Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является всесторонний анализ деловой прессы России (на примере газеты «Коммерсант»).
Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ В РОССИИ……………………………………………………………………7
§ 2. СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДЕЛОВАЯ ПРЕССА И ЕЕ ТИПОЛОГИЯ…………………………………………………..……..…..27
§ 3. ВЕДУЩЕЕ ДЕЛОВОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ РОССИИ «КОММЕРСАНТ»………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………….…44
Список литературы………………………………………………………...…….46
ЦК КПСС содействовал возникновению новых центральных и местных изданий, новых типов и видов прессы. В середине 50-60-х гг. ХХ в, вышли «Промышленно-экономическая газета», «Экономическая газета», «Экономическая жизнь», «Социалистическая индустрия», «Советская торговля», в которых поднимались насущные вопросы жизни и страны в условиях демократизации, вызванной «оттепелью». Газеты публиковали постановочные статьи, теоретические консультации, экономические обзоры, обозрения, ответы па вопросы читателей, экономические заочные конференции и т.д. Ведущие издания — «Экономическая газета», «Сельская жизнь».
В октябре 1965 г. был взят курс на новую экономическую реформу, целью которой должно было стать улучшение управления промышленностью, совершенствование планирования и экономического стимулирования промышленного производства. Идеологическим посылом экономики стал лозунг «Все во имя человека, для блага человека».
В
1966 г. стартовала новая пятилетка, а
с ней и экономическая реформа.
Реформа надолго завладела
Тем не менее, иногда в
В середине 80-х гг ХХ в. к руководству партией пришел МС. Горбачев. По его инициативе КПСС провозгласила курс на перестройку. Новое политическое мышление, ставшее возможным благодаря начавшейся демократизации жизни общества, стало пробивать дорогу новому экономическому мышлению. В июне 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печатных изданий и других СМИ, ввел их регистрацию, в чем проявились новые принципы строительства журналистики в демократическом обществе. Вышли в свет еженедельные издания для деловых людей с ежемесячным аналитическим приложением. Конкуренция вызвала к жизни качественно новые издания. Среди них «Независимая газета», «КоммерсантЪ».
Итак, экономическая печать советского периода проявляла себя примерно так же, как и деловая пресса современности. Однако, по сути, функционирование советской экономической печати было подчинено одной лишь цели — цели экономического воспитания трудящихся и пропаганде идей плановой экономики.
Советские
издания, ориентированные на экономическую
тематику не смогли быстро построить
новую систему стандартов и принципов,
необходимых прессе, востребованной в
рыночных условиях. Типологическое же
сходство между современной деловой периодикой
и экономической печатью советского периода
прослеживается на уровне специализированных,
узкоспециализированных и корпоративных
изданий.
1.3. Деловая
пресса в системе современной
российской газетно-журнальной
«Читатель предъявляет все
Руководствуясь подобной логикой, можно утверждать, что деловая пресса по своей природе качественная и «специализированная» даже в силу своей функциональности, обладает огромным потенциалом для дальнейшего развития и широчайшими перспективами.
Очень
точно охарактеризовал
В российской журналистике утверждались новые типы изданий, в том числе и те, которые сформировали систему деловой прессы. Периодизацию процесса становления деловой прессы в «новой» России можно сопоставить с периодами становления бизнес-среды и рыночной инфраструктуры, как это сделала Е.В. Письменная в монографии «Деловая пресса в России и бизнес», (См. приложение 1).13
История становления
Удачным общероссийским изданием оказался совместный проект «Известий» и Financial Times (FT)— газета «Финансовые известия». В московском регионе она распространялась в качестве приложения к «Известиям», а в других регионах России— как отдельное издание. Тираж составлял 164 тыс, экз. Это было успешное предприятие для обеих сторон; «Финансовые известия» сумели стать влиятельным экономическим изданием России, а доходы газеты (до налогообложения) в 1995-1996 гг. составляли, как утверждало руководство, 4 млн долларов в год.
В
рассматриваемый период времени
издательский дом «КоммерсантЪ»
запускает «линейку» новых
Издательский дом «КоммерсантЪ» известен своей деловой периодикой. Его «КоммерсантЪ-Weekly», «КоммерсантЪ-Daily», а позже «КоммерсантЪ-Деньги» послужили примером для дальнейшего развития подобных изданий — газеты «Русский телеграф», журнала «Эксперт» и др.
В первый период становления деловой прессы появились также и другие издания, позиционирующие себя как деловые. Именно в это время выходят первые глянцевые журналы для потребителей с высокими доходами («Эксперт», «Профиль»), Они были задуманы как универсальные издания с широким диапазоном. В том же ряду стоят «Деловой мир», «МН-бизнес», «Век», «КоммерсантЪ-Weeklу». В это же время начинают заполняться и специализированные ниши. Например, газета «Налоги» вышла в 1993 г. Цель— разъяснение появляющихся тогда в огромном количестве налоговых правил. А журнал «Рынок ценных бумаг» ограничивался лишь изложением финансовых новостей.
В
период с 1992 по 1997 г. в России сложилась
система деловой прессы, в структуру
которой вошли кроме
На втором этапе становления, с 1997 г. по август 1998 г., рынок деловой прессы переживает время, которое характеризуется активным сотрудничеством крупного российского капитала и СМИ в целях укрепления бизнеса и влияния на конкурентов.
Вместе с развитием рыночных структур и стремлением их к более цивилизованным методам работы, первоначальный спрос на деловую информацию начал трансформироваться в осмысленную потребность. Постепенно на российский рынок стало приходить все больше иностранных компаний, которые в российском сознании автоматически причислялись к элите бизнеса вследствие своего более стабильного существования, развитого состояния бизнеса, отличного от нашего. С другой стороны, российские компании, история существования которых насчитывала пять-семь лет, также пытались причислить себя к этой категории. Таким образом, наступил период, когда начала создаваться и формироваться элита российского бизнеса, а значит, возникла потребность в изданиях, способных обслуживать данную категорию людей. К этому следует добавить то, что возникла и необходимость в более четком формировании изданий, предназначенных для так называемого «среднего класса» — свободных предпринимателей, среднего управленческого персонала и т.д.
В связи с этим больше внимания стало уделяться аналитическим материалам. Функции деловой прессы заключаются сегодня не только в том, чтобы рассказать о рынке, но и в том, чтобы его обслуживать. Речь, таким образом, идет о поставке информации, способствующей принятию предпринимателями продуманных решений, таким образом, информация, предлагаемая деловыми изданиями читательской аудитории, должна быть достоверной, лаконичной и вполне применимой на практике.
Постсоветские годы российской истории часто делят на два периода: «до кризиса» и «после кризиса». Дефолт стал исторической вехой, знаменующей начало третьего этапа становления деловой прессы, который длится и по сей день.
После кризиса 1998 г. российские «олигархи» прекратили «накачивание» сектора деловых печатных СМИ деньгами. Количество деловых изданий в начале третьего этапа становления системы деловой периодики (август 1998 г.— наши дни) резко сократилось. Оставшиеся и вновь появляющиеся издания пытались проводить политику независимости от большого бизнеса. Наиболее ярким примером такой политики является газета «Ведомости», она стала выходить в сентябре 1999 г.
«На
этот раз был привлечен иностранный
опыт. Попытку пересадить на российскую
почву совместный продукт двух качественных
газет предприняли крупнейшие западные
финансово-экономические и
Физически «Ведомости», следуя западным традициям качественных изданий, сформированы из двух «тетрадей»: первая печатается на белой бумаге и посвящена проблемам макроэкономики и политэкономии; вторая — на розовой бумаге (элемент фирменного стиля «FT») и освещает вопросы рынков, отраслей и положения компаний в них.
В 90-х гг, прошлого века российская журналистика претерпела серьезные изменения. В ее структуре выделились особые типы изданий, ключевой темой для которых стала экономика, а главным действующим лицом— предприниматель: промышленник, банкир, коммерсант. Название «деловая пресса» объединило десятки печатных изданий самых разных оттенков — от рекламного листка до иллюстрированного журнала. Резко отличаясь друг от друга по форме и содержанию, новые издания преследуют общую цель — помочь деловому человеку в его бизнесе.
Существующая система деловой
прессы занимает особое место
в структуре отечественной
Сегодняшний поворотный момент в истории служит своеобразной характеризующей чертой перехода, образно говоря, от журналистики «прошлого» к журналистике «будущего».
Таким образом, нельзя
Очевидна
огромная позитивная роль деловой прессы,
прежде всего, формирование общественного
мнения, рыночного сознания у аудитории,
способствование становлению нормальных,
развитых рыночных отношений. Период,
в котором сейчас пребывает Россия, полон
противоречий, и особенно важным и актуальным
является создание надежного фундамента,
базы для появления нового, цивилизованного
общества со своими законами, развитыми
рыночными отношениями и, безусловно,
наличием соответствующего информационного
пространства, способного обслуживать
это общество.
§ 2. СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДЕЛОВАЯ
ПРЕССА И ЕЕ ТИПОЛОГИЯ.
Информация о работе Деловая пресса России (на примере газеты «Коммерсант»)