Особенности журналистского расследования в творчестве Юрия Щекочихина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:57, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение критериев определения журналистского расследования, примеров, способов построения материала на примере конкретных произведений Ю. Щекочихина.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических основ проведения журналистского расследования.
2. Характеристика жанра журналистского расследования.
3. Описание методики проведения журналистского расследования.
4. Проведение анализа расследований Ю. Щекочихина, выявление сильных и слабых сторон в деятельности журналиста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Рассследовательская журналистика как особый вид деятельности….6
Глава 2. Расследование экономических преступлений и расследование коррупции как вид журналистских расследований в творчестве Юрия Щекочихина……………………………………………………………………...15
Глава 3. Юрий Щекочихин – родоначальник расследовательской журналистики в новой России………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………..30
Приложения……………………………………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

курсовая 97н5н.doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ

Самарский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

Особенности журналистского расследования в творчестве Юрия Щекочихина 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самара 2008

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Рассследовательская  журналистика как особый вид деятельности….6

Глава 2. Расследование экономических преступлений и расследование коррупции как вид журналистских расследований в творчестве Юрия Щекочихина……………………………………………………………………...15

Глава 3. Юрий Щекочихин – родоначальник расследовательской журналистики в новой России………………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….28

Библиографический список……………………………………………………..30

Приложения……………………………………………………………………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В конце 80-х – начале 90-х годов  минувшего века, наша страна переживала трудный период. Старые идеалы ушли, а наше общество перестраивалось в нечто новое, в некую формацию, члены которой отдавали предпочтение совершенно иным ценностям, нежели те, которые имели место в советский период.

    Именно  в это трудное время появляется, порожденный общественной несправедливостью, новый жанр журналистского творчества – журналистское расследование. Проведя историческое сравнение, можно понять, что журналистское расследование – наиболее молодое направление деятельности журналиста (по крайней мере в России). Главным образом это связано с тем, что деятельность журналиста-расследователя просто не вписывалась в рамки советского государства, не существовала того простора для возможных действий, который появился после распада СССР.

    Целью исследования является изучение критериев определения журналистского расследования, примеров, способов построения материала на примере конкретных произведений Ю. Щекочихина.

     Задачи  исследования:

     1. Изучение теоретических основ  проведения журналистского расследования.

     2. Характеристика жанра журналистского  расследования.

     3. Описание методики проведения  журналистского расследования.

     4. Проведение анализа расследований Ю. Щекочихина, выявление сильных и слабых сторон в деятельности журналиста.

    Актуальность  темы исследования. В современном мире именно журналистские расследования открывают глаза обществу на негативные явления в нашей жизни. Журналисты, работающие в этом направлении, нацелены на разоблачение коррупции в чиновничьих кругах, набирающей силу организованной преступности.

     Немногочисленные  зарубежные переводы по этой тематике, которые издавались в России, не могли восполнить пробел в знаниях  и недостаток опыта. Условия, в которые  были поставлены журналисты тех лет, разительно отличались от практики и образа жизни зарубежных коллег, чей опыт работы в условиях свободы слова исчислялся к тому времени уже не одним десятилетием. Многочисленные журналистские кодексы и хартии, принятые в большинстве цивилизованных стран, у нас заменяли собственные, неписанные представления о чести и совести, о добре и зле.

    В результате, едва появившись, расследовательская журналистика сразу же укоренилась в нашей журналистской школе. Она, прежде всего, связано с именем очень известного труженика пера – Юрия Щекочихина.

    Такие люди привержены всю жизнь какой-то одной великой идее. Всю свою жизнь он боролся. С коррупцией и беззаконием. Одним из первых, еще в 1980-х годах, он открыто заговорил об организованной преступности. Его знаменитая статья под заголовком «Лев прыгнул» о становлении тогда еще советской мафии, опубликованная в «Литературной газете» в 1988 году, вызвала в стране громкий резонанс. Его статьи читали как откровение: немногие тогда могли себе позволить такую смелость – писать правду. Юрий Щекочихин позволял.

    В 1990 году начинается активная политическая деятельность журналиста. Он избран народным депутатом СССР, с 1990 по январь 1992 года – член комитета Верховного совета СССР по борьбе с преступностью и комиссии по борьбе с привилегиями. В декабре 1999 года стал депутатом Госдумы третьего созыва по списку партии «Яблоко». Благодаря своей политической деятельности Юрий Щекочихин получил возможность пользоваться депутатскими запросами, которые направлял в прокуратуру, в МВД и другие структуры. И если голос журналиста силовые ведомства иной раз могли проигнорировать, то к голосу депутата они были обязаны прислушаться.  К примеру, в 1998 году он опубликовал в «Новой газете» статью «Братва плаща и кинжала-3. Может ли проиграть в казино $120 000 начальник одного из самых секретных управлений ФСБ?», в которой содержался депутатский запрос на имя руководителя администрации Президента, секретаря Совета безопасности и обороны, директора ФСБ и генерального прокурора РФ.  Такое сочетание депутатского мандата и острого пера и заработало Юрию Щекочихину тот высокий авторитет, как в обществе, так и среди коллег, которым он заслуженно пользовался. 

    Нельзя  не упомянуть и о том, что Юрий Щекочихин одним из первых в Советском Союзе обратил внимание общественности на существование организованной преступности в стране. Его активная борьба с этим злом не осталась незамеченной на международном уровне – он являлся экспертом ООН по вопросам организованной преступности. Здесь он проявил столько же таланта и принципиальности, как и при разоблачении преступников «в погонах.

    Столь яркая общественная деятельность наложила свой отпечаток и на манеру изложения  материала, на его журналистский  стиль. Точные, иной раз жесткие эпитеты, никаких туманных фраз и недомолвок. Критика в адрес самых влиятельных персон. Четкое и грамотное построение репортажей и статей, умение не только донести свою мысль до читателя, но и запомниться ему. Эти качества позволил Юрию Щекочихину снискать уважение и признание коллег.

    Но  достаточно ли их, чтобы заниматься таким специфическим родом деятельности, как расследовательская журналистика? Какие требования предъявляет этот жанр? В своей работе мы постараемся ответить на эти вопросы. Для этого мы подвергнем анализу статью Ю. Щекочихина «Страх» как одно из значимых произведений автора, в котором наиболее полно проявились его профессиональные качества журналиста.  
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Рассследовательская журналистика как особый вид деятельности 

    Когда же появилось в нашей стране такое понятие как журналистское расследование? Фактически во времена Советского Союза его не существовало, оно начало появляться лишь в «перестроечный» период, когда жесткие рамки, существовавшие в СССР, несколько ослабли, а чуть позднее и вовсе приказали долго жить.

    Российская  журналистика несколько сужает и  заостряет понятие журналистского расследования. Оно еще не приобрело  своей академической формы, но уже  сейчас многие понимают под ним исследование темы, связанной со злоупотреблениями  властью и коррупцией. Цель такого расследования — предать огласке скрытые связи между властью и организованной преступностью. На самом же деле расследование как жанр не может быть связано рамками какой-то определенной проблемы.1

    Нельзя  обойти вниманием такое явление как «инвестигейторство». Это термин, пришедший к нам из западных СМИ, которым называются журналисты, занимающиеся сбором материала для различных жанров статей, будь то аналитическая статья, сатирическая заметка, проблемный очерк и т. п. Само это явление очень близко к расследовательской журналистике.

    Основное  отличие журналистского расследования  как жанра заключается, пожалуй, в том, что автор не ограничивается постановкой проблемы и ее самостоятельным исследованием. Инвестигейтор, как правило, предлагает какие-то варианты ответов на возникшие вопросы, выводы, которые вытекают из проделанной им работы. Иной раз он может даже не делать этого открытым текстом, но собранные факты и комментарии к ним сами подтолкнут читателя или зрителя к правильному заключению.

    Журналистское расследование — задача чрезвычайно  сложная и, случается, опасная для  человека неподготовленного. Даже корифею  от криминальной журналистики она не всегда по плечу, если действовать приходится в одиночку. Зато результаты могут  превзойти все ожидания, если за дело берется целый коллектив. Именно тогда становится возможным полномасштабный сбор информации, ее грамотная обработка и проверка.2

    В настоящее время расследовательская журналистика, в силу прежде всего  специфики ее целей (результатов), предмета отображения, средств, методов, условий осуществления, все больше заявляет о себе как о самостоятельном явлении. Она имеет свой «набор» целей, средств, методов деятельности; существуют и «субъекты», специализирующиеся на ее осуществлении, что и позволяет рассматривать это направление как самостоятельный вид журналистской деятельности.

    Цели  расследовательской журналистики:

  • необходимость установления истинных причин определенных событий, процессов, ситуаций (для российского журналиста-расследователя это в первую очередь негативные феномены)
  • обнаружения тайных пружин расследуемых явлений или раскрытия порочного механизма совершения преступления, разоблачения преступников
  • привлечение внимания аудитории.
  • достижения какого-то политического или экономического результата, например разоблачения деятельности экстремистской политической организации, выявления фактов злоупотребления должностным положением, смещения коррупционера с министерской должности, лишения махинатора депутатского иммунитета и предания его суду, возвращения в страну награбленных капиталов и пр.
  • нравственное воспитание аудитории, поскольку любое расследование заключает в себе моральное обобщение, вытекающее из примеров разоблачения каких-либо преступлений.
 

    В качестве предмета журналистского расследования, по Тертычному, выступают, прежде всего, разного рода преступления, происшествия, конфликты, существование которых кто-то пытается скрыть от общества, исторические и иные (кроме государственной и военной) тайны. В этом как раз и заключается своеобразие предмета расследования, его отличие, например, от предмета выступления журналиста-аналитика, очеркиста, фельетониста и пр. Конечно же, и аналитик, и очеркист, и фельетонист могут тоже писать о преступлениях, происшествиях, тайнах, но уже открытых кем-то, известных. Если же они берутся открыть нечто скрытое, то в этом случае будут ставить и решать задачу журналиста-расследователя. Порой она выглядит грандиозно – например, когда журналист хочет открыть глаза обществу на тех, кто им правит.3

    Журналист редко ставит перед собой только одну из этих целей. Но даже если дело обстоит именно так (например, он хочет разоблачить лишь социально опасные действия некоего олигарха), это отнюдь не значит, что результат расследования, независимо от самого расследователя, не будет содействовать решению каких-то иных, «попутных» задач.

    По  мнению А. Тертычного журналистское расследование – прямая противоположность ежедневной рутинной работе в редакции. Получение первичной общественно значимой информации – главная цель. Потому что в его основе должна быть бесспорная фактическая информация, добровольно данная тем, кто имеет право предоставлять ее.

    Но  не следует думать, что журналистские  расследования появились в нашей  стране с чистого листа в перестроечный  период. В нашей стране имеется богатейший опыт публицистики, пришедший к нам из дореволюционной России.

    Возьмем такую фигуру, как Бурцев, известный  тем, что раскрыл дело Азефа. Так  он, фактически, был и журналистом, и сыщиком одновременно. Его знаменитые разоблачения провокаторов в революционной среде и материалы его журнала “Былое”, издававшегося в начале века, — что это как не зарождение журналистского расследования. Более того, даже в творчестве Пушкина можно найти какие-то корни и истоки этого жанра. Его “История пугачевского бунта” — это самое настоящее журналистское, историческое, публицистическое расследование.

    Знакомство  с «Историей Пугачева» наводит  прежде всего на мысль о том, что  ее автор проделал колоссальную работу по сбору документальных фактов. В  «Истории» фигурируют известные личности, видные полководцы, мыслители соответствующего времени. С точностью до минуты описывает автор многие события, произошедшие задолго до его рождения, уделяет большое внимание деталям, составлению исторических портретов, благодаря которым читатель может представить царившую во времена пугачевского бунта атмосферу в обществе.4

    Также ярким примером является Ф.М. Достоевский, описавший настоящее расследование  в «Преступлении и наказании», проведенное Порфирием Петровичем. Описывая действия этого профессионала, писатель проявил прекрасную осведомленность в следственных методах, очевидно, обретенную им в результате личного общения со следователями, устанавливавшими степень его участия в деле петрашевцев, которое послужило, как известно, поводом для осуждения писателя и отправки в Сибирь на каторгу.

Информация о работе Особенности журналистского расследования в творчестве Юрия Щекочихина