Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 17:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Журналистика"
В XIX веке европейская журналистика
стала динамически
С ростом значения журналистики все шире использовались различные технические средства для воспроизведения и передачи информации (техника гравирования для иллюстрирования, телеграф для передачи сообщений, железные дороги для доставки и т.д.). Во второй половине XX века были изобретены способы воспроизведения фотографических снимков с помощью клиширования. Газеты и журналы завоевывали широкие круги аудитории, благодаря чему росли тиражи и доходы, формировались редакционные кружки, корпус профессиональных журналистов.
В конце XIX выделились две разновидности журналистики: массовая (для широкого читателя и низов общества) и качественная (для состоятельных, правящих кругов, интеллигенции). Коммерческая выгода заставляет выпускать массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Беспринципные, готовые нажиться на любом скандале и сенсации, пользующиеся пером как ключом к денежному сейфу, шантажисты, клеветники – таковы характеристики журналистов бульварной прессы.
Влияние журналистики сильно возросло. Она стала активно вмешиваться во внутриполитическую борьбу и международные отношения, оказалась способной не только влиять на принятие политических решений, уничтожать репутации крупных политиков, но и свергать правительства. На первое место вышли ежедневные газеты, их владельцы стали называть лордами (или баронами) прессы, они вошли в правящий истеблишмент общества.
В Древнем Риме уже существовала традиция публичного выражения собственного мнения по актуальным вопросам. Это было право ораторов и риторов. Ораторами в Древнем Риме назывались государственные мужи, для которых выступление перед публикой было элементом их политической деятельности. Риторами же считались знатоки красноречия, которые не могли судить о делах государства. Со временем ораторское искусство стало частью культуры многих стран и народов. Широкое распространение получили публичные выступления и в средневековые времена, когда различные проповедники и религиозные наставники пытались влиять с помощью своего красноречия на умы других людей.
Первые попытки издавать нечто похожее на газету исследователи находят еще в Древнем Риме. Юлий Цезарь издал приказ публиковать протоколы сенатских заседаний. В исполнение этого приказа появились так называемые «acta cenatus», которые и стали первым шагом к публичному обнародованию новостей. Слово «газета» пока еще не звучало, употреблялось понятие – «ведомость», которое и укоренилось в названии («acta» - ведомость). Однообразность содержания «Сенатских ведомостей», вероятно, толкнула Юлия Цезаря к учреждению еще одного издания, которое с самого начала ориентировалось на разнообразие тематики. Речь идет об «Ежедневных ведомостях». Недолгое время и то, и другое издание выходили одновременно, удачно дополняя друг друга. В «Сенатских ведомостях» даются отрывки наиболее важных сенатских заседаний. В «Ежедневных ведомостях», наряду с сообщениями военного характера, описываются публичные праздники, выдающиеся события. В этом издании находят также некоторое отражение общественные и литературные вопросы. Иногда на страницы попадают и пикантные подробности из жизни римского общества. Один из самых интересных исследователей конца 19 - начала 20 вв. немец Людвиг Саламон, работами которого пользуются и современные историки печати, считает, что каждый номер римских ведомостей «переписывался в большом количестве экземпляров и получал широкое распространение по всей империи».3 Конечно же, «большое количество» исчисляется лишь несколькими десятками экземпляров, ибо возможности тиражирования были весьма ограничены. Любые тексты в то время писались весьма примитивным способом: на вощеной дощечке заостренным стержнем из кости, металла или дерева выводились буквы. Понятно, что при таком способе тиражирования, когда каждый экземпляр изготовляется вручную, вряд ли можно говорить о большом количестве экземпляров, да и об объеме материалов номера.
Римские ведомости не были в полном смысле этого слова периодическими изданиями. Выходили они от случая к случаю, когда возникала необходимость в обнародовании и распространении политических и светских новостей. Римские известия не имели широкого распространения, их читательская аудитория ограничивалась лишь несколькими влиятельными особами Древнего Рима. Тем не менее, цезаревские ведомости стали своего рода первым звеном в длинной цепи событий, подготовивших условия для возникновения и функционирования печати в обществе. После распада Римской империи в Европе наступил тяжелый период. Рушились старые устои, разбивались культурные традиции. Центр цивилизации постепенно складывается в другой части счета – на Востоке, а именно в Китае. К началу нашей эры Китай был достаточно развитым государством, где почитались науки, культура и ремесла. Однако некоторая восточная замкнутость, даже закрытость, не делали Китай известным в других странах и не способствовали широкому распространению «китайских секретов» в мире. В этом отношении весьма интересен пример изобретения бумаги. В Китае уже во 2 веке был известен способ получения бумаги путем осаждения растительных волокон на сите из водной суспензии. Но только спустя четыре столетия этот способ был вывезен в не такую уж далекую Японию. Европейцы же узнали о нем еще позднее – примерно в 10 веке. Да и то неточность знания заставила их унифицировать способ изготовления бумаги: вместо свежего растительного сырья, более дешевого, в Европе поначалу использовалось пеньковое или льняное тряпье. Историй с «китайскими секретами» можно привести предостаточно, как имеющих отношение к предмету нашего разговора, так и далеко стоящих от него. Например, так же долго не была известна в Европе тайна фарфора, пороха. Тайна же книгопечатания и вообще осталась в Древнем Китае. Европейцам пришлось изобретать технологию печати самостоятельно. Говоря о книгопечатании, весь мир отдает пальму первенства немцу Иоганну Гуттенбергу, предложившего свой способ тиражирования в 40-х года 15 века. Но самые первые опыты книгопечатания были предприняты китайцем Би Шэном четырьмя веками ранее – в 11 веке. Совершенно естественно, что в Китае, как в свое время и в Древнем Риме, переписывались важнейшие известия, публиковались новости. Как раз китайское издание «Кинг пао» («Столичный вестник») многие современные исследователи считают более вероятным прообразом современных газет, нежели цезаревские ведомости. Газета начала выходить в 911 году и просуществовала с некоторыми перерывами до 20 века. Конечно же, ее содержание, оформление, приемы и методы подачи новостей за этот длинный период совершенствовались, претерпевали изменения. И если брать не первые
годы существования «Кинг пао», сравнение ее с газетами нового времени вполне обоснованно. В самом же начале, как и римские ведомости, «Столичный вестник» не периодичен; новости в нем излагаются протокольно и сухо; сведения, сообщаемые в нем, не уходят дальше императорского двора. Список лиц, которые могли читать это издание, определялся самим императором. С «допущенных к столу»4 бралась строжайшая подписка о неразглашении того, о чем они прочтут в издании. В случае нарушения запрета виновные строго наказывались. Поэтому, имея в виду китайский «Столичный вестник» образца 10 века, вряд ли есть смысл всерьез говорить о нем как о газете в современном смысле этого слова. Впрочем, причина этого не в самом издании и его
уровне, а в тех субъективных и объективных обстоятельствах, которые характерны для
того времени: отсутствие необходимости в регулярном знании новостей, низкий образовательный уровень общества, слабые технические возможности. Китай с его цивилизацией стал еще одним звеном на пути возникновения периодической печати, оказав на этот процесс в силу удаленности и известной закрытости опосредованное влияние. Прообразы же современных газет следует искать, на наш взгляд, все-таки в более близком к нам времени и на европейском континенте.
Римская культура испытала огромное влияние греческой. На латынь были переведены классические произведения греческой литературы, что способствовало появлению профессии переводчика и созданию в Риме качественной переводческой школы. За счет рабов и отпущенников, которым господа считали нужным дать образование, росла интеллигенция. Многие представители "рабской интеллигенции" писали сочинения по истории, языкознанию, литературоведению.Греческий язык становился не только литературным, но и разговорным. Греческие и латинские книги находили широкий сбыт" В Риме появилось множество мастерских, где рабы изготовляли книги.
(Гораций, Марциал, Ювенал, Персии) В императорском Риме понятие свободы слова было весьма ограниченным. Поэтому оживление публицистической деятельности преимущественно приходилось на периоды обострения борьбы за власть. В эпистолографическом наследии Рима следует выделить "Нравственные письма к Луцилию" Луция Аннея Сенеки. Свободные размышления римского философа на различные темы, облеченные в форму посланий, оказали большое влияние на европейскую литературу. Письма Сенеки связаны с формированием жанра эссе в XVI-XVII вв.
То же можно сказать
и об известной китайской газете
«Кинг Пао» («Столичный вестник»), выходившей
в Пекине с 911 г. Надо отметить, что
эта газета помимо периодичности
и тиража имела еще одно свойство,
приближающее её к журналистике, - она
создавалась с помощью
В Древнем Китае также
существовали выпускаемые правителями
листки новостей, которые назывались
"дзыбао"; сначала, в эпоху династии
Хань (206 до н.э. - 220 н.э.), их распространяли
среди государственных
Римская культура испытала огромное влияние греческой. На латынь были переведены классические произведения греческой литературы, что способствовало появлению профессии переводчика и созданию в Риме качественной переводческой школы. За счет рабов и отпущенников, которым господа считали нужным дать образование, росла интеллигенция. Многие представители "рабской интеллигенции" писали сочинения по истории, языкознанию, литературоведению.Греческий язык становился не только литературным, но и разговорным. Греческие и латинские книги находили широкий сбыт" В Риме появилось множество мастерских, где рабы изготовляли книги.
Особое место в развитии коммуникационных
технологий занимают рукописные прообразы
газет — "acta diurna", введенные
Юлием Цезарем и
(Гораций, Марциал, Ювенал, Персии)
В императорском Риме понятие
свободы слова было весьма
ограниченным. Поэтому оживление
публицистической деятельности
преимущественно приходилось
В 12-13 веках исследователи отмечают примеры передачи новостей и писем. Как правило, инициаторами обмена информацией, по мнению К.Бюхера, выступали монастыри, университеты и духовные власти. Гонцы доставляли новости в одну точку и возвращались домой, привозя с собой также новые известия о происшествиях, урожаях, рождениях и смертях, женитьбах и коронациях, войнах и несчастиях. К 15 веку расширяется география обмена новостями и тематика. В письмах, которые развозят гонцы, все чаще появляется информация коммерческого характера: что, где, почем. По сути, можно уже на этом этапе говорить о присутствии рекламы в регулярно рассылаемых письмах. Но пока реклама никак не выделяется, она воспринимается и распространяется как новость, деньги за ее размещение, естественно, не берутся. Необходимость в постоянном информировании возрастала, создавались и совершенствовались институты массовой информации, появились профессиональные сборщики и разносчики новостей. Они имели информаторов среди представителей различных слоев населения. Особенно активно шел сбор новостей в крупных торговых центрах. Заезжие купцы рассказывали о новостях на Востоке, говорили о турецких войнах, о происшествиях на папском дворе в Риме и при императорском дворе в Вене. Устные свидетельства очевидцев, пересказы о событиях третьих лиц записывались,
конечно же, без всякой проверки достоверности этих сообщений. Вся собранная информация переписывалась по несколько раз, распространялась в виде писем, некоторые экземпляры раздавались на ярмарках. Увеличение потока новостей, с одной стороны, и заинтересованная потребность в них, с другой, привели к учреждению специальных бюро, взявших на себя систематизацию материала и его распространение.
Так зарождались первые информационные бюро. Упоминание об одном из них относится к 1530 году. Венеция, где возникло первое информационное бюро, в то время была крупным торговым центром, куда стекались товары со всего света, где регулярно проводились торговые ярмарки, где рассказы о жизни отовсюду и обо всем буквально витали в воздухе.
Основная работа сотрудников была в порту, где они спешили первыми расспросить купцов с пришвартовавшихся кораблей. Постепенно бюро в Венеции начало проявлять коммерческую самостоятельность. Составлялось несколько десятков экземпляров листков, предназначенных для продажи на улице всем, кто захочет заплатить. Стоимость равнялась мелкой разменной монете того времени – «gazetta». Это название в последствие было перенесено и на сами листки. Причем, заплатив монету, покупатель имел право или забрать листок с новостями с собой, или же потребовать, чтобы ему тут же его прочитали. Иногда такие чтения превращались в коллективные и распространители новостей ухитрялись вместо одной монеты собрать их целую горсть. В русский язык слово «газета» пришло из французского. Французы же в свою очередь заимствовали его у итальянцев. Этимологию слова многие исследователи связывают как раз с названием мелкой итальянской монеты.