Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 00:33, реферат
Отечественный автоспорт сегодня переживает не самые легкие времена:
лишившись государственной поддержки, попав в круговорот жестких законов
рынка, этот один из самых дорогостоящих и элитарных видов спорта оказался
за бортом популярности и финансирования. Но все-таки автоспорт в России
существует и развивается - проходят чемпионаты по различным его подвидам,
спортсмены завоевывают почетные титулы Чемпионов России, защищают честь
национального флага на международных соревнованиях.
Автоспорт включает в себя десятки видов гонок. Однако среди них можно
выделить 3 главные группы: кольцевые гонки, классическое ралли и
внедорожные соревнования.
Кроме абсолютного зачета чемпионата России, спортсмены борются за
первые места в отдельных классах, которые различаются объемом двигателя
спортивного автомобиля. Самым большим считается 12-й класс (до 3500 см3), а
самым маломощным - 8-й (до 1600см3). За призовые места в классовом
первенстве очки насчитываются по такой же схеме.
Лучший гонщик мира конца 90-х гг. – финн Томми Мякинен: он четыре раза
подряд выигрывал чемпионское звание. Его основными конкурентами являются
соотечественник Юха Канккунен, также четырёхкратный чемпион мира, и испанец
Карлос Сайнс по прозвищу Матадор.
В отечественном автоспорте авторалли на сегодняшний день является
одним из самых популярных подвидов. Болельщиков привлекает динамичность,
красочность и азарт ралли.
Среди отечественных
сражаются за чемпионские титулы на трассах России, также есть прославленные
имена, участники международных соревнований и чемпионатов.
4.7. Триалы
Триалы – это соревнования внедорожной техники в условиях, приближенных
к боевым. Чаще всего в триалах участвуют любители «джипов» и другого
всевозможного мыслимого и немыслимого полного привода. Эти соревнования
пока еще нельзя отнести к профессиональному спорту, но триалы все-таки
набирают популярность, и за прошедший 2002 год состоялось несколько весьма
внушительных событий. К триалам относят также всевозможные ралли-рейды,
трофи и другие веселые путешествия на автомобиле по бездорожью. Другими
словами, триал – это неформальный аналог.Кэмел.трофи.
У нас существует несколько «джипперских» клубов в разных городах
России, вокруг этих клубов и происходит движение любителей триалов. Это
немного сумасшедшие люди, способные отправиться чуть ли не на край света,
чтобы испытать свой автомобиль на прочность, а свои нервы - на надежность и
крепость.
Кому это нужно? Тем, кто ищет новых мест, его мучает жажда приключений, а
здоровья, финансов и свободного времени хватает. И все это на фоне любви в
автомобилям. Ограничений можно поменьше, а экстрима не скупясь. Тогда ему
сюда, в ралли-рейды на вседорожниках (триалы).
Про грязи, воды и полный привод. Все, конечно же, видели их в городе.
Каждому хотелось хоть раз оказаться за рулем такого автомобиля. Все знают,
что они могут проехать везде. Ну, или практически везде. Знающие уверены,
что такому автомобилю нужно не только изрядное количество литров топлива на
100 км пути, но и простор для настоящей жизни. Они не ошибаются. Это всё
абсолютная правда об особой "породе" автомобилей, именуемых вседорожниками.
У всех
людей отношение к
весьма различается. Кто-то более склонен к тихому и спокойному
времяпрепровождению, и с большой опаской относится к любым переменам. А
кого-то, наоборот, не страшат никакие трудности и новые веяния, и каждая
возможность испытать свои нервы на прочность встречается на ура.
Правила проведения триалов
Соревнования проводятся, как правило, для двух классов (до 2000 и
более 3000 см3). Размечается кольцевая трасса с естественными или
искусственными секциями (соревновательные участки). Длина участка на кольце
– минимум 50 км, причём количество секций может быть любым. Между секциями
находятся нейтральные зоны. Гонщики проходят большое количество этапов
(кругов). Каждому гонщику
задаётся общее время для
это время не соблюдается, гонщик получает штрафные очки или даже
исключается из соревнований. Победителями в классе считаются гонщики с
наименьшим количеством штрафных очков.
4.8. Формула 1
История. Первая автомобильная гонка состоялась в 1894 году по маршруту
Париж-Руан. Подобные соревнования конца XIX века отличались большим
количеством происшествий и жертв. Толпы людей, желавших полюбоваться
необычным действом, окружали дорогу, по которой с рёвом мчались машины.
Часто зрители выбегали на проезжую часть и попадали под колёса. В свою
очередь и водители нередко теряли контроль над «железным конём», и он
вылетал с дороги.
На рубеже веков в гонках участвовали по меньшей мере двухместные
машины. В экипаже обязательно был механик: помогал в ремонте, предупреждал
пилота о том, что их кто-то хочет обогнать. С повышением надёжности
конструкции и изобретением зеркала заднего вида гоночные автомобили стали
одноместными. Их технические характеристики никак не лимитировались –
каждый спортсмен выставлял на соревнования такую машину, какую хотел.
В 1904 году начала свою деятельность международная автомобильная
федерация (ФИА), призванная следить за безопасностью на дорогах. ФИА
обратила своё внимание на автогонки, неизменно сопровождавшиеся
человеческими жертвами, и приняла решение ограничить технические
возможности гоночных автомобилей, а также обеспечить безопасность водителей
и зрителей. Появилась идея перенести гонки на специальные автодромы с
кольцевой трассой. Это позволило бы избежать рискованных ситуаций, а
зрители могли бы следить за ходом состязания.
Тогда и создали формулу – перечень технических требований к гоночным
машинам. Первая «формула» была очень простой: ограничивался лишь
максимальный вес автомобиля. В дальнейшем неоднократно менялись
максимальный и минимальный вес, количество цилиндров, расход топлива и
другие показатели. При всём несовершенстве правила ФИА того времени имели
огромное значение, поскольку
позволяли проводить
(раньше автомобильный клуб в каждой стране вводил собственные правила).
Самые авторитетные гонщики на автодромах получали статус Гран-при (Grand
prix).
Итак, на сегодняшний день гонщику Формулы 1 для победы нужно проехать
несколько десятков кругов быстрее других. Очки на финише получают лишь
первые шесть пилотов. В каждой команде – две машины, обычно гонщики
помогают друг другу.
Основные сложности заключаются в тактике движения (при обгоне не
врезаться в машину соперника, ограждение, не дать другим обогнать себя),
выборе резины перед стартом (это зависит от погоды), точном расчёте
количества дозаправок в специальных сооружениях – пит-стопах. Последнее
сильно влияет на исход гонки. Так, Михаэль Шумахер предпочитает в самом
разгаре гонки оттягивать дозаправку до последнего (ехать на облегчённой
машине), а ближе к финалу – выехать с дозаправки под носом у противника и
прийти к финишу первым.
За нарушение
правил гонки гонщики могут
получить стандартное
– десятисекундная остановка. (Фактически же теряется не 10, а 20-30 секунд:
чтобы отстоять положенный штраф, нужно заехать в бокс. Вынужденный заезд
для дозаправки не считается.) Остановку на 10 с присуждают за фальстарт,
превышение скорости у боксов (она ограничена в целях безопасности),
«срезание» поворотов и т.д.
Более серьёзные правила (например, когда гонщик принимает помощь от
посторонних лиц вне зоны технического обслуживания) грозят полной
дисквалификацией. После окончания гонки также не исключена дисквалификация,
если машина и сам гонщик не пройдут контроль.
Технический регламент
Разрешается во время гонки дозаправлять горючее и менять шины в
специально оборудованных для этого местах (пит-стопах).
Вес гонщика в любой момент гонки (в частности, и после финиша с
полностью выработанным топливом) не должен быть менее 600 кг. Поскольку
благодаря использованию современных синтетических материалов технически
возможно сделать более лёгкую машину, конструкторы вынуждены нагружать её
балластом до необходимого веса. Автомобили и сами гонщики после финиша
обязательно взвешиваются. Производятся и обмеры геометрических параметров
машин, так как в Техническом регламенте оговариваются их длина, ширина,
высота; ширина и диаметр шин; размеры и расположение многих других
элементов конструкции. Выполняется и экспресс-анализ топлива на предмет
обнаружения в нём запрещённых присадок*.
При благополучном завершении гонки счастливый призёр поднимается на
подиум, где ему вручают кубок. Кроме пилотов, приз получает представитель
команды, за которую выступает победитель гонки. Далее, по традиции,
спортсмены обливают друг друга шампанским из больших бутылок и отправляются
на пресс-конференцию.
«Формула 1» - серьёзные соревнования, требующие от гонщиков большой
концентрации и выносливости, а от конструкторов – безостановочного
совершенствования автомобилей.
5. Наиболее популярные автоклубы
Кольцевые гонки:
«Вильямс» (Финляндия),
«Мак-Ларен» (Великобритания).
«Рено» (Франция),
«Феррари» (Италия),
Ралли (Россия):
«Диасофт М-Спорт» (Москва),
«Е-АРТ» (Москва),
«Итера» (Москва),
«Субару Клуб» (Тольятти).
НПК «Скад» (Москва),
КАРТ (разновидность кольцевых гонок):
«Лола-Тойота» (Бразилия),
«Лола-Форд» (Мексика).
«Рейнард-Хонда» (Великобритания),
Кросс (Россия):
«RTE-Серебряный дождь» (Орёл).
«Сити Моторспорт» (Курск),
«Спецгазавтотранс» (Ижевск),
«Энегромашэкспорт» (Москва),
6. Категории, группы и классификация
Для всех соревнований, кроме рекордных заездов, автомобили разделяются
на категории и группы в зависимости от рабочего объёма двигателя.
Категория А: серийные автомобили.
Группа 1. Турнирные автомобили серийного производства. Автомобили
изготавливают большими сериями. Допустимые работы с автомобилями
ограничиваются нормальным уходом и заменой повреждённых агрегатов новыми.
Изменения и дополнения разрешаются только в рамках специальных технических
предписаний.
Группа 2. Туристические автомобили. Машины серийного производства,
выпускаемые для спортивных соревнований. К этой группе относятся также
автомобили категории 1, которые подверглись изменениям и дополнениям,
превышающим требования группы 1.
Группа 3. Автомобили серийного производства. Большие туристические
автомобили, выпускаемые ограниченной серией, имеющие минимум 2 сиденья и
обладающие либо наибольшей мощностью, либо лучшим комфортом.
Группа 4. Автомобили Т-400. Выпускаемые небольшой серией автомобили с
двумя и более сиденьями, предназначенные специально для гонок. К этой
группе также относятся автомобили группы 3, которые подверглись изменениям
и дополнениям, превышающим требования группы 3.
Категория Б: гоночные автомобили.
Выпускаются исключительно для скоростных соревнований. Они называются
международными формулами и используются короткий период времени. Гоночные
автомобили, которые не принадлежат ни к какой международной формуле,
называются автомобилями свободной группы («формула либре»).
Группа 5. Двухместные гоночные автомобили. Изготавливаются специально
для скоростных соревнований на закрытых кольцевых трассах.
Группа 6. Одноместные гоночные автомобили. Эта группа разделяется на
формулу 1, формулу 2, формулу 3 и формулу 4. Для всех этих формул действуют
общие правила, которые дополняются требованиями в отношении массы,
конструкции, места для водителя, пуска двигателя, отверстия для заправки
горючего, выхлопной трубы, масляного фильтра и радиатора.
Для формул 1 и 2 существуют дополнительные требования в отношении
кузова, деформируемых конструкций поверхностей баков для горючего и т.д.
Требования к формуле 1: поршневой двигатель без наддува, с объёмом
3000 см3, с наддувом – 1500 см3. Максимальное число цилиндров – 12,
минимальный вес без балласта – 500 кг, ширина кузова 130 см, ведущие колёса
– 2, коробка передач – пятиступенчатая.
Требования к формуле 2: поршневой двигатель без наддува, с объёмом
2000 см3. Двигатель выбирается
произвольно. Максимальное