Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является всесторонний анализ деловой прессы России (на примере газеты «Коммерсант»).
Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ В РОССИИ……………………………………………………………………7
§ 2. СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДЕЛОВАЯ ПРЕССА И ЕЕ ТИПОЛОГИЯ…………………………………………………..……..…..27
§ 3. ВЕДУЩЕЕ ДЕЛОВОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ РОССИИ «КОММЕРСАНТ»………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………….…44
Список литературы………………………………………………………...…….46
2.1 Типологизация деловой прессы.
В рамках современной теории
журналистики необходимо
Деловая пресса — это особая информационная система, функции которой состоят в обеспечении бизнес-коммуникации, с единым категориальным признаком — деловой проблематикой, раскрывающей экономическую природу анализируемого предмета. В разных работах деловую периодику называют видом, типом или родом прессы.
В перечне конкретных функций деловой прессы можно выделить
следующие наиболее важные, охватывающие, как уже было упомянуто, бизнес-сферу, политическую и социальную сферы:
• распространение делового опыта, расширение делового кругозора;
• обеспечение аудитории оперативной коммерческой информацией (сводки, котировки, валютные курсы);
• стимулирование спроса на товары и услуги;
• обеспечение потребителей специальной информацией, касающейся тех или иных свойств продукции, услуг, процессов их производства и использования;
• анализ влияния коммерческой информации на экономику;
• обеспечение аудитории
• формирование положительного образа предпринимательства в сознании массовой аудитории;
• формирование идеологии бизнеса;
• влияние на органы власти и управления в целях принятия решений, способствующих развитию бизнеса;
Деловую информацию подразделяют на блоки:
Первый блок — это тексты, в основе которых анализ, прогноз развития различных отраслей экономики, финансовой сферы, конъюнктурные обзоры по отдельным видам и группам товаров.
Второй блок — биржевые сводки, котировки, товарные прейскуранты и т.п. Эта информация необходима для принятия оперативных решений в финансовой и биржевой сферах деятельности, при операциях с недвижимостью и товарами.
Третий блок информации обслуживает оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, сферу страховых, транспортных, развлекательных и т.п. услуг.
Четвертый блок — сообщения, содержащие факты из области предпринимательства и бизнеса.
Также, в деловой прессе зачастую встречаются заказные объявления от имени компании с целью донести определенную информацию до конкретного круга лиц. Например, информация от эмитента (компания, выпускающая акции) о дополнительной эмиссии акций для инвесторов.
По характеру отражения фактов, событий и типу канала распространения деловая информация делится на массовую и специализированную.
Дальнейшее развитие рыночных отношений предполагает все большую включенность массовой аудитории в процесс потребления деловой информации. Зафиксирован и особенно заметно растет интерес массовой аудитории к некоторым сегментам деловой информации — о надежности банков, котировке акций и т.п.
Важными определяющими признаками типологизации выступают тематическое направление и целевое назначение.
Список деловой тематики дает американский справочник «Business Information Sources»15 («Источники деловой информации»):бизнес и общеэкономические тенденции; статистика и экономические тренды; предприятия и их специфика; инвестиции; менеджмент; компьютеры и управление информационными системами; финансы; банкинг; страхование; недвижимость; налогообложение; аудит; внешнеэкономическая деятельность и международный менеджмент; маркетинг и реклама; торговля; рынки; кадры (управление персоналом); контроль качества продукции и обслуживание техники на предприятии; технологии.
Целевое назначение наиболее универсально характеризует существо издания, его предназначение, определяет читательскую аудиторию, читательский адрес, в нем отражается цель издания, его задачи и программа, конкретизирует характер и тип издания.
Итак, деловые печатные издания подразделяют на несколько видов: универсальные, специализированные, узкоспециализированные, профессиональные и точечные.
Деловые универсальные издания. В них наряду с экономической информацией присутствует освещение других сфер жизни общества — политики, культуры, спорта. Однако экономическая тематика преобладает. Основные функции универсальных изданий сводятся к информированию, разъяснению, общему анализу ситуации в экономике в любой из возможных форм (тексты, котировки, сводки, таблицы). Аудитория — широкая, не всегда имеющая прямое отношение к бизнесу и управлению.
Деловые специализированные издания. Здесь исключительно все материалы посвящены вопросам экономического характера. В их функции входят распространение делового опыта, расширение делового кругозора, обеспечение аудитории нормативной информацией, формирование идеологии бизнеса. Аудитория— значительно уже, нежели у универсальных изданий, является специализированной, представлена в основном менеджерами разного уровня, чиновниками.
Деловые
Деловые профессиональные издания — политематические и универсальные, но обладают профессиональной принадлежностью. Освещают не только профессионально значимые моменты для какого-либо вида деятельности, но и затрагивают различные стороны жизни человека как представителя того или иного профессионального сообщества (это как раз и отличает их от узкоспециализированных изданий). Аудитория узкая, специализированная. Функции: формирование идеологии бизнеса, содействие в установлении деловых связей, влияние на органы власти и управления.
К универсальному виду стремились «КоммерсантЪ» и «Финансовые известия», но «Финансовые известия» прекратили свое существование как самостоятельная газета, а эволюция «Коммерсанта» пошла в сторону универсального общеполитического издания. К числу специализированных деловых изданий в системе российской прессы, помимо «Финансовой газеты» и «Финансовой России», могут быть отнесены «Торговая газета», «Торгово-промышленные ведомости» и тлі. В то же время узкоспециализированные деловые издания широко представлены ежемесячными журналами «Бухгалтерский учет», «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии», «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», «Архитектурный вестник», «RRE» (Русская недвижимость), «Инвестиции в России», «Камень и бизнес», «Архитектура, строительство, дизайн», «ОЭС-1» и т.д. Профессиональные издания: журналы «Финансист», «Банкир». К «точечным» изданиям принято относить бюллетени, напр. аналитический ежеквартальник «Банки: мировой опыт», бюллетени издательского дома «Экономическая газета», относящиеся к газете «Экономика и жизнь».
Что касается аудитории. Потенциальная аудитория российской деловой прессы неоднородна. Интересы ее очень сильно раздроблены, газеты не успевают их проследить, не успевают завладеть вниманием этих людей. Основная причина кризиса, который испытывает газетный рынок, — кризис читательского интереса. Сегодня аудитория не может осознать, структурировать свой интерес — что она на самом деле хочет, а журналисты и издатели не знают, что нужно аудитории.
Следовательно, можно сделать
вывод о том, что деловая
пресса— это многогранный, многоаспектный
феномен современности.
§ 3. ВЕДУЩЕЕ ДЕЛОВОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ РОССИИ «КОММЕРСАНТ».
Рассмотрим газету «
Сегодня то, что десять лет
назад было открытием «
Активно развиваясь, первая в
СССР информационная служба
В декабре 1989 года вышел нулевой
(пилотный) номер тогда еще еженедельной
газеты. А с 8 января 1990 года газета
стала выходить в регулярном
режиме. Первые же номера принесли
изданию успех. Газета с
Успех — это внешнее, видимое
всеми. Вне поля зрения
Особая тема — заголовки. Они обязаны были привлекать внимание. В старой советской журналистике главным требованием к заголовку было благонадежность. В этом смысле самым проходным заголовком мог считаться, например, такой: «Речь товарища Лигачева на XIX пленуме КПСС». Лишь молодежно-комсомольские издания могли позволить себе подпустить романтики, и тогда в заголовках появлялись «синие небеса», «алые паруса» и проч. Однако читатели «Коммерсанта» ценили свое время и желали сразу понимать, о чем идет речь в статье. Так заголовок приобрел вид связного и законченного предложения с подлежащим и сказуемым, посылающего сигнал: прочитай. Наткнувшись на фразу «Энергетикам светит но не греет», читатель уже был в курсе событий и сам решал, нужны ли ему подробности. Очень часто Яковлев требовал представить пять вариантов заголовков к заметке, выбирал из них лучший, потом требовал придумать еще пять, развивающих этот лучший, и так далее. Порой по установленной в редакции «громкой связи» раздавался призыв к личному составу придумать заголовок к материалу на заданную тему. И работа над заголовком могла занять не меньше времени, чем написание самого материала. Кирилл Харатьян, заместитель шеф-редактора газеты «Коммерсантъ», в прошлом заведующий отделом иностранной прессы, делает акцент на том, что именно «Коммерсантъ» был первой из российских газет, делавшей регулярный обзор иностранной прессы.
Информация о работе Деловая пресса России (на примере газеты «Коммерсант»)