Технологии физкультурно-спортивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:21, курс лекций

Описание

Обобщая точки зрения различных авторов, определяющих «метод» как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью кото­рого решаются поставленные задачи; как совокупность при­емов и правил деятельности педагога, применяемая для ре­шения определенного круга задач и др., Ю.Ф. Курамшин (2004) дает следующее определение метода:

Содержание

Основные понятия и определения, относящиеся к дисциплине «ТФСД».
2. Принципы построений занятий в физкультурно-спортивной деятельности.
3. Технологии физкультурно-спортивной деятельности как научная дисциплина.

Работа состоит из  1 файл

Содержание учебного материала.doc

— 746.50 Кб (Скачать документ)


6

 

Раздел 1. Технологии физкультурно-спортивной деятельности как учебно-педагогическая дисциплина.

Тема 1. Технологии физкультурно-спортивной деятельности как базовый курс основных дисциплин специальности государственного образовательного стандарта по физической культуре.

План:

1.      Основные понятия и определения, относящиеся к дисциплине «ТФСД».

2.      Принципы построений занятий в физкультурно-спортивной деятельности.

3.      Технологии физкультурно-спортивной деятельности как научная дисциплина.

1. Основные понятия и определения, относящиеся к дисциплине «ТФСД».

Основными средствами воздействия на занимающихся в физической культуре являются физические уп­ражнения, естественно-средовые и гигиенические факторы.

Важнейшими понятиями являются: метод, методический прием, педагогическая технология и др.

Поэтому, прежде всего, необходимо уточнить эти понятия.

В учебнике «Теория и методика физической культуры» 2003 года Ю.Ф. Курамшин дает обстоятельный анализ таким понятиям, как «метод», «методический прием», «методика», «методический подход», «методическое направление».

Обобщая точки зрения различных авторов, определяющих «метод» как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью кото­рого решаются поставленные задачи; как совокупность при­емов и правил деятельности педагога, применяемая для ре­шения определенного круга задач и др., Ю.Ф. Курамшин (2004) дает следующее определение метода:

Метод - это разработанная с учетом педагогических за­кономерностей система действий педагога (учителя, препо­давателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретичес­кую и практическую деятельность учащегося, обеспечиваю­щую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств лич­ности.

С точки зрения физической культуры в дан­ном определении необходимо уточнить, что под учащимся сле­дует понимать, безусловно, не только школьника, но и зани­мающегося любого возраста, а также добавить, что его деятельность по освоению двигательных действий, развитию физических качеств и формированию свойств личности дол­жна осуществляться в контексте коррекционной, компенса­торной и профилактической работы.

Под методическим приемом понимаются способы реали­зации какого-либо метода в конкретной педагогической ситу­ации.

Прием – это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы. Поэтому не случайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны – при одном и том же методе реализации его может осуществляться за счет разных приемов.

Понятие методика употребляется в теории физической культуры в двух смыслах:

      в узком как совокупность различных методов, обеспечи­вающих успешность овладения отдельными упражнениями;

      в широком как совокупность различных методов, при­
емов и форм организации занятий (методика физического
юспитания - в дошкольных учреждениях, в школе, в вузе и пр.).

Методический подход представляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития, а

методическое направление - это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-либо одного доминирующего фактора.

Однако при изучении дисциплины важнейшим понятием является «технология», так как оно вынесено в название этой дисциплины.

Понятие «технология», «педагогическая технология».

В толковом словаре русского языка термин «технология» трактуется как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 1994).

Но это слово греческого происхождения имеет две составляющие, которые переводятся как: 1- «искусство», «мастерство»; 2 – «понятие», «учение», а в составе сложных слов это соответствует понятиям «наука», «знание».

Исходя из сказанного, смысл слова «технология» может восприниматься как искусство, мастерство добычи, открытия научных знаний, или искусство мастерство передачи, предъявления знаний. Отметим при этом два момента. Во-первых, это процесс должен осуществляться на высшем уровне (искусство, мастерство), во-вторых, процесс передачи социально опыта человечества  (знания, умения, навыки) неразрывно связан, прежде всего, с педагогическим процессом. Потому применение термина «педагогическая технология» не менее естественно, чем «технология производства».

В настоящее время существует больше десятка определений «педагогической технологии».

 

Педагогические технологии – это систематичное и последовательное воплощение на практике заранее и строго спроектированного учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие гарантированный успех педагогических процессов.

Основные этапы педагогической технологии:

      определение научно-теоретической концепции, теоретическое обоснование разработки и реализации технологии педагогического процесса;

      модельное проектирование педагогического процесса;

      практическая реализация педагогического процесса и необходимая коррекция в процессе реализации модели;

      системный анализ педагогического процесса и определение значимости позитивных результатов;

      определение и внедрение эффективно разработанной и реализованной педагогической технологии.

В структуру педагогической технологии входит разработка основных документов планирования по физическому воспитанию:

      общего плана работы по физическому воспитанию;

      годового плана-графика по физическому воспитанию;

      поурочного рабочего (тематического) плана на четверть;

      плана-конспекта урока.

Указанные документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Вместе с тем каждых документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет заданную функцию. Планирование обеспечивает необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с указанным контингентом занимающихся.

В сфере физического воспитания преподавателями разрабатывается вся рабочая документация по планированию, исходя из официальных документов – учебного плана образовательного учреждения и государственной программы по физическому воспитанию. Даны сроки ее изучения и объем часов. Общий план физического воспитания является составной частью плана работы образовательного учреждения.

Методология физической культуры и спорта в последнее десятилетие ориентирована на поиски оптимальных путей физической активизации человека.

Технология в физической культуре и спорте – это взаимосвязанная упорядоченная совокупность оптимальных и эффективных средств, методов и приемов, направленных на обеспечение планируемого спортивного результата или показателя физической подготовленности при метрологическом врачебно-педагогическом контроле.

Технологии физкультурно-спортивной деятельности призваны решать комплекс задач, связанных с современными тенденциями совершенствования системы спортивной тренировки.

2. Принципы построения занятий в физкультурно-спортивной деятельности

 

При изучении дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности...» студенты должны усвоить ряд установочных положений (принципов), которыми они будут руководствоваться в своей практической работе.

Существуют методические принципы занятий физическими упражнениями. Характеристика этих принципов предусматривает раскрытие внутренних свойств, отражающих их связи с логикой определения меры педагогического воздействия на личность.  К методическим принципам относятся: принципы сознательности и активности, принцип наглядности, принципы доступности и индивидуализации, принцип систематичности.

Так же существуют принципы, выражающие специфические закономерности построения занятий физическими упражнениями (в сфере физического воспитания, спортивной тренировки и физической рекреации). К данной группе принципов относятся: принцип непрерывности, принцип прогрессирования педагогических воздействий, принцип цикличности, принцип возрастной адекватности воздействия.

Принцип непрерывности             

Является одним из важнейших принципов построения занятий физическими упражнениями. Его реализация предусматривает недопусти­мость слишком больших и педагогически неоправданных перерывов между занятиями, которые приводят к снижению достигнутого уровня физичес­кой подготовленности. Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается определением адекватной меры физической нагрузки и отдыха, которая бы способствовала реализации закономерностей интегративного взаимодействия срочного и отставленного тренировочного эффекта в кумулятивном процессе. При реализации этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия «наслаивал­ся» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углуб­ляя их. В основе управления процессом чередования нагрузки и отдыха лежат закономерности адаптации организма к физической нагрузке, а также динамика восстановления после выполняемой работы. В зависи­мости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, вы­деляют четыре основных варианта построения занятия.

Первый вариант используется при двух-трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммар­ного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно главным образом при развитии выносливости.

Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в пе­риод полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.

В третьем варианте предусматривается использование суперкомпенсаторного типа интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последу­ющей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.

Четвертый вариант предусматривает проведение последующего заня­тия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы преды­дущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия ис­пользуется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздорови­тельный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.

При реализации принципа непрерывности важное значение принима­ет объективная информация о состоянии занимающихся. Она является ключевым аспектом в принятии управленческих решений, регламентиру­ющих величину физической нагрузки (по объему и интенсивности), а так­же меру и качество отдыха. Учитывая высокую подвижность компенсатор­ных механизмов организма, определяющую вариативность оперативного и текущего состояния объекта педагогического воздействия, процесс управ­ления строится на основе постоянно меняющейся информации. Следуя компьютеризированному языку фортран, каждое тренировочное задание и величина последующего отдыха должны быть связаны воедино по следую­щей схеме: предполагаемая мера физической нагрузки → срочный (куму­лятивный) тренировочный эффект→ величина и качество отдыха, кото­рые бы обеспечили развертывание компенсаторных перестроек в организме занимающихся.

Реализация принципа непрерывности предусматривает выполнение определенных правил. Необходимо обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправданных перерывов. При планировании упражнений в за­нятии следует учитывать преемственность и степень связи между ними. Важно заблаговременно устанавливать последовательность упражнений в одном занятии и в системе занятий.

Принцип прогрессирования воздействий

Предусматривает целенаправленное повышение требований к дви­гательной активности (по параметрам объема и интенсивности) в про­цессе адаптации индивида к физической нагрузке. Реализация данного
принципа обеспечивает планомерный переход объекта педагогического
воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что прак­тически выражается ростом тренированности, повышением функцио­нальных возможностей организма и физических способностей. Он вы­ражает необходимость неуклонного повышения требований к занимающимся, сущность которых заключается в постоянном обновле­нии и усложнении используемых упражнений, методов, условий заня­тий, а также величины физической нагрузки, ее объема и интенсивности. Следует иметь в виду, что прогрессирование требований лишь тогда
будет приводить к положительным результатам, когда новое задание и
связанные с ним нагрузки окажутся посильными для занимающихся.
На начальных этапах величина физической нагрузки должна вызывать
адекватные компенсаторные реакции. Для слабо подготовленных инди­видов даже малые физические нагрузки будут вызывать стресс-реакцию
при значительной мобилизации вегетативных и моторных функций орга­низма и, как следствие, возрастание работоспособности. В подготовке
новичков используются преимущественно прямолинейно-восходящая и
ступенчато-возрастающая схемы планирования нагрузки. Следует от­
метить, что форсирование нагрузок, использование высокоинтенсив­ных упражнений без проведения предварительной тренировочной рабо­ты значительно повышает «цену» адаптации, что закономерно приводит
к перенапряжению функциональных систем организма. При использо­вании больших энергоемких физических нагрузок в организме остаются
более выраженные структурные следы, определяющие долговременную
форму адаптации. При ее целенаправленном формировании использу­ют волнообразный и ударный варианты планирования. Волнообразный
характер регулирования физической нагрузки является универсальной
формой, обеспечивающей ритмичное варьирование тренирующего воз­
действия с целью профилактики переутомления индивида. Ударный ха­рактер регламентирования физических нагрузок целесообразен в подго­товке квалифицированных спортсменов, хорошо адаптированных к
объемным и высокоинтенсивным нагрузкам.             

Информация о работе Технологии физкультурно-спортивной деятельности