Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:21, курс лекций
Обобщая точки зрения различных авторов, определяющих «метод» как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого решаются поставленные задачи; как совокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемая для решения определенного круга задач и др., Ю.Ф. Курамшин (2004) дает следующее определение метода:
Основные понятия и определения, относящиеся к дисциплине «ТФСД».
2. Принципы построений занятий в физкультурно-спортивной деятельности.
3. Технологии физкультурно-спортивной деятельности как научная дисциплина.
6
Раздел 1. Технологии физкультурно-спортивной деятельности как учебно-педагогическая дисциплина.
Тема 1. Технологии физкультурно-спортивной деятельности как базовый курс основных дисциплин специальности государственного образовательного стандарта по физической культуре.
План:
1. Основные понятия и определения, относящиеся к дисциплине «ТФСД».
2. Принципы построений занятий в физкультурно-спортивной деятельности.
3. Технологии физкультурно-спортивной деятельности как научная дисциплина.
1. Основные понятия и определения, относящиеся к дисциплине «ТФСД».
Основными средствами воздействия на занимающихся в физической культуре являются физические упражнения, естественно-средовые и гигиенические факторы.
Важнейшими понятиями являются: метод, методический прием, педагогическая технология и др.
Поэтому, прежде всего, необходимо уточнить эти понятия.
В учебнике «Теория и методика физической культуры» 2003 года Ю.Ф. Курамшин дает обстоятельный анализ таким понятиям, как «метод», «методический прием», «методика», «методический подход», «методическое направление».
Обобщая точки зрения различных авторов, определяющих «метод» как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого решаются поставленные задачи; как совокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемая для решения определенного круга задач и др., Ю.Ф. Курамшин (2004) дает следующее определение метода:
Метод - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.
С точки зрения физической культуры в данном определении необходимо уточнить, что под учащимся следует понимать, безусловно, не только школьника, но и занимающегося любого возраста, а также добавить, что его деятельность по освоению двигательных действий, развитию физических качеств и формированию свойств личности должна осуществляться в контексте коррекционной, компенсаторной и профилактической работы.
Под методическим приемом понимаются способы реализации какого-либо метода в конкретной педагогической ситуации.
Прием – это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы. Поэтому не случайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны – при одном и том же методе реализации его может осуществляться за счет разных приемов.
Понятие методика употребляется в теории физической культуры в двух смыслах:
в узком как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями;
в широком как совокупность различных методов, при
емов и форм организации занятий (методика физического
юспитания - в дошкольных учреждениях, в школе, в вузе и пр.).
Методический подход представляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития, а
методическое направление - это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-либо одного доминирующего фактора.
Однако при изучении дисциплины важнейшим понятием является «технология», так как оно вынесено в название этой дисциплины.
Понятие «технология», «педагогическая технология».
В толковом словаре русского языка термин «технология» трактуется как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 1994).
Но это слово греческого происхождения имеет две составляющие, которые переводятся как: 1- «искусство», «мастерство»; 2 – «понятие», «учение», а в составе сложных слов это соответствует понятиям «наука», «знание».
Исходя из сказанного, смысл слова «технология» может восприниматься как искусство, мастерство добычи, открытия научных знаний, или искусство мастерство передачи, предъявления знаний. Отметим при этом два момента. Во-первых, это процесс должен осуществляться на высшем уровне (искусство, мастерство), во-вторых, процесс передачи социально опыта человечества (знания, умения, навыки) неразрывно связан, прежде всего, с педагогическим процессом. Потому применение термина «педагогическая технология» не менее естественно, чем «технология производства».
В настоящее время существует больше десятка определений «педагогической технологии».
Педагогические технологии – это систематичное и последовательное воплощение на практике заранее и строго спроектированного учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие гарантированный успех педагогических процессов.
Основные этапы педагогической технологии:
определение научно-теоретической концепции, теоретическое обоснование разработки и реализации технологии педагогического процесса;
модельное проектирование педагогического процесса;
практическая реализация педагогического процесса и необходимая коррекция в процессе реализации модели;
системный анализ педагогического процесса и определение значимости позитивных результатов;
определение и внедрение эффективно разработанной и реализованной педагогической технологии.
В структуру педагогической технологии входит разработка основных документов планирования по физическому воспитанию:
общего плана работы по физическому воспитанию;
годового плана-графика по физическому воспитанию;
поурочного рабочего (тематического) плана на четверть;
плана-конспекта урока.
Указанные документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Вместе с тем каждых документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет заданную функцию. Планирование обеспечивает необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с указанным контингентом занимающихся.
В сфере физического воспитания преподавателями разрабатывается вся рабочая документация по планированию, исходя из официальных документов – учебного плана образовательного учреждения и государственной программы по физическому воспитанию. Даны сроки ее изучения и объем часов. Общий план физического воспитания является составной частью плана работы образовательного учреждения.
Методология физической культуры и спорта в последнее десятилетие ориентирована на поиски оптимальных путей физической активизации человека.
Технология в физической культуре и спорте – это взаимосвязанная упорядоченная совокупность оптимальных и эффективных средств, методов и приемов, направленных на обеспечение планируемого спортивного результата или показателя физической подготовленности при метрологическом врачебно-педагогическом контроле.
Технологии физкультурно-спортивной деятельности призваны решать комплекс задач, связанных с современными тенденциями совершенствования системы спортивной тренировки.
2. Принципы построения занятий в физкультурно-спортивной деятельности
При изучении дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности...» студенты должны усвоить ряд установочных положений (принципов), которыми они будут руководствоваться в своей практической работе.
Существуют методические принципы занятий физическими упражнениями. Характеристика этих принципов предусматривает раскрытие внутренних свойств, отражающих их связи с логикой определения меры педагогического воздействия на личность. К методическим принципам относятся: принципы сознательности и активности, принцип наглядности, принципы доступности и индивидуализации, принцип систематичности.
Так же существуют принципы, выражающие специфические закономерности построения занятий физическими упражнениями (в сфере физического воспитания, спортивной тренировки и физической рекреации). К данной группе принципов относятся: принцип непрерывности, принцип прогрессирования педагогических воздействий, принцип цикличности, принцип возрастной адекватности воздействия.
Принцип непрерывности
Является одним из важнейших принципов построения занятий физическими упражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость слишком больших и педагогически неоправданных перерывов между занятиями, которые приводят к снижению достигнутого уровня физической подготовленности. Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается определением адекватной меры физической нагрузки и отдыха, которая бы способствовала реализации закономерностей интегративного взаимодействия срочного и отставленного тренировочного эффекта в кумулятивном процессе. При реализации этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия «наслаивался» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В основе управления процессом чередования нагрузки и отдыха лежат закономерности адаптации организма к физической нагрузке, а также динамика восстановления после выполняемой работы. В зависимости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, выделяют четыре основных варианта построения занятия.
Первый вариант используется при двух-трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммарного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно главным образом при развитии выносливости.
Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в период полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.
В третьем варианте предусматривается использование суперкомпенсаторного типа интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последующей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.
Четвертый вариант предусматривает проведение последующего занятия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы предыдущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия используется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздоровительный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.
При реализации принципа непрерывности важное значение принимает объективная информация о состоянии занимающихся. Она является ключевым аспектом в принятии управленческих решений, регламентирующих величину физической нагрузки (по объему и интенсивности), а также меру и качество отдыха. Учитывая высокую подвижность компенсаторных механизмов организма, определяющую вариативность оперативного и текущего состояния объекта педагогического воздействия, процесс управления строится на основе постоянно меняющейся информации. Следуя компьютеризированному языку фортран, каждое тренировочное задание и величина последующего отдыха должны быть связаны воедино по следующей схеме: предполагаемая мера физической нагрузки → срочный (кумулятивный) тренировочный эффект→ величина и качество отдыха, которые бы обеспечили развертывание компенсаторных перестроек в организме занимающихся.
Реализация принципа непрерывности предусматривает выполнение определенных правил. Необходимо обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправданных перерывов. При планировании упражнений в занятии следует учитывать преемственность и степень связи между ними. Важно заблаговременно устанавливать последовательность упражнений в одном занятии и в системе занятий.
Принцип прогрессирования воздействий
Предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной активности (по параметрам объема и интенсивности) в процессе адаптации индивида к физической нагрузке. Реализация данного
принципа обеспечивает планомерный переход объекта педагогического
воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что практически выражается ростом тренированности, повышением функциональных возможностей организма и физических способностей. Он выражает необходимость неуклонного повышения требований к занимающимся, сущность которых заключается в постоянном обновлении и усложнении используемых упражнений, методов, условий занятий, а также величины физической нагрузки, ее объема и интенсивности. Следует иметь в виду, что прогрессирование требований лишь тогда
будет приводить к положительным результатам, когда новое задание и
связанные с ним нагрузки окажутся посильными для занимающихся.
На начальных этапах величина физической нагрузки должна вызывать
адекватные компенсаторные реакции. Для слабо подготовленных индивидов даже малые физические нагрузки будут вызывать стресс-реакцию
при значительной мобилизации вегетативных и моторных функций организма и, как следствие, возрастание работоспособности. В подготовке
новичков используются преимущественно прямолинейно-восходящая и
ступенчато-возрастающая схемы планирования нагрузки. Следует от
метить, что форсирование нагрузок, использование высокоинтенсивных упражнений без проведения предварительной тренировочной работы значительно повышает «цену» адаптации, что закономерно приводит
к перенапряжению функциональных систем организма. При использовании больших энергоемких физических нагрузок в организме остаются
более выраженные структурные следы, определяющие долговременную
форму адаптации. При ее целенаправленном формировании используют волнообразный и ударный варианты планирования. Волнообразный
характер регулирования физической нагрузки является универсальной
формой, обеспечивающей ритмичное варьирование тренирующего воз
действия с целью профилактики переутомления индивида. Ударный характер регламентирования физических нагрузок целесообразен в подготовке квалифицированных спортсменов, хорошо адаптированных к
объемным и высокоинтенсивным нагрузкам.
Информация о работе Технологии физкультурно-спортивной деятельности