Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:02, контрольная работа
Реформа печати. В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2058). 6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.
Путь Чехова в «большую» литературу, в лучшие журналы лежал через «Новое время» Суворина.
Благодаря Чехову короткий рассказ прочно закрепился не только в юмористической журналистике, но и на газетной полосе конца XIX - начала XX в. Рассказ-миниатюра оказался годен не только для мелкотемья, Чехов вложил в него глубокое содержание, которое подчас по своему значению соперничало с содержанием романов и повестей. Он добился небывалой емкости рассказа-миниатюры, не нарушая при этом основных требований жанра («Злоумышленник», «Дочь Альбиона» и др.). Жесткие рамки излюбленного газетчиками-юмористами жанра - короткого рассказа - были взорваны изнутри. 1888 г. начинает работать в журнале «Северный вестник». Здесь печатаются его знаменитые рассказы «Степь», «Огни», «Скучная история». Спустя год Чехов, благодаря участию Короленко, входит в редакцию журнала «Русская мысль», где дебютирует «Палатой № 6». Заслуги Чехова в создании жанра новеллы общепризнаны. Палитра Чехова-новеллиста весьма разнообразна: тут и новеллы драматические («Барыня», 1882;«Верба», 1883;«Осенью», 1883), юмористические(«В цирюльне», 1883) и драматическо-сатирические («Баран и Барышня», 1883; «Смерть чиновника», 1883; «Устрицы», 1884).
Но еще до этого, в 1890 г., в жизни Чехова произошло не менее важное Событие - поездка на остров Сахалин, результатом которой явилась его известная книга очерков о Сахалине.
24. Очеркистика Чехова: книги очерков о Сахалине и Сибири.
Книга
«Остров Сахалин» вместе с путевыми
письмами «Из Сибири» составляет
особую главу в жизни и творчестве
Чехова. В самом выборе маршрута
и цели поездки сказались большая
смелость и самостоятельность писателя.
Чехов не шутил, когда писал, что
может не вернуться из путешествия.
Идея путешествия созрела не сразу.
Чехов говорил, что еще в год
окончания университета у него родилась
мысль создать серьезный труд,
диссертацию и тем самым отдать
должное избранной профессии
врача. Это желание серьезно послужить
науке было одним из первых мотивов.
Недаром Чехов в письмах
Чехов видел по пути много грубого, тяжелого, столкнулся с диким произволом и хамством царских чиновников, кулаков и жандармов. Книга о Сахалине сочетала в себе глубину и точность подлинно научного исследования с художественностью. Она явилась сильным разоблачительным документом, хотя повествование в ней ведется внешне бесстрастно, без обличительных монологов и восклицательных знаков. Но Чехов достигал тем большей силы воздействия на читателя, чем объективнее и «спокойнее» выглядело его богатое по содержанию исследование. В очерках о Сахалине Чехов рассказывает о тяжелых условиях жизни и труда каторжных и вольнонаемных, что усугублялось тупостью и недобросовестностью мелких чинов царской администрации, их наглостью и произволом. администрация не знала даже точно, сколько населения на острове, и Чехов проделал огромную работу, проведя перепись жителей Сахалина. Сходство условий жизни русского крепостного и каторжника лишний раз говорит об остроте социальных противоречий в России. Такой, по существу, научный вывод, к какому пришел Чехов, наблюдая жизнь на Сахалине, убедительно подтверждает демократический характер его восприятия действительности. «Сахалин действительно проклятый остров. Потому что порядок жизни определялся произволом администраторов. Царство произвола - вот что такое остров Сахалин. Но если это так, то вся Россия - остров Сахалин, ибо в каждой губернии тот же дикий произвол администрации».(ЧЕХ) Вся Россия 80-х годов XIX в. напоминала огромную тюрьму, отданную во власть царских администраторов. В этом отношении очерки «Остров Сахалин» перекликаются с рассказом «Палата № 6».
В своей книге
«Остров Сахалин» Чехов поставил
ряд важнейших экономических
проблем дальнего прицела. И эта
сторона его публицистического
труда весьма поучительна с профессионально-
25. Журнал «Дело» и народническая публицистика 1860-х - 1870-х гг.
Существовал на протяжении восемнадцати лет, с 1866 по 1884 г. Связь его с «Русским словом» сказалась и в составе сотрудников, и в общем направлении журнала. Вражда к существующему самодержавному строю и всем пережиткам крепостничества, борьба за экономический прогресс, за просвещение и свободу, защита интересов широких народных масс, пропаганда материализма в естествознании, сочувствие и помощь революционному подполью – вот что характеризует как первый, так и второй печатный орган Благосветлова.
Журнал «Дело» был задуман Н.И. Шульгиным еще в пору выхода «Русского слова» и «Современника». После закрытия демократических органов в 1866 г. между редактором «Русского слова» Благосветловым и Шульгиным состоялось соглашение о выпуске «Дела» как непосредственного продолжателя журнала «Русское слово».
Официальным редактором «Дела» до 1880 г. оставался Шульгин, но его фактическим руководителем все это время был Благосветлов. Кроме них, непосредственное участие в делах редакции в 70-е годы принимал также А.К. Шеллер-Михайлов, которому было поручено редактирование беллетристического отдела.
вокруг «Дела» собрались основные авторы прежнего журнала Благосветлова. Освобожденный в ноябре 1868 г. из крепости Д.И. Писарев согласился сотрудничать в «Деле» и напечатал несколько статей, в том числе «Образованная толпа» – разбор сочинений Ф.М. Толстого (1867, №3, 4) и «Будничные стороны жизни» (иначе: «Борьба за жизнь») – о романе Достоевского «Преступление и наказание» (1867, №5 и 1868, №8). Большое участие в «Деле» принял Шелгунов, который после ухода Писарева стал ведущим публицистом журнала.
Кроме Писарева, Шелгунова, Шеллера-Михайлова, из авторов «Русского слова» в «Деле» выступали также П.Н. Ткачев, И.В. Федоров-Омулевский, Д.Д. Минаев, А.П. Щапов, Н.Ф. Бажин, Эли Реклю.
Отобрать права у издателя по закону все же не представлялось возможным, так как журнал «Дело» был разрешен за несколько дней до закрытия «Русского слова» и юридически являлся совершенно самостоятельным; тогда возник план цензурного удушения журнала.
В августе 1866 г. начальник Главного
управления по делам печати в секретном
письме начальнику Третьего отделения
сообщил о необходимости
В «Деле» запрещались такие материалы, которые беспрепятственно проходили в других периодических изданиях, даже в «Искре». Нередко больше половины подготовленных редакцией материалов попадало под запрет.
Однако журнал упорно боролся за свое существование. Благосветлов умело обходил цензурные препятствия и не давал возможности изменить характер и направление издания.
У «Дела» вскоре сложился определенный
круг постоянных читателей. Журнал был
распространен в обеих
каждая книжка журнала состояла из двух основных отделов: первый – беллетристика и статьи научного содержания, второй – публицистика, объединенная под рубрикой «Современное обозрение». Общественно-политическое направление «Дела» особенно ясно выражалось в его публицистике. Публицистический отдел был ведущим в журнале Благосветлова. Здесь постоянно сотрудничали: Шелгунов, автор многочисленных статей и большого числа «Внутренних обозрений», фельетонист Минаев, беллетрист Станюкович, Эли Реклю – иностранный обозреватель журнала, историки и социологи: Ткачев, Щапов, Берви-Флеровский, Лавров, Тихомиров и др.
Журнал «Дело» так же, как и
«Отечественные записки», издавался
в годы широкого распространения
идеологии народничества. Это не
могло не сказаться на его содержании
и составе сотрудников. В «Деле»
народнический этап русского освободительного
движения отразился весьма своеобразно,
что не позволяет в целом считать
этот периодический орган
народники (Русанов) жаловались, что,
пользуясь монопольным
Главное внимание журнал «Дело» сосредоточил на борьбе с пережитками крепостничества и самодержавием. Реформа 1861 г., по глубокому убеждению публицистов «Дела», не изменила бедственного положения народных масс.
Систематически из номера в номер,
в разных отделах и статьях
под благовидными предлогами, чаще
всего в форме «научного
Резко критикует журнал политику царского
правительства в области
Непримиримо и резко отзывался о русских либералах и редактор издания Благосветлов в статьях «Старые романисты и новые Чичиковы», «Новые вариации на старую тему» и др.
Журнал открыто сочувствовал революционной
борьбе западноевропейского
В конце 60-х и в 70-е годы журнал
в статьях своих ведущих
В начале 80-х годов, накануне крупных стачек текстильщиков в Центральном промышленном районе (Владимир, Орехово-Зуево) журнал поместил ряд материалов, связанных с рабочим движением: статьи «Русский рабочий» Шашкова (1884, №5, 6), «Хроника рабочего труда» Приклонского (1883, №1), «Наша фабричность» Онгирского (1883, №1) и др.
Публицисты «Дела» во главе с Шелгуновым, несмотря на отдельные заблуждения, способствовали правильной постановке рабочего вопроса в России 70-х годов, вопреки попыткам Каткова, Страхова и прочих представителей официальной идеологии принизить значение этого вопроса.
Журнал вел неустанную пропаганду
науки, оставшись верным программе
«Русского слова». Беллетристика
в журнале «Дело» играла второстепенную
роль по сравнению с публицистическими
статьями, как это было и в «Русском
слове», не отличалась оригинальностью
мысли и художественными
Ведущее место в беллетристическом
отделе занимали А.К. Шеллер-Михайлов,
Н.Ф. Бажин, И.В. Федоров-Омулевский, позднее
– К.М. Станюкович. Кроме них, печатались
Г.И. Успенский, Ф.М. Решетников, В.А. Слепцов,
А.И. Левитов, М.А. Воронов, П.В. Засодимский
и др. В 70-х годах в «Деле» сотрудничал
П.Д. Боборыкин, в 80-е годы – Д.Н. Мамин-Сибиряк,
выступивший с романом «
Пробелы в оригинальной прозе редакция пыталась восполнить за счет переводов. В 70-е годы в «Деле» печатались романы В. Гюго, Э. Золя, Ги де Мопассана.
Защите гражданского, высокоидейного
искусства в значительной степени
были посвящены в «Деле» фельетоны
Минаева «С Невского берега» и
«Невинные заметки», литературно-критические
статьи Ткачева и Шелгунова. Особенно
показательна для борьбы с «чистым
искусством» статья Шелгунова «Двоедушие
эстетического консерватизма», направленная
против воинствующего критика-
Журнал «Дело» сохранял свое демократическое направление вплоть до 1884 г.Под давлением правительства и цензуры с 1884 г., после ареста Шелгунова и Станюковича, «Дело» как орган демократии фактически перестает существовать: он теряет общественное значение, издается случайными людьми, нерегулярно, и в 1888 г. выход его окончательно прекращается.
26. Нелегальная народническая журналистика
1. К концу 60-х – началу 70-х
годов XIX в. нужды русского
2. сосредоточились силы проф. революционеров-эмигрантов
из России, которые искали средств
участия в борьбе против
В НАРОДНИЧ-ВЕ существовали два крыла – революционное и либеральное, первое делилось на три главнейшие группы: бакунистов, или анархистов(лидер-Бакунин), лавристов, или пропагандистов, и сторонников заговорщической тактики Ткачева.
В 1868 г. в Женеве группа революционеров-эмигрантов во главе с Бакуниным предприняла издание журнала «Народное дело». Первые номера - анархистская программа с призывом к восстанию против самодержавия, уничтожению частной собственности и государства, к созданию союза вольных земледельческих и фабрично-ремесленных общин. Но политические разногласия в журнале привели к выходу Бакунина и его единомышленников «Народного дела». Руководство журналом перешло в руки русского политэмигранта Н. Утина. пропаганду считали основной задачей.