Социально-биологические основы физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 13:45, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение социально-биологических и психофизиологических основ физической культуры.

Работа состоит из  1 файл

Реферат физ-ра.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

    Он  же сетует, что в государственных  учебных программах по физической культуре для учащейся молодежи все замыкается на уровне физической подготовки. Отсутствует указание на необходимость формирования здорового образа жизни, т. е. умение правильно питаться, соблюдать режим дня, применять гигиенические и закаливающие процедуры, избирать для конкретного случая правильный комплекс упражнений, определять рациональную последовательность и дозировку их выполнения и многие другие компоненты физической культуры.

    Занятия физической культуры обеспечивают формирование, развитие и закрепление жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, социальной коммуникативности, организованности и содействуют соблюдению социальных норм поведения в обществе и дисциплины, активному противоборству с нежелательными привычками и видами поведения.

    Здоровый  образ жизни как обновленное  научное и бытовое понятие  охватывает собой объективную потребность  современного общества в здоровье, физическом совершенстве человека, в  физической культуре личности.

      О.А. Мильштейн указывал, что здоровый образ жизни выступает важнейшей характеристикой образа жизни личности и общества, отражает объективную потребность современного общественного развития. Одним из важнейших социальных факторов формирования образа жизни вообще и здорового образа в частности, выступают физическая культура и массовый спорт, называемые в последние 1520 лет во многих странах «спортом для всех». Здоровый образ жизни, по мнению В.Н. Мошкова, это активная жизнедеятельность человека в гигиеническом и социальном аспектах. Здоровый образ жизни неразрывно связан с природными и социальными условиями и реализацией человеческих способностей в области труда, отдыха, питания, культурных развлечений, соблюдением режима. занятиями физической культурой, спортом и полнотой духовной жизни. Здоровый образ жизни это совершенствование активной адаптации к различным условиям внешней среды, а физическая культура представляет собой основу неспецифической профилактики нарушений различных функций организма.

    Таким образом, здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

    Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

    Плодотворный  труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

    Рациональный  режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

    Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

    Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:

    - потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

    - нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

    Следующей составляющей здорового образа жизни  является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

    Первый  закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

    Второй  закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина «С», приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы «В» мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

    Рациональное  питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

    Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.

    Важный  элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

    Обобщая сказанное, следует заключить, что  физическая культура способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высокой и устойчивой общей и специальной работоспособности, надежной резистентности и лабильной адаптации к меняющимся и сложным условиям внешней среды обитания. Физическая культура помогает формированию и соблюдению полезного для здоровья рационально организованного режима трудовой и бытовой деятельности, обеспечивают необходимую и достаточную двигательную активность, а также активный отдых, то есть рациональным двигательный режим. 
 
 
 

    Глава II. Биологические основы физической культуры

    1.2. Система дыхания

    Дыхание — одна из немногих способностей организма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно.

    Наши  дыхательные пути состоят из двух отделов: воздухоносных путей (нос, глотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиолы), через которые поступает воздух, и альвеол легких, где происходит обмен газов между организмом и средой (между воздухом, находящимся в альвеолах, и кровью). О характере газообмена можно судить, сравнив состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха: вдыхаемый воздух содержит 20,94% кислорода, 79,03% азота и разных инертных газов (аргон, неон, гелий и др.) и 0,03% углекислого газа. Состав выдыхаемого воздуха уже иной и содержит 16,3% кислорода, 4% углекислого газа, 79,7% инертных газов.

    Существуют следующие виды дыхания:

    • глубокое и поверхностное;
    • частое и редкое;
    • верхнее, среднее (грудное) и нижнее (брюшное).

    Нервная система и дыхание неразрывно связанны: при дыхании мозг обогащается  кислородом, что побуждает нервную  систему к деятельности, то есть без дыхания мозг, являющийся основой нервной системы, просто не будет работать.

    Без дыхания человек обычно может  прожить до 5-7 минут, после чего наступают  необратимые изменения в мозге.

    Таким образом, в процессе дыхания происходит:

    1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

    2. Образование и удаление из  организма углекислого газа и  некоторых конечных продуктов  обмена веществ: паров воды, аммиака  и др.

    3. Окисление (распад) органических  соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

    И чем активнее этот процесс, тем больше питательных веществ получают клетки организма.

    В физиологии дыхания принята единая номенклатура легочных объемов у  человека, которые заполняют легкие при спокойном и глубоком дыхании в фазу вдоха и выдоха дыхательного цикла.

    Дыхательный объем (ДО) — это объем газа, вдыхаемого и выдыхаемого при спокойном  дыхании.

    Резервный объем вдоха (РОвд) — максимальный объем газа, который можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха.

    Резервный объем выдоха (РОвыд) — максимальный объем газа, который можно дополнительно  выдохнуть после спокойного выдоха.

    Остаточный  объем легких (ООЛ) — объем газа, остающийся в легких после максимального  выдоха.

    Сумма величин двух легочных объемов и  более называется легочной емкостью. Объем воздуха в легких человека характеризуется инспираторной  емкостью легких, жизненной емкостью легких и функциональной остаточной емкостью легких. Жизненная емкость  легких включает в себя дыхательный объем и резервные объемы вдоха и выдоха. Сумма жизненной емкости легких и остаточного объема называется общей емкостью легких.

    Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - это количество воздуха (в миллилитрах), максимально  выдыхаемого после максимального вдоха (определяется спирометром), у детей значительно ниже, чем у взрослых.

    Таблица 1. Жизненная емкость легких.

Возраст ЖЕЛ, мл. Объемы, мл.
дыхательный резервный выдох резервный

вдох

4 года 1100 120 480 490
6 лет 1200
8 лет 1600 170 730 730
10 лет 1800
12 лет 2200 260 1000 1000
14 лет 2700
16 лет 3800 400 1750 1650
Взрослый 5000 500 1500 1500
 

    Если  сравнить величины жизненной емкости  легких с объемом дыхания в  спокойном положении, то оказывается, что дети в спокойном положении используют лишь около 12,5% ЖЕЛ.

    Жизненная емкость легких уменьшается при  диффузных поражениях легких, сопровождающихся снижением эластической растяжимости легочной ткани, при увеличении бронхиального  сопротивления или уменьшении дыхательной  поверхности.

    В результате систематической мышечной деятельности происходит увеличение жизненной  емкости легких. В дыхательной  функции при мышечной работе происходят адаптационные изменения, которые  совершенствуются по мере роста тренированности.

Информация о работе Социально-биологические основы физической культуры