Соцкультурное развитие личности студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:34, реферат

Описание

Физическая культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человек. (А.М. Максименко, 2001).

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 50.70 Кб (Скачать документ)

   –     информационные, обусловленные новыми событиями, нормами спортивных и физкультурно-оздоровительных увлечений, расширением специфического социокультурного пространства личности;

   –     духовные, рефлексируемые в декларируемых нравственных, этических и культу-рологических ценностях, в принципах олимпизма, клятвах участников Олимпийских игр, в кодексе честной игры и т.п.

   В жизни человека и общества физическая культура и спорт имеют большое  социальное и социально-педагогическое значение. Основные социальные эффекты  и значение физической культуры и  спорта проявляются в личностном и социальном аспектах. В личностном аспекте важен эффект воздействия  физической культуры и спорта на индивида, показывающий, как совершенствуется человек в результате занятий  физическими упражнениями. Социальный аспект показывает, как изменяется, совершенствуется под благотворным воздействием физической культуры и  спорта социальная деятельность человека и его вклад в социальный прогресс, в общественное производство для  удовлетворения потребностей всего  общества.

   Общая социально-экономическая и социокультурная эффективность физической культуры и спорта основаны на положительном влиянии активных занятий физическими упражнениями на человека, а также на массовом развитии физкультурно-спортивного движения.

   Физическая  культура и спорт проявляют себя в жизни современного человека и  общества неотъемлемым компонентом  образа жизни – общества в целом, социальной общности, группы и личности. Более того, в прогрессирующем  цивилизованном обществе все более  актуализируется и выдвигается  на передний план именно физическая культура личности. Она как сознательная и  целеустремленная, рационально организованная, оптимально нормированная и научно управляемая деятельность обеспечивает развитие телесно-двигательной основы человека. В целом физические упражнения способствуют совершенствованию социальных навыков и качеств человека.

   Физическая  культура и спорт входят органичным компонентом в феномен, называемый «уровень жизни», под которым понимается степень удовлетворения потребностей людей, обеспеченность населения потребительскими благами, в том числе наличием объективных условий для занятий  физической культурой и спортом  каждого члена общества.

   Физкультурно-спортивные занятия составляют часть стиля  жизни, способа осуществления субъектом  индивидуальной или групповой жизнедеятельности. Отношение человека к физической культуре и спорту выражается в активных регулярных или эпизодических занятиях. По некоторым данным, в Москве регулярно  занимаются спортом примерно 6,3% населения, из которых дошкольников – 7%, взрослых – 2,5%, школьников и студентов – 23% (Е.В. Кузьмичева,  
Б.Г. Фадеев).

   Необходимо  подчеркнуть, что в среднем уровень  обеспеченности граждан РФ спортивными  залами и сооружениями составляет лишь 19% от рекомендуемых нормативов, бассейнами – 4,5% и плоскостными сооружениями – 56% (М.Н. Золотов, табл. 1).

5.Формирование физической культуры личности

Как составная, органическая часть общей системы  коммунистического воспитания физическое воспитание направлено на морфологическое  и функциональное совершенствование  организма человека, укрепление здоровья, расширение границ творческого долголетия как важнейших условий формирования всесторонне, гармонически развитой личности, способной и готовой к высокопроизводительному  труду.

Реформа современной  школы ставит задачу воспитать поколение, способное выполнить грандиозные  планы по совершенствованию народного  хозяйства, переводу экономики на рельсы интенсивного развития. Владение физкультурными навыками - это не только признак  общей культуры человека. Умелое использование  средств физического воспитания благоприятствует интеллектуальному  развитию и повышению культуры умственного  труда. Переход школы на новое  содержание образования, рост интенсивности  учебно-познавательной деятельности обусловливают  все более высокие требования, предъявляемые к организму детей. Занятия физической культурой в  режиме учебного дня повышают функциональные возможности организма, умственную и физическую работоспособность  детей.

Обеспечивая нормальный рост и всестороннее развитие важнейших систем и функций организма, формирование жизненно необходимых  двигательных навыков и качеств, физическое воспитание связано со всеми  другими сторонами коммунистического  воспитания.

Физическое  воспитание активно содействует  формированию таких социально ценных морально-волевых качеств личности, как социалистический патриотизм и  интернационализм, коллективизм, целеустремленность, стойкость, смелость, решительность.

Расширяя  диапазон творческих возможностей человека, физическая культура играет важную роль в трудовом воспитании, в подготовке к труду. Накопление детьми двигательных навыков, совершенствование физических качеств и укрепление здоровья помогают им успешнее овладевать трудовыми действиями. Высокая трудоспособность может  быть обеспечена сочетанием напряжения с расслаблением. Этому можно  научить еще в школе благодаря  правильно организованному процессу физического воспитания.

Выполнение  физических упражнений, четкость и  гармоничность коллективных действий, красота и выразительность движений, свободное владение телом, хорошая  осанка удовлетворяют и развивают  эстетические, потребности детей. Недостаток движений ведет к излишней полноте. Ребенок становится малообщительным, замкнутым. Режим дня, рациональное питание, физические упражнения предупреждают  многие болезни детей.

Одна из важных задач физического воспитания - содействовать формированию у учащихся подтянутости, опрятности и навыков  культуры поведения. Таким образом, физическое воспитание вносит существенный вклад в формирование всесторонне  развитой личности.

Игнорирование физической культуры ради учебных занятий, так же как и увлечение только спортом, приводит к дисгармонии в развитии человека. Поэтому физическое воспитание рассматривается в социалистическом обществе как непременная часть коммунистического воспитания, важная сфера культуры личности.

В школе  проводятся регулярные всесторонние медицинские  осмотры учащихся. Школьный врач дает рекомендации и направления, если это требуется, для лечения ребенка специалистами или на лечебные процедуры в районной поликлинике, определяет, к занятиям в какой медицинской группе допустить ученика - в основной, подготовительной или специальной (для детей с ослабленным здоровьем). Физическое воспитание рассматривается при этом как одно из средств предупреждения заболеваний, охраны и укрепления здоровья.

Одной из важнейших  сторон физического воспитания в  начальных классах является обучение движениям. В младшем школьном возрасте дети отличаются высокой пластичностью  и большой возбудимостью нервной  системы, легким образованием двигательных условных рефлексов. Успешному овладению  движениями способствует интенсивное  развитие двигательного анализатора. Обучение движениям будет полноценным, если удастся построить его с  учетом определенных педагогических и  методических требований.

В процессе физического воспитания необходимо стремиться на конкретных примерах показать образовательное, воспитательное и гигиеническое значение отдельных упражнений. Удовлетворение двигательной потребности детей, интерес и занимательность - существенные факторы повышения сознательности и активности детей на уроках физической культуры. Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста требуют создания у них ясного представления об изучаемых движениях, поэтому нужно шире использовать средства наглядности. Чем меньше возраст детей, тем больше они склонны к подражанию и повторению. Например, имитация ходьбы охотников по глубокому снегу, накачивание автомобильных камер с помощью ручного насоса с шипящим выдохом, сидя на полу, гребля одним веслом или двумя.

Младшие школьники  быстро устают при выполнении однообразных упражнений. Но они так же быстро восстанавливают готовность к движениям. Первоклассники-шестилетки испытывают значительные трудности в приспособлении к новому для них школьному режиму. В связи с этим у них не происходит значительных изменений в развитии двигательных качеств. Однако в дальнейшем физкультурные занятия при строгом соблюдении принципа доступности и индивидуализации существенно повышают двигательные возможности детей.

Согласно  дидактическим принципам прочности  и систематичности необходимо так  спланировать программный материал, чтобы наиболее трудноусваиваемые двигательные действия повторялись подряд на нескольких занятиях. Переходить к обучению новым движениям можно после того, как двигательное действие в основном усвоено большинством занимающихся. Планируя учебный материал, нужно учитывать отставание некоторых учащихся в развитии двигательных способностей. Есть дети, которым свойственно общее отставание в развитии двигательных функций, некоторые имеют лишний вес. Такие учащиеся неохотно принимают участие в подвижных играх, проявляют неуверенность, робость, застенчивость при выполнении упражнений.

Для обучения младших школьников движениям широко используется метод упражнений. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы  изучаемые движения помогали формированию у школьников правильной осанки или  исправлению ее нестойких деформаций. Особое значение при этом имеют подготовительные упражнения, а также другие двигательные действия - ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье и др. У школьников надо пробуждать интерес и стремление постоянно следить за осанкой. Учитель  достигнет хороших результатов, если постоянно будет напоминать о важности правильной осанки для  здоровья и красоты.

Особое значение при обучении младших школьников движениям имеют средства наглядности. Чтобы ограничить непроизвольный характер внимания, сохранить его устойчивость, вызвать соответствующие двигательные ощущения, полезно, кроме показа упражнений, демонстрировать картинки.

С первых уроков необходимо приучать детей серьезно относиться к изучаемому движению, побуждать их к правильному выполнению упражнения. Чтобы сформировать двигательные умения и навыки, легко поддающиеся  перестройке, и предупредить возникновение  неэкономных движений, целесообразно  использовать игры, содержащие сходные  по структуре и характеру элементы с изучаемым движением. Наряду с  этим следует учитывать, что частый показ изучаемого движения в замедленном  темпе и в различных плоскостях помогает ярко запечатлеть его форму  и характер.

На этапе  закрепления и совершенствования  двигательных навыков с I класса можно  оценивать лучшее выполнение отдельных  упражнений, применять подвижные  игры, содержащие ранее изученные  движения и вызывающие значительные эмоции.

Воспитание  двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость) у  детей осуществляется в процессе обучения и совершенствования разнообразных  двигательных действий при соответствующих  возрасту и физической подготовленности детей дозировках нагрузки и отдыха. Воспитание двигательных качеств обеспечивается подбором необходимых упражнений и рациональной методикой занятий.

На развитие физических качеств оказывают существенное влияние повседневные занятия физическими  упражнениями (зарядка, гимнастика до занятий, физкультминутки, уроки физкультуры, игры на переменах).

Среди двигательных качеств у младших школьников более интенсивно развивается ловкость. Объясняется это их широкими возможностями  для совершенствования механизма  мышечной регуляции. Основными средствами воспитания ловкости являются подвижные  игры с мячами и другими предметами, упражнения в равновесии, прыжки через  скакалку. В процессе воспитания ловкости необходимо учитывать ограниченную способность детей к расслаблению мышц.

Медленнее развиваются у младших школьников способности к проявлению быстроты. Развитию быстроты служат игры с внезапными звуковыми и зрительными сигналами ("Вызов номеров", "Все к  своим флажкам", салки), упражнения с быстрым вбеганием под вертящуюся длинную скакалку и выбеганием, с быстрым выполнением команд, с бегом на скорость.

В связи  с ограниченными силовыми возможностями  младших школьников и быстрой  их утомляемостью надо по возможности  исключать из занятий упражнения со значительными и продолжительными мышечными напряжениями и статическими мышечными усилиями.

Младшие школьники  обладают большой способностью к  развитию общей выносливости при  использовании продолжительных  по времени естественных движений. Дети обнаруживают поразительную выносливость при частой смене форм и характера  увлекательных двигательных действий и кратковременном отдыхе.

6.Физическая  культура в структуре профессионального  образования

Физическая культура — основа социальнокультурного бытия 
индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной 
культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной 
подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, 
физическим возможностям и способностям, в образе жизни и 
профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, 
убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении. 
Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как 
условие и предпосылка эффективной учебнопрофессиональной деятельности, 
как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего 
специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она 
характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, 
которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей 
избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы. 
Физическая культура студента 
Мотивационноценностный компонент отражает активно положительное 
эмоциональное отношение к физической культуре, сформиро ванную 
потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, 
организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и 
практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, 
нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование. 
Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания. Их 
можно разделить на теоретические, методические и практические. 
Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, 
закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и 
выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и 
самосовершенствования. Эти знания необходимы для объяснения и связаны 
с вопросом «почему?» Методические знания обеспечивают возможность 
получить ответ на вопрос: «как использовать теоретические знания на 
практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в 
сфере физической культуры?» Практические знания характеризуют ответ на 
вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, 
двигательное действие?» 
Знания необходимы для самопознания личности в процессе 
физкультурноспортивной деятельности. Прежде всего, это относится к 
самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих 
интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, 
сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует 
самооценку личности. Она имеет две стороны — содержательную 
(знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со 
знаниями о других и с идеалом. В результате выносится суждение, что у 
индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать 
идеалу. Таким образом, самооценка — это результат сравнительного 
познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи 
с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, 
тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); 
регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоуважение, 
иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной 
трудности, т.е. имеет определенный уровень притязаний, который должен 
быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний 
занижен, то это может сковывать инициативу и активность личности в 
физическом совершенствовании; завы ш енны й уровень может привести к 
разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы. 
Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в 
сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся 
принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают 
его поступкам особую значимость и направленность. 
Потребности в физической культуре — главная побудительная, 
направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий 
спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, 
контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, 
развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, 
укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в 
улучшении качества физкультурноспортивных занятий, в комфорте и др. 
Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, 
ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия. 
Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями 
(радость, счастье), неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, 
разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, 
который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую 
потребность и получить положительные эмоции.

Информация о работе Соцкультурное развитие личности студента