Место газеты «Дайджест-пресс» в системе СМИ Таджикистана и составляющие ее популярности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 08:59, дипломная работа

Описание

Газета – первое, старейшее средство массовой информации. На протяжении более четырех столетий ее истории она, наряду с журналом, оставалась незаменимым источником информации для многих миллионов людей. С ускорением технического прогресса сама она и ее положение в обществе серьезно изменились. Двадцатый век принес человечеству несколько новых средств массовой информации. В начале века, с изобретением Поповым и Маркони радио, монополия газеты была нарушена.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

      Во-вторых, «желтая» пресса проявляет чрезмерный интерес к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного  внимания. Более детальное рассмотрение данной сферы характерно для любого вида печати. В качественной прессе этот прием широко используется для раскрытия характера героя, материала или для журналистского расследования. Необходимо заметить, что если качественная пресса ограничивает глубину проникновения в частную жизнь этическими границами, то «желтая» эти границы смело нарушает. В таком случае часто возникает конфликт между правом публики на информацию и правом человека на личную жизнь и безопасность.

      Нами  выделены два уровня вмешательства «желтой» прессы в частную жизнь: «мягкое» и «жесткое». Примеры «мягкого» вмешательства – это сообщения о различных официальных и полуофициальных событиях из жизни знаменитостей (свадьбы, разводы, рождения и т.п.). Эту практику мы называем «мягкой», поскольку сведения о таких событиях не являются закрытыми или интимными, хотя часто о них знает только ограниченный круг участников. «Жесткий» тип вмешательства в частную жизнь представляет собой глубокое проникновение в сферу неофициальных, интимных отношений, в сферу здоровья.

      В-третьих, в «желтой» прессе наблюдается нездоровый интерес к теме смерти, в особенности  когда она сопряжена с аномальными  или чрезвычайными обстоятельствами. Много сенсационных материалов на данную тему дает «желтым» изданиям сфера криминала. В этих материалах явно наличествует стремление не разобраться в причинах произошедшего, а напугать читателя, потому особое внимание уделяется описанию натуралистических подробностей. «Желтая» пресса использует метод сочетания несочетаемого. В одном номере, на одних страницах сходятся юмористические и криминальные материалы и, более того, в одном материале – трагические и комические черты. Отсюда отличительная черта практически всех публикаций на тему смерти – легкомысленное или даже циничное отношение к трагедии.

      2. Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. Она проявляется в предварительной установке на существование из ряда вон выходящего события, нарушающего эмоциональное равновесие читателя в сторону как положительных, так и отрицательных эмоций. Поиск настоящих сенсаций и скандалов является неотъемлемой задачей любого вида прессы, в том числе и элитарной. Освещение реальных сенсаций в «желтой» прессе практически не отличается от практики их освещения в качественной прессе. Различие заключается только в целях. Во-первых, массовые издания используют сенсации чаще и, как правило, только для привлечения внимания. Во-вторых, специфика изучаемого нами вида прессы проявляется в акценте на эмоциональное, а не иное воздействие. «Желтые» издания почти никогда не призывают читателя к соразмышлению, но всегда – к сопереживанию. Особенность обращения данного вида печати к сенсационной информации заключается в том, что «желтые» издания в основном освещают реальные сенсации, вызывающие (или стремящиеся вызвать) у аудитории в значительной степени тревожные и гневные эмоции и в гораздо меньшей степени – позитивные. В-третьих, сенсационность «желтой» прессы часто представляется ложной. Рано или поздно желание массовых изданий писать о сенсациях вступает в противоречие с ограниченным наличием «волнующих фактов» в реальной действительности. В процессе поиска решения данной проблемы «желтая» пресса пришла к практике обращения не только и не столько к реальным, сколько к ложным сенсациям (сообщениям об ошеломляющих фактах, не имевших места в действительности), которые обладают дезинформационной основой, неправомерно высокой степенью субъективности, «мономерностью». Характерно и обращение к квазисенсациям (сообщениям о сенсациях, полученных в ходе определенной обработки фактов реальной действительности), характерными чертами которых являются субъективность, «мономерность», смещение смыслового акцента на второстепенную деталь (детали), неадекватность значимости события и его эмоциональной подачи. На основании этого можно сделать вывод, что «желтая» журналистика не отражает действительность, а реагирует на нее, и даже допускает инсценировку. Искусственные сенсации – своеобразный журналистский аналог массовой литературы. В «желтой» прессе отсутствует баланс информационных интересов, наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда парадоксальное следствие – недостаточность информации, с одной стороны, и ее избыточность – с другой. Недостаточность заключается в обращении к однотипным материалам и игнорировании довольно широкого спектра экономических, политических и иных проблем. Из-за этого человек не получает полного, завершенного знания. Благодаря приписываемой сенсациям высокой важности и уникальности, на них концентрируется практически все внимание публики, которого не остается на действительно важные события. Избыточность – усиленное обращение к подобным темам, чем журналист просто засоряет информационное пространство, создает дополнительные потоки информационного шума.

      3. Следующая типологическая черта  «желтой» прессы – тематический эклектизм. В отличие от «желтых», в качественных газетах соблюдается иерархия тем, которая определяет порядок их освещения в зависимости от информационной ценности. Не допускается вынесение на первые полосы чисто развлекательной информации. В «желтой» же прессе темы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательского внимания. Из-за этого в подобных изданиях либо процветает журналистика «нулевой» информации (направленная только на привлечение и развлечение), либо мозаичная смесь самых разнообразных тем из различных сфер человеческого существования (смешение действительно важного и явно избыточного). Одной из причин эклектизма, по нашему мнению, является чрезмерное стремление «желтых» СМИ к эксклюзивности материалов.  

      Поэтому с каждым днем все чаще и чаще мы сталкиваемся в желтой прессе с  ранее самыми скрытыми от публичного обсуждения сфер человеческого бытия. Особенно большой интерес "желтая" пресса проявляет к трем видам  табуированной информации:

  • во-первых, это интерес к интимным отношениям. Публикация об и обнаженной натуры и гипертрофированное внимание к гениталиям преследует цель привлечения внимания непритязательного, но, тем не менее, массового читателя.
  • во-вторых, "желтая" пресса проявляет чрезмерный интерес к личной жизни публичных людей. Она так и стремится нарушить этические границы. И только от остатков журналистской этики и совести будет зависеть степень нарушения рамок и разрушения границ.
  • в-третьих, в "желтой" прессе наблюдается нездоровый интерес к теме смерти, особенно, когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами. В этих материалах явно преобладает стремление не разобраться в причинах произошедшего, а напугать читателя, потому особое внимание уделяется описанию натуралистических подробностей — иногда появляется чувство, что со страниц капает кровь на колени.

      Последнее десятилетие двадцатого столетия было знаковым для самоопределения и  развития таджикского народа. Именно в этот период происходит развал некогда мощной империи, который войдет в мировую историю как Союз Советских Социалистических Республик. На территории единого политического, административного, экономического и военного пространства образовываются новые государства в лице бывших вассалов советской метрополии. Так, в 1991 году было образованно суверенное государство Республика Таджикистан. Новое государство столкнулось с несколькими проблемами, разрешение которых было жизненно важно:

     - в наследство от бывшего СССР Таджикистану досталась расстроенная 
экономика  с  порушенными  связями.  Необходимо  было  создавать  новые экономические   отношения  и   новые  связи,     основанные   на  механизме рыночных отношений;

     - развал мощного государства спровоцировал  активизацию внутриполитической борьбы клановых группировок за лидирующие места на таджикском политическом Олимпе. Положение было обострено действиями экстремистского крыла духовенства;

     - создалась революционная ситуация, когда верхи не могли управлять, 
а низы не хотели подчиняться.

      Именно  эти детонаторы были заложены под  таджикское общество. Они сработали в 1992 году, вызвав к жизни гражданскую войну. Страна начала жить и работать по новому сценарию доселе неизвестному таджикскому обществу, имя которому «обретение и становление государственного суверенитета».

    Подведем  итог под обозреваемый период с 1990 по 1995 годы:

     - разруха, связанная с распадом  СССР и гражданской войной, привели  таджикский народ к массовому обнищанию;

     - не достаточно развитая транспортная  и телекоммуникационная инфраструктуры стали причиной информационного вакуума, в котором пребывал на тот исторический момент Таджикистан [14].

        Вышеназванный контекст определил состояние СМИ Таджикистана на тот момент. Их можно было разделить на две группы: СМИ, финансируемые из государственной казны (официальная пресса) и все остальное. Бизнес-проектов было так мало, что их можно было пересчитать на пальцах одной руки. В соответствии с общепринятыми стандартами типологии функционирующие на тот момент СМИ Таджикистана можно было отнести к категории качественной прессы.

        Основной функцией газет являлась идеологическая. Другими  словами, во взаимоотношении СМИ с массовой аудиторией первостепенное значение имело информационное обслуживание массового сознания и, прежде всего, общественного мнения. Газеты, являющиеся наследием идеологизированного социалистического общества, по - прежнему стремились оказать влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентиры аудитории, на сознание людей, и их идеалы, включая мотивацию их поведенческих актов. Однако официальное СМИ, доминировавшее на тот момент на рынке печатных изданий, уже не пользовались былой популярностью. Оно теряли былое положение вследствие ряда объективных причин:

     - одним из результатов гражданской войны явилось деидеологизация 
общества в  целом  и  падение  интереса  к  идеологизированной  прессе  в 
частности;

     - были   расстроены   связи   по   оперативной   передаче   и   приему 
информации.      У     устаревшей     по     времени     информации,     которая 
систематически стала публиковаться в газетах, не было потребителя;

     - вместе с системой почтовых рассылок потерпела крах и система 
традиционного    распространения    периодики.    Оказалось,    что    газеты, 
выпускаемые массовым тиражом, не доходили до адресата.

     - государственная   казна,   которая   в   силу   объективных   причин 
находилась   в   плачевном   положении,   не   в   состоянии   была   вытянуть 
дотационные многотиражные периодические издания и содержать большие 
коллективы сотрудников редакции [14]. Уже не властные структуры, не чиновничий аппарат, а рынок диктовал правила игры на информационном поле Таджикистана. Политизированные издания и их учредители в лице органов власти отступили. Их места оказались не занятыми. В таких условиях формировался рынок прессы Таджикистана.

       Само  понятие «рынок прессы» появилось  в нашей стране немногим более 10 лет назад, когда СМИ в Таджикистане начали развиваться как самостоятельный бизнес, опирающийся на законы экономики и потребительский спрос. За это время число зарегистрированных в стране периодических печатных изданий увеличилось многократно.

      Первый  номер газеты «Дайджест - press» увидел свет в 1994 году. Его учредитель профессиональный журналист, ныне председатель Союза журналистов Таджикистана Акбарали Сатторов. Газета «Дайджест-пресс» является еженедельной общественно-просветительской газетой. Она освещает события общественной, культурной и социальной жизни страны и мира. «Дайджест-пресс» публикует материалы по вопросам развития театрального и изобразительного искусства, литературы, музыки, кино, телевидения, самодеятельности, работы культурно-просветительских учреждений. Размещает также  материалы по , статьи, связанные с культурной жизнью других народов, которые проживают на территории Беларуси, пропагандирует творчество деятелей искусства.

      Газета  выходит на 48 полосах, форматом А3. Печатается «Дайджест-пресс» исключительно на русском языке.

       Вступить  на стезю журналистики можно, например, из желания вложить свой капитал и получать прибыль, из стремления к повседневному заработку или реализации творческих потенций, из намерения приобрести престижную работу или стать влиятельным человеком: подобных целей может быть множество, и ни одна из них не несет в себе ничего предрасудительного. Но все это как бы побочные цели, имеющие смысл только в том случае, если реализируется глубинные, сущностные цели. Область сущностных целей лежит в сфере информационного обслуживания массовой аудитории. Именно такую нишу грамотно просчитали авторы проекта «Дайджест - press». Они создали первую в стране развлекательную газету, которая возглавила рейтинг таджикских СМИ. Сегодня мнения многих аналитиков расходятся: к какому типу относится «Дайджест - press»? Одни считают, что это «желтая пресса», другие - «развлекательная», третьи с определенными оговорками относят издание к «массовой». Кто же из них прав?

       Для ответа на этот вопрос вначале дадим  определение газете «Дайджест -press» по вертикальному принципу, то есть в соответствии с административно - территориальным устройством государства. Ареал распространения интересующего нас издания столица республики, все другие города страны, областные и районные центры. Другими словами, зона распространения издания охватывает преобладающую часть территории страны. Отсюда следует, что газета «Дайджест - press» является общенациональным периодическим изданием [14].

      Следующая отправная точка - это периодичность  издания. Критерием для определения по этому параметру является частота выхода издания в определенный промежуток времени. Если периодическое издание выходит ежедневно, то его называют - ежедневник, издание, которое публикуется один раз в неделю - еженедельник, один раз в месяц - ежемесячник и т. д.

      Газета  «Дайджест — press» с момента выпуска ее первого номера выходит с частотой один раз в неделю. Именно поэтому она является еженедельником. Точный тираж издания трудно определить, ибо выходные данные газеты не соответствуют истинной картине. По мнению экспертов, они составлены с перспективой того, чтобы уйти от налогового пресса. По одним сведениям в годы своего процветания газета «Дайджест - press» выходила в свет тиражом 120 000 экземпляров, ныне её тираж составляет порядка 30 000 экземпляров один номер (по сведениям от бывшего заместителя генерального директора ООО «Чархи гардун» Боходура Зоирова). Другого мнения придерживается эксперт в сфере СМИ, руководитель информационно - аналитического отдела президиума Народно - Демократической партии Таджикистана Саймиддин Дустов. Он считает, что в лучшие годы газета «Дайджест - press» выходила тиражом 30 000 экземпляров, в настоящее время он упал до 5 000 экземпляров. Мы не будем принимать в учет цифры, а сосредоточим свое внимание на тенденциях и смоделируем его логические последствия, другими словами, альтернативный вариант развития событий. Следовало ожидать, что в пору расцвета газеты «Дайджест - press» увеличат обороты и выйдут на ежедневное издание своей продукции. Однако это не произошло. По какой причине? Это вопрос повис бы в воздухе, то есть остался бы без ответа, если бы не аналогичный случай, происшедший с газетой «Тоджикистон», который красноречивей любого ответа. Издатель этих газет решил опередить своих конкурентов и первыми выпускать свое еженедельное издание по принципу: кто успел, тот и съел. Однако самую первую    и густую пенку читательского внимания «тоджикистонцам»    не удалось снять. Даже, несмотря на то, что учредитель «Тоджикистон» имеет свою полиграфическую базу. Читателей не стало больше, спрос на тираж не увеличился, газета, как уходила в четверг, так и продолжала уходить, ибо не было принято во внимание система распространения периодических изданий, которая диктует свои правила и сроки выхода газет. Отсюда вывод: периодичность и сроки выхода газет - бизнеспроектов находятся в прямо пропорциональной зависимости от сложившейся системы распространения периодических изданий, через неё не перепрыгнуть, её не обойти. Это, по видимому, произошло и в случае с «Дайджест - press», что свидетельствует о том, что рынок распространения изданий в розницу ограничен по своим возможностям и на каком - то этапе тормозит эффективное развитие СМИ [14].

Информация о работе Место газеты «Дайджест-пресс» в системе СМИ Таджикистана и составляющие ее популярности