Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:22, диссертация
В предлагаемом пособии авторами предпринята попытка систематизировать исторические и теоретико-методологические знания о процессе зарождения и развития профессиональной сферы Паблик Рилейшнз, раскрыть особенности и тенденции ее развития, определить наиболее актуальные проблемы функционирования и обозначить возможности и перспективы ее дальнейшего совершенствования. становления
ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………………………………………… 4
Глава 1. Основные факторы и первоистоки зарождения сферы
Паблик Рилейшнз ………………………. .……………………………………………… 7
Глава 2. Происхождение профессиональных моделей и основные направления деятельности Паблик Рилейшнз на различных этапах развития человеческой цивилизации …………………………………………………...…………………………… 16
Глава 3. Становление и развитие профессиональной сферы Паблик Рилейшнз
в США ………………………………………………... ………………………………. 24
Глава 4. Основные функции и профессиональные особенности сферы деятельности ПР-специалистов ……………………………...…………………… 42
Глава 5. Основные модели и актуальные проблемы глобализации Паблик Рилейшнз как сферы профессиональной деятельности в современном мире... 54
Глава 6. Основные тенденции и проблемы становления российского рынка
ПР - услуг …………………………………………………..…………………………… 67
Глава 7. Международные и российские профессиональные объединения и кодексы профессионального поведения специалистов сферы
Паблик Рилейшнз …………………………………………………………………..… 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………. 92
ЛИТЕРАТУРА ……………..……………………………………………………………… 97
С 1996 г. начинает выходить первый периодический профессиональный ПР-журнал «Советник», который в дальнейшем дополняется масштабным Интернет-порталом. В 2002 году добавляются такие ПР-издания как «Со-общение», «PR в России», «PR-диалог», «Новости СМИ».
В 1997 г. учреждается Национальная премия в области развития связей с общественностью «Серебряный лучник», которая, по существу, становится первым сертификатом качества ПР-услуг на отечественном рынке. Спустя три года появляется Всероссийская премия студенческих работ в области связей с общественностью «Хрустальный апельсин».
В 1999-2002 г.г. составляются профессиональные рейтинги российских ПР-агентств, число которых в опросном листе 2002 года достигает более 100.
В мае 2000 г. по инициативе РАСО создается Общественный комитет по профессиональной сертификации в области связей с общественностью и в 2001 г. принимается Кодекс профессиональных и этических принципов.
В 2003 г. появилась Российская ассоциация студентов по связям с общественностью (РАССО), университетские отделения которой работают сегодня по всей стране, реализуя самые разнообразные проекты. Многие профессионалы сегодня с готовностью идут на контакт со студенческими организациями. По мнению А. Русакова, председателя Студенческой секции Северо-Западного отделения РАСО, студенты должны знать как успехи отечественных практиков, так и ошибки, которые неизбежны на начальном этапе становления профессии Тесное сотрудничество профессиональных ассоциаций со студенческими призвано повысить уровень образования, сделать его соответствующим реалиям рынка96.
В последнее время все активнее развиваются региональные профессиональные сообщества: созданы Северо-Западное и Уральское отделения РАСО, Нижегородское, Саратовское, Волгоградское и Ивановское представительства РАСО; возникли независимые региональные объединения: Дальневосточная, Поволжская, Оренбургская, Южно-Уральская, Тюменская, Красноярская ассоциации по связям с общественностью.
Несмотря на перечисленные выше показатели активного развития рынка ПР-услуг в России, существует немало проблем в этой сфере. Одной из наиболее актуальных является проблема сертификации и лицензирования ПР-структур.
Вопрос о лицензировании,
т. е. государственном признании
правомочности деятельности, компаний
в сфере ПР-услуг остается открытым.
Когда РАСО, придя к выводу о
необходимости регулирования
Что же касается профессиональной сертификации в области связей с общественностью, то многие операторы российского ПР-рынка сходятся во мнении, что данная процедура вполне возможна без четкого определения деятельности и необходимость в ней вызвана, с одной стороны, задачей обезопасить клиентов от «услуг» дилетантов, а с другой – уберечь профессиональное сообщество от подрыва его же собственного авторитета99.
В сентябре 2000 г. членами Исполнительного совета РАСО был утвержден Кодекс профессиональной сертификации в области связей с общественностью, в основе которого лежат принципы, заложенные в Лиссабонском кодексе профессионального поведения в области ПР, Римской хартии и других документах международных профессиональных организаций CERP, IPRA и ICO. Согласно данному Кодексу, общественная сертификация специалистов и организаций, профессионально занимающихся деятельностью по организации массовых коммуникаций и связей с общественностью, проводится в целях:
- создания условий для равноправной профессиональной деятельности специалистов и организаций на едином рынке консалтинговых и ПР услуг в Российской Федерации, а также для участия в международном профессиональном сотрудничестве;
- содействия
заказчикам услуг по связям
с общественностью в
- контроля за
соблюдением прав и свобод
граждан, этических норм и
Изучив различные варианты мировой практики, члены ОКСО не нашли такого, который бы полностью отвечал требованиям российской действительности, и в результате долгих дискуссий пришли к выводу, что наиболее перспективной и приемлемой на нынешнем этапе является добровольная сертификация на базе заявительно-регистрационной, а не разрешительной, схемы. При этом было решено утвердить два вида сертификации - для физических лиц и для организаций.
Обладателями первых сертификатов стали российские ПР-агентства-члены РАСО: Международный пресс-клуб, «PRопаганда», «PR PASSAT», «Publicity PR», «Михайлов и Партнеры», «Никколо М», «ИМА-Консалтинг», «Корпорация "Я"», «Миссия-Л», «ИМИДЖ-Контакт».
Несмотря на определенную пользу введения сертификации отношение к ней в среде российских ПР-специалистов неоднозначное. К положительным моментам относится достижение большей открытости и структурированности рынка ПР и консалтинга, приобретение репутации в профессиональной и клиентской среде, установление минимальных стандартов качества, противодействие оказанию некачественных услуг. Основной проблемой многие руководители ПР-агентств называют определение критериев оценки деятельности компаний и ПР-практиков, считая их «излишне демократичными». 100 баллов по предлагаемой ОКС шкале, два поручительства и взнос в размере 80 у.е. (для физических лиц) и 90-150 у.е. (для организаций), по мнению С. Михайлова («Михайлов и Партнеры»), является недостаточным для получения свидетельства о профессионализме, необходимы «хотя бы простейшие экспертиза и аудит»101. С. Трофименко («PR PASSAT») считает, что должны быть разработаны жесткие критерии, «свидетельствующие о том, что обладатель сертификата представляет добросовестную, надежную организацию, с которой можно работать»102. С точки зрения А. Чумикова, особенно жесткие требования надо предъявлять к физическим лицам, т.к. «если сертификат смогут получить практически все желающие, он просто потеряет свою ценность и девальвируется»103. И все-таки большинство ПР-специалистов сходятся во мнении, что главным критерием профессионализма является репутация и этические принципы работы претендента на сертификат.
В современной России, как и во всем цивилизованном мире, Паблик Рилейшнз функционируют в различных сферах деятельности.
Наибольшее развитие с самого начала становления ПР получил политический ПР, который в основном сводился к работе с кандидатами на выборах и продолжением работы с ними после избрания. В последние годы ситуация на рынке политических услуг становится все более зависимой от новых законов и изменившихся условий финансирования избирательных кампаний. Это приводит к снижению бума вокруг политического ПР и требует более серьезного и ответственного подхода к организации связей с общественностью в этой сфере. В 2001 г., согласно экспертному опросу руководителей ПР-компаний, проводимому РАСО, примерная емкость рынка политического консалтинга составляла около 300 млн. долларов, но ПР-агентствами осваивалась только половина104.
Все большую силу набирают связи с общественностью в государственных структурах (государственный ПР). В федеральных и местных органах власти активно работают пресс-службы, информационно-аналитические управления и отделы, центры общественных связей и другие ПР-структуры. Особое место в государственном ПР занимает деятельность соответствующих структур в силовых ведомствах (армия, милиция, федеральная служба безопасности и др.). В 2001 г. консорциум трех агентств «Треугольник» («ИМИДЖ-Контакт», «Михайлов и Партнеры», «Р.И.М.») приступили к реализации проекта стоимостью свыше 1,5 млн. долларов по обслуживанию кредита Всемирного банка по информационному обеспечению пенсионных реформ в России105.
Достаточно продвинутой сферой в связях с общественностью в нашей стране можно считать коммерческий ПР (бизнес-ПР). Сегодня ни одна коммерческая организация не может иметь успеха в бизнесе без хорошо налаженной деятельности служб по связям с общественностью.
Все большее распространение получают интегрированные маркетинговые коммуникации. Согласно тому же опросу оборот бизнес ПР в 2001 году был оценен в 120-150 млн. долларов без учета собственных средств компаний, которые расходуются на нужды ПР-обеспечения деятельности106.
Одной из главных особенностей промышленного ПР является то, что значительная часть промышленности управляется правительством и в силу этого ПР-службы сталкиваются не только с проблемами формирования положительного имиджа компании, но и с проблемами преодоления бюрократических проволочек107. Для специалистов по связям с общественностью в этой сфере особой группой общественности выступают государственные чиновники.
Все большее внимание уделяется Паблик Рилейшнз в культурно-развлекательной сфере и в спорте. Культурно-развлекательная индустрия (развитие общественных парков, курорты и отели, шоу-бизнес и т. д.) и спорт сегодня превратились в большой бизнес, где требуется соответствующая ПР-поддержка.
Определенные тенденции развития ПР наблюдаются и в социальной сфере, особенно в учреждениях здравоохранения - фармацевтических компаниях, клиниках, научно-исследовательских медицинских центрах и т. д. Серьезным препятствием на пути развития ПР в социальной сфере является ее недостаточное финансирование со стороны государства.
Необходимо отметить, что российские ПР-компании привлекают мировые компании, работающие в нашей стране, прежде всего знанием отечественных реалий и невысокими ценами за свои услуги. Западные клиенты обращаются к российским специалистам по корпоративному ПР с несколькими типовыми запросами. Прежде всего, их интересуют возможности лоббирования интересов их корпораций на федеральном и региональном уровнях: изменение в благоприятную для них сторону ставок таможенных пошлин, принятие выгодных стандартов продукции, регулирование отношений с администрацией районов, где находятся производственные мощности компании.
Кроме того, западные компании обращаются в российские ПР-агентства с запросом обеспечить информационную поддержку процесса расширения их бизнеса. В частности – на ПР-сопровождение выхода компаний на новые рынки, на представление новой продукции, на преодоление региональной или страновой специфики потребительского поведения и решение задач локального характера (сопровождение благотворительной и спонсорской деятельности компаний, придание ей социально ориентированного характера и проведение других акций и мероприятий).
Третий тип запроса иностранные компании формируют исходя из потребности в консалтинге относительно того, что касается национальной специфики России. Речь идет о том, как правильно коммуницировать те или иные события, как правильно определить особенности восприятия той или иной аудитории потребителей, как вести переговоры и выступать публично, каковы системы взаимных влияний на информационном пространстве России. Как правило, выполнение контрактов с российскими ПР-агентствами контролируется специалистами по ПР и коммуникациям в США или Западной Европе. И этот контроль, по мнению С. Михайлова, ненавязчив и мало заметен, поскольку западные компании в целом достаточно лояльно относятся к российским ПР-специалистам и в большинстве случаев соглашаются с предлагаемыми ими подходами и креативными решениями108.
Работа ПР-агентств с российскими компаниями, выходящими на мировой рынок, имеет свою специфику. На фоне усиливающейся глобализации адаптация к условиям мирового рынка требует не только существенной реорганизации внутренней структуры бизнеса компаний, но и совершенно иной системы коммуникаций, как на уровне менеджеров, так и через СМИ. В этом случае проблема коммуникации во многом сводится к утверждению единых ценностных понятий: западное бизнес-сообщество ожидает, что российские партнеры будут разделять общепринятые в мире нормы и правила ведения бизнеса.109 Однако это не всегда происходит.
Проанализировав и обобщив мнения российских специалистов в области ПР, мы определили основные тенденции развития российских Паблик Рилейшнз на современном этапе.
Во-первых, необходимо отметить, что начался процесс переосмысления самой миссии российского ПР-сообщества. Если раньше говорили о необходимости формировать у представителей политической и бизнес-элит всего лишь понимание необходимости связей с общественностью, то сейчас речь идет о том, как этот уже успешно встроенный механизм управления и регулирования общественных отношений отлаживать и совершенствовать в современных реалиях российской действительности. С точки зрения Е. Москвина, генерального директора коммуникационной группы «Корпорация Я», наиболее продуктивно такой диалог происходит в рамках РАСО - своеобразного профсоюза отечественных ПР-специалистов, которые перешли на более высокий уровень общения с теми, кто использует Паблик Рилейшнз как инструмент в политике, бизнесе, установлении современных корпоративных отношений110.
Важной тенденцией является то, что все больше западных компаний обращается к российским агентствам за ПР-услугами. Наша ПР-индустрия, как и в целом, экономика страны, уверенно интегрируется в мировую экономику, активно взаимодействует с международными организациями. Большинство крупных отечественных агентств либо вступило, либо установило ассоциированные отношения с крупнейшими международными сетями в области Паблик Рилейшнз, такими, как “Worldcom PR Group”, “Porter Novelli”, “Edelman”, “Hill&Knowlton”, “Ketchum”, “Weber Shandwick Group” и др. По мнению Е. Москвина, сотрудничество с ними не только обеспечивает приток клиентов, но и подтягивает уровень российских услуг в области связей с общественности до мирового уровня111.
Одновременно
с развитием международных
Если семь-восемь лет назад в стране преобладал политический ПР, в настоящее время важнейшую роль играет репутационный ПР. Руководители крупных корпораций осознали, что успех их деятельности, место, занимаемое ими в обществе, зависят не только от эффективных технологий и объема производства, но и от того, как воспринимаются результаты их труда, какова их репутация112.
Еще одной тенденцией современного этапа развития российского ПР является осознание руководителями средних и мелких компаний необходимости устанавливать гармоничные отношения с обществом и заботиться о своей репутации и имидже. Именно поэтому наряду с крупными агентствами полного цикла, ориентированными на обслуживание крупных корпораций, в российском ПР-сообществе успешно функционируют небольшие компании, которые активно работают на своем уровне. В этом случае мы говорим о ПР как особой функции управления, важной составляющей современного менеджмента компании.
Информация о работе Исторические этапы становления журналистики