Волевые качества в дзюдо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования – Разработать условия повышения эффективности процесса нравственно-волевого воспитания младших школьников в процессе начальных занятий дзюдо.
Задачи исследования:
1. рассмотреть дзюдо как вид спорта: технику и правила борьбы;
2. дать общие представления о технико-тактической подготовленности спортсменов;

Содержание

Введение………………………..…………………………………………...3
1. Теоретические основы изменения волевых качеств школьников, осваивающих программу единоборств (Дзюдо) ………………………………5
1.1. Дзюдо как вид спорта: техника и правила борьбы…………………5
1.2. Волевая сфера школьников………………………………………….9
1.3. Влияние Дзюдо на волевое развитие школьников………………..12
2. Организация и методика изучения изменений волевых качеств школьников, осваивающих программу единоборств Дзюдо. ………………..16
2.1. Оценка технико-тактической подготовленности юных самбистов16
2.2. Практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовленности юных спортсменов в дзюдо…………………22
Заключение…………………...…………………………………………...29
Список литературы…………………………….…………………………30

Работа состоит из  1 файл

волевые качества в дзюдо тоше.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

     В былые времена способы каппо  держались в строжайшем секрете. Вполне естественно, что человек, получивший представление о наиболее восприимчивых  точках тела, мог использовать свои познания не только для излечения. Освоение каппо всегда шло параллельно с освоением агрессивной системы саппо (поражение уязвимых точек, влияющих на жизненные центры), ныне полузабытой и в спортивной борьбе, разумеется, не применяемой. Это и объясняет требование Кано приобщать к каппо лишь спортсменов высокого класса, достигших заметных успехов в области духовного самосовершенствования.

     Тренировки  дзюдо проводятся с повторением  комплексов формальных упражнений (ката). Между тем ката в классическом дзюдо всегда играли не меньшую роль, чем отработка отдельных приемов или свободный спарринг, — утверждение, которое можно отнести к любому виду воинских искусств. Кано оценивал ката как великолепное средство психической подготовки бойца.  

     1.2. Волевая сфера школьника

     Воля  – это сознательное управление человека своими действиями и поступками [1,207]. Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Такая активность человека отличается применением волевых усилий. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой, которое является толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия. В наличии волевого усилия человек убеждается тогда, когда необходимо преодолеть значительные трудности.

     Волевые усилия характеризуются интенсивностью, длительностью и направленностью.

     Направленность  волевых усилий – это функции  активации и торможения. В различных  ситуациях человек использует разные по направленности волевые усилия: в одном случае требуется придавать  усилия для того, чтобы сохранять активность в деятельности, в другом – усилия помогают остановить, например, нежелательную деятельность.

     Длительность  волевых усилий зависит от силы мотива к действию (если человек очень  хочет достичь какой-либо цели, то он будет проявлять более длительные волевые усилия) и от энергетики активности (чем больше энергетических ресурсов имеется у человека, тем длительнее он может сохранять волевые усилия).

     Интенсивность волевых усилий определяется силой  мотива к действию, энергетикой активности и нравственными качествами личности человека.

     Характеристика  волевых усилий по длительности и  интенсивности составляет основу понятия  сила воли.

     Сила  воли – это деятельная сторона  разума и морального чувства человека. Так как волевое усилие без необходимости не проявляется, его санкционирует сознание, а направляет волевую активность моральное чувство, нравственные убеждения. Важно отметить, что один и тот же человек в разных ситуациях ведет себя как волевой или безвольный.

     Движущей  силой в данном случае является не наличие или отсутствие желания достичь цели (сильная или слабая мотивация), а отношение человека к той или иной ситуации. Например, один школьник боится воды, другой – нет. У первого при обучении плаванию имеются внутренние трудности (следует преодолеть страх), у второго – нет.

     Итак:

  • нельзя судить о силе воли школьников на основании только эффективности деятельности (самый быстрый или сильный ученик – это еще не самый волевой);
  • сила воли не может проявляться одинаково во всех ситуациях (одни люди оказываются более волевыми при преодолении одних трудностей, другие – при преодолении других трудностей).

     Учитывая  специфику проявления воли в различных  ситуациях, в психологии выделяют определенные волевые качества. Применительно  к проблемам физического воспитания можно определить две основные группы волевых качеств: одна характеризует упорство, другая – самообладание.

     Упорство  проявляется через терпеливость (однократное, но длительное использование  волевых усилий), настойчивость (стремление достичь цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности).

     Волевые качества, относящиеся к группе, характеризующей самообладание  человека, определяют как смелость (способность качественно выполнять  задание, несмотря на возникающее чувство  боязни, страха), сдержанность (способность подавлять импульсивные, малообдуманные реакции), собранность (способность концентрировать внимание на выполняемом задании, несмотря на помехи).

     Проявление  воли имеет свои особенности, связанные  с возрастом школьников.

     Младший школьный возраст: учащиеся совершают волевые действия, главным образом, по указанию взрослых. К третьему классу они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Младшие школьники могут проявлять настойчивость в учебной деятельности. Со временем у них формируется выдержка, ослабевает импульсивность. Ученики младших классов проявляют волевые качества, в основном, лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить расположение к себе взрослых.

     Подростковый  возраст: свойственное этому возрасту половое созревание существенно  изменяет (увеличивает) подвижность  нервных процессов. Это приводит к определенным изменениям в волевой  сфере. У подростков возрастает смелость, но снижается выдержка. Настойчивость может проявляться только в интересной для них работе. Снижается дисциплинированность, усиливается упрямство. В волевых усилиях процессы возбуждения преобладают над торможением. Начинается формирование перехода организации волевой активности от внешней стимуляции к внутренней (самостимуляции).

     Старший школьный возраст: определяющим в проявлении волевых усилий является механизм самостимуляции. Старшеклассники могут проявлять  достаточно высокую настойчивость  в достижении поставленной ими цели.

     Они проявляют большую способность к терпению (работа на фоне утомления). У девочек в старших классах резко снижается смелость, что создает трудности в занятиях физическими упражнениями. В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Часто волевые усилия проявляются под влиянием социально значимой идеи. Волевая активность старшеклассника практически всегда имеет характер целеустремленности. 

     1.3. Влияние дзюдо  на развитие волевой сферы школьников

     Дзюдо как вид единоборства предъявляет  много специфических требований к психике дзюдоиста, наличию у него определенных волевых качеств.

     Развитие  волевых качеств должно основываться на уверенности дзюдоистов в своих  силах, понимании ими реальности воплощения поставленных технико тактических  или морально волевых задач, осознании целей и средств их достижения. Ребята должны знать характерные особенности своего стиля боя, его сильные и слабые стороны, соотношение сил с противниками, положительные или отрицательные влияния возможных ситуаций боев на психику противников, помнить типичные случаи из собственной боевой практики, черпать знания из опыта мастеров. Методами развития волевых качеств могут быть:

     — организация специальных тренировочных занятий;

     — проведение совместных занятий слабее подготовленных

школьников-дзюдоистов с более сильными, что позволяет использовать силу примера;

          — постановка конкретных тренировочных задач, вынуждающих к преодолению определенных трудностей;

     — постановка задач на проявление максимальных усилий.

     Лучшим  средством волевой подготовки  являются тренировочные бои, так как бой сам по себе предъявляет исключительно широкие требования к психике дзюдоистов и вынуждает к проявлению максимальных волевых усилий. Ускорению процесса формирования бойцовских качеств у школьников в наибольшей мере служит организация тренировочных боев в форме командной борьбы, так как ей сопутствует высокий эмоциональный фон, стремление участников выручить команду или закрепить определившийся успех. Все это облегчает проявление волевых усилий, приобретение уверенности в своих силах и возможностях.

     Многие  новички быстро прекращают занятия  борьбой из-за страха боли от приёмов. Далее, по мере роста тренировочной  нагрузки уходят те, кто испытывает страх от деятельности, связанной  с проявлением выносливости.

     Дзюдо отличает интенсивная, напряжённая "взрывная" деятельность: мгновенные напряжения, чередующиеся с расслаблениями, высокий темп борьбы. В ходе напряжённой схватки борец должен быть целеустремлённым, инициативным, иметь большое самообладание, выносливость, мгновенную реакцию на движение соперника, высокую степень чувствительности (тактильной, мышечно-суставной).

     У дзюдоистов во время тренировок встречаются  определённые трудности, на преодоление  которых затрачиваются волевые  усилия. К таким трудностям, по мнению Колешао А.А. (1982), относятся:

     1. Необходимость затрачивать большую  физическую и нервно-психологическую  энергию для преодоления сопротивления  партнёра (соперника) в динамике  борьбы;

     2. Разнообразие технических и тактических  действий, их вариантов;

     3. Ограниченные размеры татами.

     4. Трудности, вызванные строгостью требований правил соревнований (интенсификация ведения борьбы, наказание за пассивное ведение схватки, за уход с татами);

     5. Чередование напряжённого динамического  характера действий со статическими;

     6. Возможность необъективного судейства;

     7. Интенсивность высоких тренировочных  нагрузок;

     8. Участие в соревнованиях;

     9. Адаптация к новым условиям  и месту соревнований (чужой зал,  громкая музыка, реакция зрителей);

     10. Масштаб соревнований и большое количество участников;

     11. Ограниченное время схватки;

     12. Нарастающее утомление;

     13. Непредсказуемость в действиях  соперника;

     14. Боязнь соперника [11, 113].

     Столкнувшись  с тяжёлыми физическими и психическими нагрузками, многие дети прекращают занятия дзюдо. Одной из причин, по мнению многих авторов, является отсутствие волевого воспитания. Начало волевого воспитания ребёнок получает в семье.

     Истинный  дзюдоист терпеливо выполняет монотонные тренировки, умеет быть сдержанным и молчаливым, что помогает ему суметь сосредоточиться на тренировках, в спарингах и на соревнованиях.

     Дзюдоисту присущи мягкость, скромность и справедливость как черты характера и готовность сохранять дух дзюдо в своём  поведении в течении всей жизни. В связи со всем этим он умеет  управлять своей энергией и эмоциями. Одержать победу над соперником может только борец, сохранивший в схватках ясный ум, самбобладание, стремление победить, умеющий использовать дух и тело как единое целое при выполнении приёмов во встречах с соперником. Кроме того, дзюдоист должен обладать смелостью, умением подавлять страх и боль, не терять присутствия духа и самообладания в самых трудных схватках. Настоящий дзюдоист - это спортсмен с сильной волей, твёрдым характером, гармонически сочетающим в себе духовное и физическое начало (единства духа и тела), умеющий в нужный момент концентрировать максимум усилий в долю секунды.

     Школьный  возраст является наиболее благоприятным  для начала занятий спортом, в  частности дзюдо. Н.Д. Скрябин считает, что данный возраст наиболее подходящий для отбора в виды спорта требующие риска, и каждый ребёнок должен выбрать вид спорта по своим способностям, но, на этот выбор спортивной деятельности оказывает влияние сочетание типологических особенностей свойств нервной системы. А.Г. Шумилин в своей работе указывает, что при формировании спортивной мотивации у юных спортсменов необходимо опираться на их личностные особенности такие как темперамент, самооценка, психическая надёжность. Юные дзюдоисты в силу не развитости некоторых черт характера не могут подавлять особенности своего темперамента, поэтому по возможности необходим индивидуальный подход в выборе средств, методов, для организации занятий. Тренеру необходимо стимулировать интерес у детей к занятиям спортом, так как ошибки в организации тренировок могут привести к отсеву занимающихся особенно на начальном этапе обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Волевые качества в дзюдо