Жанрово-стилевое своеобразие публицистики А. Кабакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить своеобразие публицистики А. Кабакова, разобрать его работы с точки зрения, рассматриваемых тем, специфики стиля и жанрового разнообразия.

Все это формирует задачи исследования: разобраться с понятием публицистики, как жанром литературы и журналистики, определить жанры, которые реализуются в публицистике и разобрать языковые средства публицистических материалов.

Содержание

Введение

Публицистика.
Определение
Авторская позиция в публицистике
Язык публицистики
Жанры публицистики
Глава 2. Тематика публицистики А. А. Кабакова


Тематика публикаций


Глава 3. Жанрово-стилистические особенности публицистики А. Кабакова

Жанровая специфика публицистики
Стилевое своеобразие творчества А. Кабакова

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 58.58 Кб (Скачать документ)

Оглавление:

Введение

  1. Публицистика.
  1. Определение
  1. Авторская позиция в публицистике
  2. Язык публицистики
  3. Жанры публицистики

Глава 2. Тематика публицистики А. А. Кабакова 

  1. Тематика  публикаций
 

Глава 3. Жанрово-стилистические особенности публицистики А. Кабакова

  1. Жанровая специфика публицистики
  2. Стилевое своеобразие творчества А. Кабакова
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Объектом  нашего исследования в этой работе является публицистика Александра Абрамовича Кабакова.  

Предметом исследования является тематика и жанрово-стилевые особенности публицистики этого автора.

Материалом  для исследования послужили многочисленные публицистические материалы А.Кабакова: «Чисто наша жизнь», «Ожидая спасения», «Что мы знаем о жизни», «Да здравсвует демократия, черт бы ее взял!», сборник  заметок «Горькие заметки», «Жертвы  и разрушения», «Семейный скандал  с исторической точки зрения», «Чего с депутата взять?»,

«Но кандидатом быть обязан», ««Да» в смысле «нет»», «Заметка без повода», «Россия. Работает круглосуточно» , «За что?!»,«Разводной мост»,«Страна умственного труда». 

Цель  работы: выявить своеобразие публицистики А. Кабакова, разобрать его работы  с точки зрения, рассматриваемых тем, специфики стиля и жанрового разнообразия.

Все это  формирует задачи исследования: разобраться с понятием публицистики, как жанром литературы и журналистики, определить жанры, которые реализуются в публицистике и разобрать языковые средства публицистических материалов. 
 
 
 

Глава 1. Публицистика.

 

Определение 

     Публицистика  во всей полноте отражает текущую  историю, обращена к злободневным проблемам  общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д.,

     Публицистика, как и художественная литература, имеет дело со словом. Публицистика, прежде всего, использует такой канал коммуникации, такие средства массовой информации и пропаганды, как журналистика. Государственные и негосударственные газеты, радио и телевидение, располагая широкой и разветвленной сетью корреспондентов, создает многообразную, разностороннюю, всеохватывающую "историю современности".

     Так же, как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен  ее жанровый диапазон, велики выразительные  ресурсы. 
Прохоров Е. П. указывал, что: "...публицистика предлагает особый тип ориентации - не столько в законах действительности и в эпохах развития общества, сколько в текущих событиях во всем их многоцветии и разнообразии. Это означает также что наука, искусство и публицистика взаимодействуют и здесь существуют переходные формы". Прохоров Е. П. отмечал, что "...публицистика призвана помочь практически процессу духовного сознания мира народными массами, способствовать правильному, глубокому, всестороннему ориентированию их в текущей действительности. Именно публицистика, нашедшая свое место, прежде всего, в периодической печати, затем на радио, в кино, телевидении, в наибольшей степени соответствует особенностям формирования и функционирования этого типа сознания". Известно, что специфическое социальное предназначение публицистики - формирование общественного мнения. Формирование общественного мнения является важнейшей, но не единственной функцией публицистики. Прохоров Е. П. в своих трудах указывал на две функции публицистики: социально-педагогическую и информационно  познавательную.

     Публицистика  объединяет в себе качества науки  и искусства, а потому и выступает  как особый тип творчества. Публицист  использует в своем творчестве элементы художественной литературы. У публицистики в отличие от художественной литературы не только свои задачи, не только свои приемы творчества, но и свое слово. Публицистика для Горького М. - очень  важная часть общелитературного  дела. Герцен и революционные демократы  рассматривали публицистику как  неотъемлемую составную часть, особый род литературы, как искусство  слова и одновременно оружие политической борьбы. Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев, Плеханов, Луначарский и  другие в своих работах подчеркивали, что история публицистики предоставляет  бесконечный ряд произведений, которые  являются образцом научного анализа  социальных фактов.

     Многие  исследователи обращались к вопросу, вступает ли публицист в сферу  искусства, в его предметную область. Плеханов Г. В. иногда противопоставлял публициста и художника: "Художник, - писал он, - мыслит образами. Публицист  доказывает свою мысль с помощью  логических доводов". Эльсберг Я. Е., Поспелов Г. Н. утверждают, что образ  имеет дополнительное, иллюстративное, поясняющее значение. Лазебник Е. А. считал, что "художественность является неотъемлемым элементом силы публицистики. Художественность - вот та магистральная линия в  развитии публицистики, которая объединяет ее с литературой...". 

Авторская позиция в публицистике 

     Публицистика - искусство слова. Исходный материал, которым оперирует публицистика - факт. Ни одна серьезная статья автора не обходится без ссылки на факт. Тем самым, факт представляет собой начало всех начал.

     В качестве фактов могут выступать  вторичные факты или, точнее, факты  вторичного использования. Публицисту не обязательно опираться только на свои собственные наблюдения, он может подчеркнуть бесценный  материал в прессе, найти в архивах  и документах.

     Проблема  автора в художественной литературе стала предметом внимания целого ряда ученых, таких как: Виноградова  В. В., Гуковского Г. А., Гинзбург Л. Я., Кормана Б. О., Стюфляевой М. и других.

     Авторская воля при создании образа обнаруживается по преимуществу в многократном и  тщательном отборе факторов, которые  несут знание о герое и помогают выстроить стержень характера. В  публицистическом произведении автор  выступает носителем определенной идеологии. Существует определенное звено "автор - герой - читатель".

     Автор в публицистике идентичен личности публициста. Он лицо невыдуманное, реальное, хорошо известное многим читателям, пользующееся их расположением. Для  читателя особенно важно, что автор-публицист  является не только носителем определенных идей, но и "одним из нас", "просто человеком" со своими взглядами, вкусами  и привычками. Следя за публикациями читаемого журналиста, мы начинаем невольно собирать о нем (авторе) дополнительные сведения.

     Основным  жанром публицистики является репортаж. Качества репортажа зависят от степени  погружения публициста в изучаемую  среду. Стюфляева М. («Искусство публицистики») указывает: "...В одних случаях автор выступает только как свидетель неких эпизодов, в других - он вмешивается в происходящее, и событие оказывается высвеченным изнутри. Наконец, нередко автор выступает в качестве инспиратора общественно значимого действия. Три позиции автора - три очень приблизительно выделенных состояния репортажного повествования".

     Стюфляева М.  отмечает, что широко распространенной и самой наглядной формой выражения  авторского начала в публицистике является обозначение присутствия журналиста на месте события.

     Внешними  приметами документальности в тексте становятся указание места и времени  происходящего, подлинные имена  людей. Но есть публицистические произведения, хотя они и безадресны, но которым  не в праве отказать в документальности. Автор, рассказывая о событиях, должен гарантировать истинность происходящего. А.Агроновский в своих работах  указывал, что в публицистике стремление скрыть "мешающие" факты, обойти негативные стороны явления, прибегнуть к "фигуре умолчания" оборачивается антихудожественностью, эстетической несостоятельностью. Авторское  присутствие в корреспонденции  и статье обнаруживается не менее  решительно, чем в жанрах, традиционно  несущих печать личности, - в репортаже, очерке.

     В документальной публицистике устанавливаются  качественно новые связи автора с окружающей средой, обогащаются  его взаимоотношения с героями. Автор и герой прежде всего  принадлежат одному миру - миру реальной действительности. Публицист волен  силой личного вмешательства  подчеркнуть, объяснить, выделить наиболее значимые факты.

     Место и значение образа в публицистике занимали многих ученых. Белинский  В. Г. писал: "Кажется, что бы делать искусству (в смысле художества) там, где писатель связан источниками, фактами  и должен только о том стараться, чтобы воспроизвести эти факты  как можно вернее? Но в том-то и  дело, что верное воспроизведение  фактов невозможно при помощи одной  эрудиции, а нужна еще фантазия. Исторические факты, содержащиеся в  источниках, не более, как камни и  кирпичи: только художник может воздвигнуть  из этого материала изящное здание". Существенна роль образа, а следовательно, и обращение публициста к предмету искусства, прежде всего при написании  очерка и фельетона. 

Язык  публицистики

     Убедиться  в тематической широте публицистики можно, открыв любую газету и просмотреть  её заголовки.  Газета может писать о политике, о дипломатии, о спорте, об искусстве, общественных движениях, экономике, строительстве и т. д. Темы газетных публикаций трудно исчерпать, настолько они разнообразны. Одной из важных функций публицистики (в частности ее газетно-журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты (см., например, "Русские ведомости" петровского времени) постепенно оттеснялась другой - агитационно-пропагандистской - или иначе - воздействующей.

     В силу этого публицистике, в особенности  газетной, была свойственна ярко и  непосредственно выраженная функция  воздействия, или экспрессивная. Эти  две основные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня  не расчленены в газетной речи.

Многообразен  и жанровый репертуар современной  публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и  заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры.

     Богата  публицистика и выразительными ресурсами. Как и художественная литература, она обладает значительной силой  воздействия, использует самые разнообразные  тропы, риторические фигуры, многообразные  лексические и грамматические средства.

     Тематическая  неограниченность газетно-публицистического  стиля определяет необычайную широту и разнообразие его лексики. С  этой точки зрения публицистика - наиболее богатая разновидность литературы.

     Каждый  стиль по-своему распоряжается словом. Так, научная речь стремится ограничить значение слова понятием - четким, очерченным, стабильным, выделить, подчеркнуть понятийное. Разговорная речь отличается наибольшей подвижностью слова, имеющего широкое, слабо дифференцированное, расплывчатое значение. Для слова в художественной литературе характерно обнажение его внутренней формы, заложенной в нем образности. Оно не менее подвижно и гибко, чем в разговорной речи, но подвижность слова предстает как результат творческой деятельности художника, сознательно использующего возможности лексики.

     Принципиальное  отличие публицистического слова  заключается в большой роли в  нем эмоционального, приобретающего в рамках газетно-публицистического  стиля оценочный характер. Публицистика - это литература по общественно-политическим вопросам современности. Предмет публицистики - жизнь в обществе, политика, экономика - касается интересов каждого человека. Невозможно бесстрастно писать о том, что волнует миллионы людей, например, об этнических конфликтах, о ценах и инфляции. Вялые выражения, обтекаемые формулировки здесь просто неприемлемы, невозможны. Необходима оценка социальных, политических явлений, тенденций и процессов. По самой своей сути публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение.   Публицист не пассивный регистратор событий, а активный их участник, страстно и открыто отстаивающий идеи, которым он привержен.

     По  сравнению с другими функциональными  стилями (конечно, кроме художественного  и разговорно-бытового), доля средств  и способов достижения экспрессивности  оказывается в публицистической речи в целом весьма высокой. Не случайно характеристику публицистического  стиля обычно ограничивают описанием  специфически экспрессивных средств. 
В принципе, весь спектр литературного языка открыт для публицистики. Но главный критерий употребления, отбора речевых средств - общедоступность. Исключаются языковые средства, не обладающие этим качеством: узкоспециальные слова и выражения, диалектизмы, арготизмы, поэтизмы, варваризмы - все, что может вызвать затруднения в понимании сообщения.

     Функция воздействия (экспрессивная функция), важнейшая для газетно-публицистического  стиля, обусловливает острую потребность  публицистики в оценочных средствах  выражения. И публицистика берет  из литературного языка практически  все средства, обладающие свойством  оценочности. Некоторые толковые словари  русского языка, в первую очередь  словарь под редакцией Д.Н. Ушакова, дают к некоторым словам стилистические пометы "газетное", "публицистическое". Это означает, что данные слова  характерны для газеты, публицистики, закреплены за ними. Оказалось, что  почти все эти слова имеют  яркую оценочную окраску: агентура, акробаты благотворительности, активизация, акция, болячка, бомбист, бутербродный писака, верхушка, веха и др.

Информация о работе Жанрово-стилевое своеобразие публицистики А. Кабакова