Соцкультурное развитие личности студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:34, реферат

Описание

Физическая культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человек. (А.М. Максименко, 2001).

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 50.70 Кб (Скачать документ)

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

Термин “физическая  культура” является центральным  понятием всего физкультурного образования. Термин встречается не только в профессиональной сфере, но и в обычной жизни. В  постижении смысла физической культуры происходит парадоксальная ситуация. Чем чаще на обыденном, житейском  уровне мы пользуемся термином “физическая  культура”, тем дальше удаляемся  от понимания ее истинной сущности.

Можно ли всякую деятельность, связанную с физическими  нагрузками (бытовую, трудовую, военную  и т.д.) идентифицировать с физической культурой? Такое утверждение было бы неправильным. Культура – это, прежде всего, основной способ, а также мера человеческого развития. Не всякий труд или боевые действия развивают человека в гуманном направлении, нередко получается наоборот.

Когда в процессе эволюции человек начал преобразовывать  окружающую природу не грубыми невежественными  способами, а подлинно гуманными  и целесообразными, когда человек  пытается совершенствовать свою телесность, умственные и физические способности  в соответствии с объективными законами – только тогда его деятельность можно назвать по-настоящему культурной. Отсюда, в самом первом приближении, физическая культура есть способ и  мера преобразования человека, его  собственной природы и двигательных способностей.

Физическая  культура – это  вид культуры, содержанием  которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная  на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных  в обществе для  физического совершенствования  человек. (А.М. Максименко, 2001).

Большой спорт  обычно считают сферой, состояние  которой наиболее точно отражает успехи социума в деле совершенствования  физической культуры.

Вопрос о том, какое место спорт высших достижений занимает в системе физической культуры, иногда решается очень прямолинейно. Считается, например, что спорт высших достижений в лице своих – атлетических видов – является наиболее концентрированным выражением достижения общества современного общества в развитии физической культуры. Соответственно полагают, что спортсмен высокого класса безоговорочно должен быть признан человеком, физическая культура которого отвечает самым высоким стандартам. Если возможны в отношении культурного развития спортсмена какие-то сомнения, то они, как правило, касаются его интеллектуального, эстетического или нравственного или какого-либо иного развития, но только не физического.

За такими утверждениями  стоит ошибочная убежденность, что  сами по себе функциональная подготовленность и высокие физические кондиции человека – это и есть то, что само по себе непосредственно воплощает и выражает суть физической культуры личности.

С другой стороны  широко распространено следующее мнение: спорт высших достижений (в его  сегодняшнем варианте) не способствует здоровью и долголетию человека.

Можно ли считать, что человек в полной мере обладает физической культурой, если традиционно  принимаемые в качестве важнейших  такие физические качества, как сила, выносливость, быстрота, не имеют значительных кондиций, т.е. выше “нормативного”, среднестатистического уровня?

Может ли человек  наращивать и укреплять свою физическую культуру, улучшать ее показатели вопреки  процессам биологического старения организма? Может ли конкретный пожилой человек быть признан субъектом высокой физической культуры не только среди своих сверстников? Может ли физически больной человек или человек, имеющий врожденные или приобретенные увечья, считаться человеком, который в полной мере обладает физической культурой?

В отношении  большинства иных видов культурного  развития человека, как правило, даются утвердительные ответы. Вполне признано, что человек может на протяжении практически всей своей жизни  наращивать и укреплять свою интеллектуальную или эстетическую, а тем более  нравственную культуру. Если же мы ставим под сомнение возможность увеличивать  потенциал своей физической культуры в течение всей жизни, то мы должны рассматривать физическую культуру как не равнозначное явление по отношению  к другим видам культуры, не связанную  с иными типами культуры и не обусловленную  ими.

Сложность проблемы физической культуры также обусловлена  тем, что часто понятие физкультурная деятельность”, под которой понимается целенаправленное использование двигательной активности для развития физических качеств или для решения задач рекреации, реабилитации и др. полностью отождествляется с деятельностью по развитию физической культуры.

Рассматривая  феномен физической культуры, следует прежде всего принимать во внимание, что перед нами один из вариантов культуры как таковой, т.е. многопланового целостного феномена (нравственной, интеллектуальной, эстетической и др. видов культур), имеющего дело с человеческой телесностью (Н.Н. Визитей, 2005).

Спорт высших достижений – это (в большинстве случаев) вид деятельности, в котором физическая активность представлена в формах, где объемы и интенсивности нагрузок наиболее значительны и где решаемые двигательные задачи характеризуются  высокой технической и тактической  сложностью.

Спорт также  определяется как воспитательная, игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений и направленная на достижение социально-значимых результатов (ценностей). Термин “спорт”  происходит от английского слова, которое  первоначально обозначало радость  в движениях, приятное времяпровождение, развлечение, деятельность, требующую  мышечного напряжения, желания выделиться (Н.И. Пономарев,1984).

Спорт в широком смысле определяется как  собственно соревновательная деятельность, специальная  подготовка к ней, а также межчеловеческие  отношения и нормы, присущие этой деятельности:

    • Спорт является собственно соревновательной деятельностью, т.к. он зародился в обществе исключительно для эффективного развития человеческих способностей, а также для их объективного сравнения и оценки. Все остальные виды деятельности (труд, наука, искусство и др.), в которых также присутствует соревновательные начала, возникли и используются главным образом для производства материальных и духовных ценностей.
    • Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки; вся система спорта построена на таких его глобальных установках, как углубленная специализация, круглогодичная и многолетняя тренировка, обязательная система прогрессирующих поощрений за достижения и т.д.
    • Межчеловеческие отношения и нормы в спортивной деятельности приобретают характер исключительной конкретности и определенности. В частности, разрабатываются положения о соревнованиях, сами состязания осуществляются по единым, обязательным для всех участников, правилам, нарушения которых ведет к наказанию. Состав действий соревнующихся строго унифицирован (вес снаряда, соперника, дистанции и др.) (А.М. Максименко, 2001).

2. СРЕДСТВА  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ  УСТОЙЧИВОСТЬ К УМСТВЕННОЙ И  ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

  • Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.
  • Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.
  • У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.
  • К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость,которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений.
  • Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой концентрации при их выполнении.
  • Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры).
  • Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей). Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью.
  • Многообразный характер движений не всегда позволяет точно определить мощность выполненной работы (т.е. количество работы в единицу времени, связанное с силой мышечных сокращений, их частотой и амплитудой), в таких случаях используется термин "интенсивность". Предельная продолжительность работы зависит от ее мощности, интенсивности и объема, а характер выполнения работы связан с процессом утомления в организме. Если мощность работы велика, то длительность ее мала вследствие быстро наступающего утомления, и наоборот. При работе циклического характера спортивные физиологи различают зону максимальной мощности (продолжительность работы не превышает 20-30 с, причем утомление и снижение работоспособности большей частью наступает уже через 10-15с); субмаксимальной (от 20-30с до 3-5 мин); большой (от 3-5 до 30-50 мин) иумеренной (продолжительность 50 мин и более).
  • Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью циклов и представляют собою стереотипно следующие фазы движений с четким завершением. Чтобы выполнить их, необходимо проявить силу, быстроту, высокую координацию движений (движения силового и скоростно-силового характера). Успешность выполнения этих упражнений связана с проявлением либо максимальной силы, либо скорости, либо сочетания того и другого и зависит от необходимого уровня функциональной готовности систем организма в целом.
  • К средствам физической культуры относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием.
  • Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно-психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе.

    3.Основные  составляющие физической культуры

Физическая  подготовка является не только одним  из наиболее важных ключей к здоровому  телу, она является основой динамичного и творческой интеллектуальной деятельности. Продолжайте читать, чтобы узнать об основных компонентов физической подготовки. 
Компоненты физической культуры 
Физические компоненты, которые определяют спортсмена и обычного человека различны. Для спортсмена, умение связанных с ним компонентов физической культуры, как скорость, ловкость, равновесие, координация, время реакции и власти рассматриваются. Однако, для среднего человека, Есть 5 компонентов физической культуры, которые могут быть рассмотрены. Важно, что программы в области здравоохранения состоят из следующих компонентов.

Основные  компоненты физической культуры

Наиболее  важными компонентами физической подготовки являются:

1. Сердечно-сосудистую выносливость 
2. Мышечная сила 
3. Мышечная выносливость 
4. Гибкость 
5. Состав организма

Сердечно-сосудистую выносливость 
Сердечно-сосудистую выносливость может быть определена как компонент, который помогает определить, сердце и легкие работают в координации, обеспеченность кислородом, потребляемость крови во время тренировки. Легкие обеспечивают кислород в кровь. Эта кровь, накачанная сердцем и отправляется на мышцы и другие системы организма.

Мышечная  сила 
Мышечная сила компонент который является одним из самых важных компонентов среди компонентов физической культуры и может быть определен как возможность мышцам поднять вес. Чтобы сосредоточиться на мышечную силу, важно, что вы приобрели определенную мышечную массу.

Мышечная  выносливость 
Мышечная выносливость определяется как способность тела для выполнения повторяющихся упражнений без усталости. Если человек может выполнять большее количество повторений в частности увеличения сил, то можно сказать, что он / она имеет хорошую мышечную выносливость.

Гибкость 
Обычно во время самой тяжелой атлетики и тренировок, мышцы сокращаются. Таким образом, это значительно, чтобы растянуть мышцы после таких тренировок. Растяжка улучшает гибкость тела и суставов. Гибкость может быть определена как компонент, который проверяет способность соединений в организме, чтобы перейти в их полный диапазон движения. Диапазон-от-движения упражнения рекомендуется также для пациентов после операций, чтобы предотвратить их тела от судорог.

Состав организма 
Состав тела является компонент, который считает, индивидуальный тип кузова, в зависимости от высоты, веса, размера кадра и отношение массы жира к мышечной массы. Подводный вес является одним из лучших способов проверить жир в организме.

Таким образом, важно, что вы наблюдаете за вашими компонентами, чтобы получить оптимальную  физическую форму. Хорошая рутинная тренировка должна быть балансом между  кардио, силовыми тренировками и упражнениями на растяжку. Однако, важно, что бы вы давали отдых телу на 1 день в неделю. Поэтому убедитесь, что вы включаете выше перечисленные 5 основных компонентов физической культуры во время обычной тренировки, или введение обычной тренировки которая включает компоненты, так вы получаете максимальную физическую форму.

4.Социальные  функции физической культуры

   Общеизвестно, что культурные ценности, когда бы они ни были созданы, имеют определенное функциональное значение и для современности. Эти функции, как правило, не поддаются  строгой дифференциации и имеют  комплексную природу. Строго определить функции того или иного вида культуры не представляется возможным. Поэтому  в интересах точности правомернее  говорить о преобладании в культурных ценностях той или иной функциональной возможности (В. Харчева).

   Физическая  культура, как вид культуры общества, используется и реализуется в  практике человеком, удовлетворяя при  этом определенные потребности:

   –     биогенные, физические, обеспечивая тем самым физическое развитие организма, гомеостазис его внутренней среды и улучшая физическую дееспособность и подготовленность;

   –     биоэкоэтические, антропогенно образуя для человека комфортную оздоравливающую среду спортивных и физкультурно-оздоровительных, сооружений, тренажеров;

   –     психофизические, обеспечивая физическое совершенство как синергетический комплекс физического состояния, развития и дееспособности, соответствующих оптимизации активной связи индивида с основными факторами внешней среды (в первую очередь производственно-средовой и экосферной);

   –     социальные, коммуникативные, расширяя и упрочивая социальные контакты, обеспечивая социальную мобильность и изменение социального статуса, модификацию и расширение социальных ролей;

   –     психоэмоциональные, обновляя и расширяя личностное психоэмоциональное пространство и круг лиц общения, стимулируя психоэмоциональные состояния в связи с успехом, ролями, событиями физкультурно-спортивной деятельности;

Информация о работе Соцкультурное развитие личности студента