Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:00, реферат
Развитие и функционирование образования как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими) его существования в целом. Образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. В то же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам - общению с другими людьми.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 5
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 6
1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 9
1.4. Особенности развития воли студентов стр. 13
ВЫВОДЫ стр. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 19
В вузах в процессе самообразования молодые люди знакомятся с основными закономерностями развития природы и общества, с достижениями науки и техники; ими приобретаются общие трудовые и профессиональные умения, и навыки. Практическое использование изучаемого материала повышает в сознании молодёжи его жизненное значение. Это активизирует учебную деятельность и приводит к глубоким преобразованиям познавательных процессов [11,с. 5-18].
Так, восприятие настолько совершенствуется, что молодой человек часами может сосредоточиваться на изучаемом материале или объекте. В результате устанавливается оптимальное соотношение анализа и синтеза.
Качественные сдвиги происходят во внимании. Устойчивое произвольное внимание становится избирательным. Воспринимая изучаемое, молодой человек стремится оценить его значение. Выяснив, что тот или иной раздел важен, он с большей активностью изучает его.
Преобразовываются такие свойства внимания, как переключаемость и распределение. Юноша или девушка уже успешно справляются с деятельностью, где необходимо слушать объяснения и вести записи.
Совершенствуется память. У молодых людей преобладает смысловое запоминание, и они по собственной инициативе используют многие его приёмы: устанавливают смысловые связи, которые помогают раскрыть содержание понятий, намечают опорные пункты запоминания.
Совершенствуется мышление. Значительно возрастает роль абстрактной мыслительной деятельности. Мышление становится более самостоятельным, глубоким и содержательным. Возникает потребность в творчестве - художественном, научном, техническом.
Вместе с тем в юношеском возрасте наблюдаются слабые стороны интеллектуальной деятельности: молодые люди не любят проверять себя; переоценивают свои познавательные возможности; увлекаются внешней красивостью речи, а иногда и поспешными обобщениями, излишним максимализмом в оценке людей и явлений общественной жизни.
В последнее время многие авторы с тревогой отмечают, что в студенческой среде утрачивается культ знаний. Так, по данным, приведённым Л. Г. Вяткиным, О. Б. Капичниковой и А. В. Дружкиным, только 44 % студентов считает, что избранная профессия отвечает их склонностям и особенностям характера. Основная масса студентов (83,4 %) руководствуется в своей учебной деятельности обобщёнными социальными мотивами - стремлением стать высококвалифицированным специалистом, приносить пользу обществу и извлекать из этого материальную выгоду. Только 58 % студентов старших классов считают получение знаний по избранной специальности необходимым условием жизненного становления [5, с.32],[6].
В юношеском возрасте активно формируются гражданские качества. Особенно успешно развивается чувство коллективизма. Юноши и девушки влияют на коллектив благодаря своим индивидуальным качествам. Каждый привносит что-то своё, особенное, и поэтому коллектив становится человеку более дорог. Там, где это не учитывается, молодые люди склонны утверждать себя различного рода оригинальничанием (изощряются в одежде, причёсках, вступают в неформальные объединения, становятся завсегдатаями «тусовок», начинают употреблять наркотики и т. д.) [11, с. 5-18].
В сознании некоторой части студенчества произошло смещение понятий, ценностей, жизненных установок. Стремление выделиться, во что бы то ни стало доказать окружающим и себе свою человеческую ценность, единственность, неповторимость оборачивается действием другого рода - стать «как все». Слиться с общей массой. Сама индивидуальность уже воспринимается, как умение быть похожим на других. В результате вместо индивидуальности - полная безликость.
Коллектив способствует развитию общественной активности молодых людей. Надо помочь каждому расстаться с представлением о себе как о человеке, за которого несут ответственность другие. Сохранение этого представления отрицательно сказывается на формировании ценностных качеств личности - инициативности, активности, принципиальности, ответственности за порученное дело. Вовлечение молодёжи в общественную жизнь, предоставление её максимальных возможностей при организации общественных дел развивает общественную активность [22].
В период юности, как и в подростковом возрасте, велика потребность в дружеском общении. Дружеские отношения становятся многоплановыми - углубляется их содержание, расширяются эмоциональные и интеллектуальные контакты друзей.
Сфера чувств молодого человека обогащается новыми переживаниями. Появляется чувство любви. Раскованность в половых взаимоотношениях между молодыми людьми вызывает тревогу в обществе и потребность в совершенствовании полового воспитания в семье и вузе. До юношеской поры человека считали существом бесполым, у взрослых же сексуальная жизнь играет важную роль. Эта контрастность детства и зрелости затрудняет процесс взросления молодого человека, вызывает у него целый ряд внешних и внутренних конфликтов.
Интересы молодых людей становятся более глубокими и осознанными. Познавательные интересы перерастают в интерес к науке. Молодых людей привлекают не только факты, но и развитие природы, и общества, закономерности этого развития, вопросы теории. Широк круг читательских интересов.
Характерным для юношеского возраста является формирование системы нравственных понятий и убеждений. Молодые люди уже осознают такие сложные понятия, как «долг», «честь», «совесть». У них появляется потребность в выработке идеалов.
Студенческая молодежь — это, прежде всего, субъект активного действия. С одной стороны, каждое новое поколение студентов осваивает сложившиеся традиции в конкретных социальных условиях бытия, а с другой — активно влияет на характер деятельности, внося в нее радикальные изменения и содействуя тем самым изменению самого социального бытия. Видоизменять деятельность, проявлять социальную активность и инициативу, перестраивать образ жизни и мыслей, создавая тем самым новую реальность, — это и означает быть субъектом истории [1, с. 6-7].
Современное поколение студенческой молодежи живет в условиях быстрой смены событий общественной жизни, динамичных перемен и противоречивых тенденций в развитии общества, нарастающего потока информации. На студенческую молодежь, ее духовный облик и ценностные ориентации влияют все общественные катаклизмы эпохи, глобальные проблемы современности, в том числе такие, как проблемы мира, охраны окружающей среды, профессиональные предпочтения и национальные традиции. Все это требует внимательного отношения к молодежи, глубокого научного исследования ее проблем.
1.3 Социальная активность как показатель успешной социализации личности.
Понятия «социальная активность» и «социально активная личность» широко используются в работах философов, социологов, психологов и педагогов. Но, несмотря на это, в научной литературе до сих пор не выработано единого подхода в понимании данного социального феномена. Большинство работ в этой области представляют собой конкретно-научные исследования, в которых социально активная личность рассматривается в узком аспекте или в ключе какой-то конкретной деятельности. В психологической науке, за отдельными исключениями, специальных работ, посвящённых социальной активности нет. В то время как интерес к этому феномену растёт с каждым годом, и особую актуальность вопросы социальной активности приобретают в связи с изучением «молодёжи как субъекта мирового развития» [4, с.3]. Таким образом, проведя работу с литературой, в которой, так или иначе, затрагивается феномен «социальной активности», мы сделали вывод, что ни одно из раскрываемых в ней понятий, являясь близким к понятию «социальная активность», всё же не отражает его в полной мере. Поэтому мы приняли решение понимать социальную активность через призму всех тех характеристик, которые выделялись учеными, работающими над этой проблемой. В общем виде, «социальная активность» в этих работах определяется как качество личности, проявляющееся в различных видах общественно-значимой деятельности, которое имеет сложную структуру и включает потребности, мотивы, интересы, установки и т.д. Однако этот термин существует и используется не только в науке, но и в повседневной жизни. Поэтому неопределённость этого понятия в науке вызывает неподдельный интерес к тому, какие представления сформированы в «повседневной жизни» - в обществе о «социальной активности» и «носителях» характеристики «социально активный» - «социально активных людях».
Формирование и развитие социальной активности молодого поколения нашей страны становится важной проблемой современности, решающим фактором прогрессивного социального развития. Сегодня даже при самых благоприятных условиях жизни молодежь часто бывает инертной, не заинтересованной в самостоятельной деятельности, способной лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая усилий для преобразования окружающей действительности.
Социальная активность является одним из важнейших показателей социализации человека – усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Понятие «активность» в русском языке трактуется как нечто деятельное, энергичное, развивающееся. В различных областях знания понятие имеет свою трактовку и приобретает отличительные особенности, поэтому в социологии рассматривается социальная активность, в политологии – политическая активность, в педагогике – активное обучение, в психологии – активность личности.
Само слово «активность» происходит от латинского «aktivus», которое обычно толкуется как действие, поступок, деяние. В научной литературе существует неоднозначность в определении понятия «социальная активность». Различная трактовка порождена сложностью самого объекта исследования, в частности, разнообразием его форм, вариантов.
В философии социальная активность рассматривается тип активности, характерный для человека, соответствующий социальному уровню организации материи, обусловленный и проявляющийся при взаимодействии субъекта с социальной средой в социальной деятельности, в процессе которого происходит преобразование субъекта и среды. Социальная активность является высшей формой активности. Ее отличительными особенностями являются: наличие четко выраженного момента творчества; принадлежность к чисто человеческой сфере; практически отсутствие пространственных временных границ, т.е. не ограниченность в своих формах, которые в совокупности составляют культуру [4].
В социологии социальная активность рассматривается как социологическая категория, характеризующаяся совокупностью свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект саморазвивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития [10, с. 24].
В психологической литературе она рассматривается как сложное состояние и одновременно свойство человека-представителя социального мира, взаимодействующего с окружающей действительностью, средой. Психология раскрывает формирование социальной активности личности через процесс преобразования психической активности в субъективную активность, а затем в активность личности. Таким образом, выделяются две формы активности: внутренняя и внешняя. Внутренняя форма активности выступает в виде готовности, стремления, желания действовать. На определенном уровне такая готовность превращается в доминанту поведения. Внешняя активность – это активность опредмеченная в результате деятельности, рассматриваемая как самодеятельность, форма ее выражения. Т.е., активность выступает в качестве явления, состояния, и отношения субъекта.
В педагогике развитие социальной активности является одной из важнейших задач воспитания личности. Российская педагогическая энциклопедия под активностью личности понимает «деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении» [18, с. 31]. Интегральной характеристикой активности личности выступает активная жизненная позиция человека, которая выражается в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В активной личности воплощаются присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения. Активность личности формируется под воздействием среды и воспитания.
Социальная активность в педагогике рассматривается как родовое понятие и близко соотносится с понятием «общественная активность». Современные представители педагогической науки понимают под общественной активностью «деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности» [10, с. 8]. Применительно к учащемуся она предполагает воспитание у них организаторских умений и интереса к общественной работе, ответственности при выполнении общественных поручений, инициативности в сочетании с исполнительностью, требовательности к себе и готовности помочь другим при выполнении общественных заданий.
Социальная же активность реализуется в виде социально-полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Она развивается через систему связей человека с окружающей средой в процессе познания, деятельности и общения; может иметь различную степень проявления. Уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.
Разные позиции наук к понятию социальной активности позволяют представить его как: сложное общественное явление, свойство личности и состояние деятельности.
К проблеме социальной активности личности человека обращено внимание многих исследователей (Е.А. Ануфриев, В.Ф. Бехтерев, Т.С. Лапина, Б.Ф. Ломов, Т.Н. Мальковская, В.Г. Мордкович, В.А. Сластенин и др.). Мы рассматриваем социальную активность как интегральное понятие, которое может проявляться и как побудитель к деятельности и как устойчивое свойство личности, ее характерологическая черта.
Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов