Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:16, дипломная работа
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
-рассмотреть изменения осмысления феномена интеллигентности в трудах русских и зарубежных учёных философов журналистов.
- проанализировать теоретико-методологические подходы к осмыслению
интеллигентности в российской философской мысли и определить роль
российских философов в формировании интеллигентности;
- раскрыть интеллигентность как выражение духовности человека;
- исследовать характер и природу интеллигентности в контексте
человеческих качеств и дать определение интеллигентности;
- выявить основные качества присущие интеллигентному человеку
- выявить потенциал интеллигентности в современном мире, реальность её существования, определить пути его развития.
-проанализировать тему интеллигенции в региональных СМИ .
Введение………………………………………………………….. 3
Глава 1 Понятие интеллигенции. История возникновения термина.
1.1 Определение интеллигенции и интеллигентности………..7
1.2 История термина.
1.3 Современные представлении о интеллигенции и интеллигентности .
1.4 Российская интеллигенция
1.5 Интеллигенция и политика
1.6"Вехи" сборник статей о русской интеллигенции.
Глава2. « Интеллигенции и интеллигентности в региональных СМИ, на примере телеканала «Новый век» и публикаций газеты «Тамбовская жизнь"
2.1 Интеллигентность и культура
2.2Интеллигенция на тамбовском телевидении. Реальность или миф
2.3Тема интеллигенции в Тамбовских СМИ.
Заключение
План.
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Понятие интеллигенции. История возникновения термина.
1.1 Определение интеллигенции и интеллигентности………..7
1.2 История термина.
1.3 Современные представлении о интеллигенции и интеллигентности .
1.4 Российская интеллигенция
1.5 Интеллигенция и политика
1.6"Вехи" сборник статей о русской интеллигенции.
Глава2. « Интеллигенции и интеллигентности в региональных СМИ, на примере телеканала «Новый век» и публикаций газеты «Тамбовская жизнь"
2.1 Интеллигентность и культура
2.2Интеллигенция на тамбовском телевидении. Реальность или миф
2.3Тема интеллигенции в Тамбовских СМИ.
Заключение
.
Введение
Степень изученности вопроса начало проблематики интеллигентности восходит к периоду античности, в рамках которой появляется и сам термин, и дошло до наших дней. На тему интеллигенции и интеллигентности много исследований, миней, споров. Самые различные аспекты изучения нашли отражение в работах как зарубежных, так и русских философов , академиков, писателей. Вот некоторые из них: Моисеев Н.Н. Вехи - 2000: Заметки о русской интеллигенции кануна нового века // Дружба народов. - 1999. Успенский Б.А. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры. Кант И. Критика чистого разума. - М., 1994; Критика способности суждения // Соч.: В 6 т. Т. 5.- М., 1966; Так же на нынешнем телевидении постоянно поднимаются вопросы об интеллигентности, и её отсутствии . В2008 году на страницах газеты«Тамбовской жизни» на эту тему развернул дискуссию Владимир Пеньков, его статья называться «Утраченные вехи заметки интеллигентного человека».Он критикует современную интеллигенцию, заявляя о её отсутствии, и никчемности. После выхода материала последовали отклики читателей, которые так же негативно высказывались в адрес нынешней интеллигенции.
Актуальность темы исследования. Проблема качественной определенности человека была и остается центральной проблемой философии. Это объясняется тем, что качества, рассматриваются не только как сущности, человека, но и выступают постоянно актуализируемой стратегией их дальнейшего развития, поэтому качества человека рассматриваются самым важным «ресурсом человечества» Актуальность исследования интеллигентности обусловлена также происходящими в современном мире процессами формирования нового универсального мирового сообщества, основывающегося на взаимодействии различных культур и цивилизаций. И в этом смысле интеллигентность может быть представлена как своеобразная модель нового формирующегося глобального мировоззрения. Материалы исследования. в дипломной работе использована статья из газеты «Тамбовская жизнь» Владимир Пеньков «Утраченные вехи заметки интеллигентного человека». Последующие отзывы на данную статью: Полякова Л.В. доктор филологических наук, профессор ТГУ им. Державина. « Из глубины взываю, … Вердикт слишком категоричен». Статья читателя «Тамбовской жизни» « Взгляд снизу » Публикация Сергея Самгина, кандидата политических наук « Интеллигент у нас в округе - редкий вид» Так же проанализирована передача «Поле зрения», которая выходит на телеканале «Новый век Объектом исследования выступает интеллигентность как человеческое качество. Предметом исследования является сущность и проявление интеллигентности в современном мире и в региональных СМИ. Цель дипломной работы – проанализировать интеллигентность и интеллигенцию раскрыть её сущность и содержание, . В соответствии с целью были определены следующие задачи:
-рассмотреть
изменения осмысления феномена
интеллигентности в трудах
- проанализировать
теоретико-методологические
интеллигентности в российской философской мысли и определить роль
российских философов в формировании интеллигентности;
- раскрыть
интеллигентность как
- исследовать
характер и природу
человеческих качеств и дать определение интеллигентности;
- выявить
основные качества присущие
- выявить
потенциал интеллигентности в
современном мире, реальность её
существования, определить
-проанализировать
тему интеллигенции в
Теоретико-методологическая база исследования теоретическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных философов, культурологов, психологов, историков, социологов, представляющие собой различные направления общественной мысли и отражающие различную историко-культурную реальность. Для целостного понимания интеллигентности использовались историко-философский, сравнительный, структурно-функциональный, системный методы.
Научная новизна дипломного исследования установлено, что основой интеллигентного человека выступает отношение индивида к действительности, основанием которого служат закрепленные в интеллигентности ценности, и обосновано, что эти ценности человек должен в себе развивать. Доказано положение о том, что заслуга российских философов не в «открытии» качества интеллигенции, а в проблеме её существования, и уточнено, что интеллигентность, представляет собой универсальное человеческое качество; а не отличительная черта русского характера. Практическая и теоретическая значимость Результаты исследования могут способствовать расширению понимания интеллигентности, углублению знаний в области качеств человека и его сущности в условиях современного мира, развитию понимания духовности человека, формированию новых мировоззренческих ориентиров, уточнению содержания понятий «интеллигентность». Материалы и выводы исследования могут быть использованы при разработке образовательных и воспитательных программ, для средних и высших учебных заведений. В преподавании курсов философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики. Апробация исследования с материалами дипломной работы, я выступала на научной конференции, которая проходила 6 апреля 2011 года на кафедре журналистики в ТГУ им. Державина. Структура дипломная работа состоит из двух глав. Первая глава дано определение интеллигенции и интеллигенции, история возникновения термина, приведены высказывания известных исследователей писателей по данной теме. Сформулированы современные представления об интеллигенции. В том числе и о русской интеллигенции. Приведены высказывания Д.С Лихачёва о интеллигенции.. Вторая глава выявлена связь между интеллигентностью и культурой, приведены собственные исследования о теме интеллигентности и интеллигенции и том как это освещает региональная пресса. В качестве примера взята телекомпания «Новый век» проанализированы все программы данного телеканала более подробно ток –шоу «Поле зрения».Приведены примеры статей из газеты « Тамбовская жизнь» об интеллигентности. Владимир Пеньков «Утраченные вехи заметки интеллигентного человека». Полякова Л.В. доктор филологических наук, профессор ТГУ им. Державина. « Из глубины взываю, … Вердикт слишком категоричен». Статья читателя «Тамбовской жизни» « Взгляд снизу » Публикация Сергея Самгина, кандидата политических наук « Интеллигент у нас в округе - редкий вид».
1.1 Определение интеллигенции и интеллигентности.
Интеллигенция (от лат. - понимание, познавательная сила, знание; умный, знающий, мыслящий, понимающий) - в современном общепринятом (обыденном) представлении общественный слой образованных людей, профессионально занимающихся сложным умственным (по преимуществу интеллектуальным) трудом.1
До 60-х годов XIX века термин «интеллигенция» означал «разумность, сознание, деятельность рассудка». А.М.Камчатнов в работе «О концепте интеллигенция в контексте русской культуры» пишет: «У Гегеля интеллигенция есть общечеловеческая способность умозрительного постижения вещей... Маркс говорит о народной интеллигенции как о самосознании всего народа: интеллигенция — это самосознание народа, а ее носитель — весь народ...» 2
Похоже, самым первым употреблением слова является дневниковая запись В.А. Жуковского от 2 февраля 1836 г: «...осветился великолепный Энгельгардтов дом, и к нему потянулись кареты, все наполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которые у нас представляют всю русскую европейскую интеллигенцию». Здесь интеллигенция — это некий отдельный культурный слой, европейски образованный. Последнее, кстати, важно — но до этой темы мы дойдем постепенно.
Трактовка интеллигенции как отдельной группы принадлежит писателю П.Д. Боборыкину. В романе «Солидные добродетели» (1870) он определил значение термина: «Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX в. и даже в последней трети XVIII в.». При этом подразумевалось (и было описано в романе), что интеллигенция должны обладать некими моральными качествами — в частности, должен стремиться облегчить положение простого народа.
А вот определение XX-го века, которое даёт академик Лихачёв: «Интеллигент же — это представитель профессии, связанной с умственным трудом, (инженер, врач, ученый, художник, писатель), и человек, обладающий умственной порядочностью.».3
Пожалуй, удачное
определение, указывающее на два
необходимых и достаточных
Все остальное может варьироваться: интеллигенты бывают богатые и бедные, западники и славянофилы, либералы и «соборники», «физики» и «лирики»...
Понятие интеллигенции по своему происхождению является категорией русской культуры. В большинство европейских языков оно пришло именно из России.
«В русском словоупотреблении Нового времени сложилось и закрепилось представление об интеллигенции как о смысловом единстве познаваемых идей и избранного сообщества разумных людей, живущих этими идеями, как о тождестве носителей высшего сознания и духовности. Способных к рефлексии культуры и саморефлексии, и самих форм духовной культуры, рефлектируемых софитным умом, - как о духовном образовании, воплощающем в себе самоценный смысл действительности, соотнесённый в самосознании с самим собой. Феномен русской интеллигенции во многом совпадает с национальным характером русской культуры и оказывается в такой же мере источником, причиной её становления и
развития, в какой результатом, плодом истории культуры России.
Интеллигенция всегда сама
Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Представителями интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных сущностных признаков.:
-Ориентация
на общечеловеческие качества, приверженность
идее справедливости, критическое
отношение к существующим
-единство
духовной природы человека-
-верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость;
-глубоко
развитое понимание своего “Я”,
-мужество, стойкость
в отстаивании своих,
-противоречивость,
социально-нравственная
-своеобразное,
двойственное осознание
-нередкое сочетание одухотворенности с меркантилизмом, высокой степени самосознания с эгоцентризмом.
«Интеллигентность характеризуется определенной степенью нравственной зрелости личности независимо от социально-классовой принадлежности. Это качество мышления, безупречность в поступках, ощущение себя человеком по отношению к любому другому человеку, способность поставить себя на место другого человека. Интеллигентность есть ни что иное, как сплав умственной и нравственной культуры. В свое время академик Д.С. Лихачев говорил: “...нельзя притвориться интеллигентным. Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец,... но интеллигентным — никогда.»6
«В России, несмотря на сравнительно небольшую численность интеллигенции, она была авторитетным и влиятельным демократическим социальным слоем, генерируя роль создателя, подвижника и проповедника культуры. Именно она сумела поднять нравственную культуру страны к высотам общечеловеческого духа. Отсюда вполне закономерно рассмотрение ее как главного носителя духовности.»
«Широко используемое на Западе слово “интеллектуал” совсем не является его эквивалентом. ...в западном традиционном употреблении “интеллектуал” — понятие в основном профессиональное, что же касается русского интеллигента, то это скорее духовное, нравственное определение.
Интеллигенция
— дух нации, достояние общества,
это люди высокой умственной и
этической культуры, которые способны
подняться над личностными
Информация о работе Тема интеллигенции и интеллигентности в региональных СМИ