Волевые качества в дзюдо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования – Разработать условия повышения эффективности процесса нравственно-волевого воспитания младших школьников в процессе начальных занятий дзюдо.
Задачи исследования:
1. рассмотреть дзюдо как вид спорта: технику и правила борьбы;
2. дать общие представления о технико-тактической подготовленности спортсменов;

Содержание

Введение………………………..…………………………………………...3
1. Теоретические основы изменения волевых качеств школьников, осваивающих программу единоборств (Дзюдо) ………………………………5
1.1. Дзюдо как вид спорта: техника и правила борьбы…………………5
1.2. Волевая сфера школьников………………………………………….9
1.3. Влияние Дзюдо на волевое развитие школьников………………..12
2. Организация и методика изучения изменений волевых качеств школьников, осваивающих программу единоборств Дзюдо. ………………..16
2.1. Оценка технико-тактической подготовленности юных самбистов16
2.2. Практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовленности юных спортсменов в дзюдо…………………22
Заключение…………………...…………………………………………...29
Список литературы…………………………….…………………………30

Работа состоит из  1 файл

волевые качества в дзюдо тоше.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

     2. Организация и  методика исследования  по изменению волевых  качеств школьников, осваивающих программу единоборств дзюдо   

      2.1. Оценка технико-тактической подготовленности юных самбистов

     Одним из наиболее существенных резервов дальнейшего  повышения эффективности современной  методики тренировки, безусловно, является улучшение качества управления тренировочным  процессом.

     Из  всего многообразия проблем управления существенно важной является проблема оценки состояния спортсмена.

     Индивидуализация  режима тренировки должна осуществляться на основе комплексного педагогического  контроля, в содержание которого входит контроль за: тренировочными нагрузками; текущим состоянием; технико-тактической подготовленностью; снижением веса.

     Центральное место в педагогической оценке занимает контроль за состоянием спортсмена, в данном случае за текущим состоянием, на основе которого происходит управление режимом тренировочных нагрузок.

     Комплексный контроль осуществляется на всех этапах подготовки дзюдоиста. Его специфика зависит от уровня квалификации спортсмена и этапа подготовки последнего к соревнованиям. Контроль физической и технической подготовленности является составной частью системы подготовки начинающих дзюдоистов и осуществляется не реже двух раз на протяжении года. Его цель – оптимизация процесса подготовки, которая реализуется путем решения разных задач. Среди основных – комплексное медицинское обследование и контроль подготовки учеников. [5; с. 119]

     Таблица 1

     Оценка  уровня подготовленности начинающих самбистов

         Тест     Методические  указания
    Физическая  подготовка
    Скоростные  качества
    1.     Бег 30 метров, секунды     С высокого старта
    2.     Броски  на протяжении 10 секунд, количество раз     Стандартный приём, с партнером без сопротивления
    3.     5 бросков, секунды     Темп  максимальный
    Силовые качества
    1.     Прыжок  в длину, сантиметры     С места
    2.     Удержание ног в положении угла 900, секунды     В висе на перекладине (кольцах, гимнастической стенке)
    3.     Прыжок  в высоту, санти--метры     С места
    4.     Подтягивание  на перекладине (кольцах), количество раз     До  уровня подбородка
    5.     Борьба  за владение мячом, количество раз     Стоя  на коленях, по сигналу тренера
    6.     Кистевая  динамометрия, килограммы     Максимальное  усилие левой и правой рук
    Выносливость
    1.     Бег 400 метров, минуты, секунды     На  стадионе или по месту (в лесу)
    2.     Броски  манекена 2 минуты, количество раз     Тренер  определяет стандартный прием
    3.     Броски  партнера 3 минуты, количество раз     Тренер  определяет стандартный прием
    Гибкость
    1.     Гимнастический  мост     На  ковре
    2.     Борцовский  мост     На  ковре
    3.     Наклон  вперед     Стоя  на ковре
    4.     Наклон  вперед     Стоя  на гимнастической скамье
    5.     Подъем  ноги (пятки) к голове (за голову)     Сидя  на ковре, с захватом ступни (левой, правой ноги) руками посередине
    Координационные способности
    1.     Комплекс  упражнений     Общего  и вспомогательного характера (10-12), составляются тренером, выполняются  вместе
    2.     Имитация  технико-тактических действий (комбинаций), секунды     Тренером  составляются 2-3 комбинации (стандартные) с двумя-тремя технико-тактическими действиями
    3.     Эстафета  с элементами технико-тактических  действий, секунды       Тренер использует в эстафетах  кроме бега, прыжков, бросков элементы  технико-тактических действий (имитация) или выполнение их на спарринг-партнерах  (без сопротивления)
    Техническая подготовленность
    1.     Выполнение  отдельных технико-тактических приемов     Стоя  на месте и в движении по ковру  без сопротивления
    2.     Выполнение  отдельных технико-тактических комплексов (2-3 приема), секунды     Стоя  на месте и в движении по ковру  без сопротивления
    3.     Выполнение отдельных приемов (имитация)     Стоя  на месте и в движении по ковру (с воображаемым партнером)
    4.     Выполнение  отдельных технико-тактических комплексов (2-3 приема), секунды     Стоя  на месте и в движении по ковру (с воображаемым партнером)
    5.     Выполнение  отдельных элементов технико-тактических действий     Стоя  на месте и в движении по ковру  без сопротивления
    6.     Выполнение  отдельных технико-тактических приемов (имитация с резиновым бинтом)     Стоя  возле гимнастической стенки (с воображаемым партнером)
    7.     Выполнение комплекса специально-подготовительных (подводящих) упражнений (10-12)     Комплексы подбираются тренером к основным технико-тактическим приемам. Подводящие упражнения должны соответствовать  приему по форме, структуре и механизму  воздействия на организм.
 

     Также осуществляется контроль специальной подготовленности спортсмена. На протяжении года регулярно проводятся врачебно-медицинские обследования: один раз в году – диспансеризация (углубленное медицинское обследование); два раза в году – этапное медицинское обследование. Кроме того, в процессе обследования осуществляется контроль за уровнем физической и технической подготовленности.

     Оценка уровня технической подготовленности содержит показатели качества выполнения: [4; с. 186]

  1. Имитационных, стандартных, технических заданий, которые включают броски (вперед, назад, влево, вправо). Оцениваются экспертами (тренер и не менее двух специалистов, желательно с других спортивных организаций);
  2. Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера, который стоит на месте, без сопротивления (вперед, назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
  3. Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера в движении по ковру без сопротивления (вперед, назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
  4. Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера в движении с сопротивлением до 25% максимального (вперед, назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
  5. Стандартных технических заданий, которые выполняются сверху на партнере (в борьбе лежа: переворотов, удержаний, болевых приемов) без сопротивления – экспертная оценка.

     Контроль  уровня соревновательной деятельности включает показатели разнообразия техники  и ее эффективности. Они определяются путем анализа результатов учебно-тренировочных  поединков, которые проводятся с сопротивлением 25-50% от максимального. Продолжительность схваток 1,5-2,5 минуты.

     Разнообразие  техники определяется по количеству приемов, используемых в поединке, ее эффективность – величиной коэффициента (%) соотношения успешно завершенных  приемов к общему количеству попыток в поединке: [4; с. 189]

  1. Стоя с сопротивлением до 25% от максимального;
  2. Лежа с сопротивлением до 25% от максимального;
  3. Стоя и лежа с сопротивлением до 25% от максимального;
  4. Стоя с сопротивлением до 50% от максимального;
  5. Лежа с сопротивлением до 50% от максимального;
  6. Стоя и лежа с сопротивлением до 50% от максимального.

     Кроме определения показателей разнообразия и эффективности техники проводится экспертный анализ соревновательной деятельности: уровень сопротивления до 25% от максимального и длительность поединка до 1,5 минуты, используя для развития у спортсменов скоростно-силовых качеств (ССК), сопротивлением до 50% от максимального – для развития у самбистов силовой выносливости и ее силового компонента (СВСК).

Таблица 2

     Рекомендованные критерии оценки физической подготовленности дзюдоистов

    Физические  качества     Тест     Год обучения
    1-й     2-й     3-й
    ССК     СВСК     ССК     СВСК     ССК
    Скоростные  качества, секунды     10 бросков в максимально быстром  темпе     24     25     23     24     22
    Сила (максимальная), баллы     Освобождение  от захвата (5 попыток)     3     4     4     5     5
    Взрывная  сила, баллы     Выполнение  захвата с сопротивлением партнера и дальнейшем удержании захвата 5 секунд     4     3     5     4     5
    Силовая выносливость, баллы     Удержание партнера спиной к ковру 2 минуты (3 попытки)     3     4     4     5     5
    Гибкость, сантиметры     «высота»  борцовского моста     +8     +10     +10     +11     +11
    Координационные способности, баллы     Выполнение 5 приемов с логическим переходом  от одного к другому     4     3     5     4     5
    Специализированное  восприятие, чувство времени, секунды     Выполнение  бросков в максимальном темпе, 10 секунд (фиксируется время каждого броска)     1,3     1,5     1,1     1,3     1,0
    Специализированное  восприятие усилий, баллы     Выведение из равновесия партнера – 3 попытки: с  усилием 25%, 50%, 75% максимального     3     4     4     5     5
    Специальная выносливость     3 минуты: каждая минута состоит из выполнения по команде 4 бросков на протяжении 40 секунд и 8 бросков в максимальном темпе     16     17     17     18     18
 

     Контроль  является обязательной составной частью системы тренировки, обеспечивает ее эффективность, направленную на достижение спортивных результатов. Система контроля способствует решению задач: сохранение здоровья, достижение запланированного уровня, подготовленности и рациональная его реализация в условиях соревнований.

Таблица 3

     Примерная процедура контроля подготовленности и соревновательной деятельности дзюдоистов

    Регистрируемые  показатели     Тесты, единицы измерения     Методические  указания
    Скоростные     Выполнение  стандартных бросков манекена 10 секунд, количество раз     Манекены  соответствующих размеров
    Выполнение  стандартных бросков партнера 10 секунд, количество раз     Без сопротивления
    10 повторений стандартных бросков,  секунды     Без сопротивления
    Скоростно-силовые     Выполнение  стандартных бросков партнера 15 секунд, количество раз     С сопротивлением 25% максимального (слева  и справа)
    Уход  от удержания 15 секунд, количество раз     Удержание с боку, сопротивление 25% максимального (слева и справа)
    Максимальная  сила     Освобождение  от стандартных захватов 10 секунд, количество раз     Захваты: рукава, отвороты, за пояс (сопротивление  максимальное)
    Взрывная  сила     Выведение партнера из равновесия 10 секунд, количество раз     Сопротивление до 80% максимального (влево, вправо)
    Силовая выносливость     Приседание  с партнером на плечах, количество раз     Выполняется до отказа: комбинационный тип –  вес партнера до 50% от собственного; темповой и силовой – до 80%
    Гибкость     «Высота»  борцовского моста, сантиметры      
    Перевороты  через голову стоя на борцовском мосту, количество раз      Выполняется с и без опоры руками в ковер
    Координационные способности     Выполнение 5 логических приемов от одного приема к другому, баллы     Выполняется во время передвижения по ковру вперед, назад, вбок
    Выносливость     5-минутный  тест: коэффициент специальной выносливости     Для комбинационного типа – минимальное  время (секунды) выполнение 1-2 подходов, для темпового и силового – 3-4
    Соревновательная  деятельность     Количество  применяемых самбистом технико-тактических  действий из разных классификационных  групп; эффективность применения технико-тактических  действий (коэффициент эффективности); умение навязывать сопернику свой тип борьбы (баллы)      
 

     Таким образом, комплексная оценка имеет огромное значение на всех этапах подготовки юных самбистов.  

2.2. Практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовленности юных спортсменов в дзюдо 

     В течение первого года занятий  на физическую подготовку, ознакомление с некоторыми вопросами теории борьбы, паузы отдыха и др. целесообразно отводить около 70-75%, а на изучение и совершенствование техники борьбы - около 25-30% времени урока. А во второй год соответственно 65-70 и 30 -35%. В дзюдо уровень силовой подготовленности играет решающую роль. При этом сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения, а также выносливость и ловкость. Поэтому доступная силовая подготовка борцов 9-11 лет осуществляется систематически начиная с первых же занятий. Развитие в этот период сводится к укреплению основных мышечных групп. [9; с. 106]

     С этой целью хорошо использовать следующие  упражнения динамического характера, выполняемые в разных вариантах и личных исходных положений: подтягивания, отжимания, перетягивания, выталкивания грудью и спиной за установленные границы; лазанье по канату и гимнастической лестнице; прыжки в длину и высоту толчком или двумя ногами, с места и с разбега; толкание и бросание набивных мячей разного веса руками и ногами, в различных направлениях; приседания на двух ногах с выпрыгиванием вверх; приседания на одной ноге держась за гимнастическую стенку; держа набивной мяч за головой, наклоны вперед и в стороны, круговые вращения туловища, прогибания, лежа на животе; упражнения на гимнастических снарядах и т. п.

     Большое внимание следует уделять развитию мышц брюшного пресса, а хороший  мышечный корсет, охватывающий брюшную  полость, способствует нормальному  функционированию внутренних органов и, следовательно, прямо сказывается на состоянии здоровья.

     Для укрепления прямой мышцы применяются  упражнения трех типов: поднимание ног  при фиксированном туловище, поднимание туловища при фиксированных нижних конечностях, встречные движения туловищем и ногами.

     Для тренировки косых мышц живота эффективно использовать упражнения, связанные  с движением позвоночного столба в стороны особенно с его скручиванием.

     В числе других наиболее полезных упражнений для развития силы юных спортсменов  следует назвать простейшие виды борьбы и игры с элементами сопротивления: борьба за набивной мяч, «петушиный бой», борьба за захват туловища, рук, ног, шеи, борьба ногами, лежа на спине и так далее.

Информация о работе Волевые качества в дзюдо