Методология и формы мобильной журналистики в деятельности электронных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение формы и методы мобильной журналистики в деятельности интернет – СМИ.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
– изучить теоретический аспект освоения современных информационных технологий, как условия журналистской деятельности;
– рассмотреть использование современных информационных технологий в различных сферах журналистики.

Работа состоит из  1 файл

Формы и методы мобильной журналистики в деятельности Интернет – СМИ_коррекция_2012.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

 

2.2. Радиовещание в  сети Интернет, как одно из динамично развивающихся направлений в журналистике

 

«Web-радио», или «версия  радиостанции в Интернете» – сегодня  эти понятия не являются неологизмами для тех, кто знаком с мировой паутиной. Да и те, кто не прошел еще таинства виртуального крещения, наверняка знают о том, что их любимая радиостанция имеет свою страницу в Интернете, адрес которой можно услышать многократно и в промо-роликах, и через ведущих (что-нибудь: «тройное дабл ю радио точка ру»). И само явление радиовещания в сети уже не относится к разряду экзотики и становится обязательным атрибутом уважающей себя (и своих слушателей) станции.

Но парадокс: есть явление, есть (размытое, но все же) понятие об этом явлении, но до сих пор нет основательного или хотя бы систематичного его анализа. Можно, конечно, оговориться и заметить, что сетевая журналистика в целом еще молодая наука. Но, как бы то ни было, она не стоит на месте, и на данный момент уже существуют серьезные исследовательские работы в этой области, как в России, так и за рубежом. И в то же время в большинстве своем исследователи акцентируют внимание на сетевых газетах и журналах (иногда и называя их «сетевыми СМИ»), удостаивая web-радио лишь беглого упоминания с формальным описанием либо же объединяя его с телевизионными сайтами в некое дополнительное средство промоушна или рекламы38.

Противоречивость и  неопределенность в понимании интернет-радио  наблюдается и среди самих  журналистов и деятелей сети. Одни убеждены, что в скором времени  других форм радио вообще не будет. Другие и вовсе пока его серьёзно не воспринимают (А. Носик, редактор нескольких электронных газет): «То, что мы видим сейчас, к радиовещанию в Интернете не имеет никакого отношения. Это просто выкладывание в Интернет радиостанциями своих визитных карточек. Если радиостанция, которая имеет аудиторию 460 тысяч человек в Москве, получает через Интернет дополнительно 25 слушателей – то здесь вообще не о чем говорить. То, что мы видим сегодня в России, это процесс накопления опыта, ценного и, безусловно, важного. Но это не есть радиовещание»39.

Действительно, пока Интернет трудно назвать массовым СМИ, а потому версии радиостанций в Интернете  ещё не являются конкурентами обычному радио. И все же это нечто новое, требующее отдельных характеристик, а потому я буду основываться на той точке зрения, что само по себе появление радио в Интернет является новым этапом в развитии радиовещания как СМИ. В то же время проходит процесс формирования нового вида СМИ, отличного не только от радио. И всякое его проявление представляет собой научный интерес для журналистики и достойно исследования.

Достоинства Интернета  для радиовещания заключены в  том, что, во-первых, Интернет дает возможность  проникать туда, куда радиосигнал  не доходит, или трансляция этого  сигнала стоит настолько дорого, что она экономически не оправдана. Интернет в данном случае важен прежде всего как средство коммуникации со слушателями, которые находятся вне зоны приема радиостанции. Некоторые станции могут определить это себе как главную цель и работать над тем, чтобы дать возможность этой аудитории приобщиться к эфирному продукту. Во-вторых, Интернет позволяет создать виртуальный клуб поклонников радиостанции, дает возможность общаться и обсуждать музыкальные и околомузыкальные темы. В-третьих, любая радиостанция, в том числе и музыкальная, сообщает большой объем информации, и Интернет позволяет эту информацию делать, с одной стороны, визуальной, с другой – более доступной40.

Возможность использования  радиовещания в Интернете появилась  не так давно. «Программное обеспечение  радиовещания в Интернете в реальном масштабе времени стало внедряться в середине 90-х, и сейчас в мире насчитывается более 15 млн. пользователей Web-радио». Как и в ситуации с другими видами сетевых СМИ, проследить первопроходцев и уверенно их назвать достаточно сложно. Но ясно одно – в России это произошло в столице в 1996 году. В большинстве источников указана радиостанция «Европа Плюс», которая организовала трансляцию программы А. Троицкого «Достоевский FM» через Интернет одновременно с обычным эфиром41.

Но представители станции «Серебряный дождь» настаивают, что впервые в рунете появились именно они. В принципе, это не столь важно. Главный вывод, который из этих фактов можно сделать, заключается в том, что столичные российские радиовещатели начали осваивать пространство и-нета не с азов, а сразу с применением последних мультимедийных достижений, в частности Медиа-проигрывателя. Кстати, это в очередной раз подтверждает мнение, что российское радиовещание в последнее десятилетие ХХ века развивалось крайне интенсивно. На данном этапе (2003 год) радио в Интернете проявляет себя в большом многообразии форм. Систематизация формальных и содержательных сторон радиосайтов, попытка построения их типологии не только поможет проанализировать настоящую ситуацию, но и спрогнозировать дальнейшее развитие этого вида сетевых СМИ.

При разработке типологии  сайтов радиостанций вполне подходящим является метод, применимый для печатных СМИ. То есть, типоформирующие признаки любого сайта остаются прежними: учредитель, цель и аудитория. Уделяя внимание такому типоформирующему признаку, как «учредитель», в случае с сайтами радиостанций любопытно отметить следующую закономерность: учреждают сайты, в основном, владельцы радиостанций, иногда сами работники и частные лица. Даже если радио является государственным или муниципальным, то «издателем» сайта становится сама станция. Если определять тип сайта, исходя из категории «учредитель», то в этом случае необходимо обратить внимание на термины, получившие распространение в net-среде: «официальный» и «неофициальный» сайт42.

Под «официальным» сайтом подразумевается сетевое СМИ, учрежденное  руководством станции или коллективом, и редактор которого обычно находится  в непосредственном подчинении у  директора станции. Другой случай –  учредителем и создателем сайта является частное лицо, поклонник или постоянный слушатель радиостанции. Определение «неофициальный» вовсе не означает, что руководство станции не приветствует данную инициативу и препятствует ей. Отнюдь, часто получается так, что редактор официального сайта осуществляет информационную поддержку неофициального «дубликата»43.

Типология по признаку «аудитория»  достаточно сложна в данный момент. Во-первых, из-за малой изученности  аудитории самого рунета, а во-вторых, из-за частичного совпадения аудитории офф-лайнового СМИ и его сайта. Потому пока можно говорить, что их аудитории совпадают.

Цели сетевого издания  могут быть различными. Это реклама  и промоушн, информирование и просвещение  аудитории, пропаганда определенных идей, образа жизни, развлечение. По этому признаку можно выделить три основных типа сайтов радиостанций:

– электронная визитка

– электронный фэн-зин

– информационно-развлекательный сайт.

Сайт – электронная визитка преследует основную цель – рекламу офф-лайновой станции в информационном пространстве интернета. Причем эта реклама имеет двоякую нацеленность – с одной стороны, информирование потенциальной аудитории станции о своем наличии, формате и частоте, с другой, информирование потенциальных рекламодателей, которые посещают всемирную паутину.

Такие сайты, в основном, не имеют разделов, рубрик, ссылок и  в чем-то напоминают рекламный буклет или попросту визитку. Максимальный объем такого сайта – 2-3 странички, где можно встретить чат или  гостевую книгу, прайс-лист, сетку вещания  и описание сотрудников станции. В принципе, сайты-визитки создаются из соображений престижа. На сегодняшний день их становится все меньше: услуги веб-студий остаются недорогими, аудитория и-нета растет, и конкуренция ожесточается. В данный момент такие сайты имеют, в основном, провинциальные радиостанции.

Электронный фэн-зин (fan-zine, от англ. «fan» – поклонник и «magazine» – журнал; в западной культуре фэн-зин – журнал, создаваемый специально для поклонников какой-либо поп-группы или исполнителя, иногда самими фанатами, а поскольку в большинстве случаев коммерческие станции являются сферой шоу-бизнеса, то термин и само явление вполне применимы) ставит своей главной целью пиар и промоушн станции в среде интернета.

На сайтах такого типа достаточно богатая рубрикация: новости станции, новости музыки (соответствующей формату), эфирные персоналии, история станции, странички отдельных программ, гостевая, форум, чат, хит-парад (иногда с возможностью «скачать» любимые песни), рекламные расценки, сетка вещания и тому подобное. Основной принцип таких сайтов – «ничего, кроме нашего радио и нашего формата». Все должно служить цели создания определенного (естественно, положительного) имиджа станции и создания коммуникативной среды для целевой и потенциальной аудитории офф-лайновых слушателей.

В то же время такой  тип сайтов чаще всего встречается  среди неофициальных. Здесь цель несколько иная – организация  своеобразного виртуального клуба  по интересам, удовлетворение потребности  в коммуникации с единомышленниками. В данном случае по дизайну и содержанию неофициальные электронные фэн-зины радиостанций очень схожи с сайтами различных фан-клубов. Стоит обратить внимание на одну интересную деталь: иногда в интернете можно встретить несколько неофициальных фэн-зинов, созданных одним человеком, «сетевым жителем»44.

То есть происходит своеобразная экстраполяция социальной личности в сетевое пространство. К примеру, юзер является заядлым футбольным болельщиком, читает фэнтези, учится в университете и предпочитает определенную радиостанцию. В результате в Интернете он создает 4 неофициальных фэн-зина, которые прилежно обновляет по мере своих сил и возможностей (кстати, с одним из таких «сетевых жителей» знаком лично, и пример не придуман).

Информационно-развлекательный  сайт – тип достаточно сложный  и неоднозначный45. Цель его не столько пиар и промоушн, сколько информирование и развлечение слушателей. Рубрики и разделы таких сайтов многочисленнен, и их можно разделить на группы.

1. Новости

– эфирная и внеэфирная деятельность станции

– музыка и шоу-бизнес, культура, искусство, спорт

– общественно-политическая информация

– погода

2. Программная информация

– радио-персоналии

– галерея

– странички программ (звуковые архивы и текстовые версии)

– сетка вещания

3. Реклама и промоушн

– презентация станции

– прайс-лист

– клиентская база

– игры и конкурсы

4. Интерактивное пространство

– чат

– форум

– гостевая

– эфирный пейджер

– доска объявлений

– голосование и опросы

5. Мультимедийные услуги

– веб-камера

– медиа-проигрыватель (прямой эфир в сети)

– звуковые архивы

– справочная информация

– коллекция ссылок

На сайтах данного  типа развита система гиперссылок, может присутствовать поисковая  система для архива. И здесь  уже видно, что информационно-развлекательный  сайт радиостанции уже выходит за рамки офф-лайновой деятельности самой станции, он уже нечто большее, чем радио и наше обычное представление о сайте радиостанции.

Отдельный и крайне интересный случай – сайты радиостанций, аналогов которым в офф-лайне не существует. Они осуществляют вещание исключительно  в сети. Причем в некоторых случаях на одном таком сайте могут быть прямые эфиры сразу нескольких программ различного формата, и в зависимости от выбранной программы может меняться содержание рубрик и информационное наполнение сайта (главной страницы).

Здесь и возникает проблема в типологии радиосайтов, а вместе с ней множество вопросов. Вот только некоторые из них. К какому признаку относить наличие на сайте прямого эфира станции и вообще звуковой или визуальной информации (например, архивы программ или веб-камеры)? Это всего лишь рубрики или нечто большее? Какая категория определяет отличие сайтов радиостанций, вещающих в офф-лайне, от станций, вещающих только в сети? В последнем случае мне кажется необходимым введение такой категории, как «пространство информационной деятельности». А поскольку эти вопросы не риторические, можно надеяться, что вскоре на них последуют основательные ответы. Так что многое еще предстоит изучить46.

 

Заключение

 

Появление в середине ХХ века и последующее развитие новых  информационных технологий привели к качественным изменениям в журналистике. На рубеже тысячелетий сформировались сетевые СМИ печатные издания, специализированное радиовещание и телевизионные сетевые каналы. В ходе проведенного исследования была достигнута поставленная цель изучен процесс взаимодействия современных информационных технологий и журналистики на рубеже ХХ-XXI веков.

Современный этап развития человеческой цивилизации немыслим без непрерывного расширения сети Интернет. Для журналистики – сферы общественной жизни, непосредственно связанной со сбором, хранением, обработкой и передачей информации – знание технологии Интернет является одни из важнейших условий творческой деятельности. Появилось несколько возможных способов применения звуковых потоков в Интернет.

Почти очевидным стало перенесение систем радиовещания из обычного радиоэфира в цифровые сети. Тысячи радиостанций установили у себя потоковые серверы и начали передавать свои обычные живые программы в Интернет. Стремительный рост объемов передаваемой информации требует значительного сокращения времени доставки и обработки абонентом необходимой информации. Это одна из причин быстрого роста мобильных средств связи на базе сотовых систем. В последние годы наблюдается снижение темпов роста числа интернет-изданий, однако среди уже имеющихся СМИ заметна тенденция к улучшению качества подачи материалов.

Информация о работе Методология и формы мобильной журналистики в деятельности электронных СМИ