Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 01:04, реферат
Основным атрибутом спорта как особой разновидности деятельности является соревнование. В силу исторически сложившихся условий деятельности в конкретных видах спорта соревнования имеют свою специфику, которая определяется содержанием и формой самой деятельности и регламентируется правилами соревнований.
Спортивный (бальный) танец имеет одно важнейшее отличие от других видов спорта с точки зрения соревнований и подготовки к ним.
Соревновательная деятельность в танцевальном спорте: особенности и оценка
Основным атрибутом спорта
как особой разновидности деятельности
является соревнование. В силу исторически
сложившихся условий
Спортивный (бальный) танец имеет одно важнейшее отличие от других видов спорта с точки зрения соревнований и подготовки к ним.
Во всех видах спорта сезон
включает в себя три-четыре выступления,
а все остальное время идет
подготовка, у нас же соревнования
у некоторых опытных
Однако существуют некоторые, общие для всех видов спорта, особенности соревновательной деятельности. Эти особенности, в основном, психологические.
В самой общей форме психологический аспект спортивного соревнования выражается в непосредственном или опосредованном взаимодействии соревнующихся противников, при котором каждая из соперничающих сторон стремится к одной и той же цели - достичь превосходства над соперником.
Как отмечают современные
авторы, спортивные соревнования являются
основой существования и
Несмотря на довольно широкое
развитие исследовательских работ
в области психологии спорта в
целом и танцевальном спорте в
частности, вопрос о специфических
особенностях и о психологической
структуре соревновательной деятельности
в спортивных бальных танцах до настоящего
времени остается недостаточно исследованным.
Между тем спорт в его
Современный этап развития высших достижений в танцевальном спорте характеризуется переходом на профессиональную основу. Это предъявляет повышенные требования к качеству управления подготовкой танцевальных пар, непременным условием которого является объективная оценка достигнутого уровня мастерства. Основу такой оценки, наряду с другими показателями, составляют результаты контроля соревновательной деятельности, так как только в условиях острого соперничества в полной мере проявляются как положительные, так и отрицательные стороны подготовленности спортсменов.
Содержание программ подготовки танцевальных пар высокого уровня исполнительского мастерства в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации, полученной в результате контроля соревновательной деятельности танцоров. В танцевальном спорте в качестве основных критериев оценки соревновательной деятельности и спортивного мастерства танцоров специалисты рекомендуют использовать показатели эффективности и результативности. Вопросы контроля и оценки соревновательной деятельности танцоров находились прямо или косвенно в центре внимания многих специалистов. Однако каждый конкретный случай ограничивался решением лишь отдельных частных задач, которые стояли перед исследователем.
Вместе с тем, насущные
требования работы с танцевальными
парами обусловливают необходимость
системного подхода к решению
данной проблемы как с позиции
оценки вклада каждого спортсмена в
конечный результат выступления
пары, так и с позиции управления
учебно-тренировочным
Многие специалисты
И только лишь глубоко изучив
соревновательную деятельность, можно
разработать адекватную ей систему
тренировок. Однако здесь необходимо
отметить, что оценка уровня подготовленности
отдельных партнеров в
Наиболее же убедительной представляется точка зрения В.Н. Платонова, который считает, что спортивный результат зависит от целого ряда основополагающих характеристик соревновательной деятельности, в значительной мере независимых друг от друга. А поэтому существует необходимость установить чёткие субординационные отношения между структурой соревновательной деятельности и структурой подготовленности.
Далее, по мнению В.Н. Платонова,
необходимо выявить факторы
- спортивный результат,
как интегральная
- основные компоненты соревновательной деятельности;
- интегральные качества,
определяющие эффективность
- основные функциональные
параметры, обеспечивающие
- частные показатели.
На основании этого, следует
признать правомерным мнение специалистов,
которые указывают, что полное решение
проблемы о критериях эффективности
тренировочного процесса танцевальных
пар, являющегося в значительной
мере фундаментом спортивного
Так, например, можно рассматривать
показатели соревновательной деятельности
танцоров с позиции оценки эффективности
различных вариантов
С другой стороны можно указать на необходимость учёта специфики конкурсных ситуаций при подборе адекватных средств тренировки. Можно рекомендовать использовать показатели соревновательной деятельности для соответствующей коррекции учебно-тренировочного процесса. Вместе с тем, представляется, что использование результатов контроля соревновательной деятельности танцоров не ограничивается лишь возможностью оценки эффективности учебно-тренировочного процесса. Как справедливо отмечают некоторые специалисты, контроль соревновательной деятельности в танцевальном спорте должен быть направлен, кроме прочего, и на определение вклада каждого танцора в общий результат танцевальной пары.
Анализ специальной литературы показал, что процесс оценки соревновательной деятельности в танцевальном спорте специалисты рассматривают с двух позиций: во-первых, с позиции выбора критериев оценки, во-вторых, с позиции выбора способа оценивания.
Так, например, сопоставление
показателей соревновательной деятельности
с параметрами выступления
Достаточно очевидно, что
подобная информация позволяет лишь
разрабатывать стратегию и
Сопоставление показателей соревновательной деятельности, регистрируемых в процессе последовательных изменений с результатами контроля на предыдущих турнирах, позволяет определить лишь направленность изменений и степень сдвигов регистрируемых величин: больше - меньше, выше - ниже, лучше - хуже и т.п.
В последнее время в практике танцевального спорта всё чаще применяется подход с позиций оценки показателей соревновательной деятельности, которая основывается на сопоставлении реальных величин с определённым эталоном или модельными параметрами, характерными для эффективности соревновательной деятельности. Очевидно, что эти модели показывают тот уровень соревновательной деятельности, к которому нужно стремиться для достижения успеха.
Вместе с тем, очевиден
тот факт, что использование модельных
характеристик позволяет
Представляется, что с этой позиции наиболее приемлемым выглядит такой способ оценки, который позволяет полученный показатель соревновательной деятельности отнести к конкретному уровню отличия от применяемого эталона. Очевидно, что подобный подход позволяет получить оценку показателей соревновательной деятельности квалифицированных танцоров в абсолютных величинах, указывающих на меру необходимого совершенствования отдельных сторон их подготовленности.
Таким образом, в настоящее время в спортивных танцах разработаны такие способы оценки показателей соревновательной деятельности, которые могут быть применены для определения как вклада каждого партнера в конечный результат выступления танцевальной пары, так и для внесения корректив, оптимизирующих учебно-тренировочный процесс.
Анализ педагогической и
психологической структуры
В психолого-педагогической литературе деятельность классифицируют на трудовую, учебную и игровую.
Трудовая деятельность является основным видом деятельности, которая выступает в единстве трех аспектов:
- предметно-действенном
(как процесс, в котором
- физиологическом (как функции человеческого организма);
- психологическом (как осуществление сознательной цели, проявления воли, внимания, интеллектуальных свойств человека и т.д.). Для нашего исследования последний аспект, несомненно, играет ведущую роль, так как именно с этих позиций предметом психолого-педагогического анализа деятельности можно рассматривать личность танцора как субъект соревновательной деятельности.
В психолого-педагогической литературе, деятельность рассматривается как единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире; как система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие; как позиция по отношению к людям, к обществу, которую человек утверждает всем своим существом, в деятельности проявляющемся и формирующемся; как процесс создания человеком условий для своего существования и развития.
Философское понимание деятельности
конкретизировано в психологической
теории деятельности А.Н. Леонтьевым и
его сотрудниками на основе развиваемых
ведущими психологами (Л.Г. Выготский,
С.Л. Рубинштейн) и физиологами (Н.А.
Бернштейн, П.К. Анохин) взглядов на системность
строения психики, на понимание психических
функций как сложных
Основные принципы
анализа деятельности, развиваемые
А.Н. Леонтьевым, заключаются в
следующем. Исходной и
Цель, данная в определенных
условиях, составляет задачу деятельности.
Перечисленные компоненты составляют
предметное содержание деятельности,
которое может быть различным
в зависимости от особенностей каждого
из них и взаимоотношений между
ними. Отношения между компонентами
деятельности являются подвижными, изменчивыми.
То, что является целью деятельности,
может при других условиях стать
ее способом, и наоборот, способы
деятельности могут становиться
действиями. Подвижность этих отношений
выражается также в том, что одна
и та же цель может достигаться
разными способами, как одними и
теми же способами могут быть достигнуты
разные цели. Аналогичным образом
можно представить
Информация о работе Соревновательная деятельность в танцевальном спорте: особенности и оценка