-то движения и процессы надо только уско­рять и усиливать. Сознательное замедление и ослабление там, где это нужно, — это тоже проявление волевой саморегуляции. Для успешного выполнения деятельности человеку важно научиться управлять как напряжением, так и релаксацией (расслаблением) [9, с. 288].

Развитию всесторонней волевой саморегуляции в огромной сте­пени помогает переключение с умственной работы на физическую.

Перед административными и общественными организациями вузов стоит сложная задача усовершенствования всей системы учебно-воспитательной работы с тем, чтобы каждый студент за го­ды учения мог получить всестороннюю нравственно-волевую закалку.

В основу этой работы по усовершенствованию вузовской подготовки должен быть положен принцип всестороннего умственного  и физического развития личности, постепенная ликвидация академической односторонности в деятельности студентов.

Большие задачи воспитания личности, в частности, волевой ее подготовки, решить невозможно без активности студенческих организаций. Нужна просветительная работа и организация самовос­питания, практическая помощь студенту в том, чтобы он был бо­лее собранным, самостоятельным, учился работать, правильно распределял свое время и силы [3].

Пройдя школу нравственного самовоспитания воли и характера в процессе разнообразной деятельности, в том числе буднич­ной, неинтересной, личность становится способной к активному сопротивлению чуждым влияниям и собственной неорганизованности, тем самым, обретая предпосылки для проявления социальной активности в любом деле на общую пользу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

На основе изложенного материала можно сделать следующие выводы.

Возрастные  психические особенности — важная часть большой проблемы психического развития. Но это лишь ха­рактеристика достигнутой ступени развития, а не раскрытие самого процесса движения личности от одной ступени к дру­гой, что является содержанием проблемы психического раз­вития.

Социальная активность – это личностное образование, характеризующееся системностью, совокупностью представляемых обществом потенциальных возможностей для достойной жизнедеятельности и участия человека в развитии общества, личностно-опосредованное системой мотивов, побуждений и условий. Социальная активность проявляется в инициативе, направленной на реализацию социальных ценностей, на включение личности в достижение социально-значимых целей, поле которых выходит за пределы ценностей межличностного общения

Формирование воли неразрывно связано со всем разви­тием личности и наиболее тесно с мотивами поведения. Для студентов характерно интенсивное развитие волевых свойств и относительная завершенность их формирования. Волевые свойства становят­ся компонентами и чертами характера личности. Но какие волевые свойства и на какой стадии завершенности вклю­чаются в структуру характера личности, зависит от многих обстоятельств, в том числе от исхода предыдущего самоопределения, условий развития и воспитания, самовоспитания, типологических особенностей. Во всяком случае, в поведении студентов проявляется уже стойкая стереотипность в рас­пределении волевых усилий в соответствии с идеалами, доми­нирующими интересами и вкусами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.              Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические трудности высшей школы. - Л., 1974. - Выпуск 2. - С. 46-52.

2.              Бартоломей А., Немировский М., Новикова А.  Внеучебное время - воспитанию студентов // Высшее образование в России. - 1995. - № 1. - С. 7-16.

3.              Вопросы психологии личности. /Под ред. Селиванова В.И. – Рязань, 1973. /88 3; В 74/.

4.              Воробьев Ю.Л., Королев Б.Н. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности. М.: Изд-во МГСУ «Союз» Т. 1, 2003. – 500с.

5.              Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Вып. 3 - Саратов. - 1997.

6.              Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Основы педагогики высшей школы. Вып. 1. - Саратов. - 1997.

7.              Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Мн., 1981.

8.              Емельянова Т. Г. Социальная активность в профессиональном самоопределении студентов.- Ижевск,2006.-С. 153-156

9.              Ильин Е.П. Психология воли. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 288с. – (Серия «Мастера психологии).

10.          Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений – М: Академия, 2000. – С. 176.

11.          Кухтевич Т. Н. Ценностные установки студенческой молодёжи: социологический аспект // Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. - М. - 1992.- С. 5-18.

12.          Лаптенок С.Д., Якавчук В.М. Студенчество как социальный слой общества // Образование и воспитание. — 1996. — № 10. — С. 72 — 76.

13.          Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М.: Педагогика, 1988. – С. 144.

14.          Методика. Исследование волевого самоконтроля. Барсукова Ж. А., Кушнер И. Т./Методические рекомендации к практическим, лабораторным занятиям, самостоятельной работе по курсу общей, возрастной и педагогической психологии /: Учебно-методическое пособие.-Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова,2000.- С. 46-50

15.          Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2003г.

16.          Нестерова Н. Б. «Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности».- М., 1984, С. 74-86

17.          Психология    воспитания    в    вузе.//Сб.    Психология. Вып.5. - Мн.: Народная асвета, 1985.

18.          Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 608.

 

 

 



Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов