Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 11:38, курсовая работа
Цель работы: выявить своеобразие публицистики А. Кабакова, разобрать его работы с точки зрения, рассматриваемых тем, специфики стиля и жанрового разнообразия.
Все это формирует задачи исследования: разобраться с понятием публицистики, как жанром литературы и журналистики, определить жанры, которые реализуются в публицистике и разобрать языковые средства публицистических материалов.
Введение
Публицистика.
Определение
Авторская позиция в публицистике
Язык публицистики
Жанры публицистики
Глава 2. Тематика публицистики А. А. Кабакова
Тематика публикаций
Глава 3. Жанрово-стилистические особенности публицистики А. Кабакова
Жанровая специфика публицистики
Стилевое своеобразие творчества А. Кабакова
Оглавление:
Введение
Глава
2. Тематика публицистики
А. А. Кабакова
Глава 3. Жанрово-стилистические особенности публицистики А. Кабакова
Введение
Объектом
нашего исследования в этой работе является
публицистика Александра Абрамовича Кабакова.
Предметом исследования является тематика и жанрово-стилевые особенности публицистики этого автора.
Материалом для исследования послужили многочисленные публицистические материалы А.Кабакова: «Чисто наша жизнь», «Ожидая спасения», «Что мы знаем о жизни», «Да здравсвует демократия, черт бы ее взял!», сборник заметок «Горькие заметки», «Жертвы и разрушения», «Семейный скандал с исторической точки зрения», «Чего с депутата взять?»,
«Но кандидатом
быть обязан», ««Да» в смысле «нет»», «Заметка без повода», «Россия.
Работает круглосуточно» ,
«За что?!»,«Разводной мост»,«Страна умственного
труда».
Цель работы: выявить своеобразие публицистики А. Кабакова, разобрать его работы с точки зрения, рассматриваемых тем, специфики стиля и жанрового разнообразия.
Все это
формирует задачи
исследования: разобраться с понятием
публицистики, как жанром литературы и
журналистики, определить жанры, которые
реализуются в публицистике и разобрать
языковые средства публицистических материалов.
Определение
Публицистика во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д.,
Публицистика, как и художественная литература, имеет дело со словом. Публицистика, прежде всего, использует такой канал коммуникации, такие средства массовой информации и пропаганды, как журналистика. Государственные и негосударственные газеты, радио и телевидение, располагая широкой и разветвленной сетью корреспондентов, создает многообразную, разностороннюю, всеохватывающую "историю современности".
Так
же, как и беллетристика, публицистика
тематически неисчерпаема, огромен
ее жанровый диапазон, велики выразительные
ресурсы.
Прохоров Е. П. указывал, что: "...публицистика
предлагает особый тип ориентации - не
столько в законах действительности и
в эпохах развития общества, сколько в
текущих событиях во всем их многоцветии
и разнообразии. Это означает также что
наука, искусство и публицистика взаимодействуют
и здесь существуют переходные формы".
Прохоров Е. П. отмечал, что "...публицистика
призвана помочь практически процессу
духовного сознания мира народными массами,
способствовать правильному, глубокому,
всестороннему ориентированию их в текущей
действительности. Именно публицистика,
нашедшая свое место, прежде всего, в периодической
печати, затем на радио, в кино, телевидении,
в наибольшей степени соответствует особенностям
формирования и функционирования этого
типа сознания". Известно, что специфическое
социальное предназначение публицистики
- формирование общественного мнения.
Формирование общественного мнения является
важнейшей, но не единственной функцией
публицистики. Прохоров Е. П. в своих трудах
указывал на две функции публицистики:
социально-педагогическую и информационно
познавательную.
Публицистика объединяет в себе качества науки и искусства, а потому и выступает как особый тип творчества. Публицист использует в своем творчестве элементы художественной литературы. У публицистики в отличие от художественной литературы не только свои задачи, не только свои приемы творчества, но и свое слово. Публицистика для Горького М. - очень важная часть общелитературного дела. Герцен и революционные демократы рассматривали публицистику как неотъемлемую составную часть, особый род литературы, как искусство слова и одновременно оружие политической борьбы. Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев, Плеханов, Луначарский и другие в своих работах подчеркивали, что история публицистики предоставляет бесконечный ряд произведений, которые являются образцом научного анализа социальных фактов.
Многие
исследователи обращались к вопросу,
вступает ли публицист в сферу
искусства, в его предметную область.
Плеханов Г. В. иногда противопоставлял
публициста и художника: "Художник,
- писал он, - мыслит образами. Публицист
доказывает свою мысль с помощью
логических доводов". Эльсберг Я. Е.,
Поспелов Г. Н. утверждают, что образ
имеет дополнительное, иллюстративное,
поясняющее значение. Лазебник Е. А. считал,
что "художественность является неотъемлемым
элементом силы публицистики. Художественность
- вот та магистральная линия в
развитии публицистики, которая объединяет
ее с литературой...".
Авторская
позиция в публицистике
Публицистика - искусство слова. Исходный материал, которым оперирует публицистика - факт. Ни одна серьезная статья автора не обходится без ссылки на факт. Тем самым, факт представляет собой начало всех начал.
В качестве фактов могут выступать вторичные факты или, точнее, факты вторичного использования. Публицисту не обязательно опираться только на свои собственные наблюдения, он может подчеркнуть бесценный материал в прессе, найти в архивах и документах.
Проблема автора в художественной литературе стала предметом внимания целого ряда ученых, таких как: Виноградова В. В., Гуковского Г. А., Гинзбург Л. Я., Кормана Б. О., Стюфляевой М. и других.
Авторская
воля при создании образа обнаруживается
по преимуществу в многократном и
тщательном отборе факторов, которые
несут знание о герое и помогают
выстроить стержень характера. В
публицистическом произведении автор
выступает носителем
Автор в публицистике идентичен личности публициста. Он лицо невыдуманное, реальное, хорошо известное многим читателям, пользующееся их расположением. Для читателя особенно важно, что автор-публицист является не только носителем определенных идей, но и "одним из нас", "просто человеком" со своими взглядами, вкусами и привычками. Следя за публикациями читаемого журналиста, мы начинаем невольно собирать о нем (авторе) дополнительные сведения.
Основным жанром публицистики является репортаж. Качества репортажа зависят от степени погружения публициста в изучаемую среду. Стюфляева М. («Искусство публицистики») указывает: "...В одних случаях автор выступает только как свидетель неких эпизодов, в других - он вмешивается в происходящее, и событие оказывается высвеченным изнутри. Наконец, нередко автор выступает в качестве инспиратора общественно значимого действия. Три позиции автора - три очень приблизительно выделенных состояния репортажного повествования".
Стюфляева
М. отмечает, что широко распространенной
и самой наглядной формой выражения
авторского начала в публицистике является
обозначение присутствия
Внешними
приметами документальности в тексте
становятся указание места и времени
происходящего, подлинные имена
людей. Но есть публицистические произведения,
хотя они и безадресны, но которым
не в праве отказать в документальности.
Автор, рассказывая о событиях, должен
гарантировать истинность происходящего.
А.Агроновский в своих работах
указывал, что в публицистике стремление
скрыть "мешающие" факты, обойти негативные
стороны явления, прибегнуть к "фигуре
умолчания" оборачивается
В документальной публицистике устанавливаются качественно новые связи автора с окружающей средой, обогащаются его взаимоотношения с героями. Автор и герой прежде всего принадлежат одному миру - миру реальной действительности. Публицист волен силой личного вмешательства подчеркнуть, объяснить, выделить наиболее значимые факты.
Место
и значение образа в публицистике
занимали многих ученых. Белинский
В. Г. писал: "Кажется, что бы делать
искусству (в смысле художества) там,
где писатель связан источниками, фактами
и должен только о том стараться,
чтобы воспроизвести эти факты
как можно вернее? Но в том-то и
дело, что верное воспроизведение
фактов невозможно при помощи одной
эрудиции, а нужна еще фантазия.
Исторические факты, содержащиеся в
источниках, не более, как камни и
кирпичи: только художник может воздвигнуть
из этого материала изящное
Язык публицистики
Убедиться в тематической широте публицистики можно, открыв любую газету и просмотреть её заголовки. Газета может писать о политике, о дипломатии, о спорте, об искусстве, общественных движениях, экономике, строительстве и т. д. Темы газетных публикаций трудно исчерпать, настолько они разнообразны. Одной из важных функций публицистики (в частности ее газетно-журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты (см., например, "Русские ведомости" петровского времени) постепенно оттеснялась другой - агитационно-пропагандистской - или иначе - воздействующей.
В силу этого публицистике, в особенности газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в газетной речи.
Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры.
Богата публицистика и выразительными ресурсами. Как и художественная литература, она обладает значительной силой воздействия, использует самые разнообразные тропы, риторические фигуры, многообразные лексические и грамматические средства.
Тематическая
неограниченность газетно-публицистического
стиля определяет необычайную широту
и разнообразие его лексики. С
этой точки зрения публицистика - наиболее
богатая разновидность
Каждый стиль по-своему распоряжается словом. Так, научная речь стремится ограничить значение слова понятием - четким, очерченным, стабильным, выделить, подчеркнуть понятийное. Разговорная речь отличается наибольшей подвижностью слова, имеющего широкое, слабо дифференцированное, расплывчатое значение. Для слова в художественной литературе характерно обнажение его внутренней формы, заложенной в нем образности. Оно не менее подвижно и гибко, чем в разговорной речи, но подвижность слова предстает как результат творческой деятельности художника, сознательно использующего возможности лексики.
Принципиальное
отличие публицистического
По
сравнению с другими
В принципе, весь спектр литературного
языка открыт для публицистики. Но главный
критерий употребления, отбора речевых
средств - общедоступность. Исключаются
языковые средства, не обладающие этим
качеством: узкоспециальные слова и выражения,
диалектизмы, арготизмы, поэтизмы, варваризмы
- все, что может вызвать затруднения в
понимании сообщения.
Функция
воздействия (экспрессивная функция),
важнейшая для газетно-
Информация о работе Жанрово-стилевое своеобразие публицистики А. Кабакова