Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 00:33, реферат
Отечественный автоспорт сегодня переживает не самые легкие времена:
лишившись государственной поддержки, попав в круговорот жестких законов
рынка, этот один из самых дорогостоящих и элитарных видов спорта оказался
за бортом популярности и финансирования. Но все-таки автоспорт в России
существует и развивается - проходят чемпионаты по различным его подвидам,
спортсмены завоевывают почетные титулы Чемпионов России, защищают честь
национального флага на международных соревнованиях.
Автоспорт включает в себя десятки видов гонок. Однако среди них можно
выделить 3 главные группы: кольцевые гонки, классическое ралли и
внедорожные соревнования.
автоспорта - с каждым годом количество молодых пилотов, среди которых есть
уже и Чемпионы России, и мастера спорта, возрастает, приходят новые люди.
На соревновании проводятся контрольные, предварительные и один
финальный заезд как чисто скоростное состязание (очерёдность решается на
старте) или они проводятся по групповой системе, с оценкой результатов в
очках. Гонщик с наибольшим количеством очков считается победителем. Между
первым и вторым этапом в картинге обычно нет большого перерыва.
Чемпионат
и Первенство России по
лиги и в зачете Первой лиги. Например, в Высшей лиге на 2000 год было
заявлено всего 118 спортсменов в различных классах картов, которые входят в
23 команды от 19 областей России. Соревнования проводятся в 10 этапов,
которые по общей сумме набранных баллов определяют в итоге победителя.
Первая лига, которая предусмотрена для начинающих спортсменов, позволяет
молодежи приобрести необходимый накат и спортивный опыт. Чемпионат и
Первенство России по картингу. Первой лиги проводятся совместно с
Министерством науки и просвещения, при финансовой поддержке Автомобильной
Федерации России. Этапы Первой лиги проводятся по территориальному
принципу, в четырех регионах: Центральном, Восточном, Южном и Западном. В
каждом регионе проходят два этапа и по сумме набранных очков лучшие
спортсмены выходят в финальный этап.
За организацию
проведения соревнований по
Федерация картинга России, местные карт-клубы, Автомобильные клубы ФАУ,
другие уполномоченные организации. Каждый сезон - это арена неповторимых
азартных боев, в которых вырастают настоящие пилоты, способные отстоять
свое право называться лучшими из лучших
В конце картингового сезона традиционно проводится самостоятельная
гонка - Кубок России, и многие гонщики считают, что выиграть кубок – едва
ли не самая престижная победа в году.
4.4. Шоссейно-кольцевые гонки
Этот вид автомобильного спорта во всем мире считается одним из самых
красочных и привлекательных - на длинной трассе, изобилующей крутыми
виражами и длинными ходовыми отрезками, гонщики ведут непримиримую борьбу
на виду у зрителей. Болельщики становятся свидетелями красивых обгонов,
досадных неудач и упущенных возможностей. Кольцевые гонки - это
неповторимое зрелище, которое завораживает и держит в напряжении до самого
взмаха клетчатого финишного флага.
Кольцевые гонки в России проводятся Автомобильной Федерацией России в
личном зачете, зачете клубов и команд, в нескольких классах кузовных
автомобилей и "формул". В основном, для проведения кольцевых гонок у нас
используются дороги общего пользования, которые перекрываются на время
соревнований. К сожалению, сегодня в России нет специализированных
комплексов для проведения таких соревнований на высоком уровне.
Но, несмотря на все сложности, кольцевые гонки в России остаются
популярным и любимым видом автоспорта. Городские гонки, которые уже
несколько сезонов проходят в крупнейших городах страны, становятся
традиционными и привлекают большое внимание. Появляются команды, некоторые
пилоты носят на бортах своих автомобилей логотипы и имена известных
торговых марок. Спортсмены надеются, что в ближайшем будущем к российским
кольцевым гонкам вернется былой престиж «королевского вида спорта».
Состязания проходят на кольцевой трассе с асфальтовым покрытием.
Автомобили обычно преодолевают определённую дистанцию, но иногда
фиксируется не расстояние, а длительность соревнований (за установленное
время полагается проехать максимальное количество кругов). Трассы для
кольцевых гонок прокладывают либо на автодромах, либо по улицам городов.
Для безопасности трассу огораживают металлическими барьерами – отбойниками.
В кольцевых гонках участвуют самые разные автомобили: от серийных – с
минимальной спортивной подготовкой – до специально построенных: с открытыми
колёсами (так называемые «формулы»), на которых нельзя ездить по обычным
дорогам (а в России – невозможно!). Мощные и быстрые спортивные машины
часто именуют болидами.
Наиболее престижные
и одновременно самые
мира в классе «Формула 1». Следом идёт американский чемпионат КАРТ, ранее
известный как Индикар. В США он даже популярнее «Формулы 1». По сравнению с
«Формулой 1» машинами класса КАРТ управлять проще (внешне они похожи).
Кольцевые соревнования устраиваются и для спортивных машин с закрытыми
колёсами. Например, знаменитый марафон «24 часа Ле-Мана».
На кольцевых трассах можно увидеть автомобили, имеющие внешнее
сходство с серийно выпускаемыми легковыми машинами, но с более дорогой
«начинкой»*. Дл автомобильных фирм такие гонки очень важны: покупатель с
радостью выкладывает деньги за машину, похожую на победившую во вчерашней
гонке.
Самой знаменитой европейской гонкой для кузовных автомобилей класса
«Туризм» (ранее – «Гран туризмо») является немецкий чемпионат ДТМ. В нём
участвуют именитые пилоты из многих стран мира, в том числе бывшие гонщики
«Ф1». Машины готовят известные фирмы: Мерседес, Опель, Ауди.
Во многих странах распространены моноклассы – кольцевые гонки,
проводимые на легковых автомобилях одной фирмы (в частности, в России
существует «Кубок Лады»). Разыгрывается и кубок Европы по гонкам на
грузовиках.
4.5. Кросс
Автомобильный кросс на сегодняшний день завоевал очень большую
популярность и среди гонщиков, и среди болельщиков. Спортсменов привлекает
более доступная цена подготовки автомобиля и вместе с этим - большие
возможности для реализации своих навыков пилотирования, напряженная борьба,
иногда даже агрессивная атмосфера гонки, где в каждом заезде участвуют до
десятка автомобилей, и побеждает действительно самый уверенный, умелый и
решительный. Кросс - очень напряженная и увлекательная дисциплина, полная
неожиданностей, борьбы и настоящих поединков на трассе. Разнообразие
классов, от классических "Волг" до специальных кроссовых автомобилей
"багги", превращает
каждый кроссовый этап в
Кросс - соревнования
по трассам, полностью или
пересеченной местности.
Этот вид соревнований автомобильного спорта имеет своеобразную
историю. В 1952 году он был включен в программу всесоюзных соревнований, но
вскоре популярность его упала. Погоня за чрезмерным усложнением трассы и
связанный с этим выход из строя машин у большинства участников, большая
длина кругов и малая зрелищность были тому причиной.
Через пять лет состоялось возрождение кросса. Он стал гонкой по
пересеченной местности с общим стартом и малой длиной круга. Соревнования
по бездорожью на грузовиках - хорошие помощники в повышении
профессионального мастерства работников автохозяйств, подготовке молодых
водителей к службе в Советской Армии. Наибольшее распространение кроссы
получили среди спортсменов Москвы, Горького, Риги, Рязани, Новосибирска. С
70-х годов кросс проводится и на специальных кроссовых автомобилях (СКА
"БАГГИ"), классифицированных по объему двигателей. С появлением массового
отечественного автомобиля "Жигули" широкое развитие получил и кросс на
легковых автомобилях. Наиболее престижными стали соревнования в Тольятти
("Серебряная ладья") на трассе проложенной по отвалам грунта, вывезенного
при строительстве отечественного автогиганта. Именно на этой трассе в
начале 80-х годов прошли первые чемпионаты страны по кроссу на легковых
автомобилях.
К началу 90-х годов в России успешно функционируют нескольких
традиционных зимних и летних кроссовых трасс - в Тольятти, Рязани, в
Подмосковье (Дмитров, Бронницы, Балашиха, Ивантеевка и др.), Казани, Нижнем
Ломове, Тюмени, Кургане, Омске, Арзамасе, Зеленокумске и др. Ко второй
половине 90-х годов трасса на Центральном автополигоне в Дмитрове стала
отвечать требованиям международной автомобильной федерации для Чемпионата
Европы. Впервые этап чемпионата Европы здесь проведен в 1998 году.
Российской автомобильной федерацией Чемпионаты страны проводятся
многоэтапно по системе зачета, применяемой в чемпионатах Европы - с
четвертьфинальными, полуфинальными и финальными заездами. На этапах Кубка
России применяются и другие системы зачета.
Правила проведения автокроссов
На каждом
соревновании даётся по
гонщика. На старте могут находиться рядом только 2, самое большое – 4
автомобиля в одной очерёдности. Второй заезд – через 2 секунды, третий –
через 25; дальнейшим условием является то, что трасса должна быть по длине
1000 или 1500 м. Стартовая
группа составляется
Победителем считается гонщик, показавший самое лучшее время независимо от
того, в какой попытке он его показал. Нарушение габаритной границы трассы
штрафуется 5 очками, фальстарт – 10.
4.6. Ралли
Ралли (также
классическое ралли, или ралли-
соревнования с заданной средней скоростью, которые полностью или частично
проводятся на дорогах общего движения. Участники ралли едут по асфальтовым,
гравийным, грунтовым трассам. Проводятся ралли и зимой, по снегу и льду.
Ралли имеет один маршрут, по которому должны двигаться все автомобили, или
несколько маршрутов, которые сходятся в один, определенный заранее, пункт
сбора. Кольцевая трасса должна иметь длину от 3000 до 6000 м. Маршруты
ралли могут включать в себя один или несколько специальных участков, то
есть этапов, которые организуются на закрытых для общественного
использования трассах. Сумма результатов прохождения этих специальных
участков, как правило, определяет конечный результат ралли. В гонках
участвуют автомобили группы 5; на классы машины не делятся.
Дистанция же делится на определённое число участков. Время, показанное
на них участниками ралли, суммируется со штрафными минутами за опоздание на
контрольные пункты. Так и выясняется победитель. А поскольку гонщик не
может запомнить наизусть сотни километров раллийных трасс (и к тому же
скорость такова, что пейзаж впереди разглядывать некогда), в экипаже есть
второй человек – штурман. В его обязанности входит чтение легенды – списка
поворотов и других особенностей трассы с указанием уровня сложности того
или иного участка. Штурман непрерывно подсказывает водителю, что ожидает
его в ближайшие секунды.
Серьёзная
опасность, подстерегающая
– это технические неполадки. Машины часто выходят из строя из-за высоких
нагрузок на агрегаты. Техническую помощь на трассе оказывать запрещено, а
потому раллийный экипаж вынужден ликвидировать неприятности собственными
силами. Нередко автомобили добираются до промежуточного финиша с
оторванными деталями обшивки.
Существуют специалисты по каждому виду дорожного покрытия, но для
победы в чемпионате мира нужно быть многоборцем – уверенно чувствовать себя
на любой дороге.
Каждое ралли длится несколько дней, а чемпионат мира по ралли
объединяет 12-15 этапов, проходящих в течение года.
В 2003 году Чемпионат России по ралли состоит из 6 соревнований-
этапов, каждый из которых проходит в крупных городах России. Этапы ралли
различаются и по длине трассы, и по ее сложности, и по специфике покрытия.
При организации соревнований каждому из этапов присваиваются коэффициенты
(наивысшим по сложности в этом году является коэффициент 3), а за
заработанные места в соревнованиях Чемпионата экипажам присваивают очки по
такой схеме:
|1 место – 10 очков, |2 место – 6, |3 место – 4, |
|4 место – 3, |5 место – 2, |6 место – 1 очко. |
При подсчете
окончательных результатов
отдельных этапах очки умножаются на коэффициент этого этапа.