Методология и формы мобильной журналистики в деятельности электронных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение формы и методы мобильной журналистики в деятельности интернет – СМИ.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
– изучить теоретический аспект освоения современных информационных технологий, как условия журналистской деятельности;
– рассмотреть использование современных информационных технологий в различных сферах журналистики.

Работа состоит из  1 файл

Формы и методы мобильной журналистики в деятельности Интернет – СМИ_коррекция_2012.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

Большинство моблогов рассказывает о  жизни своего владельца, о его  перемещениях в пространстве. Однако моблоггинг нередко также используют как средство гражданской журналистики - особенно когда нужна оперативность в доставке изображений. Моблогинг становился основным источником информации во время топ-событий. Во время большого южноазиатского цунами в 2004 году моблоги отдыхающих стали единственным источником фотографий и видео с места стихийного бедствия, поскольку интернет там не работал23.

Фотография станции лондонского  метро после взрыва, заполненной  лежащими телами, была опубликована с  мобильного телефона на сайте Moblog.co.uk и обошла СМИ всего мира. Фото, присылаемые с мобильных телефонов на электронную почту ВВС, немедленно размещались на сайте телекомпании. В Сингапуре в 2004 году по заказу властей был даже открыт Моблог Национального дня, куда каждый гражданин страны мог присылать снятые мобильным телефоном фото с празднования Национального дня страны24. Моблоги применяются и гражданскими активистами для освещения своих акций или для долгосрочных мониторинговых проектов. Таким образом, можно говорить о мобильной журналистике как подвиде гражданской журналистики.

Тем не менее, начинают появляться и  мобильные репортажи, которые ведут  профессиональные журналисты. Можно  сформулировать такой закон журналистики и свойство информации вообще скорость передачи информации обратно пропорциональна ее качеству. Речь идет не только о технических возможностях каналов передачи, но и о необходимости журналисту уделить время для сбора данных и их анализа.

Ведение мобильного репортажа имеет  смысл, когда 1 освещаемые события привлекают значительное внимание, имеется желание получать как можно более оперативные новости 2 визуальная информация с такого события имеет значение 3 на месте отсутствуют другие каналы Интернет, кроме мобильных. Под такие требования попадают, среди прочего, массовые политические акции, выборы, стихийные бедствия, войны, концерты на открытых площадках, фестивали вдали от городов, масштабные празднования.

Моблог – это регулярно обновляемая сетевая лента25. Журналисты с мобильных телефонов отправляют мультимедийные сообщения MMS с фотографией и текстом на ноутбук редактора, откуда обработанная информация отправляется на сетевую ленту моблог. Иногда СМИ призывают своих читателей снимать на мобильный телефон и присылать курьезы, встречающиеся на улицах. Пример в 2003 году по СМИ всего мира прошло сообщение о моблоге испанского городка Кардедеу, расположенного недалеко от Барселоны. Активисты Кардедеу снимали на свои телефоны и размещали в моблоге все, что, по их мнению, шло не так в городе. Таким образом, они привлекали внимание прессы и мэрии к существующим проблемам. Существует немало способов сделать так, чтобы данные, отсылаемые с мобильного, автоматически публиковались в интернете26.

Выбор технологии зависит от целей  проекта и его целевой аудитории. Например, если речь идет о политических событиях в странах СНГ, мобильный репортаж однозначно должен транслироваться в LiveJournal. Если нужно, чтобы проект заметили западные СМИ, репортаж лучше всего вести на одном из американских моблоговых сервисов. Для долгосрочного мониторингового проекта подойдет раздел на сайте соответствующей тематики и соответствующего региона. А если речь идет, например, об освещении экспедиции, то наилучшим выбором будет моблог на отдельном домене.

Одним из самых популярных каналов  мобильной коммуникации, особенно в молодежной среде, продолжает оставаться сервис отправки и получения коротких текстовых сообщений SMS. Возможности его использования на телевидении, в том числе и совместно с сайтами, очень велики это и подписки на новости канала по SMS, и организация интерактивных акций со зрителями, и SMS-чат с публикацией лога в режиме реального времени на сайте27. Мобильная версия интерактива также имеет ряд преимуществ. В первую очередь, она упрощает участие – ведь телефон всегда под рукой.

К тому же мобильная аудитория гораздо больше, чем интернет-аудитория, и гораздо ближе к телевизионной. Однако на сегодняшний день особенной популярностью пользуются интерактивные проекты смешанного типа. Один из вариантов – многопользовательская онлайн-игра, в которой ряд действий можно выполнить посредством отправки SMS или MMS28. Мультимедийные сообщения MMS существенно расширяют возможность участия аудитории в телепроизводстве и тоже легко интегрируются с интернет-сайтами. Например, шоу формата Очевидец весьма удобны для проведения конкурсов любительского фото и видео.

Конечно, MMS дает картинку не очень высокого качества, но зато позволяет переслать материалы, снятые в самых неожиданных местах, и переслать максимально быстро. В последнее время все чаще слышны разговоры о принципиально  новой модели журналистики – мобильной , или народной, для которой MMS является одним из основных инструментов творчества29. Появление в середине ХХ века и последующее развитие новых информационных технологий привели к качественным изменениям в журналистике. На рубеже тысячелетий сформировались сетевые СМИ печатные издания, специализированное радиовещание и телевизионные сетевые каналы.

Синтез всех новейших информационных технологий вместе взятых привел к возникновению особой формы  профессионально-творческой деятельности – мобильной журналистики. Мультимедийные сообщения MMS существенно расширяют возможность участия аудитории в телепроизводстве и тоже легко интегрируются с интернет-сайтами30. Конечно, MMS дает картинку не очень высокого качества, но зато позволяет переслать материалы, снятые в самых неожиданных местах, и переслать максимально быстро.

В последнее время  все чаще слышны разговоры о принципиально  новой модели журналистики – мобильной или народной, для которой MMS является одним из основных инструментов творчества. В будущем следует ожидать бурное развитие специализированного сетевого телевидения, а также появления синтетических СМИ – порталов, объединяющих в себе печать, радио и телевидение31.

 

Глава 2. Использование современных  информационных технологий в различных  сферах журналистики

 

2.1. Oперативные печатные  СМИ – online газеты

 

Сетевые средства массовой информации по сравнению с традиционными  обладают серьезными преимуществами.

Во-первых, стоимость  их создания и поддержания чрезвычайно  низка, и, во-вторых, «даже самый мелкий сетевой издатель в идеале может получить всю международную читательскую аудиторию». Указанные преимущества привели к появлению сетевых средств массовой информации, он-лайн версий традиционных СМИ, а также к тому, что в медийном пространстве все более значимую роль играют новости и сюжеты из киберпространства Взаимопроникновение и взаимовлияние традиционных СМИ и Интернета привели к появлению так называемой «журналистики в стиле он-лайн»32.

Базовыми достоинствами  нового стиля журналистики на основе использования интернет-технологий являются оперативность размещения информации и легкость ее поиска. Интернет на сегодняшний день является едва ли не самым оперативным средством массовой информации. Задержка между получением информации и публикацией ее на сайте в идеальном случае не превышает нескольких минут.

Распространяясь в режиме снежной лавины, новость в течение  часа проникает на все новостные  сайты. Проиллюстрируем данный тезис  на примере русскоязычных интернет-СМИ. 28 апреля 2002 года в 6 часов 15 минут потерпел аварию вертолет, на борту которого находился губернатор Красноярского края Александр Лебедь. По данным службы Яндекс. Новости (http://news.yandex.ru), информация о трагедии на сайтах появлялась в таком порядке:

08:39 «Эхо Москвы»

08:45 Regions.Ru

08:52 Gazeta.Ru

08:57 BBCRussian.com

09:04 ВолгаИнформ

09:14 НТВRu.com

09:17 Финмаркет

09:26 RBC.533

В то же самое время  высокая оперативность сетевых  СМИ может привести к внесению непреднамеренных искажений в передаваемую информацию. Так, например, в середине 1998 г. на сайте агентства Associated Press появилась статья под заглавием «Умер Боб Хоуп». В ней говорилось: «Лос-Анджелес (АР) – Боб Хоуп, звезда и неутомимый борец за нравственность со времен второй мировой войны до войны в Заливе, хххххх. Ему было хх (родился 29 мая 1903 г.)».

Статья была предусмотрительно  заготовлена одним из журналистов  информационного агентства на случай вероятной смерти героя и появилась  на сайте в результате нелепой  ошибки. Несмотря на то, что «о смерти говорилось только в заголовке статьи, лидер Палаты представителей Дик Армей, увидевший материал на сайте АР, немедленно попросил коллегу объявить о смерти Боба Хоупа на заседании. Это объявление разошлось по всем информационным агентствам страны. Когда спустя несколько минут выяснилось, что 95-летний Хоуп жив и в этот момент завтракает со своей семьей в Палм-Спрингсе, смущенный Армей принес семье свои извинения». Таким образом, казалось бы, бесспорное преимущество интернет-технологии при небрежном употреблении может обернуться серьезными недостатками34.

Другим преимуществом  Интернета как источника информации является возможность нелинейного  поиска. Сидя за своим письменным столом, журналист можете получить информацию практически по любому вопросу, а  фоторедакторы скачивают из Интернета 80% фотографий.

Очевидно, что по мере развития Интернета журналисты еще  в большем объеме будут пользоваться им в качестве источника полезной информации. Но и здесь имеется  негативная сторона, заключающаяся  в том, что журналисты очень часто  тратят слишком много времени, просматривая информацию, которая не имеет никакого отношения к проекту, над которым они должны работать. Вместо того чтобы съездить на место событий или поговорить с очевидцами, они злоупотребляют сообщениями в сетевых источниках.

Однако уровень достоверности информации в Интернете значительно ниже, чем в традиционных СМИ. Причин такого положения вещей несколько. Одна из самых важных – правовая неурегулированность Интернета. Пользуясь несовершенством законодательств отдельных стран мира и несовпадением юридических подходов между ними, создатели интернет-сайтов имеют возможность нарушать фундаментальные для коммуникативной сферы права о защите интеллектуальной собственности и использовать информацию без указания источника и выплаты соответствующего вознаграждения35.

Поэтому неудивительно, что сетевые ресурсы зачастую создаются для распространения  компрометирующих материалов и слухов. Проблема низкой достоверности информации, размещаемой в глобальной сети Интернет, является очень серьезной и существенно осложняет работу журналистов и специалистов по связям с общественностью.

Появление Интернета  и изменение стиля современной  журналистики оказало существенное влияние на методы, которыми пользуются специалисты по связям с общественностью, чтобы поддерживать эффективное и взаимовыгодное сотрудничество с представителями СМИ. Вероятно, имеются все основания говорить о появлении такого феномена как

«медиарилейшнз в стиле  он-лайн».

Использование интернет-технологий в качестве инструмента медиарилейшнз  весьма разнообразно, мы постараемся описать лишь наиболее распространенные способы и приемы. В первую очередь следует выделить возможность проводить постоянный мониторинг СМИ, позволяющий PR-менеджеру находиться в курсе событий и искать возможности для установления и поддержания контактов с журналистами. Практически каждое уважающее себя СМИ имеет в Интернете свое представительство, на котором о нем можно, как минимум, составить общее впечатление или найти необходимуцю контактную информацию36.

Типичная он-лайн версия средства массовой информации предлагает усеченный вариант офф-лайн материалов, распространяемых традиционным образом. Иногда, часть информации доступна бесплатно, а часть – платно, что позволяет повысить рентабельность всего проекта. Так, например, поступают на сайте газеты «Коммерсант» (www.kommersant.ru). В максимальном варианте интернет-представительство традиционного СМИ размещает гораздо больше информации, чем офф-лайн версия.

Хороший пример – сайт радиостанции «Эхо Москвы» (www.echo.msk.ru), который кроме полной интернет-трансляции своего эфира, имеет архив стенограмм наиболее популярных программ, а также фоторепортажи с пресс-конференций. Для поиска информации о российских СМИ в Интернете можно, к примеру, обращаться на сайт «СМИ.Ру» (www.smi.ru). Также в сети существуют базы данных, содержащих публикации печатных средств массовой информации. Одна из самых известных баз находится на сайте «Паблик.Ру» (www.public.ru).

Специалистам по связям с общественностью также следует внимательно следить за такими формами интернет-коммуникаций как конференции, форумы и чаты. Возможность анонимного участия в он-лайн дискуссиях иногда становится самым настоящим бедствием для организаций и головной болью для PR-специалистов. Многие журналисты в поисках сенсационных новостей используют сообщения, появившиеся в таких источниках, для своих репортажей.

Подобные репортажи, основанные на сообщениях анонимных участников форумов и конференций, в свою очередь, могут привести к серьезным финансовым потрясениям. Поэтому PR-специалистам следует очень внимательно следить за развитием дискуссий на конференциях, форумах и чатах, а также оперативно реагировать, публикуя официальную точку зрения и опровергая нелепые слухи.

По мнению Б. Гейтса, интернет-технологии в современном обществе играют роль электронных нервных систем организаций и предприятий: «Интернет снижает стоимость транзакций и дистрибуции, меняет взаимоотношения компаний со своими клиентами, повышает конкуренцию между поставщиками и обеспечивает доступ к ним для потенциальных клиентов»37. Таким образом, Интернет является не только средством массовой коммуникации, но и средством управления организацией, а также всемирной торговой площадкой.

Информация о работе Методология и формы мобильной журналистики в деятельности электронных СМИ