Волевые качества в дзюдо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования – Разработать условия повышения эффективности процесса нравственно-волевого воспитания младших школьников в процессе начальных занятий дзюдо.
Задачи исследования:
1. рассмотреть дзюдо как вид спорта: технику и правила борьбы;
2. дать общие представления о технико-тактической подготовленности спортсменов;

Содержание

Введение………………………..…………………………………………...3
1. Теоретические основы изменения волевых качеств школьников, осваивающих программу единоборств (Дзюдо) ………………………………5
1.1. Дзюдо как вид спорта: техника и правила борьбы…………………5
1.2. Волевая сфера школьников………………………………………….9
1.3. Влияние Дзюдо на волевое развитие школьников………………..12
2. Организация и методика изучения изменений волевых качеств школьников, осваивающих программу единоборств Дзюдо. ………………..16
2.1. Оценка технико-тактической подготовленности юных самбистов16
2.2. Практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовленности юных спортсменов в дзюдо…………………22
Заключение…………………...…………………………………………...29
Список литературы…………………………….…………………………30

Работа состоит из  1 файл

волевые качества в дзюдо тоше.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

     Введение………………………..…………………………………………...3

     1. Теоретические основы изменения  волевых качеств школьников, осваивающих  программу единоборств (Дзюдо)  ………………………………5

     1.1. Дзюдо как вид спорта: техника  и правила борьбы…………………5

     1.2. Волевая сфера школьников………………………………………….9

     1.3. Влияние Дзюдо на волевое развитие  школьников………………..12

     2. Организация и методика изучения изменений волевых качеств школьников, осваивающих программу единоборств Дзюдо. ………………..16

      2.1. Оценка технико-тактической подготовленности юных самбистов16

      2.2. Практические рекомендации по  совершенствованию технико-тактической подготовленности юных спортсменов в дзюдо…………………22

     Заключение…………………...…………………………………………...29

     Список  литературы…………………………….…………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Воспитание  нравственно-волевых качеств личности юного поколения является актуальным во все времена. На формирование личности оказывает влияние не только воспитательно-педагогический процесс, но и социально-экономическая  ситуация в стране. С уходом старой системы изменились нравственные ценности. Перед педагогической наукой стали актуальными поиски новых методов воспитания учащихся.

     В последнее десятилетие привлекли  внимание исследователей педагогические технологии. Включая психолого-педагогическую поддержку учащегося. Но, на теоретическом и практическом уровне вопросы психолого-педагогической поддержки детей младшего школьного возраста начинающих заниматься спортом, в частности дзюдо, не ставились.

     Школьный  возраст является важным этапом в  жизни каждого человека. Этот возраст находится между двумя возрастными кризисами, поэтому некоторые считают этот возраст относительно стабильным и не представляющим интереса для исследователей, другие наоборот считают, что в этом возрасте происходит становление личности, формирование характера.

     В этом возрасте происходят значительные изменения в жизни ребёнка, меняется его социальный статус - он становится учеником, придя в спортивную секцию — он становится спортсменом, участвует  в соревнованиях, вступает в противоборство с соперником, осваивает новые для него виды деятельности. Для детей на данном жизненном этапе спорт всего лишь игра. Но за этой игровой деятельностью скрываются большие изменения, происходящие в психике ребёнка. Происходит формирование его личностных качеств.

     Дзюдо является одним из сложных видов  спортивной деятельности, требующей  полной отдачи физических сил, также  дзюдоисты испытывают психологические  перегрузки. Дзюдо закаляет личность, приучает спортсменов реально оценивать  свои силы, контролировать своё поведение. Традиции дзюдо не изменяются с начала его существования. В нашем стремительно меняющемся мире очень часто меняются жизненные ценности, что в свою очередь отражается на становлении характера подрастающего поколения. В учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности возникает много ситуаций, требующих проявления как нравственных, так и волевых качеств. Для того чтобы у детей, занимающихся дзюдо выработать привычку нравственного поведения, чтобы они в нужный момент могли проявить волевые качества, тренеру самому необходимо создавать преднамеренные ситуации в учебно-тренировочном процессе, что позволяет ускорить формирование нравственно-волевых качеств.

     Цель  исследования – Разработать условия повышения эффективности процесса нравственно-волевого воспитания младших школьников в процессе начальных занятий дзюдо.

     Объект  исследования: воспитание волевых качеств младших школьников в процессе начальных занятий дзюдо.

     Предмет исследования: процесс и условия воспитания волевых качеств младших школьников в процессе начальных занятий дзюдо.

     Задачи  исследования:

      1. рассмотреть дзюдо как вид спорта: технику и правила борьбы;

      2. дать общие представления о технико-тактической подготовленности спортсменов;

      3. раскрыть содержание технико-тактической подготовки дзюдоистов;

      4. изучить оценку технико-тактической подготовленности юных дзюдоистов;

      5. предложить практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовленности юных спортсменов в боевом самбо. 
 
 
 

     1. Теоретические основы  изменения волевых качеств школьников, осваивающих школьную программу физического воспитания с элементами дзюдо

1.1. Дзюдо как вид  спорта: техника и  правила борьбы

     ДЗЮДО — один из видов боевых искусств, спортивное единоборство, являющееся олимпийским видом спорта.

     История дзюдо насчитывает сотни лет. Этот вид спорта интересен тем, что  позволяет занимающимся наиболее эффективно использовать свою умственную и физическую энергию. Занятия этим видом единоборства направлены на физическое и духовное совершенствование личности на основе изучения техники, тактики и философии дзюдо. Абсолютная цель занятий дзюдо — улучшить себя, чтобы принести больше пользы окружающему миру.

     Основатель  дзюдо Дзигаро Кано получил педагогическое образование, длительное время занимался  преподавательской деятельностью. Дзигаро Кано большую часть профессиональной деятельности посвятил подготовке преподавателей физической культуры в Японии. Помимо этого он внес огромный вклад в развитие дзюдо во всем мире и создал предпосылки для его включения в программу Олимпийских игр.

     Дзигаро Кано считал, что большинство видов  спорта избирательно воздействуют на мышцы. Для дзюдо он разработал систему  специфических упражнений, гармонично развивающих все группы мышц тела. Причем обращал внимание молодых  людей, занимающихся дзюдо, на необходимость выполнения действий как в правую, так и в левую сторону. Особое внимание Д. Кано уделял прикладной стороне занятий дзюдо в повседневной жизни с учетом использования для этого пяти его принципов.

     1. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.

     2. Владей инициативой в любом начинании.

     3. Осмысливай действия полностью, действуй решительно.

     4. Знай, когда следует остановиться.

     5. Придерживайся среднего между радостью и грустью, истощением и ленью, безрассудной храбростью и трусостью.

     В процессе зарождения и распространения  дзюдо в мире можно выделить главные  этапы:

     1882 г. — основание в столице Японии Токио института Кодокан Дзюдо, который решал следующие задачи: образование в области физической культуры, подготовка участников соревнований, воспитательная работа.

     1883 г. — введение разрядной системы (ученические степени — КЮ, мастерские — ДАН).

     1887 г. — окончание подбора технических упражнений для арсенала дзюдо. 1889 г. — посещение Д. Кано стран Европы и США.

     1900 г. — введение правил соревнований, создание Ассоциации обладателей данов школы Кодокан.

     1909 г. — на базе Кодокана сформирована федерация дзюдо.

     1911 г. — Д. Кано основал и стал первым президентом Японской спортивной ассоциации.

     1918 г. — открытие центра изучения дзюдо в Лондоне.

     1922 г. — окончательное формулирование духовных концепций дзюдо.

     1922 г. — организация ассоциации дзюдо во Франции, Бразилии, США.

     1948 г. — открытие Британской ассоциации дзюдо и Европейской федерации дзюдо.

     1952 г. — создание Международной федерации дзюдо.

     1956 г. — проведение I чемпионата мира по дзюдо в Токио.

     В настоящее время развитие дзюдо  в мире регулирует Международная  федерация дзюдо (IJF). Ее основные цели:

     — устанавливать дружественные отношения между членами федерации и регулировать деятельность дзюдо во всем мире;

     — защищать интересы дзюдо во всем мире;

     — организовывать международные соревнования по дзюдо различного уровня в сотрудничестве с Континентальными союзами;

     — развивать дзюдо во всем мире, распространять практику занятий дзюдо, особенно среди молодежи;

     — устанавливать международные инструкции, касающиеся дзюдо;

     — поддерживать и пропагандировать идеалы и цели олимпийского движения.

     Международная федерация объединяет все Континентальные  союзы. Европейский союз дзюдо в  настоящее время насчитывает 49 стран. Панамериканский союз дзюдо объединяет 32 страны. Членами Азиатского союза  дзюдо являются 38 стран. В Африканский  союз дзюдо входят 43 страны. Союз дзюдо Океании состоит из 15 стран и является одним из самых малочисленных.

     В настоящее время мировым центром  развития дзюдо является Кодокан.

     Японские  специалисты продолжают развивать  дзюдо во всем мире. В России стали  традицией мастер-классы, проводимые олимпийским чемпионом, многократным чемпионом мира Ясухиро Ямасита.

     Этот  известный спортсмен и политический деятель, профессор университета Токай  постоянно делится опытом выполнения технических действий и способами  воспитания характера с юными дзюдоистами России.

     Распространение дзюдо среди молодежи многих стран  подтверждает эффективность этого  вида спорта в решении задач спортивной подготовки и совершенствования  личности. Функции дзюдо в мире многообразны.

     В дзюдо, где большинство приемов построено на бросках с использованием корпуса и бедер, пожалуй, более, чем во всех прочих видах кэмпо, сказывается значение физической силы. При равной технике или даже несколько уступая партнеру, более сильный спортсмен всегда имеет шанс на победу. Однако существенное превосходство в технике дает явное преимущество даже человеку с незавидными физическими данными, ибо все определяет сформулированный Кано принцип "наиболее результативного приложения силы". Превосходство в технике подразумевает и превосходство моральное, умение наилучшим образом мобилизовать и направлять свои духовные силы.

     В спортивном дзюдо, как известно, удары  не предусмотрены, но Кано не случайно ввел в свою систему особый раздел самообороны, который должен был  подготовить спортсмена к любым неожиданностям: к уличным дракам, схватке с вооруженным противником, наконец, к борьбе против человека, обладающего явным преимуществом в физической силе и технике. Важнейшую часть раздела составили разнообразные удары руками и ногами, являющиеся не чем иным, как адаптированным вариантом каратэ в современном понимании этого слова.

     Кроме ударов руками и ногами, в комплекс самообороны входило овладение  тремя видами оружия: ножом, палкой и пистолетом. На каждый из перечисленных  видов оружия полагалось разучить по три довольно элементарных приема. Допускались также упражнения с большим мечом.

     Мастерам  Кодокан, достигшим уровня "черного  пояса", вменялось в обязанность  изучение традиционных способов оказания первой помощи при травмах. Способы  эти имеют мало общего с европейской медициной. Они целиком и полностью основаны на теории акупунктуры, а точнее, акупрессуры, частично заимствованной с континента наставниками старых школ дзю-дзюцу. В Японии различные методы реанимации человека, находящегося в шоковом состоянии, получили название "каппо" — от слов "кацу" ("оживлять") и "хо" ("способ").

Информация о работе Волевые качества в дзюдо