Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 13:45, реферат
Целью данной работы является изучение социально-биологических и психофизиологических основ физической культуры.
Мышечная работа приводит к увеличению содержания гемоглобина—главного переносчика кислорода. Это является следствием мобилизации богатой гемоглобином депонированной крови, а также компенсаторного увеличения абсолютного числа эритроцитов в ответ на гипоксию, связанную с мышечной работой.
Высокий уровень энергетического обмена в тканях при мышечной работе сопровождается увеличением коэффициента утилизации кислорода. Причиной увеличения коэффициента утилизации является снижение парциального давления кислорода в работающих органах и ускорение его перехода из артериальной крови в ткани. Коэффициент утилизации кислорода у тренированных лиц составляет 0,6—0,8 против 0,4—0,5 у недостаточно тренированных.
Скорость диссоциации оксигемоглобина и перехода его в работающие ткани возрастает в результате повышения температуры тела при мышечной работе, а также вследствие накопления ионов Н+ и СОз в крови. Увеличение скорости перехода кислорода в ткани является главной причиной нарастания артериовенозной разности. Артериовенозная разность увеличивается при мышечной работе. Если в условиях покоя содержание кислорода в венозной крови отличается от содержания его в артериальной на 6—7%, то при напряженной мышечной работе эта разница достигает 10—12%.
Увеличение артериовенозной разности при равном минутном объеме крови является главным резервом повышения кислородного потолка, т. е. максимального потребления кислорода (МПК) в 1 мин. Поскольку переход кислорода в ткани определяется, прежде всего, потребностью в нем, то естественно, что максимальное количество кислорода может быть поглощено при больших физических нагрузках. В состоянии покоя потребление кислорода в несколько раз ниже кислородного потолка.
В
покое для обеспечения
Кислород
потребляется с каждым вдохом. Большинство
помещений – это замкнутые пространства,
следовательно, концентрация кислорода
в воздухе постепенно падает. При уменьшении
ее ниже 18% приходит чувство дискомфорта.
Поддержание в помещении комфортных условий,
которые полезны для здоровья, поможет
обогащение воздуха кислородом.
Глава III. Психологические основы физической культуры
1.3 Воспитание способностей преодолевать специфические и психологические
Воспитание способностей
Важнейшими задачами волевой подготовки являются:
1)
научиться максимально
2)
научиться управлять своим
3)
воспитывать у себя такие
Например, на занятиях лыжными гонками спортсмены постоянно сталкиваются с трудностями самого различного характера – низкими температурами, сложным рельефом, плохим скольжением, большими по объему и интенсивности нагрузками др.
Преодоление названных трудностей уже способствует воспитанию волевых качеств. Во время тренировок и соревнований лыжнику необходимо проявить качества, которые во многом решают задачи повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов. Это – настойчивость и упорство в преодолении трудностей и в достижении поставленной цели, способность к максимальным напряжениям, смелость и решительность, уверенность в своих силах и др.
Настойчивость и упорство в преодолении трудностей и достижении поставленной цели – важная и неотъемлемая часть волевой подготовки. Во время учебно-тренировочных занятий и соревнований лыжникам постоянно приходится преодолевать трудности различного характера – объективные и субъективные.
Смелость, решительность и уверенность в своих силах – важнейшие качества, которые необходимы лыжнику-гонщику для преодоления сложных трасс во время тренировок и соревнований, особенно на спусках, проходимых на высокой скорости с крутыми поворотами. Очень важно проводить воспитание этих качеств как можно с более раннего возраста, с первых лет занятий в школьной секции лыжного спорта.
Основное значение при воспитании смелости, решительности и уверенности в своих силах имеет постепенное усложнение упражнений и заданий, повышение требований к условиям их выполнения.
Различный уровень воспитания физических и волевых качеств в целом, индивидуальные и возрастные особенности накладывают свой отпечаток и на проявление уверенности в своих силах. Чаще всего склонны переоценивать свои силы и возможности подростки и юноши, они порой готовы взяться за выполнение более сложного задания, которое может быть пока им и не по силам.
В таких случаях учителям и тренерам необходимо быть очень внимательными – не спешить с быстрым увеличением сложности заданий и упражнений.
Самостоятельное проведение занятий во многом будет способствовать воспитанию уверенности в своих силах, позволит познать себя, выявить (в результате анализа) недочеты, слабости для того, чтобы научиться их активно преодолевать.
Краткий анализ основных подходов к проблеме воли позволяет нам сделать вывод, что исследователями не изучалась проблема препятствий и трудностей как детерминант активности психики. Традиционное представление о препятствиях и трудностях по аналогии с гомеостатической теорией мотивации состоит в понимании их как факторов, от которых нужно избавиться, чтобы снять психическое напряжение. Здесь активность психики зависит от внешних воздействий среды и не более. Тогда формирование волевых качеств обеспечивает большую легкость в преодолении этих препятствий. Активность психики, таким образом, ограничивается внешними ситуациями, она циклична и не объясняет процесса развития личности.
Для понимания действия феномена преодоления следует рассмотреть явления препятствий в более широком этимологическом поле. Противоречия, с которыми сталкивается человек в своей жизни, в его сознании могут быть представлены по-разному: в виде кризисов, конфликтов, стрессов, барьеров, препятствий и т.д. Каждое такое противоречие имеет в сознании человека три стороны - когнитивную, аффективную и мотивационную. Когнитивная сторона может осознаваться в виде неопределенности, ошибок, неудач, тупиков, проблем, задач, вопросов. Их общий признак - неопределенность. Аффективная сторона противоречий может быть представлена в виде переживания, беспокойства, опасений, страхов, тревог и др. Их общим признаком может быть беспокойство. Мотивационная сторона противоречий представлена в виде стремлений, влечений, желаний, хотений, волнений и др. Здесь общий признак - стремление.
Основная
идея состоит в понимании
В ситуации препятствия:
1. Повышается уровень регуляции выполняемой деятельности. Осуществление привычной деятельности основывается, как известно, на непроизвольном уровне регуляции. В ситуации препятствия она оказывается недостаточной, и поэтому активизируются осознаваемые компоненты деятельности. Эту мысль сформулировал Д.Н. Узнадзе, говоря, что сознание необходимо человеку тогда, когда его деятельность сталкивается с препятствием. Б.Г. Ананьев писал, что любая функция любого органа любой живой системы развивается только под нагрузкой.
2. Формируется и усиливается энергетический потенциал деятельности. Это можно объяснить с позиции физиологии, представленной в работах А.А. Ухтомского: организм "тащит" из среды энергию, аккумулирует ее в себе и тем самым заряжается. А с точки зрения гомеостатического подхода энергия при встрече с препятствиями просто тратится.
3.
Активизируется мотивационный
4.
Активизируются когнитивные и
эмоциональные структуры.
Для разработки методики психологической подготовки студентов с использованием механизма преодоления целесообразно рассмотреть опыт использования преодоления, накопленный в психотерапевтической практике.
Опыт психотерапевтической практики
Существует большое количество методических приемов психотерапевтической практики, которые основываются на феномене преодоления. К ним относятся:
1.Методики
М. Эриксона: метод бессмысленных
заданий, метод запутывания,
2. Методики телесно ориентированной терапии.
3.
Методы рационально-эмотивной
4. Методы и приемы, разработанные в школе гештальттерапии Ф. Перлза.
5.
Стратегии и техники
6.
Методы работы с
7.
Методы работы в семейной
В
психотерапевтическом методе В. Эрхарда
феномен преодоления
Глава IV. Физиологические основы физической культуры.
1.4 Значение работ отечественных ученых в развитии физиологии
(И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского)
С
именем Сеченова связано создание первой
в России физиологической научной
школы, которая формировалась и
развивалась в Медико-
Организованная
учёным в Медико-хирургической
Информация о работе Социально-биологические основы физической культуры