Соревновательная деятельность в танцевальном спорте: особенности и оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 01:04, реферат

Описание

Основным атрибутом спорта как особой разновидности деятельности является соревнование. В силу исторически сложившихся условий деятельности в конкретных видах спорта соревнования имеют свою специфику, которая определяется содержанием и формой самой деятельности и регламентируется правилами соревнований.
Спортивный (бальный) танец имеет одно важнейшее отличие от других видов спорта с точки зрения соревнований и подготовки к ним.

Работа состоит из  1 файл

Соревновательная деятельность в танцевальном спорте.docx

— 43.87 Кб (Скачать документ)

Соревновательная деятельность в  танцевальном спорте: особенности и  оценка

 

Основным атрибутом спорта как особой разновидности деятельности является соревнование. В силу исторически  сложившихся условий деятельности в конкретных видах спорта соревнования имеют свою специфику, которая определяется содержанием и формой самой деятельности и регламентируется правилами соревнований.

Спортивный (бальный) танец  имеет одно важнейшее отличие  от других видов спорта с точки  зрения соревнований и подготовки к  ним.

Во всех видах спорта сезон  включает в себя три-четыре выступления, а все остальное время идет подготовка, у нас же соревнования у некоторых опытных танцевальных пар доходят до частоты два  раза в неделю. И потому в спортивных танцах, другой подход к выступлениям.

Однако существуют некоторые, общие для всех видов спорта, особенности  соревновательной деятельности. Эти  особенности, в основном, психологические.

В самой общей форме  психологический аспект спортивного  соревнования выражается в непосредственном или опосредованном взаимодействии соревнующихся противников, при  котором каждая из соперничающих  сторон стремится к одной и  той же цели - достичь превосходства  над соперником.

Как отмечают современные  авторы, спортивные соревнования являются основой существования и развития спорта. Специально организованные соревнования направлены на максимальную реализацию духовных физических возможностей человека, группы людей (команды), демонстрацию и  сопоставление уровня подготовленности, достижения высших результатов или  победы в регламентированных специальными правилами условиях неантагонистического соперничества, специфического для  вида спорта.

Несмотря на довольно широкое  развитие исследовательских работ  в области психологии спорта в  целом и танцевальном спорте в  частности, вопрос о специфических  особенностях и о психологической  структуре соревновательной деятельности в спортивных бальных танцах до настоящего времени остается недостаточно исследованным. Между тем спорт в его различных  видах представляет собой благоприятную  базу для психолого-педагогического  анализа данной специфической деятельности человека. Этому способствует высокая  конкретность и определенность соревновательной деятельности, разнообразие ее видов, обусловленность участием всех без  исключения психических функций  человека, наличие обостренных ситуаций. Все это облегчает возможность  наблюдать и исследовать психолого-педагогические функции и черты личности спортсменов  в самых различных взаимосвязях.

Современный этап развития высших достижений в танцевальном спорте характеризуется переходом на профессиональную основу. Это предъявляет повышенные требования к качеству управления подготовкой  танцевальных пар, непременным условием которого является объективная оценка достигнутого уровня мастерства. Основу такой оценки, наряду с другими  показателями, составляют результаты контроля соревновательной деятельности, так как только в условиях острого  соперничества в полной мере проявляются  как положительные, так и отрицательные  стороны подготовленности спортсменов.

Содержание программ подготовки танцевальных пар высокого уровня исполнительского мастерства в значительной степени  зависит от полноты и достоверности  информации, полученной в результате контроля соревновательной деятельности танцоров. В танцевальном спорте в  качестве основных критериев оценки соревновательной деятельности и спортивного  мастерства танцоров специалисты рекомендуют  использовать показатели эффективности  и результативности. Вопросы контроля и оценки соревновательной деятельности танцоров находились прямо или косвенно в центре внимания многих специалистов. Однако каждый конкретный случай ограничивался решением лишь отдельных частных задач, которые стояли перед исследователем.

Вместе с тем, насущные требования работы с танцевальными  парами обусловливают необходимость  системного подхода к решению  данной проблемы как с позиции  оценки вклада каждого спортсмена в  конечный результат выступления  пары, так и с позиции управления учебно-тренировочным процессом.

Многие специалисты рассматривают  соревновательную деятельность, возводя  её в ранг интегрального показателя, а спортивный конкурсный результат - как один из ведущих критериев  эффективности учебно-тренировочного процесса. Поэтому при управлении тренировочным процессом предлагается сконцентрировать усилия на анализе  соревновательной деятельности танцевальной пары и отдельных танцоров, так  как только в условиях ответственных  соревнований в полной мере проявляются  положительные и отрицательные  стороны подготовленности спортсменов.

И только лишь глубоко изучив соревновательную деятельность, можно  разработать адекватную ей систему  тренировок. Однако здесь необходимо отметить, что оценка уровня подготовленности отдельных партнеров в танцевальных парах на основе контроля их соревновательной деятельности представляет значительную трудность. Вместе с тем, перспектива  разработки этой проблемы привлекает внимание многих специалистов танцевального  спорта.

Наиболее же убедительной представляется точка зрения В.Н. Платонова, который считает, что спортивный результат зависит от целого ряда основополагающих характеристик соревновательной деятельности, в значительной мере независимых друг от друга. А поэтому  существует необходимость установить чёткие субординационные отношения  между структурой соревновательной деятельности и структурой подготовленности.

Далее, по мнению В.Н. Платонова, необходимо выявить факторы подготовленности, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности танцоров. Отсюда следует, что вся система совершенствования  отдельных компонентов подготовленности должна тесным образом увязываться  с необходимостью установления условных компонентов соревновательной деятельности, так как между ними существуют чёткие субординационные взаимоотношения:

- спортивный результат,  как интегральная характеристика  подготовленности танцора;

- основные компоненты  соревновательной деятельности;

- интегральные качества, определяющие эффективность выполнения  основных составляющих соревновательной  деятельности;

- основные функциональные  параметры, обеспечивающие эффективное  выполнение программы соревнований;

- частные показатели.

На основании этого, следует  признать правомерным мнение специалистов, которые указывают, что полное решение  проблемы о критериях эффективности  тренировочного процесса танцевальных пар, являющегося в значительной мере фундаментом спортивного результата, может быть обеспечено лишь при комплексном  контроле, который не только не отрицает, но, наоборот, предполагает обязательный учёт показателей деятельности танцоров в соревнованиях. Причём, оценке эффективности  и соответствующей коррекции  могут подвергаться различные компоненты учебно-тренировочного процесса танцевальных пар высокого уровня танцевального  мастерства.

Так, например, можно рассматривать  показатели соревновательной деятельности танцоров с позиции оценки эффективности  различных вариантов предстартовой  разминки.

С другой стороны можно  указать на необходимость учёта  специфики конкурсных ситуаций при  подборе адекватных средств тренировки. Можно рекомендовать использовать показатели соревновательной деятельности для соответствующей коррекции учебно-тренировочного процесса. Вместе с тем, представляется, что использование результатов контроля соревновательной деятельности танцоров не ограничивается лишь возможностью оценки эффективности учебно-тренировочного процесса. Как справедливо отмечают некоторые специалисты, контроль соревновательной деятельности в танцевальном спорте должен быть направлен, кроме прочего, и на определение вклада каждого танцора в общий результат танцевальной пары.

Анализ специальной литературы показал, что процесс оценки соревновательной деятельности в танцевальном спорте специалисты рассматривают с  двух позиций: во-первых, с позиции  выбора критериев оценки, во-вторых, с позиции выбора способа оценивания.

Так, например, сопоставление  показателей соревновательной деятельности с параметрами выступления других пар и отдельных танцоров позволяет, видимо, определить характер и величину различий между сравниваемыми показателями: больше - меньше, лучше - хуже и т.п.

Достаточно очевидно, что  подобная информация позволяет лишь разрабатывать стратегию и тактику  выступления пары на соревнованиях. Но её явно недостаточно для того, чтобы  управлять учебно-тренировочным  процессом или оценить вклад  каждого из спортсменов в конечный результат танцевальной пары.

Сопоставление показателей  соревновательной деятельности, регистрируемых в процессе последовательных изменений  с результатами контроля на предыдущих турнирах, позволяет определить лишь направленность изменений и степень  сдвигов регистрируемых величин: больше - меньше, выше - ниже, лучше - хуже и т.п.

В последнее время в  практике танцевального спорта всё  чаще применяется подход с позиций  оценки показателей соревновательной деятельности, которая основывается на сопоставлении реальных величин  с определённым эталоном или модельными параметрами, характерными для эффективности  соревновательной деятельности. Очевидно, что эти модели показывают тот  уровень соревновательной деятельности, к которому нужно стремиться для  достижения успеха.

Вместе с тем, очевиден тот факт, что использование модельных  характеристик позволяет получить лишь относительную оценку показателей  соревновательной деятельности, не отражающую качественных изменений в подготовленности танцоров.

Представляется, что с  этой позиции наиболее приемлемым выглядит такой способ оценки, который позволяет  полученный показатель соревновательной деятельности отнести к конкретному  уровню отличия от применяемого эталона. Очевидно, что подобный подход позволяет  получить оценку показателей соревновательной деятельности квалифицированных танцоров в абсолютных величинах, указывающих  на меру необходимого совершенствования  отдельных сторон их подготовленности.

Таким образом, в настоящее  время в спортивных танцах разработаны  такие способы оценки показателей  соревновательной деятельности, которые  могут быть применены для определения  как вклада каждого партнера в  конечный результат выступления  танцевальной пары, так и для внесения корректив, оптимизирующих учебно-тренировочный  процесс.

Анализ педагогической и  психологической структуры соревновательной деятельности в танцевальном спорте не может быть выполнен, если соответствующие  исследования не будут опираться  на анализ человеческой деятельности вообще.

В психолого-педагогической литературе деятельность классифицируют на трудовую, учебную и игровую.

Трудовая деятельность является основным видом деятельности, которая  выступает в единстве трех аспектов:

- предметно-действенном  (как процесс, в котором человек  при помощи средств труда, вызывает  заранее намеченное изменение  предмета труда);

- физиологическом (как функции человеческого организма);

- психологическом (как осуществление сознательной цели, проявления воли, внимания, интеллектуальных свойств человека и т.д.). Для нашего исследования последний аспект, несомненно, играет ведущую роль, так как именно с этих позиций предметом психолого-педагогического анализа деятельности можно рассматривать личность танцора как субъект соревновательной деятельности.

В психолого-педагогической литературе, деятельность рассматривается  как единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция  которого состоит в том, что оно  ориентирует субъекта в предметном мире; как система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие; как позиция по отношению  к людям, к обществу, которую человек  утверждает всем своим существом, в  деятельности проявляющемся и формирующемся; как процесс создания человеком условий для своего существования и развития.

Философское понимание деятельности конкретизировано в психологической  теории деятельности А.Н. Леонтьевым и  его сотрудниками на основе развиваемых  ведущими психологами (Л.Г. Выготский, С.Л. Рубинштейн) и физиологами (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин) взглядов на системность  строения психики, на понимание психических  функций как сложных функциональных динамических систем.

 Основные принципы  анализа деятельности, развиваемые  А.Н. Леонтьевым, заключаются в  следующем. Исходной и основной  формой человеческой деятельности  является деятельность внешняя,  чувственно-практическая. Внутренний  план деятельности, внутренние психические  операции и действия формируются  в процессе интериоризации. В деятельности выделяют следующие компоненты. Мотив предмет, который побуждает деятельность и на который направлена цель, представление о результате действия; объективно-предметные условия осуществления деятельности, среди которых важнейшими являются средства достижения цели.

Цель, данная в определенных условиях, составляет задачу деятельности. Перечисленные компоненты составляют предметное содержание деятельности, которое может быть различным  в зависимости от особенностей каждого  из них и взаимоотношений между  ними. Отношения между компонентами деятельности являются подвижными, изменчивыми. То, что является целью деятельности, может при других условиях стать  ее способом, и наоборот, способы  деятельности могут становиться  действиями. Подвижность этих отношений  выражается также в том, что одна и та же цель может достигаться  разными способами, как одними и  теми же способами могут быть достигнуты разные цели. Аналогичным образом  можно представить взаимоотношения  целей и мотивов деятельности. Они могут совпадать друг с  другом, когда цель является одновременно и мотивом, побуждающим субъекта к деятельности; они могут быть и разведены, тогда отношения между ними будут более или менее содержательными.

Информация о работе Соревновательная деятельность в танцевальном спорте: особенности и оценка