Деловая пресса России (на примере газеты «Коммерсант»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:51, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всесторонний анализ деловой прессы России (на примере газеты «Коммерсант»).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ В РОССИИ……………………………………………………………………7
§ 2. СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДЕЛОВАЯ ПРЕССА И ЕЕ ТИПОЛОГИЯ…………………………………………………..……..…..27
§ 3. ВЕДУЩЕЕ ДЕЛОВОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ РОССИИ «КОММЕРСАНТ»………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………….…44
Список литературы………………………………………………………...…….46

Работа состоит из  1 файл

гера исраилян.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

    2.1  Типологизация деловой прессы.

        В рамках современной теории  журналистики необходимо изучить,  деловую прессу в общей структуре  российских периодических изданий  и системы СМИ в целом. 

       Деловая пресса — это особая информационная система, функции которой состоят в обеспечении бизнес-коммуникации, с единым категориальным признаком — деловой проблематикой, раскрывающей экономическую природу анализируемого предмета. В разных работах деловую периодику называют видом, типом  или родом прессы.

        В перечне конкретных функций деловой прессы  можно выделить

    следующие наиболее важные, охватывающие, как  уже  было упомянуто, бизнес-сферу, политическую и социальную сферы:

    • распространение     делового     опыта,     расширение     делового кругозора;

    • обеспечение аудитории оперативной коммерческой информацией (сводки, котировки, валютные курсы);

    • стимулирование спроса на товары и услуги;

    • обеспечение       потребителей       специальной       информацией, касающейся тех или  иных свойств продукции, услуг, процессов их производства и использования;

    • анализ влияния коммерческой информации на экономику;

    • обеспечение аудитории нормативной информацией (законодательные акты, постановления правительства);

    • формирование положительного образа предпринимательства в сознании массовой аудитории;

    • формирование идеологии бизнеса;

    • влияние  на  органы  власти  и  управления  в  целях  принятия решений, способствующих развитию бизнеса;

    Деловую информацию подразделяют на блоки:

    Первый  блок  — это тексты, в основе которых анализ, прогноз развития различных отраслей экономики, финансовой сферы, конъюнктурные обзоры по отдельным  видам и группам товаров.

    Второй  блок — биржевые сводки, котировки, товарные прейскуранты и т.п. Эта  информация необходима для принятия оперативных решений в финансовой и биржевой сферах деятельности, при операциях с недвижимостью и товарами.

    Третий  блок информации обслуживает оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, сферу страховых, транспортных, развлекательных и т.п. услуг.

    Четвертый блок — сообщения, содержащие факты  из области предпринимательства  и бизнеса.

    Также, в деловой прессе зачастую встречаются  заказные объявления от имени компании с целью донести определенную информацию до конкретного круга  лиц. Например, информация от эмитента (компания, выпускающая акции) о дополнительной эмиссии акций для инвесторов.

    По  характеру отражения фактов, событий  и типу канала распространения деловая  информация делится на массовую и  специализированную.

        Дальнейшее развитие рыночных отношений предполагает все большую включенность массовой аудитории в процесс потребления деловой информации. Зафиксирован и особенно заметно растет интерес массовой аудитории к некоторым сегментам деловой информации — о надежности банков, котировке акций и т.п.

    Важными определяющими признаками типологизации  выступают тематическое направление  и целевое назначение.

    Список  деловой тематики дает американский справочник «Business Information Sources»15 («Источники деловой информации»):бизнес и общеэкономические тенденции;  статистика и экономические тренды; предприятия и их специфика;  инвестиции; менеджмент; компьютеры и управление информационными системами;  финансы; банкинг; страхование; недвижимость; налогообложение;  аудит; внешнеэкономическая деятельность и международный менеджмент; маркетинг и реклама;  торговля;  рынки;  кадры (управление персоналом); контроль качества продукции и обслуживание техники на предприятии;  технологии.

            Целевое назначение наиболее  универсально характеризует существо издания, его предназначение, определяет читательскую аудиторию, читательский адрес, в нем  отражается цель издания, его задачи и программа, конкретизирует характер и тип издания.

           Итак, деловые печатные издания  подразделяют на несколько видов: универсальные, специализированные, узкоспециализированные, профессиональные и точечные.

    Деловые универсальные издания. В них  наряду с экономической информацией  присутствует освещение других сфер жизни общества — политики, культуры, спорта. Однако экономическая тематика преобладает. Основные функции универсальных изданий сводятся к информированию,  разъяснению, общему анализу ситуации в экономике в любой из возможных форм (тексты, котировки, сводки, таблицы). Аудитория — широкая, не всегда имеющая прямое отношение к бизнесу и управлению.

    Деловые специализированные издания. Здесь  исключительно все материалы  посвящены вопросам экономического характера. В их функции входят распространение  делового опыта, расширение делового кругозора, обеспечение аудитории нормативной информацией, формирование идеологии бизнеса. Аудитория— значительно уже, нежели у универсальных изданий, является специализированной, представлена в основном менеджерами разного уровня, чиновниками.

       Деловые узкоспециализированные  издания — монотематические, сосредоточены на освещение специфики той или иной сферы экономики. Отличительной чертой такой прессы является использование профессиональной лексики, малопонятной во «внешней» среде терминологии.  Аудитория представлена специалистами в конкретном виде бизнес-деятельности, а также людьми, в какой-то степени связанными с этой деятельностью.

    Деловые профессиональные издания — политематические и универсальные, но обладают профессиональной принадлежностью. Освещают не только профессионально  значимые моменты для какого-либо вида деятельности, но и затрагивают различные стороны жизни человека как представителя того или иного профессионального сообщества (это как раз и отличает их от узкоспециализированных изданий). Аудитория узкая, специализированная. Функции: формирование идеологии бизнеса, содействие в установлении деловых связей, влияние на органы власти и управления.

    К универсальному виду стремились «КоммерсантЪ»  и «Финансовые известия», но «Финансовые  известия» прекратили свое существование  как самостоятельная газета, а эволюция «Коммерсанта» пошла в сторону универсального общеполитического издания. К числу специализированных деловых изданий в системе российской прессы, помимо «Финансовой газеты» и «Финансовой России», могут быть отнесены «Торговая газета», «Торгово-промышленные ведомости» и тлі. В то же время узкоспециализированные деловые издания широко представлены ежемесячными журналами   «Бухгалтерский учет», «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии», «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», «Архитектурный вестник», «RRE» (Русская недвижимость), «Инвестиции в России», «Камень и бизнес», «Архитектура, строительство, дизайн», «ОЭС-1» и т.д. Профессиональные издания: журналы «Финансист», «Банкир».  К «точечным» изданиям принято относить бюллетени, напр. аналитический ежеквартальник «Банки: мировой опыт», бюллетени издательского дома «Экономическая газета»,  относящиеся к газете «Экономика и жизнь».

    Что касается  аудитории. Потенциальная  аудитория российской деловой прессы неоднородна. Интересы ее очень сильно раздроблены, газеты не успевают их  проследить, не успевают завладеть вниманием этих людей. Основная причина кризиса, который испытывает газетный рынок, — кризис читательского интереса. Сегодня аудитория не может осознать, структурировать свой интерес — что она на самом деле хочет, а журналисты и издатели не знают, что нужно аудитории.

               Следовательно, можно сделать  вывод о том, что деловая  пресса— это многогранный, многоаспектный  феномен современности. 
 

    § 3. ВЕДУЩЕЕ ДЕЛОВОЕ СОВРЕМЕННОЕ  ИЗДАНИЕ РОССИИ «КОММЕРСАНТ».

        Рассмотрим газету «Коммерсантъ»  в качестве примера деловой  прессы, проследим историю издательского  дома «Коммерсантъ», а также  проанализируем данное печатное  периодическое издание в целом.

         Сегодня то, что десять лет  назад было открытием «Коммерсанта»,  стало журналистской нормой в  России. Чтобы понять, какую революцию  совершил   «Коммерсантъ», следует  вспомнить, что журналистика в  СССР была совсем другая  —  от заголовков до принципов подачи информации. Авторы статей стремились в первую очередь продемонстрировать талант публициста, поэтому заметки часто начинались с лирических отступлений, исторических и философских рассуждений. Коммерсантовцы же предложили читателям почти иностранную газету. Во-первых, она была толстой — из 16-полосников на рынке была, пожалуй, только «Неделя». Во-вторых, необычным был   макет - газета четко поделила мир на постоянные рубрики — «Войны и происшествия» были на своем месте, а «Акции, инвестиции» — на своем. Многогранность мира, философские вопросы попали в рубрику «Все остальное». Однако, прежде всего, следует обратиться к истории создания газеты.

            Активно развиваясь, первая в  СССР информационная служба для  поддержки кооперативов «Факт»  весной 1989 г.  решила продолжить свою деятельность в качестве информационного агентства под новым названием «Постфактум». Затем произошла встреча основателя издательского дома «Коммерсантъ» Владимира Яковлева с Артемом Тарасовым — первым советским человеком, у которого хватило смелости объявить себя миллионером.  В разговоре с ним Яковлев задался вопросом: а почему бы не создать первое в стране частное независимое издание для регулярной публикации новостей о кооперативном движении? Новая газета началась с библиотеки. Именно туда отправились придумывать название нового издания несколько сотрудников кооператива «Факт». Им предстояло найти респектабельную, деловую, дореволюционную газету, которая прекратила свой выход в связи с большевистским переворотом. Новая газета новой страны должна была стать одновременно продолжательницей традиций предпринимательского класса дореволюционной России. Выбирать пришлось между двумя еженедельными изданиями — «Коммерсантъ» и   «Понедельник». Сегодня мало кто знает, что «Коммерсантъ» вполне мог оказаться   «Понедельником» — именно к этому поначалу склонялась вся редакция. Поскольку выпуск новой газеты предполагался именно по понедельникам (когда другие газеты не выходили), название казалось символичным. Но владелец нового издания Владимир Яковлев интуитивно выбрал все-таки «Коммерсантъ».

         В декабре 1989 года вышел нулевой  (пилотный) номер тогда еще еженедельной  газеты. А с 8 января 1990 года газета  стала выходить в регулярном  режиме. Первые же номера принесли  изданию успех. Газета с первоначальным тиражом 40 тысяч экземпляров и стоимостью 40 копеек  разлеталась мгновенно, - и вскоре спекулянты торговали ею в переходах метро по рублю за штуку. А уже через год тираж газеты вырос до 500 тысяч экземпляров. Столь неожиданный прорыв на рынок нового издания можно объяснить, конечно, и тем, что никакого рынка тогда еще не было. Все государственные издания были заняты «разбором полетов» за последние 70 лет  — обличали или защищали советскую власть. Для «Коммерсанта» же никакой советской власти словно не было. Он обращался к новой социальной группе, которую власть интересовала лишь в одном смысле: как сделать, чтобы она не мешала работать,  — к первым предпринимателям. И газета была им нужна как практический инструмент для работы — как точная сводка деловых новостей. 

         Успех — это внешнее, видимое  всеми. Вне поля зрения сторонних  наблюдателей оставалось то, посредством  чего этот успех был достигнут.  И здесь речь уже идет о  ряде фирменных ноу-хау «Коммерсанта»,  которые взяли на вооружение  многие российские издания. Яковлев с соратниками первыми ввели западный принцип подачи информации — «принцип перевернутой пирамиды»: в первых трех фразах сжато излагается суть информации: что, где, когда. Так появилась вводка  (lead в американской терминологии).  С тех пор это непременный атрибут любой заметки в любом издании «Коммерсанта».  После  вводки следуют подробности: только факты, никаких оценок, никакой морали и тем более никакой  «личной авторской и гражданской позиции». Краткость, осторожность в оценках, холодноватый отстраненный тон, ирония.  «Коммерсантъ» создали люди, которые пришли в бизнес одновременно с его читателями, если не раньше. Это давало им право разговаривать с аудиторией на равных. А иногда и свысока. Также, ссылки на источники информации тоже внедрил «Коммерсантъ» — как своего рода правило хорошего тона. До того журналисты смело предлагали читателям свои догадки, высказывали частное мнение делились наболевшим, а это могло увлечь только очень доверчивого читателя.

         Особая тема — заголовки. Они обязаны были привлекать внимание. В старой советской журналистике главным требованием к заголовку было благонадежность. В этом смысле самым проходным заголовком мог считаться, например, такой: «Речь товарища Лигачева на XIX пленуме КПСС». Лишь молодежно-комсомольские издания могли позволить себе подпустить романтики, и тогда в заголовках появлялись «синие небеса»,   «алые паруса» и проч. Однако читатели  «Коммерсанта» ценили свое время и желали сразу понимать, о чем идет речь в статье. Так заголовок приобрел вид связного и законченного предложения с подлежащим и сказуемым, посылающего сигнал: прочитай. Наткнувшись на фразу «Энергетикам светит но не греет», читатель уже был в курсе событий и сам решал, нужны ли ему подробности. Очень часто Яковлев требовал представить пять вариантов заголовков к заметке, выбирал из них лучший, потом требовал придумать еще пять, развивающих этот лучший, и так далее. Порой по установленной в редакции   «громкой связи» раздавался призыв к личному составу придумать заголовок к материалу на заданную тему. И работа над заголовком могла занять не меньше времени, чем написание самого материала. Кирилл Харатьян, заместитель шеф-редактора газеты «Коммерсантъ», в прошлом заведующий отделом иностранной прессы, делает акцент на том, что именно   «Коммерсантъ» был первой из российских газет, делавшей регулярный обзор иностранной прессы. 

Информация о работе Деловая пресса России (на примере газеты «Коммерсант»)