Технологии физкультурно-спортивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:21, курс лекций

Описание

Обобщая точки зрения различных авторов, определяющих «метод» как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью кото­рого решаются поставленные задачи; как совокупность при­емов и правил деятельности педагога, применяемая для ре­шения определенного круга задач и др., Ю.Ф. Курамшин (2004) дает следующее определение метода:

Содержание

Основные понятия и определения, относящиеся к дисциплине «ТФСД».
2. Принципы построений занятий в физкультурно-спортивной деятельности.
3. Технологии физкультурно-спортивной деятельности как научная дисциплина.

Работа состоит из  1 файл

Содержание учебного материала.doc

— 746.50 Кб (Скачать документ)

Выполнение физических упражнений активизирует деятельность различных систем и функций организма и тем самым оставляет свой «след» (эффект) в организме человека. В процессе много­кратного повторения действий «следовые» двигательные эффекты по от­крытому Ж.Б. Ламарком закону упражнений – «работа строит орган в меру его употребления» накапливаются и способствуют процессу морфологического, функционального, социально-психологического развития личности занимающихся. Однако воздействие движения на организм не ограничивается развитием его телесных и духовных способностей.

В той мере, в какой движение воздействует на организм и личность человека, сам организм посредством упражнений строит свои движения. Эту вторую сторону закона упражнения «организация определяет и строит функцию по мере ее выполнения» впервые сформулировал Д. Дидро. Научно ее обосновал Н.А. Бернштейн (1947), который показал, что с каждым новым уровнем нейрофизиологической организации, возникшей в связи с изменением условий жизни, появляется возможность реализации не существовавших ранее форм двигательных действий.

При этом организм строит свои движения не только по закону Ж.Б. Ламарка, не в порядке простого повторения и накопления эффекта упражне­ния, а путем модифицированного повторения и отбора наиболее рациональ­ных способов решения возникших двигательных задач (Г.Г. Наталов, 1976).

Выделяют разные виды эффектов, которые возникают в организме и психике человека в результате применения физических упражнений:

1.    в зависимости от решаемых задач различают образовательный, оздоровительный, воспитательный, функционально-развивающий, рекреа­ционный, реабилитационный эффекты;

2.    в зависимости от характера применяемых упражнений эффект может быть специфическим и неспецифическим (общим);

3.    в зависимости от преимущественной направленности на развитие и
совершенствование какой-либо способности (функции) существует: сило­вой, скоростной, скоростно-силовой, аэробный, анаэробный и другие виды эффектов;

4.    в зависимости от достигнутых результатов эффект может носить
положительный, отрицательный или нейтральный характер;

5.    в зависимости от времени, в рамках которого осуществляются адаптационные (приспособительные) изменения в организме, эффект может подразделяться на срочный, который возникает после выполнения одного или серии упражнений в одном занятии; отставленный (текущий), появ­ляющийся после нескольких занятий; кумулятивный (суммарный), кото­рый проявляется после какого-то длительного этапа, периода занятий.

Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода – повторяемость их применения, что позволяет педагогу оказывать необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических уп­ражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой – происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности, то есть осуществляется социальное воздействие.

Характерной чертой физических упражнений является то, что они свя­заны с активной двигательной деятельностью людей. Физические упражнения представляют собой целенаправленные и сознательные действия, они связаны с целым рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями и т.п., развивают интересы и чувства, волю и характер и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека. Физические упражнения можно рассматривать как один из показателей единства физической и психичес­кой деятельности человека. Они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся.

Кроме физических упражнений, которые исторически выделились из трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, лазанье, прыж­ки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д.) и условно называются естественными, существуют упражнения, специально созданные в про­цессе развития теории и практики физического воспитания. Это так назы­ваемые аналитические упражнения, применяемые для обучения основам движения, создания «школы движения», развития основных физических способностей (качеств), решения специальных педагогических и лечебных задач. Сюда относятся упражнения на большинстве гимнастических сна­рядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Ха­рактерной особенностью этой группы физических упражнений является их значительная отвлеченность от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни.

Поскольку физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют много общего с трудом. Эта общность выражает­ся в схожести их биомеханических, физиологических и биохимических механизмов. Однако это не может служить основой для отождествления физических упражнений и труда: между ними имеется принципиальное различие. Как известно, труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой. Изменяя внешнюю природу, человек приспосабливает ее к своим потребностям. Но, действуя на природу и изменяя ее, человек в процессе труда изменяет и самого себя. Однако воздей­ствие физического труда на человека в процессе производства представ­ляет собой сопутствующий фактор, подчиненный закономерностям раз­вития производства. Говоря о физическом труде, необходимо учитывать не только собственно двигательную деятельность, мышечные усилия, совершаемые в процессе работы, но и то нервное напряжение, психи­ческие, волевые проявления, которыми сопровождается выполнение производственных движений.

Что же касается физических упражнений, то их действие, как уже
было сказано, направлено на природу самого человека и определяется закономерностями процесса физического совершенствования. С помощью
физических упражнений и осуществляется направленное воздействие на
человека с целью развития его физических и духовных способностей. В
отдельных случаях в сочетании с физическими упражнениями физический
труд, проводимый в благоприятных условиях внешней среды (работа в лесу,
в поле и т.д.) с определенной дозированной нагрузкой, может выступать
как вспомогательное средство физического совершенствования. Но используемый таким образом, он уже подчиняется целям физического воспитания, меняется его существо и направленность. Итак, физические упраж­нения можно определить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физического совершенствования личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений

Физические упражнения влияют не только на мышцы человека. Они оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающегося совершается целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Систематическое применение физических уп­ражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физичес­кие упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболе­ваний и борьбы с ними.

Но физические упражнения, если они применяются без учета закономерностей физического воспитания, могут дать отрицательный результат, принести вред. Поэтому педагог должен знать и учитывать влияние физиче­ских упражнений в конкретных условиях, имея в виду, что организм чело­века — это единое целое и что любое движение вызывает деятельность многих его органов и систем и оказывает на него общее и специфическое воздействие.

Наиболее общим фактором, обусловливающим рациональное воздей­ствие физических упражнений, является педагогически правильное руко­водство занятием, целесообразность методики обучения и воспитания. Кроме того, большую роль играют следующие факторы.

Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, со­стояние здоровья и физического развития, уровень умственной, нравствен­ной, физической и эмоциональной подготовленности, режим труда, уче­бы, отдыха, быта). Одно и то же физическое упражнение (бег, прыжки, метания и т.п.) в зависимости от индивидуальных особенностей производит различный эффект. Так, физическая подготовка (общая и специаль­ная) у спортсменов различной квалификации не одинакова, поэтому на­грузка, средняя для мастера спорта, будет максимальной для спортсменов более низких разрядов.

Особенности самих физических упражнений, т.е. их сложность, новиз­на, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д. Упражнения, выполненные неохотно, небрежно, без усилия, не могут оказать такого же влияния на занимающихся, как упражнения, выпол­ненные сознательно и активно.

Особенности внешних условий (метеорологических, местности, качества оборудования, гигиенического состояния мест занятий и др.). Педагог обя­зан знать основные научные положения о работоспособности человека (врабатываемости, влиянии на организм нагрузки и отдыха). Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражне­ний, дает педагогу возможность методически рационально организовывать и проводить занятия, успешно решая задачи физического воспитания.

3. Классификация физических упражнений

Физическое упражнение - основное средство, важнейшее «орудие» воздействия на человека в любой физкультурно-спортивной технологии.

Они в совокупности с естественно-средовыми и гигиени­ческими факторами составляют педагогический «инструмен­тарий» специалиста по физической культуры.

Как отмечает Ю.Ф. Курамшин (2004), физические упраж­нения - это двигательные действия, с помощью которых ре­шаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигатель­ных действий образует двигательную деятельность.

Важным этапом построения любой технологии физкуль­турно-спортивной деятельности является построение класси­фикации физических упражнений. Правильно построенная классификация представляет собой эффективный метод иссле­дования, который не только позволяет охватить все изучае­мые объекты с учетом их развития и связей между ними, но и способствует обнаружению новых, неизвестных ранее объектов и выявлению их связей с существенными.

Классификация физических упражнений – это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер могут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их образовательно-воспитательный потенциал, а следовательно, более целенаправленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуальным  и возрастным  особенностям занимающихся,  характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений (Г.Г. Наталов). В связи с тем, что теория и практика физ­культурного образования непрерывно обогащается новыми данными, классификации не остаются неизменными. Проблема совершенствования классификации заключается в том, чтобы систематизировать все многообразие существующих физических упражнений, исходя из объективных воз­можностей, представляемых ими для формирования физической культуры личности в целом и отдельных ее компонентов Важное значение имеет также и то, чтобы в классификации предусматривалась возможность появления и прогнозирования новых форм физических упражнений.

Надо иметь в виду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях.

Рассмотрим основные, наиболее распространенные классификации.

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделя­йся на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. в свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде Физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности, Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта, специально-подготовительные упражнения — это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревновательным действием как по форме, так и по характеру проявления способностей. Общеподготовительные упражнения — это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие прежде его средствами общей подготовки спортсмена.

2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом слу­чае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешан­ные. В группу циклических упражнений входят: ходьба, бег, плавание,
гребля, передвижение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др. Их
характерными признаками являются закономерная последовательность,
повторяемость и связь самих циклов. К ациклическим упражнениям относятся: метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторяться, то не станет циклическим, так как повторение не вытекает из сущности самого действия. К смешанным уп­ражнениям относятся такие, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

Информация о работе Технологии физкультурно-спортивной деятельности