Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:54, курсовая работа
Демократизация страны создала благоприятную почву для развития свободной печати и свободных медиа. Политическая свобода печати как свобода выражения мнений означает в первую очередь свободу от цензуры, которая теперь закреплена конституционно: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»2. Также работа журналиста сегодня основывается на Законе РФ «О средствах массовой информации».
Введение 3
Глава 1. Понятие цензуры и ее история 3
1.1 Понятие цензуры 3
1.2 История цензуры 3
Глава 2. Цензура в годы СССР 3
2.1 Введение цензуры в Советской России 3
2.2 Тотальная цензура 3
2.3 Оттепель и период застоя 3
2.4 Развал системы советской цензуры 3
Глава 3. Влияние цензуры на культуру и науку в СССР. 3
Заключение 3
Список литературы 3
12 июня 1990 года был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», в котором была указана недопустимость цензуры массовой информации. В июле 1990 года вышел приказ Главлита «О ликвидации спецхрана», в котором предписывалось передать все книги в общие фонды.
Концом эпохи советской цензуры стал 1991 год, когда был ликвидирован Главлит постановлением Кабинета Министров СССР с передачей его функций Министерству информации и печати СССР.
Официальная идеология советского государства проявлялась во всех сферах культуры, в том числе литературе и искусстве, имеющих глубокие мировые традиции и в силу национально-конфессиональных особенностей оказывающих фундаментальное влияние на нравственное и психологическое сознание российского общества. Начиная с 30-х годов, она постепенно принимается большинством авторов, что самым отрицательным образом сказывается на их творчестве. Постоянная самоцензура приводит к тому, что писатель «исписывается», теряет оригинальность, стремясь не выделиться из общего числа. В противоположность этому явлению кадровая, издательская, гонорарная политика сформировали и другие поведенческие особенности творческой интеллигенции в ответ на «дамоклов меч» цензуры. Во времена СССР во всех сферах культуры царили дух и атмосфера творческих исканий и оппозиционной «игры с цензурой». В качестве приемов обхода цензуры использовались иносказания (эзопов язык), самиздат, контрабанда, издание за рубежом («тамиздат») и другие способы. С появлением большого числа бытовых магнитофонов в обход цензуры стали распространяться рок-музыка и авторские песни, а с появлением видеомагнитофонов -- контрабандные зарубежные фильмы.
Многие деятели культуры характеризуют воздействие цензуры на культуру и науку в СССР как однозначно негативное явление.
Литературные произведения всех советских лауреатов Нобелевской премии по литературе в той или иной степени были подвергнуты цензурным ограничениям. А такие лауреаты Нобелевской премии по литературе как Борис Пастернак и Александр Солженицын вообще были исключёны из Союза писателей СССР за литературную деятельность.
Произведения зарубежных нобелевских лауреатов также подвергались цензуре. Например, предварительно согласованная с автором публикация в журнале «Нева» романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» в 1960 году была по идеологическим соображениям запрещена ЦК КПСС. А в опубликованном уже в 1968 году тексте было сделано более 20 цензурных изменений.
Идеологическая цензура нанесла серьезный урон развитию гуманитарных наук в СССР. Любые научные изыскания, не соответствующие текущей политике даже в рамках общекоммунистической идеологии подвергались репрессиям.
Академик Дмитрий Лихачёв писал: «Движение науки вперед мыслилось как расправа с теми, кто был не согласен с единственным, изначально правильным направлением. Вместо научной полемики -- обличения, разоблачения, запрещение заниматься наукой, а во множестве случаев -- аресты, ссылки, тюремные сроки, уничтожение. Уничтожению подвергались не только институты, лаборатории, ученые, научные школы, но и книги, рукописи, данные опытов»11. В ряде областей естественных наук существование цензуры привело к серьезному застою на долгий период.
Есть и другие взгляды на роль цензуры в советском обществе, согласно которым преодоление цензурных ограничений стимулировало творчество и развивало талант писателей и других деятелей искусств. В свою очередь, распространено мнение, что цензура сдерживала проявления бескультурья, вседозволенности и злоупотребления свободой слова.
Вся общественная жизнь в Советской России оказалась под контролем органов цензуры, что стало основой взаимоотношений власти и общества на протяжении многих десятилетий.
Важнейшее достижение российской журналистики после распада СССР заключается в обретении ею политической свободы. СМИ впервые законодательно отделены от государственного аппарата управления. Именно этот факт определил право культурных деятелей на свободу мысли без участия цензуры в их деятельности.
Прошло не так уж много времени с распада СССР, как возникло встречное движение. Всё больше стали говорить, что отмена цензуры не привела к взлету культуры, что цензура ставила барьеры не только политические, но и нравственные и языковые, не допуская в печать ненормативную лексику, порнографию, что СМИ переживают период падения, а не расцвета, что они безответственны и никто не в силах пресечь прямую дезинформацию и ложь. Также широкое распространение Интернета актуализирует вопрос о контроле над информацией.
Таким образом, цензуру сегодня можно рассматривать под совершенно другим углом - как оружие в борьбе за демократию, а не с ней. Но нельзя подменять при этом цензуру нравственную политической.
Алла Латынина в своей статье рассуждает, что сильнее мешает литературе «нынешняя раскованность журналиста, не чуждающегося сленга и бранных слов, или выработанный при участии советской прессы новояз, который навязывался всем без исключения под псевдонимом литературного языка?»12. При этом она останавливается на том, что «хуже советский новояз. И уж если язык справился со всеми этими «трудовыми вахтами», «трудовым воодушевлением» и «тружениками полей», то как-нибудь справится и со сленгом, и с нашествием иностранных слов. Вот с чем я никогда не смогу согласиться -- так это с мыслью, что кто-то должен контролировать речевую манеру журналиста (хотя самоцензура, а точнее -- вкус здесь бы не помешали, как справедливо пишут авторы статьи «Цензура и речь в СМИ в разные периоды жизни российского общества»)»13.
Принимая во внимание повторяемость нашей истории, любое изменение политической ситуации в России может привести к реставрации жесткой административной цензуры, что, в свою очередь, послужит материалом для будущего исследования истории цензуры...