Социально-биологические основы физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 13:45, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение социально-биологических и психофизиологических основ физической культуры.

Работа состоит из  1 файл

Реферат физ-ра.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

    Выдающееся  значение для развития физиологии имели работы Сеченова, открывшего в 1862 процесс торможения в центральной нервной системе. Он показал, что раздражение мозга в определённых условиях может вызывать особый тормозной процесс, подавляющий возбуждение. Сеченовым было также открыто явление суммации возбуждения в нервных центрах.

    Хотя  И.М. Сеченов изучал различные проблемы физиологии (и не одной только физиологии), все же определяющим в его научном  творчестве было исследование центральной  нервной системы, деятельность которой  во многом оставалась "белым пятном" в физиологии. Его внимание многие годы привлекала проблема нормальной деятельности головного мозга — влияние его возбуждения на движение. Тогда в классической схеме рефлекса "чувствительный нерв — нервный центр — двигательный нерв" неясно было, каковы же функции нервного центра. Установить что-то новое в этой области мог только "его величество эксперимент".

    Продуманные, физиологически обоснованные эксперименты увенчали труд ученого замечательным  результатом — открытием центрального торможения, особой физиологической функции головного мозга. Отныне специальный тормозной центр, расположенный в таламической области головного мозга, получил название "сеченовский центр".

    Открытие  центрального торможения сам Сеченов  рассматривал лишь как начало глубоких исследований центральной нервной системы. "Самая же сущность этих механизмов и их образ действия остались тем не менее совершенной загадкой,— отмечал он. — Все произведенные до сих пор опыты не в силах ответить на вопрос, по-видимому, очень простой: чем обусловливается замеченное нами ослабление отраженной деятельности — подавлением ли чувствительности или угнетением движения? Этот важный вопрос, разумеется, может быть решен только на человеке".

    В 1863 г. И. М. Сеченов делает свое выдающееся открытие - устанавливает наличие в головном мозге особых центров, угнетающих спинномозговые рефлексы. Это открытие принесло ему мировую известность. В этом же году И. М. Сеченов опубликовал свое гениальное произведение "Рефлексы головного мозга" или по первоначальному названию "Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы".

    Открытие  И. М. Сеченовым явления суммации как особой формы деятельности нервных  центров получило высокую оценку физиологов.

    Сеченов сформулировал положение о "машинообразности" живого организма, в котором нервная система вставляет собрание разнообразных регуляторов деятельности. Регуляторы эти, однако, непросты автоматические. В животном, как самодействующей машине, регуляторы, очевидно, могут быть только автоматическими"

    Огромное  значение для развития отечественной  нейрофизиологии имели также  работы И. М. Сеченова "Физиология нервной  системы" (1866) и особенно "Физиология нервных центров" (1891), в которых  были обобщены и критически проанализированы как результаты собственных экспериментов, так и данные других исследований. Развиваемая в них идея о том, что регуляторная деятельность нервной системы осуществляется рефлекторно, надолго сделалась ведущей во всех исследованиях по физиологии центральной нервной системы.

    И.М. Сеченов вооружил отечественную  физиологию правильной методологией. Основным принципом Сеченова был  последовательный материализм, стойкое  убеждение, что в основе всех физиологических  явлений лежат материальные физико-химические процессы. Второй принцип научной методологии И.М. Сеченова состоял в том, что изучение всех физиологических явлений должно осуществляться методом эксперимента. Электрофизиологические работы И. М. Сеченова способствовали распространению электрофизиологического метода для изучения физиологии нервов, мышц и нервных центров.

    Аналитический характер физиологической науки  во второй половине XIX в. привел к разделению явлений, протекающих в живом  организме, на две категории:

    1) "внутренние", вегетативные процессы (обмен веществ, дыхание, кровообращение и т. п.);

    2) "животные" (анимальные), определяющие  поведение животных, которое физиология  того времени еще не могла  объяснить. 

    Для того чтобы вывести физиологию из тупика аналитического метода, был  необходим принципиально новый  подход к познанию деятельности живых организмов. Переломный момент связан с деятельностью Ивана Петровича Павлова (1849-1936) - создателя учения о высшей нервной деятельности, основателя крупнейшей физиологической школы современности, новатора методов исследования в физиологии.

    В лаборатории С.П.Боткина И.П.Павлов выполнил свою докторскую диссертацию "Центробежные нервы сердца" (1883), а затем начал исследования по физиологии пищеварения. Исследования Павлова в области физиологии сердечно-сосудистой и пищеварительной систем и высших отделов центральной нервной системы являются классическими.

    Исходя  из тезиса "для естествоиспытателя - все в методе", И.П.Павлов ввел в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента, благодаря  которому стало возможным изучение целостного, практически здорового животного.

    Методологической  основой его концепции явились  три основных принципа: единство структуры  и функции, детерминизм, анализ и  синтез. Изучая поведение животных, И.П.Павлов выявил рефлексы нового типа, которые формируются и закрепляются при определенных условиях окружающей среды. Павлов назвал их условными, в отличие от уже известных прирожденных рефлексов, которые имеются от рождения у всех животных данного вида (их Павлов назвал безусловными). Было показано также, что условные рефлексы вырабатываются в коре больших полушарий головного мозга, что сделало возможным экспериментальное изучение деятельности коры больших полушарий в норме и патологии. Результатом этих исследований явилось создание учения о высшей нервной деятельности - одного из величайших достижении естествознания XX в.

    Деятельность  И.П.Павлова и созданной им научной  школы составила эпоху в развитии физиологии.

    Основные  работы А. А. Ухтомского посвящены физиологии нервно-мышечного двигательного аппарата и деятельности нервных центров. Им создано учение о доминанте, являющейся одним из основных законов деятельности нервной системы. Учение об усвоении ритма возбуждений живыми тканями, которое позволяет вскрыть механизм эволюционного преобразования живых систем в микроинтервалах времени, он заложил основы эволюционной физиологии.

    Вместе  с тем он продолжал разработку того совсем нового направления в  физиологической науке, фундамент  которого впервые был заложен  Н. Е. Введенским. Он стал признанным вождём всемирно известной физиологической школы Введенского - Ухтомского!

    Опираясь  на фактический материал своей школы, А. А. Ухтомский сформулировал взаимоотношение  живой системы и раздражителя в виде следующих положений:

  • При одном и том же раздражении содержание текущей ответной реакции определяется историей или функциональным состоянием живой системы.
  • При одном и том же функциональном состоянии живой системы содержание её ответной реакции определяется особенностями действующего раздражителя.

    Согласно  прежним представлениям в физиологии, нервный центр - это нечто неизменное, статически постоянное, с присущим для него определённым и единственным качеством возбуждения. А. А. Ухтомский  показал, что это качество зависит  от его состояний; в другом состоянии тот же центр может приобрести существенно иное значение в общей системе организма. Эти представления А. А. Ухтомского нашли своё подтверждение в хорошо известных в физиологии опытах с перекрёстным сшиванием нервов. Вместе с тем нервный центр не является локально очерченным участком, но представляет собой своего рода созвездие - сопряжённую совокупность участков (то, что А. А. Ухтомский называл констелляцией центров), расставленных, быть может, довольно широко и объединённых не столько постоянными путями, сколько единством рабочего действия. Доминанте принадлежит существенная роль в процессе новообразования реакций организма на среду.

    Едва  ли есть в физиологии направление, которое  было бы столь близким к общим  проблемам патологии и медицины, как созданное Введенским и Ухтомским. Понятие парабиоза, созданное в физиологии Н. Е. Введенским и углублённое А. А. Ухтомским, чисто количественными переходами связывает те процессы в организме, которые мы обозначаем как нормальные, с процессами, которые мы оцениваем уже как патологические явления. Будущая разработка физиологических основ учения об иммунитете и основных проблем фармакологии не может не опираться на учение школы Введенского - Ухтомского. 
 
 
 
 

Заключение

    Сущность  человека заключается в противоречии, заложенном в его существовании, и это противоречие вынуждает человека действовать в поисках его разрешения. Полное развитие человеческих возможностей требует дисциплины, воли и внимания. И хотя этот путь трудный, только он имеет шансы на успех: даже если цель еще не достигнута, активность и усилия, направленные на ее достижения, уже оказывают эффект, объединяющий, интегрирующий, мобилизующий энергию человека.

    Трудности в нашей жизни - самые сильные  учителя, а изучение своего главного недостатка и борьба с ним составляют как бы индивидуальный путь каждого человека. Другими словами, противоречия, освобождение от них и те достижения, которые совершаются в результате этого пути каждым человеком, можно считать основополагающим критерием в развитии человека. Тогда можно считать, что человек - существо преодолевающее.

    Действительно, выявление, изучение и смягчение  последствий таких факторов риска, как социальные конфликты и социально-психологические  напряжения, стрессы и психологический  дискомфорт, а  такие факторы риска охватывают более 70% населения, выходят из зоны профессиональной деятельности медицины. Здесь главным образом необходимы усилия социологов и психологов, социальных работников и педагогов. А к ряду приоритетных и действенных средств снятия социально-психологических напряжений, предотвращения и смягчения конфликтов и психических стрессов относятся занятия физической культурой и спортом.

    Все высказанное выше позволяет заключить, что активная роль физической культуры и спорта в реализации здорового  образа жизни несводима к выполнению систем физических упражнений, но охватывает среду формирования, развития и совершенствования личности, социализации человека. Следовательно, проблема внедрения здорового образа жизни в быт не может решаться изолированно от решения других экономических, политических, социально-культурных проблем, стоящих перед обществом. Г.В.Дивина указала, что проблема здорового образа жизни и использования физической культуры и спорта в его осуществлении решаема на трех уровнях: социальном, инфраструктурном и личностном.

    Иными словами, создание и обеспечение  экономических, правовых, этических  и прочих общесоциальных норм отношения  к физической культуры и спорта и  здорового образа жизни должно осуществляться самим обществом на общесоциальном уровне.

    Список  использованной литературы 

  1. Асратян Э.А. «Иван Петрович Павлов 1849-1936 гг.» М.: Наука, 1974.- 181с.
  2. Березовский В. А. «Иван Михайлович Сеченов». - М.: ИНФРА-М, 2003.- 398 с.
  3. «Все о здоровом образе жизни». Ридерз Дайджест. 1998. - 82 с.
  4. Динейка К.В. «Движение, дыхание, психофизическая тренировка». Минск, 1981.- 98с.
  5. Коштоянц Х. С. «И. М. Сеченов». - М.: Изд-во "Мир", 2001. - 342 с.
  6. «Книга о здоровье». Под ред. Ю.П. Лисицына, М., 1988.- 102 с.
  7. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. «Книга о здоровом образе жизни». М.: Детская литература, 1987. - 95 с.
  8. Мирский М. Б. «И. М. Сеченов. Серия Люди науки». М.: Просвещение 1978.-120с.
  9. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, том III, “Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож”. М.: Л.: Изд. Академии Наук, 1951, 188 с.
  10. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, том III, “Физиология и патология высшей нервной деятельности”. М.: Л.: Изд. Академии Наук, 1951. 150 с.
  11. «Физиология человека». Под ред. Н.В. Зимкина, М., 1975. – 98 с.
  12. «Физическая культура студента». Учебник для студентов вузов./ Под ред. В.И. Ильинича.- М.: Гардарики, 1999. – 275 с.
  13. «Физическая культура». Учебник для студентов технических ВУЗов./Под общей ред. В.А. Коваленко. - М.: «АСВ», 2000. – 290 с.
  14. «Физиология человека». Для студ. мед. вузов. Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько  2- изд. 2001. -  265 с.
  15. Шаталова Г.С. «Философия здоровья». М.: 1997. – 102 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение  …………………………………………………………………...…………………4

Глава I. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Внешняя среда и ее воздействие на организм человека …...…..5

Глава II.  Социальные основы физической культуры ………………………….………….9

1.2 Здоровый  образ жизни и физическая культура  ……………………….………………..9

Информация о работе Социально-биологические основы физической культуры