Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:02, контрольная работа
Реформа печати. В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2058). 6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.
В 1839 начинается второй период его деятельности, связанный со становлением и развитием славянофильства. Принял участие в дискуссии между славянофилами и западниками, осуждая крайние позиции К.Аксакова и А.Хомякова (статья "В ответ А.С.Хомякову"). В эти годы Киреевский пробует силы в прозе (рассказ "Царицынская ночь", роман "Две жизни", повесть "Остров").
В 1845 становится неофициальным редактором журнала "Москвитянин", издававшегося Погодиным, но из-за разногласий с ним выпустил только три номера. Из статей Киреевского в "Москвитянине" особенно замечательно его "Обозрение coвременного состояния литературы". Как характерную черту своего времени, Киреевский отмечает прежде всего в своей статье падение бескорыстного интереса к явлениям чисто литературным: словесность изящная заменилась словесностью, так сказать, журнальною, в которой "мысль подчинена текущим обстоятельствам, чувство приложено к интересам партии, форма приноровлена к требованиям минуты". Продолжая разрабатывать проблему национальной самобытности русской культуры, публикует в славянофильском "Московском сборнике" статью "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России". Указывает три основных начала просвещения европейских народов: христианство в форме римской церкви, образованность языческого миpa и возникшую из насилия завоевания государственность. Все эти три элемента Запада были совершенно чужды древней Руси. Русский народ устраивался самобытно.
В "Русской беседе" (1856) была напечатана последняя статья Киреевского "О необходимости и возможности новых начал для философии".
Петр Васильевич, младший брат И.В. Киреевского. В сер. 1820-х Киреевский установил литературные и дружеские связи с Хомяковым, Шевыревым, Веневитиновым, вместе с братом входил в “Общество любомудрия”.
Первые литературные опыты Киреевского относятся к 1827 (с публикации в “Московском вестнике” изложения “Курса новогреческой литературы”). В 1829 — 30 выезжал вместе с братом в Германию. Свои славянофильские взгляды на историческое развитие России Киреевский изложил в статье “О древней русской истории. Письмо к М. П. Погодину” (“Москвитянин”, 1845).
В 1840-50-е Киреевский усиленно занимался собиранием и изучением памятников русского фольклора. Народные песни и сказания Киреевский начал собирать в 1831 в Московской, затем в Новгородской и Тверской губ. Некоторые из них (духовного содержания и свадебные) были изданы в 1847 — 56 в журналах и сборниках. Полностью изданы уже после его смерти (“Песни, собранные Киреевским”, вып. 1 — 10, 1860 — 74, новая серия вып. 1 — 2, 1911—28). Киреевский собрал тысячи текстов лирических и исторических песен, народных былин.
11.Славянофильские
Славянофильские журналы -- "Москвитянин" (1841-1856) М.П.Погодина, "Русская беседа" (1856-1860) А.И.Кошелева и И.С.Аксакова.
Статьи славянофилов выходили в "Москвитянине", а также в различных сборниках -- "Сибирский сборник" (1844), "Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных" (1845), "Московские сборники" (1846, 1847, 1852). Славянофилы издавали журналы: "Русская беседа" (1856-60), "Сельское благоустройство" (1858-59); газеты: "Молва" (1857), "Парус" (1859), "День" (1861-65), "Москва" (1867-68), "Москвич" (1867-68), "Русь" (1880-85).
Наиболее известным журналом славянофилов и патриотов была "Русская беседа", которая выходила в Москве с 1856 по 1860 г., первые три года -- раз в квартал, в 1859 г. -- один раз в два месяца, а в 1860 г. было выпущено две книжки. "Беседу" редактировали: 1856-- 1857 гг. А. И. Кошелев (издатель-редактор) и соредактор Т. И. Филиппов, в 1858 г. -- один Кошелев, с августа 1858 г. заведовал редакцией И. С. Аксаков.
В журнале печатались материалы славянофилов - (кроме названных выше редакторов) Хомякова, И.В. Киреевского, С.Т. Аксакова, К.С. Аксакова, Ю.Ф.Самарина.
В "Русской беседе" печатались
по отделу словесности А. К.
Толстой, Н.П. Гиляров-
В "Русской беседе" были отделы изящной словесности, науки, критики, обозрения, смесь, жизнеописания; печатались произведения С.Т.Аксакова, В.И.Даля, "Доходное место" А.Н.Островского, стихи А.С.Хомякова, Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, И.С.Аксакова, И.С.Никитина, Т.Г.Шевченко, неизданные стихи Е.А.Баратынского, В.А.Жуковского, Н.М.Языкова, рассказы Щедрина "Госпожа Падейкова" и Марко Вовчок "Маша". Наиболее значительными статьями в разделах "Наука" и "Критика" были: "О необходимости и возможности новых начал для философии" И.В.Киреевского, "Предсмертное неоконченное сочинение" А.С.Хомякова, "О правде и искренности в искусстве" А.А.Григорьева, "Два слова о народности в науке" Ю.Ф.Самарина и др.
"Русская беседа" декларировала славянофильскую доктрину, приспособленную к новым условиям эпохи 60-х годов.
-
защищали устои жизни,
- критиковали реформы Петра I и социально-политические преобразования на Западе
- отстаивали так называемый "принцип народности"
- пропагандировали
православие как абсолютную
- неизменной
частью славянофильского
- Журнал выступал за свободу слова по формуле: царю - полноту власти, народу - свободу мнений.
. Издателями "Русской беседы" в 1858 г. было решено издавать "прибавление к "Беседе" -- "Сельское благоустройство", журнал, исключительно посвященный этой теме. Редактором "Сельского благоустройства" был А. И. Кошелев. На страницах приложения авторы рассуждали о крестьянской реформе.
В полемике с журналом "Сельское благоустройство" по крестьянскому вопросу журнал "Современник" проводил мысль о необоснованности какого бы то ни было выкупа, выступал за безвозмездную передачу земли крестьянам. Журнал требовал предоставления крестьянам всех гражданских прав наравне с другими сословиями, настаивал на освобождении мужика от любой зависимости от помещика. Только в случае передачи всей земли крестьянству, не обремененному повинностями, можно надеяться на благополучный исход земельной реформы. "Современник" обвинял славянофилов в том, что более всего их интересует, как отразится реформа на помещиках, а судьба угнетенных крестьян их не интересует.
Популярные среди духовенства и помещиков журналы "Русская беседа" и "Сельское благоустройство" не пользовались особым вниманием демократического читателя. Тиражи этих журналов были незначительны. Кроме того, издатели плохо справлялись с организационной стороной печатного дела, и "Русская беседа", и "Сельское благоустройство" перестали выходить в 1859 г.
Выпускались в 60-е годы и другие славянофильские издания: газеты "Молва", "Парус" и "День". Надзор за газетами со стороны правительства был более строгим, чем за журналами, издания просуществовали недолго. К.С. Аксаков - автор и редактор этих славянофильских изданий в конце 1850-х годов сблизился с московским купечеством, в том числе с И.Ф. и Н.Ф.Мамонтовыми и известным издателем К.Т.Солдатенковым, которые материально поддерживали его издания.
"Молва"
выходила в Москве под
Газета "Парус" посетовала на цензуру, выступила в защиту свободы слова, и была закрыта на втором номере.
Более
долговечной оказалась
12. Журналы Ф.М. и
М.М. Достоевских и их
“Время”, литературно-политический
журнал патриотического направления,
выходил в Петербурге в 1861-1863. Издатель
М.М. Достоевский, при ближайшем участии
Ф.М. Достоевского. Считался органом
“почвенничества”, близкого славянофильству.
Выступал за реформы и прогресс,
но не на западной, а на национальной
русской основе, опираясь на исторические
традиции русского народа (статьи Ф.М.
Достоевского, Н.Н. Страхова, А.А. Григорьева).
Журнал вел борьбу против нигилистов.
Критикуя, с одной стороны, поместное
дворянство, чиновничью бюрократию, а
с другой – западно-европейскую
буржуазную культуру, журнал призывал
верхние классы общества, оторвавшиеся
от народа, к сближению с «почвой».
Журнал вел ожесточенную полемику с
«Современником», отрицая возможность
революционных преобразований, отстаивая
идею мирного пути развития России.
В области эстетики журнал выступал
как против теории «искусства для
искусства», так и против революционных
демократов, связывавших литературу
с актуальными задачами освободительного
движения. Прогрессивный характер имела
полемика «В.» с «Русским вестником»
М.Н.Каткова. Журнал был закрыт в
апреле 1863 года в связи со статьей
Н.Н.Страхова «Роковой вопрос», которая
в правительственных кругах была
ошибочно расценена как философски-
«Эпоха» (1864-1865) - журнал М.М. и Ф.М. Достоевских. Издавался в Санкт-Петербруге. После закрытия "Времени" редакция не оставляла попыток возродить журнал. Разрешения продолжать издание М.М.Достоевский добился к январю 1864 г. с условием изменения названия.
В "Эпохе" публиковались произведения Ф.М.Достоевского ("Записки из подполья", "Крокодил"), И.С.Тургенева ("Призраки"), Н.С.Лескова ("Леди Макбет Мценского уезда"), переводная литература.
Круг сотрудников "Эпохи" поменялся по сравнению с предшествующим журналом. В июне 1864 г. умер М.М.Достоевский, в сентябре того же года - другой яркий сотрудник "Времени" - Ап.Григорьев. Заботы по ведению журнала легли на плечи Ф.М.Достоевского (официально редактором был утвержден А.У.Порецкий), что не могло не сократить авторское участие писателя в новом журнале.
Подписка на "Эпоху" в 1864 г. не превысила 1 300 экз. Финансовые и организационные сложности не позволили "Эпохе" повторить успех "Времени", и в марте 1861 г. редакция прекратила издание журнала.
Вся история
второго журнала братьев
Такую программу,
с общей ориентацией на великий
творческий идеал - русскую литературу
- Достоевский и стремился
В 1861 Достоевский помещает в ноябрьской книжке «Время» статью о новой газете Ивана Аксакова «День». При всем уважении редактора и при некоторых совпадениях во взглядах (община, самобытность народа), ФМ выступил против сф учения. Он говорит, что несомненна общественная роль литературы (з). Притом он указывает на некоторые ошибки западников, но говорит о сочувствии к ним «массы общества». ФМ видит значение петровской реформы в том, что она внесла «великий элемент общечеловечности» и поставила его «как главнейшую цель всех стремлений русской силы и русского духа». Полемика продолжилась в 1862 г. в статьях «Два лагеря теоретиков», «Девятнадцатый нумер “Дня“». Автор упрекает сф за беспощадные обвинения общества во лжи, за слепую вражду к молодому поколению, «материалистам и коммунистам», за теоретический подход к жизни.
1876 - Достоевский начинает издавать
моножурнал "Дневник писателя".
Январский выпуск (2000 экз.) расходится
в два дня, печатается