Социально-биологические основы физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 13:45, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение социально-биологических и психофизиологических основ физической культуры.

Работа состоит из  1 файл

Реферат физ-ра.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

    Мышечная  работа приводит к увеличению содержания гемоглобина—главного переносчика кислорода. Это является следствием мобилизации богатой гемоглобином депонированной крови, а также компенсаторного увеличения абсолютного числа эритроцитов в ответ на гипоксию, связанную с мышечной работой.

    Высокий уровень энергетического обмена в тканях при мышечной работе сопровождается увеличением коэффициента утилизации кислорода. Причиной увеличения коэффициента утилизации является снижение парциального давления кислорода в работающих органах и ускорение его перехода из артериальной крови в ткани. Коэффициент утилизации кислорода у тренированных лиц составляет 0,6—0,8 против 0,4—0,5 у недостаточно тренированных.

    Скорость  диссоциации оксигемоглобина и  перехода его в работающие ткани  возрастает в результате повышения  температуры тела при мышечной работе, а также вследствие накопления ионов Н+ и СОз в крови. Увеличение скорости перехода кислорода в ткани является главной причиной нарастания артериовенозной разности. Артериовенозная разность увеличивается при мышечной работе. Если в условиях покоя содержание кислорода в венозной крови отличается от содержания его в артериальной на 6—7%, то при напряженной мышечной работе эта разница достигает 10—12%.

    Увеличение  артериовенозной разности при равном минутном объеме крови является главным резервом повышения кислородного потолка, т. е. максимального потребления кислорода (МПК) в 1 мин. Поскольку переход кислорода в ткани определяется, прежде всего, потребностью в нем, то естественно, что максимальное количество кислорода может быть поглощено при больших физических нагрузках. В состоянии покоя потребление кислорода в несколько раз ниже кислородного потолка.

    В покое для обеспечения процессов  жизнедеятельности организму требуется 250 - 300 мл кислорода. При интенсивной  физической работе кислородный запрос может увеличиваться в 20 и более раз. Кислородный запрос — это количество кислорода, которое должно потребляться организмом в единицу времени для выполнения данной работы.

    Кислород  потребляется с каждым вдохом. Большинство  помещений – это замкнутые пространства, следовательно, концентрация кислорода в воздухе постепенно падает. При уменьшении ее ниже 18% приходит чувство дискомфорта. Поддержание в помещении комфортных условий, которые полезны для здоровья, поможет обогащение воздуха кислородом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава III. Психологические основы физической культуры

    1.3 Воспитание способностей преодолевать специфические и психологические

       Воспитание способностей преодолевать  специфические трудности  основывается  на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Великий русский полководец А.В. Суворов говорил: «Потомство мое, прошу брать мой пример!».

    Важнейшими  задачами волевой подготовки являются:

    1) научиться максимально мобилизоваться  для достижения успеха;

    2) научиться управлять своим эмоциональным  состоянием;

    3) воспитывать у себя такие качества, как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.

    Например, на занятиях лыжными гонками спортсмены постоянно сталкиваются с трудностями  самого различного характера – низкими  температурами, сложным рельефом, плохим скольжением, большими по объему и интенсивности нагрузками др.

    Преодоление названных трудностей уже способствует воспитанию волевых качеств. Во время  тренировок и соревнований лыжнику  необходимо проявить качества, которые  во многом решают задачи повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов. Это – настойчивость и упорство в преодолении трудностей и в достижении поставленной цели, способность к максимальным напряжениям, смелость и решительность, уверенность в своих силах и др.

    Настойчивость и упорство в преодолении трудностей и достижении поставленной цели –  важная и неотъемлемая часть волевой  подготовки. Во время учебно-тренировочных  занятий и соревнований лыжникам постоянно приходится преодолевать трудности различного характера – объективные и субъективные.

    Смелость, решительность и уверенность  в своих силах – важнейшие  качества, которые необходимы лыжнику-гонщику  для преодоления сложных трасс  во время тренировок и соревнований, особенно на спусках, проходимых на высокой скорости с крутыми поворотами. Очень важно проводить воспитание этих качеств как можно с более раннего возраста, с первых лет занятий в школьной секции лыжного спорта.

    Основное  значение при воспитании смелости, решительности и уверенности  в своих силах имеет постепенное усложнение упражнений и заданий, повышение требований к условиям их выполнения.

    Различный уровень воспитания физических и  волевых качеств в целом, индивидуальные и возрастные особенности накладывают  свой отпечаток и на проявление уверенности в своих силах. Чаще всего склонны переоценивать свои силы и возможности подростки и юноши, они порой готовы взяться за выполнение более сложного задания, которое может быть пока им и не по силам.

    В таких случаях учителям и тренерам необходимо быть очень внимательными – не спешить с быстрым увеличением сложности заданий и упражнений.

    Самостоятельное проведение занятий во многом будет  способствовать воспитанию уверенности  в своих силах, позволит познать  себя, выявить (в результате анализа) недочеты, слабости для того, чтобы научиться их активно преодолевать.

    Краткий анализ основных подходов к проблеме воли позволяет нам сделать вывод, что исследователями не изучалась  проблема препятствий и трудностей как детерминант активности психики. Традиционное представление о препятствиях и трудностях по аналогии с гомеостатической теорией мотивации состоит в понимании их как факторов, от которых нужно избавиться, чтобы снять психическое напряжение. Здесь активность психики зависит от внешних воздействий среды и не более. Тогда формирование волевых качеств обеспечивает большую легкость в преодолении этих препятствий. Активность психики, таким образом, ограничивается внешними ситуациями, она циклична и не объясняет процесса развития личности.

    Для понимания действия феномена преодоления следует рассмотреть явления препятствий в более широком этимологическом поле. Противоречия, с которыми сталкивается человек в своей жизни, в его сознании могут быть представлены по-разному: в виде кризисов, конфликтов, стрессов, барьеров, препятствий и т.д. Каждое такое противоречие имеет в сознании человека три стороны - когнитивную, аффективную и мотивационную. Когнитивная сторона может осознаваться в виде неопределенности, ошибок, неудач, тупиков, проблем, задач, вопросов. Их общий признак - неопределенность. Аффективная сторона противоречий может быть представлена в виде переживания, беспокойства, опасений, страхов, тревог и др. Их общим признаком может быть беспокойство. Мотивационная сторона противоречий представлена в виде стремлений, влечений, желаний, хотений, волнений и др. Здесь общий признак - стремление.

    Основная  идея состоит в понимании препятствий  как детерминант психической  активности и развития субъекта через  механизм преодоления.

    В ситуации препятствия:

    1. Повышается уровень регуляции выполняемой деятельности. Осуществление привычной деятельности основывается, как известно, на непроизвольном уровне регуляции. В ситуации препятствия она оказывается недостаточной, и поэтому активизируются осознаваемые компоненты деятельности. Эту мысль сформулировал Д.Н. Узнадзе, говоря, что сознание необходимо человеку тогда, когда его деятельность сталкивается с препятствием. Б.Г. Ананьев писал, что любая функция любого органа любой живой системы развивается только под нагрузкой.

    2. Формируется и усиливается энергетический потенциал деятельности. Это можно объяснить с позиции физиологии, представленной в работах А.А. Ухтомского: организм "тащит" из среды энергию, аккумулирует ее в себе и тем самым заряжается. А с точки зрения гомеостатического подхода энергия при встрече с препятствиями просто тратится.

    3. Активизируется мотивационный потенциал.  Препятствия формируют мотивы  и потребности, связанные с  их преодолением. Вместе с тем  изменения мотивационной структуры  сложны и динамичны. Во-первых, препятствие формирует мотивацию его преодоления. Во-вторых, препятствие усиливает уже существующую мотивацию деятельности. В-третьих, усиливается мотив, направленный на прекращение деятельности. Если препятствие оценивается как сверхтрудное, то необходимость выполнения данной деятельности ставится под сомнение. Это явление было сформулировано в концепции теории деятельности Г.В. Суходольского и нашло выражение в понятиях антинаправленности, антимотивов, антицелей. Следствием этого является борьба мотивов: между мотивами избегания и мотивами достижения.

    4. Активизируются когнитивные и  эмоциональные структуры. Активизация  когнитивных структур (возникновение  проблем, вопросов, задач) является  реакцией на неопределенность  ситуации. В нашем контексте - это когнитивная преграда, детерминирующая когнитивные процессы. Активизация эмоциональных структур проявляется в переживаниях беспокойства, страхов, тревоги, как переживаний трудности тех противоречий, с которыми сталкивается человек.

    Для разработки методики психологической подготовки студентов с использованием механизма преодоления целесообразно рассмотреть опыт использования преодоления, накопленный в психотерапевтической практике.

    Опыт  психотерапевтической практики

    Существует  большое количество методических приемов психотерапевтической практики, которые основываются на феномене преодоления. К ним относятся:

    1.Методики  М. Эриксона: метод бессмысленных  заданий, метод запутывания, метод  загрузки ума, метод формирования  умственного тупика и др.

    2. Методики телесно ориентированной терапии.

    3. Методы рационально-эмотивной психотерапии  А. Эллиса.

    4. Методы и приемы, разработанные  в школе гештальттерапии Ф.  Перлза.

    5. Стратегии и техники психодрамы  Дж. Морено.

    6. Методы работы с противоречиями  в психосинтезе Р. Ассаджиоли.

    7. Методы работы в семейной психотерапии  и другие методы.

    В психотерапевтическом методе В. Эрхарда  феномен преодоления представлен  в наиболее показательной форме. В ситуации группового взаимодействия создается атмосфера острого  неприятия и раздражения поступками и словами тренера у членов группы. Функция состояния неприятия тренера заключается в проецировании на тренера индивидуальных проблем, которые до этого не были представлены в сознании членов групп. Чувство протеста и сопротивления порождает мотивацию, усиливает когнитивные процессы, и тем самым создаются условия для сознательного преодоления психотравмирующей ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава IV. Физиологические основы физической культуры.

    1.4 Значение работ отечественных ученых  в развитии физиологии

(И. М.  Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского)

    С именем Сеченова связано создание первой в России физиологической научной  школы, которая формировалась и  развивалась в Медико-хирургической  академии, Новороссийском, Петербургском  и Московском университетах.

    Организованная  учёным в Медико-хирургической академии физиологическая лаборатория была центром исследований в области  не только физиологии, но также фармакологии, токсикологии и клинической медицины.

Информация о работе Социально-биологические основы физической культуры