Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:06, реферат
Целью настоящей работы явилось знакомство с основными принципами функционирования печатных изданий в период предвыборных кампаний, их влиянием на поведение электората, а также с особенностями воздействия на избирателей другой агитационной печатной продукции – листовок, плакатов, буклетов и т.п. Автор реферата обратил внимание и на особенности и степень влияния опросов общественного мнения на электорат в интересующий период.
Введение…………………………………………………………………….2
§1. Правовые основы функционирования СМИ
в период предвыборных кампаний………………………………………4
§2. Типы печатных СМИ
и их влияние на общественность………………………………………….8
§3. Другие виды печатной продукции
и их эффективность…………………………………………………...........12
§4. Социологические опросы и степень
их воздействия на аудиторию………………………………………............16
Заключение…………………………………………………………………..20
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Институт
журналистики и литературного
творчества»
Реферат
по предмету:
Актуальные проблемы современности и журналистики
на тему:
Печать
в период предвыборных
кампаний
Выполнила
Студентка 5 – го курса заочного отделения
Факультета журналистики
Гудкова Олеся Андреевна
Научный руководитель
Музыкант
В. Л.
Москва, 2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………
§1. Правовые основы функционирования СМИ
в период предвыборных кампаний………………………………………4
§2. Типы печатных СМИ
и их влияние на общественность…………………………………………
§3. Другие виды печатной продукции
и их эффективность……………………………………………
§4. Социологические опросы и степень
их
воздействия на аудиторию………………………………………......
Заключение……………………………………………………
Введение
Средства массовой информации являются одним из основных инструментов, влияющих на процесс трансформации и функционирования политической сферы современного общества. Демократические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 1980-х начале 1990-х годов, значительно расширили возможности россиян в получении достоверной информации, а средства массовой информации оказались мощной информационной базой для продвижения демократических идей и проведения избирательных кампаний.1
Тема исследования агитационных мероприятий в современных СМИ в период предвыборных кампаний вызывает устойчивый интерес со стороны специалистов в области масс-медиа, политологов, социологов и ряда других специалистов. Вопросы влияния СМИ на массовое политическое сознание достаточно подробно изучены в странах, имеющих большой исторический опыт демократических выборов. В современной России эта тема также становится все более популярной, а исследования по ней постепенно переходят из области эмоциональных оценок к глубокому системному и научному анализу2.
Целью настоящей работы явилось знакомство с основными принципами функционирования печатных изданий в период предвыборных кампаний, их влиянием на поведение электората, а также с особенностями воздействия на избирателей другой агитационной печатной продукции – листовок, плакатов, буклетов и т.п. Автор реферата обратил внимание и на особенности и степень влияния опросов общественного мнения на электорат в интересующий период.
Так, первый параграф работы посвящен правовым основам функционирования СМИ в период предвыборных кампаний: здесь приводится перечень законов, регулирующих деятельность СМИ в предвыборный период, даются определения основным терминам избирательного законодательства, а также приводится обзор главных требований, предъявляемых законодательством к СМИ во время предвыборной агитации.
Во втором параграфе автор знакомит читателя с типами печатных СМИ, наиболее успешно воздействующих на потенциального избирателя (в основном – на регионального), дает обоснование этой эффективности.
Третий параграф реферата дает представление о других видах печатной продукции, а также о степени их эффективности в сравнении с публикациями в печатных СМИ.
И,
наконец, в четвертом параграфе
автор обращается к теме социологических
опросов, публикуемым в СМИ в период предвыборной
агитации. Дается определение опроса общественного
мнения, приводятся некоторые примеры
таких опросов, оценивается степень их
воздействия на аудиторию.
§1.
Правовые основы функционирования
СМИ в период предвыборных
кампаний
Организацию предвыборной агитации при проведении парламентских и президентских выборов регулируют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации», другие федеральные законы.
Законодатели выработали ряд терминов и понятий, содержащихся в вышеуказанных нормативных актах и применяемых в период предвыборных кампаний. В соответствии с Федеральный законом от 12 июня 2002 г. № ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предвыборной агитацией признается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов); агитационными материалами называют печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума. В свою очередь, агитационный период - это период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, а также уполномоченными ими лицами. Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.3
Предвыборная агитация может проводиться:
а) на каналах организации телерадиовещания и в периодических печат-
ных изданиях;
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и
других агитационных материалов;
г) иными, не запрещенными законом методами.
Согласно п. 46 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях под организациями, осуществляющими выпуск СМИ, понимаются организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции периодических печатных изданий.
Участвовать в избирательной кампании путем предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации могут только те организации СМИ, которые не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов опубликовали сведения о размере (в валюте РФ) и других условиях оплаты эфирного вре-мени, печатной площади, а также в этот же срок представили указанные сведения и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации в муниципальную избирательную комиссию.
В соответствии с п. 2 ст. 49 Федерального закона об основных гарантиях, предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
Информация о кандидатах, распространяемая ранее чем за тридцать дней до дня голосования (равно как и информация, распространяемая в течение 30 дней до дня голосования) не является предвыборной агитацией при условии, что она не подпадает под понятие предвыборной агитации (п. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях) и не входит в перечень агитационных действий (п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях).4
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной
кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата или против него;
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному
объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (исключение – опубликование результатов опроса общественного мнения);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет или не будет избран;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате, избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшего кандидата.
Согласно п. 5 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательных фондов. Осуществление в период избирательной кампании деятельности, подпадающей под признаки предвыборной агитации (п. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях), до момента выдвижения и создания избирательного фонда кандидата может быть расценено как попытка обойти закон.
Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических печатных изданий, должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.
Это требование не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями.
Государственные организации телерадиовещания и редакции государственных периодических изданий вправе предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату.
При проведении выборов сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее, чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Содержание информационных материалов, размещаемых в СМИ, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.
В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.
В силу запрета на ведение предвыборной агитации при осуществлении своей профессиональной деятельности журналист, как и любой гражданин, может опубликовать материал любого агитационного содержания в случае, если эта публикация будет оплачена из соответствующего избирательного фонда.
Журналисты
вправе оказывать услуги по подготовке
агитационных материалов кандидатов,
политических партий, избирательных
блоков. При этом необходимо соблюдать
условия, установленные п. 5 ст. 59 Федерального
закона об основных гарантиях. Такие услуги
могут быть оказаны с письменного согласия
кандидата (его уполномоченного представителя
по финансовым вопросам), уполномоченного
представителя по финансовым вопросам
избирательного объединения, избирательного
блока. Оплата таких услуг должна производиться
из избирательного фонда. Журналист, как
и любой гражданин, может лично без привлечения
третьих лиц оказывать данные услуги бесплатно,
на добровольной основе.5