Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 08:59, дипломная работа
Газета – первое, старейшее средство массовой информации. На протяжении более четырех столетий ее истории она, наряду с журналом, оставалась незаменимым источником информации для многих миллионов людей. С ускорением технического прогресса сама она и ее положение в обществе серьезно изменились. Двадцатый век принес человечеству несколько новых средств массовой информации. В начале века, с изобретением Поповым и Маркони радио, монополия газеты была нарушена.
Чтобы как - то провести границы между периодическими изданиями созданы определены принципы типологии. «Типология - это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. Типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хоть одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий [14, 94].
С. Г. Корконосенко отмечает, что типология СМИ находится в зависимости от многих внешних (социальных, технологических) и внутренних (журналистских) причин и факторов. Движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий. В различных источниках можно встретить не совпадающие друг с другом типологические системы, причем нередко среди специалистов разгораются жаркие споры о том, в каком порядке располагать факторы и признаки типологизации, какие из них важнее, то ли содержание, то ли цели, то ли ориентация на определенную аудиторию и т. п. Например, по поводу деловой прессы специалисты резонно замечают, что при ее описании именно тематика (сфера отображаемой действительности), характер информации выходят на первый план. В то же время польский исследователь местной прессы М. Геруля, вслед за своими немецкими единомышленниками, считает, что для нее главным признаком служит аудитория. «Местную прессу можно определить как совокупность всех сфер журналисткой деятельности, направленной на различные группы местной общественности» [8, 17].
Несмотря на разнобой в определении типологии необходимо определиться и сделать пестрый мир прессы понятным и познаваемым, структуризировать ее, а попутно через призму классификации проследить тенденции, которые определяют динамику рынка. Начнем с того, что очевидно для каждого.
Традиционно
прессу классифицируют по вертикальному
принципу, в соответствии с административно-
Если
зона распространения издания
Теперь о региональных СМИ. К таковым относятся издания, обслуживающие отдельные субъекты республики (области, группы районов, Душанбе).
Особое положение в структуре СМИ и общественной жизни занимает местная пресса (по международной терминологии - локальная). Под этим названием понимаются главным образом издания, выходящие в районах и городах областного или республиканского подчинения - районки, как с давних времен именуют их профессионалы. Существует и аналогичное разновидность радио, а также телевещание. В рыночных условиях при возрастающей затратности экономическая база местной прессы ослабла, «районки» нуждаются в адресной помощи.
Помимо сказанного, существует и сеть газет предприятий. К такой категории прессы можно отнести издаваемую в нашем университете газету «Студенчески Вести». В таджикских производственных изданиях заняты десятки сотрудников. У этого типа СМИ, надо думать не плохие виды на будущее, однако их материально-финансовое положение и само существование непосредственным образом связаны с экономической ситуацией на каждом конкретном предприятии - хозяине. Предпочтение пользователей продукции СМИ могут измениться и они меняются. Одни издания только зародившись вскоре канут в небытие, другие, набрав большую читательскую аудиторию, затем теряют ее, третьим - удается ни только удержаться на плаву, но и увеличивать объемы издания, доведя их до категории «толстушек». К последним относится газета «Азия-Плюс». Популярность издания, как правило, зависит от учредителя и собственника издания. Как правило, это государственные и негосударственные органы, партийные или коммерческие структуры, творческие союзы, бизнес-группы и отдельные граждане. В Таджикистане образовалась совокупность крупных бизнес групп - реальных собственников большинства коммерческих отечественных СМИ. К ним в первую очередь относиться следующие медиагруппы: ООО «Чархи Гардун», ОАО «Азия Плюс», ООО «Оила» и т.д. Повышенный интерес к отечественному рынку прессы стали проявлять и зарубежные компании.
В литературе прежних лет употреблялось наименование «общественно-политическая пресса». Так, в соответствии с реалиями советского строя обозначалось издание, главной функцией которого было быть инструментом проведения политики государства в жизнь. Ныне под давлением условий существования редакции и авторы сами уточняют свою ориентацию, выбирая адекватные и привлекательные для публики определения. Так А. А. Грабельников - автор учебного пособия «Работа журналиста в прессе» выделяет девять типов СМИ на основе содержания и оформления печатных изданий:
- на качественную,
так называемую прессу мнений для интеллектуальной
части общества, и на массовую, обслуживающую
остальное население;
- на
правящую, ведущую
агитацию и пропаганду
политической и
экономической линии властных структур
и оппозиционную, критикующую
существующий режим
и выдвигающую собственные
альтернативные
проекты развития общества;
- на
политизированную, сосредоточенную
в основном на отражении
политической борьбы, самостоятельно
ведущую эту борьбу на стороне какой- либо
партии или движения, и деполитизированную,
содержание которой не
затрагивает политических вопросов и
баталий;
- на национальную издающуюся в пределах республики, и транснациональную, выходящую в границах ближнего и дальнего зарубежья.
Появились и новые формы печатных изданий - дайджесты, журналы - ревю, семейные журналы, журналы на дискетах, электронные версии газет и журналов, издания, продолжающие тематику телевизионных программ, русские версии известных западных журналов» [6, 3 - 4].
От определения А. А. Грабельникова несколько отличается трактовка прессы со стороны С. Г. Корконосенко. Автор, ссылаясь на западных теоретиков и практиков журналистики, делит прессу на две большие категории: качественную и массовую.
«В
отечественной системе
изданий. Так, в Европе пресса мнений (качественная) обычно имеет сравнительно узкую аудиторию, а пресса новостей (массовая) - значительно более широкую» [13, 109].
С. Г. Корконосенко отмечает, что «качественной прессе свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций и главное - надежность фактов и мнений» [13, 109]. Наивысший авторитет в мировой журналистике завоевали именно качественные СМИ. В конце 1990-х годов по результатам опроса специалистов из 50 стран выстроился ряд лучших изданий, это ранговый список достижений мировой прессы в 20 веке «Financial Тппе8»(Великобритания), «New York Times» (США), «Zeitung» (Германия). В перечне нет ни одной массовой газеты. Очевидно, что международное сообщество отдает приоритет надежности и аналитичности, а не внешней привлекательности информации. В списке преобладают представители деловой прессы - печати, освещающей солидный бизнес и предназначенной для него. Деловая пресса принципиально не может вводить своих партнеров в заблуждение, публикуя непроверенные и бесполезные сведения.
Респектабельность отличает и внешний вид качественной прессы, вплоть до того, что газета печатает крайне мало фотоиллюстраций, отдавая предпочтение текстовым комментарием.
Теперь о массовой прессе. Согласно американскому «Словарю языка средств массовой информации США» массовая пресса - это печатные средства информации, в особенности газеты, в которых больше развлечения, чем информации, и которые предназначены менее образованной части населения. Для того чтобы идти дальше по пути исследования, нам очень важно определить классификацию СМИ входящих к категории массовой прессы. К сожалению, в науке о журналистике нет сколь-либо ясного ответа на этот вопрос. Так С. Г. Корконосенко опираясь на «Словарь языка средств
массовой информации США» разделяет массовую прессу на популярную и желтую без достаточного обоснования данных терминов. Он смешивает такие понятия как досуговая пресса, популярная, желтая, бульварная пресса, не определяя границы каждой из них. Этот момент для нас очень важен, ибо мы столкнемся с ним при классификации газеты «Дайджест-press». Ответ на интересующий нас вопрос мы находим в книге заместителя шефа-редактора «Желтой газеты» Дениса Лобкова. Он отвечает, что «характерным признаком таблоидов является специфика его взаимодействия с аудиторией. Качественная пресса позиционирует себя по отношению к своему читателю как издание, побуждающее к размышлению и осмыслению сущности процессов, протекающих в современной действительности. Массовая пресса ориентируется на описание максимально актуальных социально бытовых проблем, доступных для понимания массовых аудиторий. Желтая пресса ориентируется чаще всего, на читателя которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к размышлению. Взаимоотношение между адресатом и адресантом в желтой прессе не паритетны: автор не идентифицирует себя с читателем, он предлагает ему игру, исходя из собственных представлений о том, что нужно этому читателю. При этом уровень авторского представления об аудитории не высок. Среднестатистический портрет читателя бульварного издания, который выведен на основании вопросов к аудитории, выглядит примерно так: таблоиды читают 17-30 летние мужчины и женщины, проживающие в провинциальных городах, имеющие достаток ниже среднего. При этом большинство из них не имеет высшего образования. Именно поэтому издатели желтой прессы делают ставку не на знания читателя, не на интеллектуальное доверие к аудитории, а на его готовность усвоить любой предложенный текст» [17, 30-31].
Характерным признаком «желтой» прессы является специфика ее взаимодействия с аудиторией. Качественная пресса позиционирует себя по отношению к своему читателю как издание, побуждающее к соразмышлению и осмыслению сущностных процессов, протекающих в современной действительности. Массовая пресса ориентируется на описание максимально актуальных социально-бытовых проблем, доступных для понимания массовой аудиторией. «Желтая» пресса ориентируется прежде всего на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к соразмышлению. Взаимоотношения между адресатом и адресантом в «желтой» прессе непаритетны: автор не идентифицирует себя с читателем, он предлагает ему игру, исходя из собственных представлений о том, что нужно этому читателю. При этом уровень авторского представления об аудитории невысок. Опора здесь не на интеллектуальное доверие к аудитории, а на ее готовность усвоить любой предложенный текст. Экскурс в историю формирования «желтой» прессы как типа издания и изучение текстов этого вида печати позволили выделить наиболее характерные типологические черты «желтой» прессы:
1.
Одной из характеристик