Технологии физкультурно-спортивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:21, курс лекций

Описание

Обобщая точки зрения различных авторов, определяющих «метод» как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью кото­рого решаются поставленные задачи; как совокупность при­емов и правил деятельности педагога, применяемая для ре­шения определенного круга задач и др., Ю.Ф. Курамшин (2004) дает следующее определение метода:

Содержание

Основные понятия и определения, относящиеся к дисциплине «ТФСД».
2. Принципы построений занятий в физкультурно-спортивной деятельности.
3. Технологии физкультурно-спортивной деятельности как научная дисциплина.

Работа состоит из  1 файл

Содержание учебного материала.doc

— 746.50 Кб (Скачать документ)

 

Принцип цикличности             

Определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий. В практике принято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспитательного процесса. Продолжительность микроцикла, как правило, не превышает семидневный режим двигательной активности индивида. Он является основной структурной единицей планирования учеб­но-воспитательного процесса. Его содержание предусматривает планирова­ние развивающих занятий целевой направленности и отдыха с учетом сово­купности факторов, отражающих закономерности адаптации организма к физической нагрузке и обеспечивающих выраженный кумулятивный эффект.

По мнению профессора Л.П. Матвеева, утвердившаяся современная система построения учебно-воспитательного процесса в виде микроцик­лов нарастающей интенсивности и циклически повторяющихся, пред­ставляет собой эмпирически определенную форму совершенствования фун­кциональных систем организма, отвечающих за адаптацию к физическим нагрузкам. Структура микроцикла вариативна и подвержена специфике физкультурно-спортивной деятельности, периода, этапа подготовки. Це­лесообразность использования того или иного варианта микроцикла обус­ловлена множеством факторов, в том числе преимущественной направ­ленностью тренировочного воздействия, оперативным и текущим состоянием индивида. Мезоциклы представляют собой совокупность пяти-шести микроциклов, которые формируют относительно законченные эле­менты структуры этапа подготовки и обеспечивают положительный сум­марный тренировочный эффект. Структура мезоцикла детерминирована, главным образом, целью этапа подготовки и логикой решения текущих педагогических задач. Поэтому параметры структуры мезоциклов, их виды весьма вариативны в зависимости от содержания этапа подготовки.

Содержание макроцикла предусматривает чередование нескольких мезоциклов на протяжении более продолжительных полугодичного, годич­ного и многолетнего циклов подготовки. Методологической основой тех­нологии управления в макроцикле являются объективные биологические закономерности долговременной адаптации индивида к физическим на­грузкам в процессе его эндогенного развития.

В подготовке спортсменов структура макроцикла предусматривает чередование трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Их выделение обусловлено созданием оптимальных условий для обеспечения последовательного приобретения состояния спортивной фор­мы (готовности к максимальному результату), ее реализации в соревнова­ниях и последующей утраты.

Принцип цикличности в практике реализуется в полной мере при соблюдении следующих правил:

      процесс физического воспитания и спортив­ной тренировки должен быть построен с использованием относительно завершенных и циклически повторяющихся структурных единиц (микро-, мезо-, макроциклов);

      серии занятий должны обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при достижении кумулятивного эффекта;

      последовательность чередования мезо- и макроциклов в многолетнем учеб­но-воспитательном процессе должна обеспечивать неуклонное повышение спортивно-технического мастерства индивида.   

 

Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия

Реализуется в процессе целенаправленного регулирования меры воспитательного воздействия на различных этапах онтогенеза. Поскольку возрастная динамика развития физических способностей, совершенствования вегетатив­ных и моторных функций организма во многом определяет содержание учеб­но-воспитательного процесса, реализация рассматриваемого принципа предусматривает постановку долгосрочных целей, подбор оптимальных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки в различные возрастные периоды. Предикаты (свойства, функции) принципа возрастной адекватности предусматривают решение сложных методологических и технологических проблем. Наиболее актуальными являются определение возрастных периодов, благоприятных для начала спортивной деятельности и для спортивной специализации; уточнение содержания и преимущественной направленности базовой подготовки. К ним целесообразно отнести малоизу­ченные вопросы оптимального соотношения различных сторон подготовки в процессе многолетней тренировки. Технологические трудности реализации данного принципа обусловлены сложностью алгоритмизации многолетнего учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего преемственность целей, текущих педагогических задач, используемых средств и методов физического воспитания на каждом возрастном этапе. Игнорирование этих вопросов при разработке многолетних программ физического воспитания неизбежно при­водит к отклонениям физического развития индивида. Эффективность физи­ческого воспитания детей во многом обусловлена правильным подбором фи­зических нагрузок преимущественной направленности в период сенситивного развития организма, что несомненно обеспечивает благоприятные предпо­сылки для эффективного роста их спортивно-технического мастерства.

Характер занятий физическими упражнениями лиц среднего и пожи­лого возраста приобретает черты физической рекреации оздоровительной направленности. Таким образом, эффективная реализация принципа возрастной адекватности предусматривает решение следующих вопросов. Это определение стратегии и технологии преимущественной направленно­сти подготовки на отдельных этапах многолетних занятий, обеспечение гармонического развития физических способностей, совершенствования вегетативных и моторных функций организма в процессе онтогенеза, а также обеспечение постепенного увеличения физических нагрузок в соот­ветствии с индивидуальными возможностями на каждом возрастном этапе.

Каждый из принципов был рассмотрен отдельно только для удобства изложения. На самом же деле все они синтезированы в систему единого педагогического процесса и лишь отражают его отдельные стороны. Так, сознательность и активность обязательно предполагают доступность обуче­ния и развития физических способностей. Доступность и индивидуализа­ция обеспечивается наглядностью и систематичностью. Принцип система­тичности, в свою очередь, содействует постепенному повышению тренирующего воздействия. Учитывая сложность структуры унифициро­ванной системы принципов, можно утверждать, что ни один из них не может быть реализован в полной мере в отрыве от совокупности принци­пов. Успешность учебно-воспитательного процесса будет обеспечена лишь в том случае, если при принятии управленческих решений преподаватель (тренер) будет учитывать требования всех принципов.

 

 

 

 

 

3. Технологии физкультурно-спортивной деятельности как научная дисциплина

Научные проблемы физической культуры как научной дисциплины включают все проблемы, касающихся занима­ющихся физическими упражнениями: социальные, психологические, медицинские, биологические, технические, правовые, финансовые и другие.

Объек­том исследования являются именно технологии физкультур­но-спортивной деятельности и прежде всего сами фи­зические упражнения, их влияние на организм и личность занимающихся.

Здесь имеется в виду: техника выполнения тех или иных упражнений; мето­дика обучения двигательным действиям; методика развития и совершенство­вания физических качеств и способностей; методика фор­мирования свойств личности в процессе занятий физически­ми упражнениями и т. п.

Цель физического воспитания – достижение каждым физического совершенства и многолетнего сохранения здоровья, обеспечение полноценной физической подготовки к творческому труду и другим сферам жизнедеятельности. Целостный процесс физического воспитания любых контингентов населения практически осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Являясь относительно законченной частью, очередным и самостоятельным звеном этого процесса, каждое занятие должно быть связано с аналогичными предшествующим и последующим звеньями, должно вносить определенный вклад в решение задач физического воспитания.

Это становится возможным лишь при решении ряда задач и тщательной организацией учебного процесса по содержанию и форме, а также подборе методов обучения, воспитания и развития личности.

В настоящее время имеются несколько классификаций методов обучения, воспитания и развития личности. Мы рассмотрим классификацию, в основании которой лежит направленность методов на решение специфических педагогических задач, связанных с формирование отдельных сторон физической культуры личности.

В предлагаемой классификации методы подразделяются на три группы:

1)     направленные на овладение знаниями;

2)     способствующие овладению двигательными умениями и навыками;

3)     направленные преимущественно на развитие физических качеств, способностей.

В каждой группе методов, в свою очередь, можно выделить соответствующие подгруппы, виды и разновидности методов. Тот или иной ме­тод включает в себя разнообразные по характеру методические приемы. В то же время одни и те же методические приемы могут входить в состав разных методов. При построении классификации мы исходили из пред­ставлений о том, что каждая группа методов должна строиться и использо­ваться на базе закономерностей, лежащих в основе процесса усвоения зна­ний, либо двигательных умений и навыков или направленного развития физических качеств. И поскольку закономерности обучения двигательным действиям и развитие физических качеств существенно отличаются между собой, то правомерно считать ее обоснованной и весьма перспективной в теоретическом и практическом отношениях.

Конечно, многие из этих методов реализуют одновременно в той или иной мере образовательную, воспитательную и развивающую функции. Однако, несмотря на все это, каждый из них имеет свои доминирующие функции, которые дают весомое основание отнести его при классифика­ции к той или иной группе методов формирования физической культуры личности.

Выбор и применение конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности, их выбор определяется:

1.   Закономерностями формирования двигательных навыков и разви­тия физических способностей и вытекающими из них методическими прин­ципами.

2.   Поставленными целями и задачами обучения, воспитания и разви­тия личности занимающихся.

3.   Характером содержания учебного материала, применяемых средств.

4.   Возможностями занимающихся – их возрастом, состоянием здоро­вья, полом, уровнем подготовленности, моторной одаренностью, физическим и умственным развитием, психофизиологическими особенностями и др.

5.   Возможностями самих преподавателей – их предшествующим опы­том, уровнем теоретической и практической подготовленности, способностями в применении определенных методов, средств, стилем работы и личными качествами. Хорошо говорил по этому поводу П.Ф. Лесгафт: «Можно сказать: метод – это я».

6.   Временем, которым располагает преподаватель. Например, беседа требует больше времени, чем описание.

7.   Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической работоспособности (повышение уровня развития качеств, их ста­билизация или восстановление).

8.   Структурой отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов тренировки.

9.   Особенностями внешних условий, в которых проводятся занятия
(температура воздуха, влажность, сила ветра, состояние оборудования).

 

 

 

1. Методы, направленные на приобретение знаний

Знания – один из ведущих компонентов содержания физического образования личности.             

Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого. Знания осваиваются в процес­се определенной деятельности и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений, фактов, понятий и закономерностей. На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений.

Первую группу методов, направленных на приобретение знаний, составляют методы, предусматривающие устную передачу и усвоение информации. Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия (см. рис 1).

Рассказ – это изложение событий в повествовательной форме. В рассказе сообщаются истории научных открытий в области физического вос­питания, развития вида спорта, техники движений, методики трениров­ки и др. Он часто применяется при организации игровой деятельности.

Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. На вопрос педагога следует ответ занимающихся, и так на каждый последующий вопрос. В ходе беседы обучаемые могут спросить у преподавателя о том, что им непонятно. Главное требование этого мето­да – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Беседа также может проводиться и в виде обсуждения чего-либо, т.е. обмена мнениями. Разновидностью беседы является разбор, широко используемый при анализе каких-либо явлений, процессов, событий. К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричин, результатов участия в соревнованиях, играх и т.п. Он может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или с участием обучаемых – совместным, коллективным.

Описание – это подробный перечень признаков, особенностей изучаемого упражнения. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так.

Информация о работе Технологии физкультурно-спортивной деятельности