Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:34, реферат
Физическая культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человек. (А.М. Максименко, 2001).
8.Общая психофизическая
характеристика
Результаты
исследований свидетельствуют о
том, что здоровье человека напрямую
связано с его
9.Общие закономерности
и динамика работоспособности
студентов в учебном году и
основные факторы ее
Любая человеческая деятельность, а интеллектуальная особенно,
психологически увязывается с влиянием жизненных, обусловленных
требованиями трудового процесса ритмов и свойственных организму
биологических колебаний. Для человека наибольшее значение имеют так
называемые «суточные ритмы», в процессе которых изменяются более
пятидесяти физиологических функций организма. В период бодрст-
вования, активной деятельности показатели функционального состояния
сердечнососудистой, эндокринной, мышечной, выделительной и других
систем достигают самого высокого уровня, а в период отдыха, сна реа-
лизуются на необходимом уровне восстановительные процессы. Чем
больше и точнее осуществлен контакт начала учебно-трудовой деятель-
ности с мобилизацией жизненно важных функций организма, тем продук-
тивнее будут результаты трудовых действий. Многими исследованиями
установлено деление студенческого контингента на студентов, отнесен-
ных к «утреннему» типу, так называемых «жаворонков», отличающихся
наиболее приподнятым настроением, высокой работоспособностью в
утреннее и дневное время, и студентов «вечернего» типа – «сов»,
несколько заторможенных в первой половине дня, высокий уровень
работоспобности которых начинается с 17-18 часов.
Из 400 обследованных немецким ученым Хампом было установлено,
что у 35% тип «деловой
активности» имеет смысл
17% – к «утренним», 48% – к «аритмичным» типам. Нет единого мнения
по вопросу: «3аложены ли эти особенности в генетической программе или
формируются на протяжении жизненных периодов?». Всегда надо
помнить, что любой труд, а умственный особенно, и отдых в своем
биоритме – залог не только высокой эффективности, но и сохранения
высокого уровня здоровья. Идеальный вариант расписания – отдельно для
«жаворонков», отдельно для «сов» – составить невозможно и поэтому
студенты-«совы», занимающиеся на дневной форме обучения, и студенты-
«жаворонки», занимающиеся на вечерней, находятся в условиях высокого
уровня мотивации и «волевого синдрома». Известно, что мотив в деятельности человека – осознанное
проявление активности, целенаправленное на выполнение поставленных
задач, что подтверждается исследованиями. М. Я. Виленского (1992).
Студентам предлагалось выполнять вычислительные операции в прину-
дительном темпе. Одни требовали логики мышления, другие были менее
сложными. Условием эксперимента было продолжение работы до предела
возможностей каждого испытуемого. В конечном итоге, студенты, проя-
вившие избирательное отношение вследствие интереса, эмоциональности
выполняли работу значительно дольше по времени, чем те, у которых этот
мотив отсутствовал.
Не менее интересен
и результат другого
которого студенты постоянно находились под влиянием воздействия
информации о результатах их работы. Качественная эффективность вы-
полняемых действий была лучше у тех, кто такую информацию получал.
Работоспособносгь студентов в течение семестра, учебного года
также подчинена изменениям в периодах врабатывания, оптимальной
деятельности, снижения. Студенты обычно «входят в форму» (период
пребывания) 3-3,5 недели.
Работоспособность устойчивого,
эффективности характера длится приблизительно 10 недель. В декабре в
периоды увеличения ежедневной нагрузки до 11-13 часов и более,
в сочетании с
нервно-эмоциональным
периоды зачетной и экзаменационной сессий наблюдается снижение
работоспособности. Ее высокий уровень достигается психологическим
настроем, целевой мотивацией и, естественно, волевыми усилиями.
Зимние каникулы
– период восстановления работоспособности.
У спортсменов, в
группах организованного
собность восстанавливается полностью. В группах отдыха самостоя- тельными формами – только на 60-70% от исходных данных. Период
врабатывания во втором семестре соответственно – 5-7 дней и 12-16 дней.
Устойчиво высокая работоспособность характерна почти до конца апреля.
Снижение ее в конце апреля объясняется накоплением в течение учебного
года многих отрицательных факторов и их кумулятивным негативным
воздействием (эффектом).
Содержание профессиограмм и психограмм студентов и специа-
листов в различных сферах деятельности дало возможность увидеть
некоторые обобщенные модельные характеристики как специалистов в
условиях их профессионального труда, так и студентов в условиях
вузовской среды – индивидуально-воспитательного пространства, от-
ражающего особенности учебного заведения, будущей профессии,
формирования профессионала, гражданина, личности. И, видимо, имеет
смысл рассмотреть влияние и роль физической культуры и спорта в общей
подготовке
вузе. Следует подчеркнуть широчайшие возможности физической куль-
туры, спорта, которые могут быть использованы с целью развития, воспи-
тания и формирования граней будущего профессионала практически в
любой деятельности человека
10.Признаки и критерии
нервно-эмоционального и
Основные причины изменения психофизического состояния студентов
в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и
психофизического утомления. Особенности использования средств
физической культуры
для оптимизации
профилактики нервно-
студентов, повышения эффективности I учебного труда (2 часа).
Рассмотрение
трудовой деятельности студентов необходимо для познания тех ее
особенностей, учет и понимание которых необходимы для
рационального внедрения средств физической культуры в учебный
процесс и отдых студентов.
Умственным трудом принято считать такую работу, которая
ведется в определенном направлении, по плану, для решения
определенных задач, с целью получения необходимого результата,
имеющего то или иное общественное значение (обучение, самообучение,
открытие, изобретение, рационализация, литературное или музыкальное
произведение и т. д.).
Многочисленными исследованиями установлено, что умственная
деятельность сопровождается изменением функционального состояния
различных органов и систем организма.) Мозговая ткань потребляет
значительно больше кислорода, чем другие ткани тела. Если принять
средний вес человека за 70 кг, а вес головного мозга 1,5 - 2 кг (2 - 3% от
веса тела), то потреб ление кислорода мозговой тканью достигает около20% от общего потребления его всем организмом в покое. Расчеты
показывают, что мозг человека поглощает 40 - 50 кислорода в минуту.
Однако как бы ни было велико потребление кислорода мозга, оно может
остаться незаметным в общем энергетическом балансе организма.
Первичным и обязательным источником энергии для мозга является
окислительный обмен глюкозы, потребление которой составляет около 80 мг
в минуту. Метаболическая активность мозга зависит от его функциональной
деятельности. В состоянии
сна накапливаются богатые
соединения, а при усиленной умственной работе они расщепляются, что,
проявляется в повышенном
гликолизе и усиленном
кислоты. Возбуждение центральной нервной системы приводит к увеличению
образования аммиака, а угнетение - вызывает уменьшение его содержания в
мозговой ткани (А. В. Палладии). Суточный расход энергии при умственной
работе составляет 2500 - 3000 ккал.
11.Регулирование работоспособности ,профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года
В одном из докладов
Комитета экспертов Всемирной
Информация о работе Соцкультурное развитие личности студента