Цензура в годы СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание

Демократизация страны создала благоприятную почву для развития свободной печати и свободных медиа. Политическая свобода печати как свобода выражения мнений означает в первую очередь свободу от цензуры, которая теперь закреплена конституционно: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»2. Также работа журналиста сегодня основывается на Законе РФ «О средствах массовой информации».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие цензуры и ее история 3
1.1 Понятие цензуры 3
1.2 История цензуры 3
Глава 2. Цензура в годы СССР 3
2.1 Введение цензуры в Советской России 3
2.2 Тотальная цензура 3
2.3 Оттепель и период застоя 3
2.4 Развал системы советской цензуры 3
Глава 3. Влияние цензуры на культуру и науку в СССР. 3
Заключение 3
Список литературы 3

Работа состоит из  1 файл

Цензура_в_годы_СССР.doc

— 332.99 Кб (Скачать документ)

     Цензура в Российском государстве, в отличие от западной, изначально получила не столько карательное, сколько назидательное назначение, т.к.  осуществление цензурных полномочий возлагалось на университеты, которые стали своего рода центрами, объединявшими ученых, литераторов и критиков. Впервые цензура духовной и богослужебной литературы в Москве упоминается при правлении Ивана IV в 1551 году в документах Стоглавого Собора. Цензура подразумевала пересмотр богослужебных книг, которые писцы переписывали с неправильных переводов канонического текста оригиналов: «писцы пишут с неправленных переводов, а написав, не правят же, опись к описи прибывает и недописи и точки непрямые. И по тем книгам в церквах Божиих чтут, и поют, и учатся, и пишут с них. Что о сем небрежении и о великом нерадении от Бога будет по божественном правилом?»8. Тогда же духовные власти получили право изымать неисправленные книги. В дальнейшем цензура на протяжении многих лет была связана с православной церковью и её борьбой с ересью, инакомыслием и иноверием. Все эти церковные гонения вызывали протесты, и даже вооруженные восстания, как это произошло в Соловецком монастыре. Эта борьба сопровождалась распространением рукописных и печатных обличительных текстов, о чем свидетельствует указ, появившийся в 1681--1682 гг., запрещавший распространять литературу на религиозные темы, хотя во время Московского восстания 1682 г. старообрядческая литература всё равно распространялась. Таким образом, период образования русского государства был периодом монополии  русской православной церкви на рукописную и печатную литературу. Всё начало меняться только с приходом к власти Петра I.

     К этому времени в центре России уже сложилась многочисленная грамотная читательская аудитория. Управленческий аппарат российского государства также испытывал потребность в информации, поэтому в начале XVII в. в управленческой структуре появился тогда еще малозначимый Приказ книг печатного дела, затем Печатный двор. В 1621 - 1701 гг. выходила рукописная газета Русского государства «Куранты», из которой царь получал свежую информацию о разных странах.

     Церковь, которая некогда несла просветительскую миссию, стала тормозить культурное развитие общества. В то же время для укрепления своей власти Петру I необходимо было преодолеть это всесилие церкви, которое и в обществе получало все большее сопротивление. Полувековой монополии церкви на печать и книгоиздательство был положен конец. В 1708 г. был составлен и стал вводиться гражданский алфавит, Петр I провел реформу шрифта и сам сделал первые эскизы нового алфавита. Во время войны со шведами Петр I столкнулся с использования печатного слова в качестве оружия, когда шведы стали печатать воззвания к русскому народу. Вследствие чего царь издаёт указ не верить таким письмам, призывающим к возмущению народа, и у себя их не держать, ловить людей их распространяющих и отправлять в Москву, за что обещал государеву милость. Это был первый документ, имеющий отношение к военной цезуре. Петр I стал создателем первой русской печатной газеты «Ведомости» (1702-1728), которая проходила определённую цензуру, о чём свидетельствуют сохранившиеся в архиве отдельные страницы рукописей и целые произведения, не появившиеся в газете, а также неопубликованный 24-й номер газеты. При Петре I основным видом цензуры стала светская, осуществляемая непосредственно царем и его помощниками, хотя духовная цензура ещё во многом сохраняла свои позиции.

     Новый шаг в разделении функций духовной и светской цензуры был сделан императрицей Елизаветой Петровной, которая велела, чтобы «все печатные книги в России, принадлежащие до церкви и церковного учения, печатались с апробацией Святейшего Синода, а гражданские и прочие всякие, до церкви не принадлежащие, с апробацией Правительствующего Сената»9. Даже в годы ее правления это достигалось большим трудом, потому что церковь не хотела выпускать из-под своего контроля и светскую литературу. Как справедливо утверждают исследователи, нормотворческая деятельность в «доекатерининскую» пору в рассматриваемой сфере характеризовалась отсутствием какой-либо определенной стратегии.

     Качественно новый этап формирования института цензуры связан с правлением Екатерины II. Именно по ее инициативе в России впервые было разрешено создание «вольных» типографий, что и потребовало усиления цензурного контроля над печатью, осуществление которого возлагалось на управы благочиния. Революционные события во Франции усилили борьбу Российского престола с чужеземными идеями, а цензурная политика Павла I фактически явилась продолжением и совершенствованием системы мер по ужесточению борьбы с инакомыслием.

     Свобода слова в нашей стране до начала XIX века принадлежала исключительно монарху. Эпоха Александра I в области цензуры характеризовалась нормотворческими новациями. Выделяются два этапа в правительственной цензурной политике во время его царствования. Начальный реформистский, либеральный период ознаменовался подписанием 9 июля 1804 г. первого российского Устава о цензуре, с которого началось институциональное оформление цензуры в России. Своей относительной мягкостью Устав выгодно отличался от датских узаконений о печати, первоначально взятых за основу. Устав определял, что цензура нужна «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною», при этом рекомендовалось толковать двусмысленные фразы «выгоднейшим для сочинителя образом, нежели преследовать».

     На протяжении второго десятилетия царствования Александра I происходил постепенный переход от либеральных методов цензуры к карательным, что обусловливалось совокупностью определенных внутренних и внешнеполитических факторов. Новый цензурный устав, разработка которого началась в 1823 году еще при жизни Александра I, был принят 10 июня 1826 г., уже при Николае I. В противоположность цензурному уставу 1804 года этот документ был перегружен подробностями, не имевшими прямого отношения к цензуре, что предопределило разработку и принятие 22 августа 1828 г. третьего, более либерального, Устава о цензуре.

     Более заметное ослабление цензуры произошло в 1855--1861 гг. при императоре Александре II, сделанного для  улучшения отношения общества к самодержавию. После, вызванная политико-правовыми процессами передача управления цензурой из системы Министерства народного просвещения в ведомство Министерства внутренних дел в корне изменила правовую природу отечественной цензуры: органы управления ею приобрели карательный характер.

     Нормотворческая политика Александра III в области цензуры не претерпела существенных изменений, т.к. уже имелся надежный арсенал правовых средств воздействия на печать. Она была сосредоточена на совершенствовании правоприменительной практики. Основным инструментом цензуры были административно-правовые средства, оказавшиеся неэффективными в борьбе с революционной пропагандой в печати. Уже с конца XIX столетия «законодательство о печати и сама печать начали развиваться почти параллельными путями. Это было началом процесса... полной утраты... правительством цензурного контроля над печатью»10.

     Уголовно-правовым методам в XVI-XIX века отводилась значительная роль в осуществлении задач самодержавного государства. Отдельные нормы уголовно-правового характера имелись еще в Уставе о цензуре 1828 года, но завершенность положения об уголовной ответственности получили только в Своде законов Российской империи 1833 г. и в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

     В целом цензурная практика второй половины XIX века объединяла и старые запретительные нормы, и новые, отвечавшие обстоятельствам и веяниям времени разрешения и запреты.

     Глава 2. Цензура в годы СССР

     2.1 Введение цензуры в Советской России

     К концу XIX столетия Российское государство накопило мощный экономический потенциал, по темпам развития промышленности оно опережало другие страны. В новых условиях православная церковь и интеллигенция проделали огромную работу по просвещению народа, обучению его грамоте, чтению. Цензура должна была функционировать в новых условиях: постоянного и быстрого увеличения объема и диапазона информации, развития ее новых форм и средств распространения, интенсивного роста числа потребителей этой информации. Самодержавие стремилось затормозить прогресс информационного просвещения общества, но события русско-японской войны вызвали резкую критику власти в печати, которая коснулась даже царя.

     Цензурные меры, предпринимаемые властью, постоянно запаздывали. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. послужило началом революции. Ситуация в журналистике вышла из-под контроля властей, которые пытались замолчать события 9 января, но журналисты, собрав совещание, получили разрешение опубликовать небольшую заметку: «О событиях 9 января и последующих дней мы имеем возможность печатать только правительственные сообщения, официальные сведения и известия, пропущенные цензурой Санкт-Петербургского генерал-губернатора», что стало началом открытой борьбы столичных журналистов с цензурой.

     17 октября 1905 г. был обнародован Высочайший манифест, по которому населению «даровались незыблемые свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов». Манифест послужил основой для «Временных правил о печати», вышедших 19 октября - 24 ноября. 26 ноября МВД предписало губернаторам, чтобы местные цензоры следили за своими изданиями и возбуждали судебное преследование по нарушениям закона, донося об этом в Главное управление по делам печати. Так власть постепенно восстанавливала цензурный режим в государстве. Основным итогом революции была невозможность власти вернуться к старым порядкам, т.к. получив мощный революционный заряд, Россия во всех сферах жизни сделала шаг вперед.

     Во время гражданской войны существовали белая и красная журналистики, противопоставленные друг другу. Белой журналистикой управляла целая сеть структур, в том числе иностранные союзники и интервенты, ставивших довольно жёсткий цензурный режим. У красной прессы была своя цензура. Через 2 дня после захвата власти в Санкт-Петербурге, 27 октября 1917 года Совнарком выпустил «Декрет о печати», направленный на подавление журналистики, выступавшей против Советской власти. На основании этого декрета с октября 1917 по июнь 1918 были закрыты или прекратили существование почти 500 оппозиционных газет. Для осуществления широкой системы мер по подавлению оппозиционной прессы были учреждены специальные органы, которые заложили основу политики, направленной на подавление свободы слова.

     В 1919 году был создан Госиздат, с которым связан процесс централизации цензуры. Вместе с обычными издательскими функциями Госиздату предоставлялось беспрецедентное право контроля и цензуры над всем издательским процессом. Особенно жёсткой цензуре подвергались частные издательства. Уже тогда цензура использовалась как средство партийной борьбы. НЭП привёл к появлению оппозиционно настроенной прессы. В этих условиях власть усилила политцензуру. Таким образом, к 1922 году сложилась ситуация, при которой надо было что-то менять. 6 июня 1922 года все цензурные функции Госиздата перешли к Главному управлению по делам литературы и издательств при Наркомпросе с целью «объединения всех видов цензуры печатных произведений».

     Политика цензурного ограничения проводилась советской властью не только по отношению к печатному слову. Период 1917-1922 гг. был временем поиска оптимальной системы идеологического контроля и над зрелищными предприятиями. 9 (22) ноября 1917 г. все российские театры были переданы в ведение Государственной комиссии по просвещению (затем Наркомпрос), при которой в январе 1918 г. был учрежден Театральный отдел. С августа 1919 г. контроль над сценическим искусством осуществлял Центральный театральный комитет (Центротеатр) Наркомпроса. На местах этими вопросами занимались Советы. В 1920 г. контроль над театральным делом перешел в ведение Главного политико-просветительного комитета.

     Самым главным искусством новая власть считала кинематограф. Но достичь компромисса между государством и кинематографом было сложно. Фильмы дореволюционного производства были чаще всего непригодны - как по идеологическим, так нередко и по эстетическим причинам. Ввоз кинопродукции из-за границы был осложнен экономической блокадой. Из-за отсутствия материалов и специалистов затруднительным было и собственное производство. В этих условиях возникла необходимость очень кропотливой работы с имевшимся в стране фильмофондом.

     4 марта 1918 г. было создано первое обязательное для выполнения Постановление «О контроле в кинопредприятиях», подчинившее частный кинематограф местным Советам, а в августе 1919 г. вся фото- и кинопромышленность были национализированы. В 1921 г. была разрешена сдача кинопредприятий и театров в аренду частным лицам. Кинопрокатом начинают заниматься различные государственные и общественные организации, а также частные лица. Фактически государственная монополия проката была нарушена.

     В 1925 году под грифом «Совершенно секретно» Главлит выпустил первый «Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению в целях охранения политико-экономических интересов СССР»,  который ввел запрет на публикацию информации о самоубийствах и о случаях умопомешательства на почве безработицы и голода «во избежание паники… и злонамеренного истолкования этих сведений».

      24 апреля 1926 года Совнаркомом был утвержден новый открытый «Перечень сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной». В июне 1926 года спецотдел при ОГПУ издал «Перечень вопросов совершенно секретной, секретной и не подлежащей оглашению переписки». Этот перечень более детально раскрывал предыдущий.

     В ноябре 1926 года были созданы спецхраны. Выходит «Положение о спецхране в библиотеке», по которому, по решению цензоров, на специальное хранение передавались книги и периодические издания, предоставляющиеся только по специальному разрешению.

Информация о работе Цензура в годы СССР