Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 13:45, реферат
Целью данной работы является изучение социально-биологических и психофизиологических основ физической культуры.
Введение
"Гимнастика,
физические упражнения, ходьба должны
прочно войти в повседневный
быт каждого, кто хочет
Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний.
Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека.
Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия?
Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой и спортом.
Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются физической культурой миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки «становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия». Технический процесс, освобождая работников от изнурительных затрат ручного труда, не освободил их от необходимости физической подготовки и профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.
В наши дни все больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, сенсорным возможностям и некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются представителям технических профессий, деятельность которых требует повышенного уровня общей физической подготовленности. Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Используемые в теории, методики физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия тренировочных средств и, по существу, являются критерием качественной оценки моторной функции человека. Выделяются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его физические особенности.
Целью
данной работы является изучение социально-биологических
и психофизиологических основ физической
культуры.
Глава I. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Внешняя среда и ее воздействие на организм человека
Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни – с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения).
Каждый
родившийся человек наследует от
родителей врожденные, генетически
обусловленные черты и
Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет.
Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20 – 25 годам.
Необходимо отметить, что за последние 100 – 150 лет в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие организма у детей и подростков. Это явление называют акселерацией (лат. ассе1еra - ускорение), оно связано не только с ускорением роста и развития организма вообще, но и с более ранним наступлением периода половой зрелости, ускоренным развитием сенсорных (лат. вепре – чувство), двигательных координаций и психических функций. Поэтому границы между возрастными периодами достаточно условны и это связано со значительными индивидуальными различиями, при которых «физиологический» возраст и «паспортный» не всегда совпадают.
Как
правило, юношеский возраст (16 – 21 год)
связан с периодом созревания, когда
все органы, их системы и аппараты
достигают своей
В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз).
Гомеостаз
– совокупность реакций, обеспечивающих
поддержание или восстановление
относительно динамического постоянства
внутренней среды и некоторых
физиологических функций
Организм
– сложная биологическая
Огромное
количество клеток, каждая из которых
выполняет свои, присущие только ей
функции в общей структурно-
На человека воздействуют различные факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности н обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружаю щей среды, солнечная радиация – так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.
Из внешней среды в организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить необходимое постоянство своей внутренней: среды.
Деятельность
всех органов и их систем в целостном
организме характеризуется
Природные
и социально-биологические
Экология
(греч, oikos– дом, жилище, родина + logos – понятие,
учение) – это и область знания, и часть
биологии, и учебная дисциплина, и комплексная
наука. Экология рассматривает взаимоотношения
организмов друг с другом и с неживыми
компонентами природы: Земли (ее биосферы).
Экология человека изучает закономерности
взаимодействия человека с природой, проблемы
сохранения и укрепления здоровья. Человек
зависит от условий среды обитания точно
так же, как природа зависит от человека.
Между тем влияние производственной деятельности
на окружающую природу (загрязнение атмосферы,
почвы, водоемов отходами производства,
вырубка лесов, повышенная радиация в
результате аварий и нарушений технологий)
ставит под угрозу существование самого
человека. К примеру, в крупных городах
значительно ухудшается естественная
среда обитания, нарушаются ритм жизни,
психоэмоциональная ситуация труда, быта,
отдыха, меняется климат. В городах интенсивность
солнечной радиации на 15 – 20% ниже, чем
в прилегающей местности, зато среднегодовая
температура выше на 1 – 2"0, менее значительны
суточные и сезонные колебания, ниже атмосферное
давление, загрязненный воздух. Все эти
изменения оказывают крайне неблагоприятное
воздействие на физическое и психическое
здоровье человека. Около 80М болезней
современного человека – результат ухудшения
экологической ситуации на планете. Экологические
проблемы напрямую связаны с процессом
организации и проведения систематических
занятий физическими упражнениями и спортом,
а также с условиями, в которых они происходят.
Глава II. Социальные основы физической культуры
1.2 Здоровый образ жизни и физическая культура
Существует
необходимый и достаточный
Регулярная физическая тренировка, повышенный двигательный режим у людей разного возраста способствуют повышению функциональных возможностей организма, улучшению здоровья. Особенно это проявляется у лиц, профессиональная деятельность которых имеет малоподвижный характер, не требует физических напряжений, а также у немолодых людей.
По мнению философа И.М.Быховской, физическая культура может стать элементом образа жизни людей, стать неотъемлемой частью культуры лишь тогда, когда человеческое тело осознается обществом, группой, индивидом как некоторая ценность или самоценность, как объект социально и индивидуально значимого характера. А известный теоретик физической культуры Г.С.Туманян полагает, что формирование физической культуры и прочных навыков здорового образа жизни человека предопределяется решением комплекса пяти групп задач:
1) Формирование духовной сферы личности.
2) Укрепление здоровья, усвоение правил и норм здорового образа жизни, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды за счет полной сохранности механизмов гомеостаза.
3) Физическое (точнее физкультурное) образование учащихся, включающее формирование специальных знаний в области физической культуры; совершенствование координационных способностей и расширение двигательного опыта в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры.
4)
Совершенствование тех
5) Физическое развитие, формирование основных тотальных размеров, массы, пропорций, конституции тела, правильной осанки, предупреждение плоскостопия и т.п.
Информация о работе Социально-биологические основы физической культуры