Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 01:04, реферат
Основным атрибутом спорта как особой разновидности деятельности является соревнование. В силу исторически сложившихся условий деятельности в конкретных видах спорта соревнования имеют свою специфику, которая определяется содержанием и формой самой деятельности и регламентируется правилами соревнований.
Спортивный (бальный) танец имеет одно важнейшее отличие от других видов спорта с точки зрения соревнований и подготовки к ним.
В общем потоке деятельности А.Н. Леонтьев выделил три типа специфических единиц, которые теснейшим образом связаны с перечисленными компонентами, являющимися элементами структуры целостного акта деятельности и характеризует ее строение. Отдельная деятельность может быть выделена по критерию побуждающих ее мотивов; действия - процессы, подчиняющиеся сознательным целям; операции - непосредственно зависят от условий достижения конкретных целей.
Положения о структуре деятельности, выдвинутые А.Н. Леонтьевым и развитые С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, А.В. Запорожцем, показывают, что деятельность является той системой, внутри которой получает свое назначение, функционирует и развивается психика. То есть соревновательная деятельность есть то необходимое условие и пространство, в котором формируется и развивается личность конкурсного танцора.
Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по различным признакам: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временным и пространственным характеристикам, по их физиологическим механизмам и т.д. Однако, как отмечает А.Н. Леонтьев, главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. По предложенной автором терминологии предметом деятельности является ее действительный мотив, который может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении. Главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.
Таким образом, в исследовании
соревновательной деятельности необходимо,
прежде всего, уделять внимание мотивам
и целям, которые представляют собой
специфические формы
Мотив и цель образуют своего
рода «вектор» деятельности, определяющий
ее направление, а также величину
усилий, развиваемых субъектом при
ее выполнении. Этот вектор выступает
в роли системообразующего фактора,
который организует всю систему
психических процессов и
В психолого-педагогических исследованиях, посвященных изучению различных аспектов деятельности человека, большое внимание уделяется вопросам целеобразования. Это объясняется, прежде всего, той ролью, которую играет цель в формировании психологической системы деятельности. Цель является системообразующим фактором, который подчиняет себе функционирование всех остальных элементов деятельности и как закон определяет способы и характер его действий. В понятии цели отображается побуждающее и направляющее начало активного субъекта.
В философском понимании цели на наиболее общем методологическом уровне проявляется тенденция к интеграции в соответствующем понятии всех его естественных смыслов, к объединению побуждающего и направляющего значений.
В педагогике, как и в психологии, цель понимается как образ того продукта, который удовлетворяет определенный мотив и потребность. В таком понимании цели всегда присутствует момент представления конкурсной танцевальной парой и отдельного танцора в частности образа будущего результата.
Однако, существуют разногласия
в подходах к пониманию цели у
ряда авторов, если рассматривать цель
как центральное понятие
У А.Н. Леонтьева изучение цели приобретает самостоятельное значение в связи с включением внешних предметных действий в сферу психологического изучения деятельности. Автором были подробно проанализированы механизмы взаимодействия мотива и цели, установления личностного смысла, рассмотрены вопросы, связанные с конкретизацией общей цели. В частности он отмечал, «... что цели не изобретаются, не становятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах. Вместе с тем, выделение и осознание целей представляет собой отнюдь не автоматически происходящий и не одномоментный акт, а относительно длительный процесс апробирования целей действием и их, если можно так выразиться, предметного наполнения. Другая важная сторона процесса целеобразования состоит в конкретизации цели, в выделении условий её достижения».
Обобщая работы психолого-педагогической
направленности, посвященные теоретическим
аспектам цели, можно сделать следующее
заключение о её структуре и процессах
формирования. В данной литературе
цель выступает как
Одним из факторов, обусловливающих
трансформацию цели, является мотив,
который определяет отбор информации,
необходимой для получения
По мнению А.Н. Леонтьева мотив определяется как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. Мотив, прежде всего, влияет на установление уровня достижений цели и характеризует её содержательный компонент.
По мнению другого автора, задача выбора мотивов не может решаться на основе одного мотива, «... а предполагает действие «над мотивационных» процессов». Данное утверждение справедливо и для соревновательной деятельности, которая сама выступает в качестве побуждающего фактора для конкурсного танцора и детерминирует процесс целеполагания. Общим итогом выбора мотивов, их актуализации, уверенности в успехе является состояние готовности к соревнованиям как танцевальной пары в целом так и каждого танцора в отдельности.
Основной единицей в психологическом
складе личности, является черта характера,
которая формируется на основе генерализации
ситуационно обусловленных
Содействуя развитию физической подготовленности танцевальных пар, совершенствованию психических и двигательных функций, нравственному воспитанию, соревновательная деятельность определяет развитие спорта, рост спортивных результатов, а также способствует личностному росту каждого танцора. Стимулируя активность занятий спортом, направленность к высшим достижениям, соревнования являются одновременно способом воздействия общества на формирование человека.
Спортивные соревнования
являются важнейшей и неотъемлемой
частью спортивной деятельности танцоров.
Обучение и тренировка в условиях
танцевального коллектива не имеют
значения сами по себе, они являются
лишь подготовительной работой, цель которой
обеспечить успешный исход спортивного
соревнования. Соревнования в танцевальном
спорте направлены на проверку качества
учебно-тренировочной работы, способствуют
повышению спортивного
Как отмечают ряд авторов, соревнования имеют ряд общих педагогических и психологических особенностей:
- спортивное соревнование
в танцевальном спорте
- целью выступления
- соревнования всегда
социально значимы (их
- результаты выступления в соревнованиях всегда лично значимы для танцоров.
- спортивные соревнования
являются специфичным фактором,
создающим эмоционально-
Спортивные соревнования
являются своеобразной моделью человеческих
отношений, реально существующих в
обществе: борьбы, побед, поражений, взаимовыручки,
направленности к постоянному
Следует подчеркнуть, что
вся система спорта реализуется
под знаком состязательности. Это
борьба за приоритет в эффективности
средств и методов подготовки
спортсменов, организации и управления,
отбора для занятий спортом, подготовки
кадров тренеров, материально-технического,
научно-методического и
Для любой профессиональной деятельности, к которой можно отнести и деятельность танцора, процесс формирования ее психологической системы не заканчивается после завершения этапа подготовки. По мере приобретения практического опыта развивается и совершенствуется и психологическая структура деятельности. Так результаты исследований показывают, что именно в условиях реальных соревнований у большинства танцевальных пар путем естественного приобретения опыта формируются специальные навыки и умения действовать в соревновательных ситуациях, развиваются способности к саморегуляции, психологическая устойчивость к стрессу и т.д.
Во-первых, соревнования в
танцевальном спорте могут рассматриваться
как часть процесса подготовки, когда
допускается несколько
Для того чтобы выйти на соревнования, у конкурсной танцевальной пары могут быть несколько причин, среди которых не только ориентир на результат. На турнир можно выходить еще и за тем, что бы тренироваться выступать на турнире.
Отличительной чертой деятельности человека является активное взаимодействие внутренних механизмов жизнедеятельности. Целесообразное приспособительно-преобразующее взаимодействие возможно только потому, что внешний мир через разнообразнейшие параметры своего воздействия «входит» в организм в форме тончайших информационных процессов. Поэтому, как и любая другая деятельность, соревновательная деятельность проходит в условиях восприятия информации о внешней и внутренней среде, принятия решения и его воплощения в соответствующих действиях.
Все это определяет содержание соревновательной деятельности в информационном аспекте: восприятие среды, поведения соперников, динамики собственного состояния и действий; анализ полученной информации в сопоставлении с прежним опытом и целью соревнований; выбор на этом основании и принятие мысленного решения; его воплощение в соответствующих специализированных действиях.
Для характеристики соревновательной деятельности необходим анализ условий, в которых она выполняется.
Исследования ряда авторов показали, что для конкурсного танцора основными условиями деятельности являются:
- необходимость поддержания
высокой работоспособности в
условиях нарастающего
- необходимость на основании информации, поступающей в процессе танцевания на турнире и прохождения отборочных туров, принимать определенные решения и исполнять их для достижения максимально возможных результатов;
- необходимость регулярного
выполнения большого объема
- показать эту технику;
- необходимость овладения приемами саморегуляции с целью оптимизации эмоциональных состояний, восстановления, стимуляции работоспособности.
Информация о работе Соревновательная деятельность в танцевальном спорте: особенности и оценка